Роль педагога-организатора в профилактике табакокурения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:57, реферат

Описание работы

Все специалисты, работающие с молодежью, столкнулись сейчас с рядом проблем. Это связано в основном с тем, что подростки и молодежь, т.е. те, с кем работаем мы с вами, испытывают трудности в установлении контактов с миром взрослых людей. С одной стороны, это и вина взрослых: они слишком увлечены зарабатыванием денег и делением сфер влияния, они слишком много уделяют внимания собственным болезням, забывая порой о проблемах собственных детей или, наоборот, решая их очень активно, не давая ребенку свободы в своих проявлениях. Все это ставит перед нами задачи, решать которые необходимо в работе с молодежью.

Содержание работы

Введение 3
1. Проблема табакокурения в подростковом возрасте 5
1.1 Состояние здоровья подростков в современных условиях 5
1.2 Проблема зависимого поведения 6
2. Практические занятия по профилактике табакокурения среди подростков 12
2.1 Требования к подготовке учителя 12
2.2 Преодоление давления сверстников 20
Заключение 24
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

refland.ru_dokument_microsoft_word_109.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

4. В программы повышения квалификации  каждого руководителя образовательного  учреждения должен входить раздел, посвященный предупреждению табакокурения  учащихся.

5. Курение учителя (преподавателя  училища, колледжа) должно рассматриваться  как противопоказание для работы в образовательном учреждении.

6. При составлении программ повышения  квалификации важно учитывать  контингент слушателей, которые  будут обучаться. Может быть  составлена одна общая программа,  которая корректируется в зависимости  от контингента слушателей:

для педагогов, психологов, социальных педагогов учреждений общего среднего образования;

для профессорско-преподавательского состава, методистов системы непрерывного образования, педагогических вузов, средних  специальных педагогических учебных заведений;

для руководителей  образовательных учреждений, специалистов, руководителей органов управления образования;

для руководителей  системы непрерывного образования, педагогических вузов, средних специальных  педагогических учебных заведений.

Приведем  примерный тематический план программы  повышения квалификации, в рамках которого проводится обучение по тематике предупреждения табакокурения учащихся.

Среди многообразных  форм работы при обучении взрослых вопросам здоровья мы выделяем как  наиболее эффективные следующие:

семинарские занятия, к которым слушатели  готовятся заранее;

дискуссии с активным вовлечением всех участников;

практические  занятия;

психолого-педагогический тренинг;

проектная игра;

деловая игра;

ситуативный разбор и др.

Большая часть этих форм работы для предупреждения табакокурения учащихся используется подготовленными психологами, однако, элементы этих форм работы могут быть использованы и учителями-предметниками.

Рекомендации  педагогам. Один из важных ресурсов, использование которого позволяет повысить эффективность профилактической работы - взаимодействие с родителями. Как бы хорошо ни строилась профилактика табакокурения в школе, без поддержки семьи трудно достичь стойкого положительного эффекта. Семья и школа по данной проблеме должны стоять на единых позициях.

Прежде  чем начать профилактическую работу в школе, нужно проинформировать об этом родителей учащихся, объяснить  позицию школы по данной проблеме и заручиться их поддержкой. Это  поможет избежать непонимания и  вызванного им недовольства действиями школы. Информирование родителей лучше построить по следующей схеме: проводится общее собрание родителей, и администрация школы рассказывает о намерении проводить в школе профилактику табакокурения, разъясняет цели и задачи программы, говорит про ожидаемые результаты, отвечает на возникающие вопросы; затем собрание продолжается по классам, где классные руководители раскрывают суть программы, рассказывают о конкретных мероприятиях, пытаются привлечь родителей на свою сторону, заручиться их поддержкой. Такое собрание лучше проводить в конце учебного года, раскрывая перспективы работы школы на следующий год. Важно, чтобы собрание было тематическим, то есть именно по этой проблеме, что подчеркнет ее значимость .

Следующим шагом будет проведение родительского собрания по этой проблеме в начале учебного года. За лето родители смогут подумать о важности профилактической работы и о возможности своего включения в эту работу. Собрание в начале года может быть самым обычным, по классам, на повестке может стоять несколько вопросов, но вопрос о внедрении профилактической программы должен быть самым значимым. На этом собрании хорошо обсудить следующие вопросы:

выяснить  позицию родителей по проблеме курения  вообще и, в частности, подросткового курения;

выяснить  мнение родителей по поводу проведения профилактики табакокурения в школе;

готовность  родителей включиться в работу;

пожелания и идеи родителей по проблеме.

