Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:47, курсовая работа
Актуальность исследования: Я решила заняться этой научно-исследовательской работой, так как сочла ее актуальной на сегодняшний день. Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка, рассмотренная в данной работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения роли отца и матери в воспитании ребенка
1.1. О природе материнского поведения………………………………………………4
1.2. Готовность к отцовству……………………………………………………………..8
1.3. Влияние отца на психическое развитие ребенка……………………………….. 12
1.4. Как родители влияют на образ «Я» ребенка…………………………………….16
1.5. В чем разница между материнским и отцовским воспитанием………………...21
1.6. Поведение родителей и привязанности…………………………………………..22
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи отношений детей дошкольного возраста и родителей.
2.1.Организация и методы исследования ……………………………………………….31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………………… 35
Заключение……………………………………………………………………………… 42
Список литературы……………………………………………………………………...44
Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям: оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдается в 3 семьях (20%), к нейтральному уровню можно отнести 7 семей (47%), родительские отношения которые носят отрицательный характер, проявляются в 5 семьях (33%).
По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к развитию тревожности у детей.
Результаты исследования представлены в рисунке 5
Рис. 2.5 Уровни родительского отношения к детям
Таким образом, результаты исследования показали, что в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на всех сторонах воспитания, в том числе и нравственном. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые необходимо учитывать в воспитательном процессе, следует считать такие:
- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
- отсутствие нормального психологического климата в семье;
- безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, причинение детям тяжелых нравственных страданий).
- отсутствие семейных традиций, что, несомненно сказывается на нравственном воспитании детей в семье
Заключение
Связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи. Теперь психологам понятно, что одна и та же доминирующая черта личности или повеления родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты - грубость, несдержанность, так и прямо противоположные, а именно подавленность, робость.
Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей соей собственной личности. Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка... Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.
Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи является система общения - межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.
В результате взаимовлияния индивидов в семье, она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.
Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.
Для всестороннего развития ребёнка необходимо создать такие условия в семье, при которых его физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания - здоровье ребёнка, его счастье и благополучие.
Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности.
Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путем формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
В ходе нашего исследования нами были разработаны и внедрены анкеты, которые нам помогли выяснить какую роль играет семья в воспитании ребёнка младшего дошкольного возраста. Нами было установлено, что на процесс воспитания детей младшего дошкольного возраста влияет прежде всего стиль взаимоотношений в семье и то, на сколько актуальна эта проблема для родителей, кроме того важными являются семейные традиции, благодаря которым у ребёнка формируются нравственные качества, чувства, потребности.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, делаем вывод о том, что задача педагога заключается в необходимости объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Список литературы
1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 3 -5.
2. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 41.
3. Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. - М.: «Прсвещение», 1969. - 169 с.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Изд. 3-е. - СПб.: «Питер», 2008. - 176 с.
5. Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи // Вестник МГУ. - 1996. - №1. - С. - 42 - 49.
6. Змановский Ю.Ф., Гребенщиков И.В. Наши дети. - Изд. 2-е. - М.: «Юрид. лит»., 1989. - 368 с.
7. Кори Дж., Шнайдер-Кори М. Как стать хорошим психологом. - СПб.: «Прайм-Еврознак», 2007. - 475 с.
8. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: Учеб. пособие - практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 432 с.
9. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. - 2006. - №12. - С. 104 - 110.
10. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. - М.: «Просвещение», 1981. - 176 с.
11. Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А. Сластенин. - М.: «Академия», 2002. - 134 с.
12. Нравственное и эстетическое воспитание: Внеклассная работа со старшеклассниками. / Под ред. Д.И. Водзинского. - Мн.: «Народная асвета», 1982. - 151 с.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Оникс», «Мир и образование», 2007. - 639 с.
14. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: «Просвещение», 1987. - 144 с.
15. Островская Л.Ф. Педагогические знания - родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. - М.: «Просвещение», 1983. - 176 с.
16. Популярная психология для родителей. / Под ред. А.С. Спиваковский. - СПб.: «Питер», 1997. - 342 с.
17. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитатние. - 2006. - №1. - С. 14 - 16.
18. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей «Семь Я» // Дошкольная педагогика. - 2007. - №7. - С. 49 - 53.
19. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: «Академия», 2000. - 72 с.
20. Свердлова О.Г. Углы семейного кольца: диалоги о воспитании. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. - 368 с.
21. Синягина М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: «Академия», 2001. - 316 с.
22. Синицына П.П. Воспитание современного школьника: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. - 159 с.
23. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. - М.: «Академия», 2002. - 192 с.
24. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - С. 3.
25. Смирнова Е.О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. - 1996. - №6. - С. 47.
26. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. - 1994. - №6. - С. 5 - 15.
27. Султанова Н., Цилько Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - С. 7 - 14.
28. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика. - 2007. - №8. - С. 9 - 11.
29. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 314 с.
30. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов. - Изд. 3-е. - М.: «Академический проект»; Екатеринбург: «Деловая книга», 2007. - 736 с.
31. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. - Изд. 4-е. - М.: Издательство политической литературы, 1980. - 444 с.
Информация о работе Роль отца и матери в воспитании детей дошкольного возраста