Роль педагога-организатора в профилактике табакокурения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:57, реферат

Описание работы

Все специалисты, работающие с молодежью, столкнулись сейчас с рядом проблем. Это связано в основном с тем, что подростки и молодежь, т.е. те, с кем работаем мы с вами, испытывают трудности в установлении контактов с миром взрослых людей. С одной стороны, это и вина взрослых: они слишком увлечены зарабатыванием денег и делением сфер влияния, они слишком много уделяют внимания собственным болезням, забывая порой о проблемах собственных детей или, наоборот, решая их очень активно, не давая ребенку свободы в своих проявлениях. Все это ставит перед нами задачи, решать которые необходимо в работе с молодежью.

Содержание работы

Введение 3
1. Проблема табакокурения в подростковом возрасте 5
1.1 Состояние здоровья подростков в современных условиях 5
1.2 Проблема зависимого поведения 6
2. Практические занятия по профилактике табакокурения среди подростков 12
2.1 Требования к подготовке учителя 12
2.2 Преодоление давления сверстников 20
Заключение 24
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

refland.ru_dokument_microsoft_word_109.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Роль педагога-организатора в профилактике табакокурения

Содержание

 

Введение 3

1. Проблема табакокурения в подростковом  возрасте 5

1.1 Состояние здоровья подростков  в современных условиях 5

1.2 Проблема зависимого поведения 6

2. Практические занятия по профилактике табакокурения среди подростков 12

2.1 Требования к подготовке учителя 12

2.2 Преодоление давления сверстников 20

Заключение 24

Список литературы 27

 

 

Введение

 

Все специалисты, работающие с молодежью, столкнулись сейчас с рядом проблем. Это связано в основном с тем, что подростки и молодежь, т.е. те, с кем работаем мы с вами, испытывают трудности в установлении контактов с миром взрослых людей. С одной стороны, это и вина взрослых: они слишком увлечены зарабатыванием денег и делением сфер влияния, они слишком много уделяют внимания собственным болезням, забывая порой о проблемах собственных детей или, наоборот, решая их очень активно, не давая ребенку свободы в своих проявлениях. Все это ставит перед нами задачи, решать которые необходимо в работе с молодежью.

Одной из самых актуальных задач  в работе с молодежью становится сейчас работа по профилактике различного рода зависимостей. На первом месте, конечно, остается наркомания и идущий с ней  рядом СПИД, масштабы распространения  которых уже давно признаны катастрофическими. Сотни молодых людей из тех, с кем нам приходится работать ежедневно, умирают либо от передозировки, либо от СПИДа.

Во-вторых, алкоголизм все еще остается проблемой, не смотря на то, что алкоголь уже “вплетен” в традиции и  является скорее “частью культуры”, нежели веществом, приносящим вред. И то, что сейчас учащиеся 5 классов свободно приобретают пиво или коктейли, должно стать для нас “сигналом”, заставляющим пересмотреть формы, методы работы с молодежью по профилактике алкоголизма.

В-третьих, существует еще одна проблема, которая, однако, пока не распространена как наркотик, но является не менее  опасной в виду своей “прогрессивности”  и “безвредности”. Мы имеем в  виду Интернет и компьютерные игры, точнее, излишнюю увлеченность ими детей и молодежи, что начинает переходить в зависимость.

Наряду с “очевидными” зависимостями  типа наркомании, алкоголизма, интернет-зависимости, сектантства, есть также то, что не заметно на первый взгляд. Например, трудоголия. Есть подростки, которые  уделяют работе или учебе много времени, не позволяя себе отдыхать, доводя себя до состояния нервного и физического истощения.

В любом случае в основе всех этих проблем лежат одни и те же причины: у подростков не сформировано умения преодолевать сложные ситуации, владеть своими эмоциями, конструктивно решать проблемы, взаимодействовать со взрослыми, сотрудничать и находить компромисс.

Одна из основных задач современного воспитания школьников – профилактика табакокурения.

 

 

1. Проблема табакокурения в подростковом возрасте

1.1 Состояние здоровья подростков  в современных условиях

 

Данные официальной статистики и результаты специальных научных  исследований свидетельствуют о  том, что в последние годы для  подростков стала характерна не только широкая распространенность вредных привычек, но и более раннее приобщение к ним.

Курение - один из основных факторов риска  формирования расстройств здоровья и одна из основных причин случаев  смерти, которые можно было бы предотвратить. Многочисленные данные свидетельствуют  о том. что чем раньше человек начинает курить, тем больше вероятность развития у него таких патологий, как хронический бронхит, эмфизема, сердечно-сосудистые заболевания, рак легкого. Однако, с точки зрения подростка, курение представляет потенциальную или весьма отдаленную опасность для здоровья. С другой стороны, информация о риске снижения функциональных

возможностей дыхательной системы  при курении может произвести достаточно сильное впечатление, особенно на школьников, ориентированных на занятия спортом или другими видами активной физической деятельности.

