Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 21:48, курсовая работа
Особая роль в обучении ребенка отводится семье. Одна из задач семьи, как института развития и воспитания ребенка – создать максимальные условия для его роста и развития. У.Бронфенбреннер резюмировал решающее значение семьи в развитии человека следующим образом: «Для того чтобы развиться – интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно – ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии
ВВЕДЕНИЕ……...………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОЛЬ СЕМЬИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………5
1.1. Функции семьи в процессе формирования и развития личности………………………………………………….….5
1.2. Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников……………………………..………..9
1.3. Взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению у младших школьников………………………....16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ В СЕМЬЕ……………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….………………………………………………..…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...………28
17. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.
18. Заботиться об уюте в доме, в классе. Приводить в порядок своё помещение.
19. Знакомиться с военной техникой.
20. Ходить на матчи и спортивные состязания.
21. Решать математические задачи.
22. Читать технические чертежи и схемы.
23. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями, животными.
24. Изучать причины возникновения разных болезней.
25. Собирать коллекции минералов.
26. Изучать историю возникновения народов и государств.
27. Декламировать, петь, выступать на сцене.
28. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель.
29. Принимать участие в военизированных походах.
30. Играть в спортивные игры.
31. Заниматься в математическом кружке.
32. Собирать и ремонтировать различные механизмы.
33. Заниматься в биологическом кружке.
34. Знакомиться с работой медсестры и врача.
35. Составлять геологические и географические карты.
36. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.
37. Заниматься в драматическом кружке.
38. Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь сделать прическу и т. п.).
39. Участвовать в военных играх и походах.
40. Принимать участие в спортивных соревнованиях.
41. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.
42. Делать модели самолетов, кораблей или какие-либо иные конструкции.
43. Участвовать в биологических олимпиадах.
44. Ухаживать за больными.
45. Ходить в походы, изучать местность.
46. выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке.
47. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.
48. Заботиться об экономии семейного бюджета.
49. Быть организатором в играх и походах, каких-либо делах.
50. Заниматься в спортивной секции.
51. Организовывать математические конкурсы.
52. Принимать участие в технических выставках.
53. Проводить опытническую работу по биологии.
54. Перевязывать ушибленные, резаные раны товарищам.
55. Участвовать в географических или геологических экспедициях.
56. Принимать участие в организации походов по родному краю с целью его изучения.
57. Принимать участие в конкурсах, олимпиадах художественной самодеятельности.
58. Готовить еду во время походов или оборудовать походную стоянку всем необходимым для участников похода, фотографировать.
59. Изучать военное дело.
60. Тренировать младших в секциях, спортивных командах.
Инструкция
Ответьте на все вышеуказанные вопросы. Если вам очень нравиться заниматься тем, о чем говориться в вопросе, то в клеточке на листе ответов поставьте два плюса; если просто нравиться – один плюс; равнодушны – нуль; если не нравиться – минус.
Подсчитав по каждой колонке (по вертикали) сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов):
I – математика, II – техника и компьютер, III – биология, IV – медицина, V – география и геология, VI – история, VII – искусство, VIII – труд в сфере обслуживания, IX –военное дело, X – спорт.
Степень устойчивости интересов определяется по количеству плюсов в строках (по горизонтали). Если их количество максимально в I - II колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности, если в III – IV колонках – у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов, если в V – VI колонках – вы приступили к активным практическим занятиям в данной области.
По результатам практической работы:
а) назовите область своих интересов;
б)запишите, какие профессии относятся к этой области, какие из них вам нравятся.
Лист ответов
I | II | III | IV
| V | VI | VII | VIII | IX | X |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
Беседа о книгах (совсем не читают), можно читать вместе, обсудить кое-что.
Музыка. (родители сетуют на то, что дети слушают какую-то ерунду).
Фильмы, познавательные компьютерные игры.
Общие интересы в семье (у мальчиков общий интерес с папами - техника).
ДЕНЬ СЕМЬИ «МАМА, ПАПА, Я - ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
Цели: узнать интересы каждой семьи, сколько времени родители уделяют своим детям, определить уровень познавательного интереса в семье, занимаются ли родители развитием его у своих детей, помочь родителям лучше узнать своих детей, их способности, сплотить семью, чтобы родители и дети стали лучше понимать друг друга.