Внедряя в  школе программу профилактики табакокурения, проводя занятия по проблеме для детей и подростков, не следует обходить вниманием родителей и останавливаться на проведении простых родительских собраний. Организуя работу с родителями по проблеме курения, мы рекомендуем:

провести  диагностику, выявить позиции родителей: группа риска (курящие), родители-лидеры (ведущие здоровый образ жизни, занимающие активную антитабачную позицию, готовые включиться в профилактическую работу);

организовать  семинары по проблеме курения для  родителей;

организовать  отдельную работу с родителями “группы риска”, предоставить им возможность получить социально-психологическую консультативную поддержку;

организовать  отдельные собрания родительского  актива (родители-лидеры);

провести  мониторинг отношения родителей  к проблеме табакокурения (проследить динамику изменения отношения родителей к проблеме).

Не являясь специалистами-наркологами, мы часто имеем бытовые представления  по проблеме курения, которые не всегда бывают верными. Профессионально занимаясь  данной проблемой в рамках школьной профилактической программы, педагог может помочь родителям получить научные представления о табакокурении и обеспечить активную родительскую поддержку в своей работе. Но если педагог организует цикл лекций, на которых будет рассказывать о табаке и курении, о возрастных психологических особенностях детей и подростков и т.д., вряд ли он сможет заинтересовать и просветить родителей, они просто проигнорируют предоставляемую информацию. Для эффективности занятия нужно, чтобы родители на семинарах слушали и говорили о себе и своих конкретных, возникающих у них ежедневно проблемах. Ниже приведены рекомендации родителям, обсуждая которые педагог может раскрыть современные научные представления по проблеме, оказать влияние на отношение родителей и рассказать о возможных стратегиях поведения в различных ситуациях.

Рекомендации родителям. Красочная  реклама табачных изделий, большое  количество курящих, доступность табачной продукции – все эти и некоторые  другие причины ставят проблему табакокурения  достаточно остро. Будет профилактика табакокурения подростков и молодежи успешной или нет, во многом зависит от семьи. Что же надо знать, в чем разобраться, чтобы ваш ребенок не курил? Попробуем ответить на этот вопрос.

Табакокурение – это проблема.

Конечно проблема, никто с этим не спорит! Да, действительно, никто не спорит, но, как это ни странно звучит, не все родители считают, что курение - это такая уж страшная проблема. Мой ребенок курит? Это ужасно! Не смей курить! Но это внешняя, так сказать, рефлекторная реакция. А на самом деле: покуривает, плохо конечно, но, слава богу, не пьет и не колется, а курить пробуют все, и мы пробовали, никто от этого не умер, беседу, конечно, надо провести, поругать. На самом деле, от нашего отношения очень много зависит. Нам самим важно осознать, что табакокурение – серьезная проблема. Всем известно, что курить вредно, известно, почему вредно, но - посмотрите вокруг - количество курящих людей огромно. У вашего ребенка есть все шансы попасть в зависимость от табака. Причем эти шансы в десятки раз больше, чем стать запойным алкоголиком или наркоманом (то, чего так боятся все родители). Мы со всей серьезностью относимся к проблемам алкоголизма и наркомании, считаем, что профилактика в этой области необходима, но призываем также серьезно отнестись к проблеме табакокурения.

Мы - не курим. Если мы хотим, чтобы  ребенок не курил, мы и сами не должны этого делать. Родители несут ответственность  за детей, в частности, эта ответственность  предполагает осознанное отношение  к своему поведению. Причем задумываться над тем, как мы себя ведем, следует еще до момента появления ребенка на свет. В идеале, ребенок с самого раннего возраста должен видеть, что его близкие не курят, а точнее, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Известно, что многие люди курят изредка, в некоторых случаях, например, когда сильно нервничают, очень расстроены, во время вечеринок. С детства ребенок берет за образец поведение значимых взрослых и, уже повзрослев, начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребенок видит Вас курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует Вашему примеру, чем прислушается к словам.

Уважение к некурящим. Но в жизни  часто бывает так, как бывает, а  не так, как надо, и в число значимых взрослых подростка входят курильщики. Как следует поступать в этом случае?

Во-первых, не следует прятаться  и пытаться скрыть дурную привычку, все равно не получится, подростки  все чувствуют острее взрослых. Это  не даст желаемого эффекта, но вполне может подорвать доверие подростка  к Вам, а также подаст плохой пример: если куришь, то надо просто скрывать это от взрослых, и никаких проблем. В такой ситуации следует честно поговорить с подростком, признать наличие у себя пагубного пристрастия, старшему подростку рассказать, как вы начали курить, объяснить, что хотели бы пробовать бросить курить, и даже пробовали, но это оказалось очень сложной задачей. Таким откровенным признанием Вы не подорвете свой авторитет, а ваши отношения станут более доверительными .

