Роль семьи в обучении (на примере начальных классов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Особая роль в обучении ребенка отводится семье. Одна из задач семьи, как института развития и воспитания ребенка – создать максимальные условия для его роста и развития. У.Бронфенбреннер резюмировал решающее значение семьи в развитии человека следующим образом: «Для того чтобы развиться – интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно – ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……...………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОЛЬ СЕМЬИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………5
1.1. Функции семьи в процессе формирования и развития личности………………………………………………….….5
1.2. Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников……………………………..………..9
1.3. Взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению у младших школьников………………………....16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ В СЕМЬЕ……………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….………………………………………………..…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...………28

Файлы: 1 файл

роль семьи в обучении.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

17.   Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.

18.   Заботиться об уюте в доме, в классе. Приводить в порядок своё помещение.

19.   Знакомиться с военной техникой.

20.   Ходить на матчи и спортивные состязания.

21.   Решать математические задачи.

22.   Читать технические чертежи и схемы.

23.   Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями, животными.

24.   Изучать причины возникновения разных болезней.

25.   Собирать коллекции минералов.

26.   Изучать историю возникновения народов и государств.

27.   Декламировать, петь, выступать на сцене.

28.   Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель.

29.   Принимать участие в военизированных походах.

30.   Играть в спортивные игры.

31.   Заниматься в математическом кружке.

32.   Собирать и ремонтировать различные механизмы.

33.   Заниматься в биологическом кружке.

34.   Знакомиться с работой медсестры и врача.

35.   Составлять геологические и географические карты.

36.   Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.

37.   Заниматься в драматическом кружке.

38.   Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь сделать прическу и т. п.).

39.   Участвовать в военных играх и походах.

40.   Принимать участие в спортивных соревнованиях.

41.   Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.

42.   Делать модели самолетов, кораблей или какие-либо иные конструкции.

43.   Участвовать в биологических олимпиадах.

44.   Ухаживать за больными.

45.   Ходить в походы, изучать местность.

46.   выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке.

47.   Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.

48.   Заботиться об экономии семейного бюджета.

49.   Быть организатором в играх и походах, каких-либо делах.

50.   Заниматься в спортивной секции.

51.   Организовывать математические конкурсы.

52.   Принимать участие в технических выставках.

53.   Проводить опытническую работу по биологии.

54.   Перевязывать ушибленные, резаные раны товарищам.

55.   Участвовать в географических или геологических экспедициях.

56.   Принимать участие в организации походов по родному краю с целью его изучения.

57.   Принимать участие в конкурсах, олимпиадах художественной самодеятельности.

58.   Готовить еду во время походов или оборудовать походную стоянку всем необходимым для участников похода, фотографировать.

59.   Изучать военное дело.

60.   Тренировать младших в секциях, спортивных командах.

Инструкция

Ответьте на все вышеуказанные вопросы. Если вам очень нравиться заниматься тем, о чем говориться в вопросе, то в клеточке на листе ответов поставьте два плюса; если просто нравиться – один плюс; равнодушны – нуль; если не нравиться – минус.

Подсчитав по каждой колонке (по вертикали) сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов):

I – математика, II – техника и компьютер, III – биология, IV – медицина, V – география и геология, VI – история, VII – искусство, VIII – труд в сфере обслуживания, IX –военное дело, X – спорт.

Степень устойчивости интересов определяется по количеству плюсов в строках (по горизонтали). Если их количество максимально в I - II колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности, если в III – IV колонках – у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов, если в V – VI колонках – вы приступили к активным практическим занятиям в данной области.

По результатам практической работы:

а) назовите область своих интересов;

б)запишите, какие профессии относятся к этой области, какие из них вам нравятся.

Лист ответов

I

II

III

IV

 

V

VI

VII

VIII

IX

X

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60


Приложение 3

 

Беседа с родителями о интересе к обучению (план)

 

1.      Познавательный интерес, его сущность.

