Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:57, реферат
Все специалисты, работающие с молодежью, столкнулись сейчас с рядом проблем. Это связано в основном с тем, что подростки и молодежь, т.е. те, с кем работаем мы с вами, испытывают трудности в установлении контактов с миром взрослых людей. С одной стороны, это и вина взрослых: они слишком увлечены зарабатыванием денег и делением сфер влияния, они слишком много уделяют внимания собственным болезням, забывая порой о проблемах собственных детей или, наоборот, решая их очень активно, не давая ребенку свободы в своих проявлениях. Все это ставит перед нами задачи, решать которые необходимо в работе с молодежью.
Введение 3
1. Проблема табакокурения в подростковом возрасте 5
1.1 Состояние здоровья подростков в современных условиях 5
1.2 Проблема зависимого поведения 6
2. Практические занятия по профилактике табакокурения среди подростков 12
2.1 Требования к подготовке учителя 12
2.2 Преодоление давления сверстников 20
Заключение 24
Список литературы 27
4. В программы повышения
5. Курение учителя (
6. При составлении программ
для педагогов, психологов, социальных педагогов учреждений общего среднего образования;
для профессорско-
для руководителей
образовательных учреждений, специалистов,
руководителей органов
для руководителей системы непрерывного образования, педагогических вузов, средних специальных педагогических учебных заведений.
Приведем примерный тематический план программы повышения квалификации, в рамках которого проводится обучение по тематике предупреждения табакокурения учащихся.
Среди многообразных форм работы при обучении взрослых вопросам здоровья мы выделяем как наиболее эффективные следующие:
семинарские занятия, к которым слушатели готовятся заранее;
дискуссии с активным вовлечением всех участников;
практические занятия;
психолого-педагогический тренинг;
проектная игра;
деловая игра;
ситуативный разбор и др.
Большая часть этих форм работы для предупреждения табакокурения учащихся используется подготовленными психологами, однако, элементы этих форм работы могут быть использованы и учителями-предметниками.
Рекомендации педагогам. Один из важных ресурсов, использование которого позволяет повысить эффективность профилактической работы - взаимодействие с родителями. Как бы хорошо ни строилась профилактика табакокурения в школе, без поддержки семьи трудно достичь стойкого положительного эффекта. Семья и школа по данной проблеме должны стоять на единых позициях.
Прежде чем начать профилактическую работу в школе, нужно проинформировать об этом родителей учащихся, объяснить позицию школы по данной проблеме и заручиться их поддержкой. Это поможет избежать непонимания и вызванного им недовольства действиями школы. Информирование родителей лучше построить по следующей схеме: проводится общее собрание родителей, и администрация школы рассказывает о намерении проводить в школе профилактику табакокурения, разъясняет цели и задачи программы, говорит про ожидаемые результаты, отвечает на возникающие вопросы; затем собрание продолжается по классам, где классные руководители раскрывают суть программы, рассказывают о конкретных мероприятиях, пытаются привлечь родителей на свою сторону, заручиться их поддержкой. Такое собрание лучше проводить в конце учебного года, раскрывая перспективы работы школы на следующий год. Важно, чтобы собрание было тематическим, то есть именно по этой проблеме, что подчеркнет ее значимость .
Следующим шагом будет проведение родительского собрания по этой проблеме в начале учебного года. За лето родители смогут подумать о важности профилактической работы и о возможности своего включения в эту работу. Собрание в начале года может быть самым обычным, по классам, на повестке может стоять несколько вопросов, но вопрос о внедрении профилактической программы должен быть самым значимым. На этом собрании хорошо обсудить следующие вопросы:
выяснить позицию родителей по проблеме курения вообще и, в частности, подросткового курения;
выяснить мнение родителей по поводу проведения профилактики табакокурения в школе;
готовность родителей включиться в работу;
пожелания и идеи родителей по проблеме.