По данным научных исследований, в настоящее время в Российской Федерации девушки наиболее часто  приобщаются к курению в возрасте 13-14 лет, юноши в 10-11 лет. За последнее  десятилетие возраст начала курения у подростков снизился на 1-2 года. Возрастная динамика распространенности курения среди детей младшего и старшего подросткового возраста представлена в Табл. 1.

Таблица 1 Распространенность курения  среди подростков-школьников (% от числа  опрошенных)

Пол Класс обучения

7-й 8-й 9-й 10-й 11-й

Юноши 13,0 18,4 19,8 31,0 45,1

Девушки 1,8 9,9 17,5 20,5 30,3

 

С 13 до 17 лет частота курения  среди юношей возрастает в 3,5 раза, среди  девушек - почти в 17 раз. По данным длительных наблюдений, распространенность курения среди подростков младшего возраста ежегодно увеличивается в среднем на 1%, старшего возраста на 2%.

Анализ причин курения показывает, что формирование данной привычки наиболее часто отмечается среди детей, члены  семьи, сверстники или друзья которых  курят, а также среди работающих подростков и совмещающих учебу с работой. Об этом свидетельствуют и данные о большей распространенности курения среди учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Так, более 60% юношей и 40% девушек - учащихся ПТУ и колледжей курят постоянно.

Кроме того, установлено, что некоторые  психологические черты, сформировавшиеся под воздействием определенных социальных условий, способствуют приобщению подростков к курению. К таким личностным чертам относятся отсутствие ясных жизненных целей и социальных установок, а также желание как можно раньше приобщиться к «взрослым» стереотипам поведения.

 

1.2 Проблема зависимого поведения

 

Проблема зависимого поведения, формирующегося в результате взаимодействия с объектами, способными вызвать зависимость, в образовательных учреждениях стоит особенно остро. Список объектов зависимости достаточно широк: различные вещества, процессы, источники информации и эстетического наслаждения, люди, работа и т.д. Некоторые из них одобряются обществом, другие представляют личностную проблему человека, но не являются социально опасными, третьи имеют статус социально опасных .

Особую роль в формировании зависимости  играют психоактивные вещества (ПАВ), постепенно подчиняющие себе душу и  тело человека. Наиболее уязвимыми категориями людей для названной зависимости являются дети, подростки, молодежь. Именно они становятся жертвами наркобизнеса, число которых стремительно растет в условиях ценностно-нормативного кризиса и представляет реальную угрозу генофонду нации. Что можно противопоставить универсальной технологии наркотизации, чтобы защитить детей? Возможно, не менее доступную по сравнению со средой наркотизации, среду профилактического пространства, организуемую междисциплинарной командой высококлассных специалистов. Но чтобы сделать помощь действенной, необходимо четко представлять себе, что происходит с человеком на каждом шаге наркотизации, что предшествует ему.

Практически в каждой психологической  концепции имеется материал, помогающий понять какие – либо стороны, черты зависимого поведения и на их основе построить программу помощи. При эклектическом подходе психолог погружается в феноменологический мир клиента и, опираясь на совокупность теорий и их практику, выбирает наиболее адекватные для клиента способы оказания помощи.

Зависимое поведение можно определить как внешние действия человека, связанные  с непреодолимым влечением к  какому – либо объекту. Объект зависимости, с одной стороны, является средством  удовлетворения потребности, лежащей в основе влечения, а, с другой стороны - ведущим мотивом деятельности. В случае табакозависимости в роли объекта и мотива деятельности выступает психоактивное вещество.

Табакозависимое поведение полифункционально, как и любое другое. Однако в  ходе развития зависимости на разных стадиях доминируют разные функции:

Познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания).

Гедоническая функция (получение  удовольствия)

Психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в поведение, которое пугает).

Компенсационная функция (замещение  проблемного функционирования в  сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.).

Стимулирующая функция (повышение  продуктивности деятельности).

Адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих  наркотики 

Анестетическая функция (избегание  боли)

Для определения стратегии разрушения зависимости, либо ее первичной профилактики необходимо выявить совокупность функций каждого этапа развития зависимого поведения и оценить их с позиций доминирования.

На зависимое поведение влияет ряд факторов. Традиционно их можно  объединить в четыре группы: биологические, социальные, духовные (культурные) и психологические. Совокупность факторов в каждой конкретной ситуации определяет степень риска формирования предрасположенности к зависимому поведению.