2.      Советы родителям по развитию познавательных интересов у детей:

      Беседа о книгах (совсем не читают), можно читать вместе, обсудить кое-что.

      Музыка. (родители сетуют на то, что дети слушают какую-то ерунду).

      Фильмы, познавательные компьютерные игры.

      Общие интересы в семье (у мальчиков общий интерес с папами - техника).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

ДЕНЬ СЕМЬИ «МАМА, ПАПА, Я - ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

 

Цели: узнать интересы каждой семьи, сколько времени родители уделяют своим детям, определить уровень познавательного интереса в семье, занимаются ли родители развитием его у своих детей, помочь родителям лучше узнать своих детей, их способности, сплотить семью, чтобы родители и дети стали лучше понимать друг друга.

Родителей приглашают за столики.

l-й ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Ребята! Учителя! Как хорошо, что Мы с вами собрались в этом зале. У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте за дверьми этого зала и вместе со своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть.

2-й ведущий. Дети - это чудо света,

Я увидел это сам

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и гpycть,

Наше будущее - дети...

Трудно с ними, ну и пусть.

В наших детях наша сила,

Внеземных миров огни.

лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

l-й ведущий. Когда-то папы и мамы были детьми и тоже ходили в шко­лу. Сейчас мы проведем уроки для родителей и ребят. Для этого нам нужно две команды: первая комaнда - папы и девочки, вторая команда - мамы и мальчики. Выберите себе кaпитaнов.

Первый урок- урок рисования. Все присутствующие должны коллективно нарисовать портрет своей семьи: сын или дочь рисует своих родителей, а родители рисуют своих детей.

Раздается материал для рисования, создается жюри.

Собираются рисунки, показываются зрителям и

передаются в жюри, которое их оценивает.

l-й ведущий. Рисунки вы можете увидеть на выставке, а сейчас, дорогие родители, перед вами выступят ваши дети. Это было их домашнее задание.

Выступление детей

2-й ведущий. А сейчас состоится следующий урок, на нем родители ответят на вопросы анкеты.

Ведущие раздают анкеты.

Вопросы анкеты:

      Сколько времени вы в день уделяете своим детям?

      Где и как вы предпочитаете проводить с ними свободное время?

      Какой последний кинофильм вы смотрели вместе с детьми?

      Как дети помогают вам?

      Гордитесь ли вы своими детьми?

Родители заполняют анкеты.

l-й ведущий. Уважаемые родители, незадолго до нашей встречи почти на такие же вопросы отвечали ваши дети. Предлагаем вашему вниманию их ответы.

Звучат ответы ребят, записанные на магнитофон.

Вопросы для детей:

1. Много ли ты   времени проводишь с мамой и папой? .

2. Где и как вы проводите свободное время?

З. Какой последний кинофильм ты смотрел вместе с родителями?

4. Помогаешь ли ты маме и папе?

5. Что больше всего тебе нравится в твоих родителях?

6. Гордишься ли ты своими родителями?

7. Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для них?

 

2-й ведущий. Итак, родители услышали ответы своих детей на предложенныe вопросы и, конечно же, узнали их мнение о себе. Ведь не каждый ребенок отважится сказать отцу или матери об их достоинствах или недостатках, о том, какими бы он хотел видеть своих родителей. А знать родителям это необходимо.

Далее жюри может прочитать отдельные ответы родителей.

l-й ведущий. Сейчас мы с вами проведем конкурс «Я помогаю маме». В нем определится тот, кто действительно помогает маме или папе. Командам необходимо выполнить следующие задания (участвуют только мальчики и девочки):

1. Рассказать, как сварить борщ. (В руках у ребят карточки, на которых

перечислены продукты, необходимые для приготовления борща. а

также лишние. Ребята должны выбрать необходимое и сообщить рецепт приготовления борща.)

2. Рассказать, как испечь пирог.

З. Заплести косичку сестренке (за 1 минуту).

4. Покормить сестричку (1 минута).