Во-вторых, курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным, ни при каких обстоятельствах не позволять себе курить в доме, в обществе некурящих, заставляя их дышать дымом. Не следует также разбрасывать по дому пачки сигарет, держать несколько пепельниц, тем более заполненных окурками. Кроме того, курящий человек должен демонстрировать уважение к некурящим и в обществе: не закуривать на улице при большом скоплении людей, курить только в отведенных для этого местах, не разбрасывать окурки, пустые пачки и т.д. Такое поведение показывает подростку, что “не курение” - нормальное поведение человека, а курение накладывает определенные ограничения, курильщики не являются хозяевами положения.

Если Вы решили бросить курить, это заслуживает всяческого уважения. Вы можете рассчитывать на поддержку  близких, в том числе подростка. Конечно, нужно поделиться с ним своим решение, но не следует его активно вовлекать в этот процесс (особенно это касается младших подростков), так как такая ситуация может привлечь излишнее количество внимания к проблеме, и спровоцировать интерес.

Если же Вы курите и не считаете эту привычку такой уж дурной, Вам нравится процесс курения, вы считаете, что это красиво и стильно, Вы не можете требовать от подростка соблюдать запрет на курение. Будем последовательны в своих действиях и словах.

Правила для курильщиков. Даже если никто из домашних не курит, у нас могут быть курящие друзья, поэтому в семье должны быть правила относящиеся к курению. Например, даже самые лучшие друзья не могут курить у нас дома.

Единая позиция семьи и школы. Вас волнует проблема подросткового курения? Поинтересуйтесь, что делает школа для профилактики табакокурения. Если Вам повезло, и в школе проводится профилактическая работа, узнайте, что именно делается в школе, какова концепция и программа профилактической работы, какие цели ставит перед собой педагогический коллектив, проводя такую работу, и, самое главное, какое содействие Вы можете оказать школе в профилактической работе. Для успешности работы по профилактике курения подростков необходимым условием является общность позиций семьи и школы. Если Вы равнодушно относитесь к деятельности школы, направленной на профилактику курения, Вы можете спровоцировать аналогичную реакцию подростка, именно поэтому Ваша заинтересованность и поддержка повысит эффективность профилактической работы. Большую пользу приносит непосредственное включение родителей в организацию и проведение профилактических мероприятий.

Поговорите со своим ребенком. Надо ли говорить с ребенком о курении? Когда начинать? И о чем говорить? А может лучше не говорить об этом вообще? Говорить с ребенком, подростком о курении, конечно, нужно, но соблюдая некоторые условия:

разговор должен проходить в  доверительной обстановке, обязательно  “на равных”;

нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения;

нужно выяснить знания ребенка по проблеме и его отношение, дальнейший разговор строить, апеллируя к знаниям и мнению ребенка;

таких бесед не должно быть слишком  много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.

Устранение причин курения. Для  успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить и постараться нейтрализовать причины. Посмотрим, что можно сделать.

Причины  Действия

Из любопытства.  Постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные и доступные подростку.

Чтобы казаться взрослее.  Подростка может не удовлетворять статус в семье: он уже вырос, а к нему относятся как к ребенку. Подкорректируйте свое отношение, подросток должен иметь обязанности в семье, нести ответственность за их выполнение. Кроме этого подросток должен получить больше свобод по сравнению с ребенком.

Подражая моде.  Моду на курение во многом формирует реклама. В ней образ курящего весьма привлекателен. Обсудите с подростком рекламу, научите его критично относиться к получаемой из вне информации, расскажите, что во многих развитых странах курение не является модным, а курящие имеют ограничение в правах.

За компанию.  Оградить ребенка от компаний, подающих нежелательный пример, нереально, зато Вы можете научить ребенка самостоятельному мышлению, приучить нести ответственность за свое поведение и не следовать за толпой.

 

Все то, что поможет ребенку избежать вовлечения в табакокурение, еще  не раз пригодится ему в жизни .

Если ребенок уже курит. Вы узнали, что ребенок курит. Прежде всего, следует успокоиться, т.к. гнев никогда не помогает решить проблему. В такой ситуации неэффективно прибегать к скандалу и наказаниям, это может озлобить подростка и подорвать доверительность в отношениях. Лучше спокойно обсудить с подростком возникшую проблему, сказать, что это вас беспокоит, вы огорчены создавшейся ситуацией. Вам следует подобрать литературу по проблеме курения, ознакомиться с ней и познакомить с ней подростка. Не следует запугивать ребенка или предоставлять недостоверную информации. Четко заявите свою позицию относительно его курения, не отвергая при этом самого подростка, не отказывая ему в понимании и поддержке. Расскажите о возможностях преодоления вредной привычки. Вам надо набраться терпения, т.к. избавление от курения требует времени.

 

2.2 Преодоление давления сверстников

 

 Ведущий предлагает ученикам  ответить на вопрос - почему подростки  начинают курить. Перечисляют различные  мнения: из любопытства, потому  что это модно, из подражания  взрослым, за компанию. Ведущий предлагает подробнее обсудить этот вариант.

Информация о работе Роль педагога-организатора в профилактике табакокурения