Внедряя в школе программу профилактики табакокурения, проводя занятия по проблеме для детей и подростков, не следует обходить вниманием родителей и останавливаться на проведении простых родительских собраний. Организуя работу с родителями по проблеме курения, мы рекомендуем:
провести диагностику, выявить позиции родителей: группа риска (курящие), родители-лидеры (ведущие здоровый образ жизни, занимающие активную антитабачную позицию, готовые включиться в профилактическую работу);
организовать семинары по проблеме курения для родителей;
организовать отдельную работу с родителями “группы риска”, предоставить им возможность получить социально-психологическую консультативную поддержку;
организовать отдельные собрания родительского актива (родители-лидеры);
провести мониторинг отношения родителей к проблеме табакокурения (проследить динамику изменения отношения родителей к проблеме).
Не являясь специалистами-
Рекомендации родителям. Красочная
реклама табачных изделий, большое
количество курящих, доступность табачной
продукции – все эти и
Табакокурение – это проблема.
Конечно проблема, никто с этим не спорит! Да, действительно, никто не спорит, но, как это ни странно звучит, не все родители считают, что курение - это такая уж страшная проблема. Мой ребенок курит? Это ужасно! Не смей курить! Но это внешняя, так сказать, рефлекторная реакция. А на самом деле: покуривает, плохо конечно, но, слава богу, не пьет и не колется, а курить пробуют все, и мы пробовали, никто от этого не умер, беседу, конечно, надо провести, поругать. На самом деле, от нашего отношения очень много зависит. Нам самим важно осознать, что табакокурение – серьезная проблема. Всем известно, что курить вредно, известно, почему вредно, но - посмотрите вокруг - количество курящих людей огромно. У вашего ребенка есть все шансы попасть в зависимость от табака. Причем эти шансы в десятки раз больше, чем стать запойным алкоголиком или наркоманом (то, чего так боятся все родители). Мы со всей серьезностью относимся к проблемам алкоголизма и наркомании, считаем, что профилактика в этой области необходима, но призываем также серьезно отнестись к проблеме табакокурения.
Мы - не курим. Если мы хотим, чтобы ребенок не курил, мы и сами не должны этого делать. Родители несут ответственность за детей, в частности, эта ответственность предполагает осознанное отношение к своему поведению. Причем задумываться над тем, как мы себя ведем, следует еще до момента появления ребенка на свет. В идеале, ребенок с самого раннего возраста должен видеть, что его близкие не курят, а точнее, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Известно, что многие люди курят изредка, в некоторых случаях, например, когда сильно нервничают, очень расстроены, во время вечеринок. С детства ребенок берет за образец поведение значимых взрослых и, уже повзрослев, начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребенок видит Вас курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует Вашему примеру, чем прислушается к словам.
Уважение к некурящим. Но в жизни часто бывает так, как бывает, а не так, как надо, и в число значимых взрослых подростка входят курильщики. Как следует поступать в этом случае?
Во-первых, не следует прятаться
и пытаться скрыть дурную привычку,
все равно не получится, подростки
все чувствуют острее взрослых. Это
не даст желаемого эффекта, но вполне
может подорвать доверие
Во-вторых, курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным, ни при каких обстоятельствах не позволять себе курить в доме, в обществе некурящих, заставляя их дышать дымом. Не следует также разбрасывать по дому пачки сигарет, держать несколько пепельниц, тем более заполненных окурками. Кроме того, курящий человек должен демонстрировать уважение к некурящим и в обществе: не закуривать на улице при большом скоплении людей, курить только в отведенных для этого местах, не разбрасывать окурки, пустые пачки и т.д. Такое поведение показывает подростку, что “не курение” - нормальное поведение человека, а курение накладывает определенные ограничения, курильщики не являются хозяевами положения.
Если Вы решили бросить курить, это заслуживает всяческого уважения. Вы можете рассчитывать на поддержку близких, в том числе подростка. Конечно, нужно поделиться с ним своим решение, но не следует его активно вовлекать в этот процесс (особенно это касается младших подростков), так как такая ситуация может привлечь излишнее количество внимания к проблеме, и спровоцировать интерес.