Жюри оценивает конкурсы.

2-й ведущий. Сейчас проведем конкурс Для пап и сыновей. Им предстоит показать, как они умеют чистить картофель. Участвуют две команды - по три папы и три сына. (При оценивании учитывается не только скорость, но и сколько картофеля и сколько отходов получилось.)

l-й ведущий. Молодцы, папы! Молодцы, сыновья! На, а теперь мы приглашаем мам и девочек Мамы сидят на стуле с завязанными глазами, мимо проходят дочери. Мама должна узнать свою дочь по руке. И наоборот.

Жюри оценивает конкурсы.

2-й ведущий. Уважаемые родители, ребята очень тщательно готовились к этой встрече. Они сами для вас изготовили сувениры. (Ребята вручают подарки своим родителям.)

l-й ученик.

Люблю тебя, мама,

За что, я не знаю,

Наверно, за то, что

Дышу и мечтаю.

И радуюсь солнцу,

И светлому дню –

За это тебя я,

Родная, люблю.

За небо, за ветер,

За воздух вокруг...

Люблю тебя, мама,

Ты - лучший мой друг.

2-й ученик.

Ни усталости не зная,

Ни покоя каждый час,

День и ночь родная мама

Все тревожится о нас.

Нас баюкала, кормила,

У кроватки пела нам.

Первой нас она учила

Добрым, радостным словам.

Сколько ночек не спалось ей,

Если вдруг болели мы,

Сколько плакать довелось ей

В комнатушке среди тьмы.

 

3-й ученик

Кто кручинится, когда мы

Опечалены подчас.

Сколько радости у мамы,

Если кто-то хвалит нас.

Сколько мук ей было с нами,

И нaгpaд не надо ей,

Об одном мечтают мамы –

О любви своих детей.

Исполняются 2-3 номера художественной самодеятельности.

2-й ведущий. Мы приглашаем всех гостей на экскурсию в прошлое. Ребята подготовили фотогазeтy. (Родители рассматривают в ней фотографии своих детей в раннем возрасте. Под фото шутливые подписи, например: «Надоело мне в манеже, я хочу на воздух свежий», «Без поддержки и опоры мне сидеть еще не скоро», «С папой я своим дружу – каждый день гулять хожу» и др.)

l-й ведущий. А сейчас проведем урок русского языка. (Каждой команде дают планшеты с написанными на них буквами: г,р,а,м,о,т,е,и,м,а,т,е,м,а,т,и,г,е,с,п,и,е. Ведущие называют слова, которые можно составить из этих букв. Участники игры, на чьих планшетах написаны соответствующие буквы, делают шаг вперед и составляют слово.)

Жюри оценивает конкурс.

2-й ведущий. Молодцы, папы и мамы! Молодцы, ребята! А сейчас проведем контрольную работу по математике. (Команды получают листочки с занимательными заданиями по математике.)

l-й ведущий. Ну, а теперь мы узнаем, чья команда у нас самая читающая. Для этого мы проведем несколько конкурсов.

 

 

1-й конкурс – блицтурнир

Каждой команде предлагается конверт с карточкой, на которой четыре вопроса (первый вопрос - загадка, второй - на знание, третий предполагает в ответе юмор, находчивость, четвертый - текст на умение логически мыслить).

Вопросы блицтурнира

l-я группа вопросов - загадки:

1. В одну дырку вошел, а в три вышел. Кажется, что вышел, а на самом деле вошел. (Майка, рубашка.)

2. На чужой спине едет, сам гpyз везет. (Рюкзак, седло.)

3. Когда он нужен, его выбрасывают, когда не нужен, поднимают.

(Якорь.)

4. У тебя есть, и у дуба есть, и у рыбы в море есть. (Тень.)

5. Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша.)

2-я группа вопросов:

1. От каких пyнктoв измеряется расстояние между городам? (От почты.)

Информация о работе Роль семьи в обучении (на примере начальных классов)