Зависимое поведение изменяет все  уровни жизнедеятельности человека:

Когнитивный уровень (мысли, убеждения, фантазии, сны)

Эмоциональный уровень (чувства, эмоции)

Сенситивный уровень (ощущения)

Коммуникативный уровень (межличностные  отношения)

Уровень восприятия (себя, объективной  и субъективной реальности)

Уровень биологического существования (привычки, двигательная активность, работоспособность, режим питания, паттерны сна, рацион, применяемые лекарственные препараты, ПАВ)

Поведенческий уровень (стереотипность, ритуальность, необходимость)

Духовный уровень (нравственность, альтруизм)

Все уровни взаимосвязаны и в  процессе развития зависимого поведения  все более фокусируются на ПАВ, все  остальное оказывается на периферии.

Механизм возникновения табакозависимости  соответствует универсальному механизму  формирования любой зависимости от вещества и представляет собой цепочку поступков, ведущих к зависимому поведению: контакт – нерегулярное употребление – регулярное употребление – злоупотребление – зависимое поведение .

При этом формируется три типа зависимостей: социальная (от наркотизированной группы), психологическая (доминанта на ПАВ, положительное эмоциональное состояние при приеме ПАВ и отрицательное эмоциональное состояние в его отсутствии), химическая зависимость (ПАВ становится необходимым компонентом различных структур биологического функционирования человека) Последовательность формирования этих типов зависимостей зависит от конкретных условий и вида ПАВ. При употреблении героина в 55% случаев психологическая зависимость формируется после первого контакта с ним.

Как известно большинство курильщиков приобщается к табаку в подростковом возрасте, основной конфликт которого Эриксон определил как конфликт идентичности против ролевой путаницы. В отечественной психологии выделен еще один конфликт, который можно обозначить в соответствии терминологией Эриксона как групповую идентичность против отчуждения группой. В подростковом возрасте, в отличие от предыдущих стадий развития, где взрослые, прежде всего родители, оказывали более или менее прямое воздействие на решение важнейших задач ребенком, их влияние становится косвенным. Подростку приходится полагаться, прежде всего, на свои внутренние ресурсы, сформированные убеждения и социальные умения. Если у подростка сформировано доверие к окружающему миру (что в современной социальной ситуации является проблематичным), самостоятельность, ответственность, коммуникативная культура, система нравственных убеждений, то его шансы на успешную идентичность значительно возрастают. Если подросток отягощен наследственными психическими заболеваниями, имеет в истории семьи алкоголизм или наркоманию, является созависимым (наличие заболевания наркомании или алкоголизма у членов семьи), имеет эмоциональную зависимость от матери, то его шансы на достижение идентичности уменьшаются.

Недоверчивому, неуверенному в себе, комплексующему подростку осознание собственной индивидуальности и отождествление себя с какой-либо социальной группой, может оказаться непосильной задачей. У такого подростка будут проявляться симптомы путаницы ролей, неуверенности в понимании кто он такой, к чему стремится, к какой среде принадлежит. Трудности идентификации могут привести к тому, что подросток начнет стремиться к негативной идентичности, к образу своего “я”, являющегося противоположным тому, который хотели бы видеть родители, учителя, общество. Такому подростку легче идентифицировать себя с антисоциальными группами, в том числе с наркоманами, чем вообще не обрести своего социального “я” .

Кроме содержательного компонента идентичность включает в себя и оценку. Познавая свою индивидуальность, подросток выясняет каким он себе нравится больше, какая среда его привлекает, что он платит за то, чтобы быть с теми, с кем он хочет быть.

Решение основного конфликта подросткового  возраста во многом зависит от групповых  норм его окружения, а поскольку подросток значимую долю времени реализует себя в образовательном пространстве, то и от его норм и правил. Если нормой образовательного пространства будет здоровый образ жизни, то ученик, не отторгаемый этим пространством, вероятнее всего будет мотивирован на ведение здорового образа жизни (при наличии других благоприятных для этого условий). Как часть единого целого он может обладать его свойствами, которые в сочетании с его индивидуальностью определят степень устойчивости динамического равновесия, психического здоровья, независимости.

 

 

 

 

2. Практические занятия по профилактике  табакокурения среди подростков

2.1 Требования к подготовке учителя 

 

Фундаментом эффективной работы по предупреждению табакокурения учащихся является хорошая подготовка преподавательского состава. Основные требования здесь следующие.

1. Каждый учитель школы, преподаватель  училища, колледжа должен получить  необходимую подготовку по вопросам  предупреждения табакокурения учащихся - начиная со студенческой скамьи, и далее – в процессе постоянного повышения своей квалификации по этим вопросам.

2. Классные руководители, преподаватели  физкультуры, биологии, ОБЖ должны  пройти дополнительную подготовку, позволяющую им более активно  реализовывать эти программы  в своей учебно-воспитательной работе.

3. Преподаватели основ культуры  здоровья (валеологии, уроков здоровья) и школьные психологи должны  получить подготовку, позволяющую  им консультировать по этим  вопросам своих коллег, проводить  внутришкольные образовательные  программы по этой тематике.

Информация о работе Роль педагога-организатора в профилактике табакокурения