Если же Вы курите и не считаете эту привычку такой уж дурной, Вам нравится процесс курения, вы считаете, что это красиво и стильно, Вы не можете требовать от подростка соблюдать запрет на курение. Будем последовательны в своих действиях и словах.
Правила для курильщиков. Даже если никто из домашних не курит, у нас могут быть курящие друзья, поэтому в семье должны быть правила относящиеся к курению. Например, даже самые лучшие друзья не могут курить у нас дома.
Единая позиция семьи и школы. Вас волнует проблема подросткового курения? Поинтересуйтесь, что делает школа для профилактики табакокурения. Если Вам повезло, и в школе проводится профилактическая работа, узнайте, что именно делается в школе, какова концепция и программа профилактической работы, какие цели ставит перед собой педагогический коллектив, проводя такую работу, и, самое главное, какое содействие Вы можете оказать школе в профилактической работе. Для успешности работы по профилактике курения подростков необходимым условием является общность позиций семьи и школы. Если Вы равнодушно относитесь к деятельности школы, направленной на профилактику курения, Вы можете спровоцировать аналогичную реакцию подростка, именно поэтому Ваша заинтересованность и поддержка повысит эффективность профилактической работы. Большую пользу приносит непосредственное включение родителей в организацию и проведение профилактических мероприятий.
Поговорите со своим ребенком. Надо ли говорить с ребенком о курении? Когда начинать? И о чем говорить? А может лучше не говорить об этом вообще? Говорить с ребенком, подростком о курении, конечно, нужно, но соблюдая некоторые условия:
разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно “на равных”;
нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения;
нужно выяснить знания ребенка по проблеме и его отношение, дальнейший разговор строить, апеллируя к знаниям и мнению ребенка;
таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.
Устранение причин курения. Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить и постараться нейтрализовать причины. Посмотрим, что можно сделать.
Причины Действия
Из любопытства. Постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные и доступные подростку.
Чтобы казаться взрослее. Подростка может не удовлетворять статус в семье: он уже вырос, а к нему относятся как к ребенку. Подкорректируйте свое отношение, подросток должен иметь обязанности в семье, нести ответственность за их выполнение. Кроме этого подросток должен получить больше свобод по сравнению с ребенком.
Подражая моде. Моду на курение во многом формирует реклама. В ней образ курящего весьма привлекателен. Обсудите с подростком рекламу, научите его критично относиться к получаемой из вне информации, расскажите, что во многих развитых странах курение не является модным, а курящие имеют ограничение в правах.
За компанию. Оградить ребенка от компаний, подающих нежелательный пример, нереально, зато Вы можете научить ребенка самостоятельному мышлению, приучить нести ответственность за свое поведение и не следовать за толпой.
Все то, что поможет ребенку избежать вовлечения в табакокурение, еще не раз пригодится ему в жизни .
Если ребенок уже курит. Вы узнали, что ребенок курит. Прежде всего, следует успокоиться, т.к. гнев никогда не помогает решить проблему. В такой ситуации неэффективно прибегать к скандалу и наказаниям, это может озлобить подростка и подорвать доверительность в отношениях. Лучше спокойно обсудить с подростком возникшую проблему, сказать, что это вас беспокоит, вы огорчены создавшейся ситуацией. Вам следует подобрать литературу по проблеме курения, ознакомиться с ней и познакомить с ней подростка. Не следует запугивать ребенка или предоставлять недостоверную информации. Четко заявите свою позицию относительно его курения, не отвергая при этом самого подростка, не отказывая ему в понимании и поддержке. Расскажите о возможностях преодоления вредной привычки. Вам надо набраться терпения, т.к. избавление от курения требует времени.
2.2 Преодоление давления
Ведущий предлагает ученикам ответить на вопрос - почему подростки начинают курить. Перечисляют различные мнения: из любопытства, потому что это модно, из подражания взрослым, за компанию. Ведущий предлагает подробнее обсудить этот вариант.
Информация о работе Роль педагога-организатора в профилактике табакокурения