Родителей приглашают за столики.
l-й ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Ребята! Учителя! Как хорошо, что Мы с вами собрались в этом зале. У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте за дверьми этого зала и вместе со своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть.
2-й ведущий. Дети - это чудо света,
Я увидел это сам
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе:
Наша радость, боль и гpycть,
Наше будущее - дети...
Трудно с ними, ну и пусть.
В наших детях наша сила,
Внеземных миров огни.
лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
l-й ведущий. Когда-то папы и мамы были детьми и тоже ходили в школу. Сейчас мы проведем уроки для родителей и ребят. Для этого нам нужно две команды: первая комaнда - папы и девочки, вторая команда - мамы и мальчики. Выберите себе кaпитaнов.
Первый урок- урок рисования. Все присутствующие должны коллективно нарисовать портрет своей семьи: сын или дочь рисует своих родителей, а родители рисуют своих детей.
Раздается материал для рисования, создается жюри.
Собираются рисунки, показываются зрителям и
передаются в жюри, которое их оценивает.
l-й ведущий. Рисунки вы можете увидеть на выставке, а сейчас, дорогие родители, перед вами выступят ваши дети. Это было их домашнее задание.
Выступление детей
2-й ведущий. А сейчас состоится следующий урок, на нем родители ответят на вопросы анкеты.
Ведущие раздают анкеты.
Вопросы анкеты:
Сколько времени вы в день уделяете своим детям?
Где и как вы предпочитаете проводить с ними свободное время?
Какой последний кинофильм вы смотрели вместе с детьми?
Как дети помогают вам?
Гордитесь ли вы своими детьми?
Родители заполняют анкеты.
l-й ведущий. Уважаемые родители, незадолго до нашей встречи почти на такие же вопросы отвечали ваши дети. Предлагаем вашему вниманию их ответы.
Звучат ответы ребят, записанные на магнитофон.
Вопросы для детей:
1. Много ли ты времени проводишь с мамой и папой? .
2. Где и как вы проводите свободное время?
З. Какой последний кинофильм ты смотрел вместе с родителями?
4. Помогаешь ли ты маме и папе?
5. Что больше всего тебе нравится в твоих родителях?
6. Гордишься ли ты своими родителями?
7. Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для них?
2-й ведущий. Итак, родители услышали ответы своих детей на предложенныe вопросы и, конечно же, узнали их мнение о себе. Ведь не каждый ребенок отважится сказать отцу или матери об их достоинствах или недостатках, о том, какими бы он хотел видеть своих родителей. А знать родителям это необходимо.
Далее жюри может прочитать отдельные ответы родителей.
l-й ведущий. Сейчас мы с вами проведем конкурс «Я помогаю маме». В нем определится тот, кто действительно помогает маме или папе. Командам необходимо выполнить следующие задания (участвуют только мальчики и девочки):
1. Рассказать, как сварить борщ. (В руках у ребят карточки, на которых
перечислены продукты, необходимые для приготовления борща. а
также лишние. Ребята должны выбрать необходимое и сообщить рецепт приготовления борща.)
2. Рассказать, как испечь пирог.
З. Заплести косичку сестренке (за 1 минуту).
4. Покормить сестричку (1 минута).
Жюри оценивает конкурсы.
2-й ведущий. Сейчас проведем конкурс Для пап и сыновей. Им предстоит показать, как они умеют чистить картофель. Участвуют две команды - по три папы и три сына. (При оценивании учитывается не только скорость, но и сколько картофеля и сколько отходов получилось.)
l-й ведущий. Молодцы, папы! Молодцы, сыновья! На, а теперь мы приглашаем мам и девочек Мамы сидят на стуле с завязанными глазами, мимо проходят дочери. Мама должна узнать свою дочь по руке. И наоборот.
Жюри оценивает конкурсы.
2-й ведущий. Уважаемые родители, ребята очень тщательно готовились к этой встрече. Они сами для вас изготовили сувениры. (Ребята вручают подарки своим родителям.)
l-й ученик.
Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю,
Наверно, за то, что
Дышу и мечтаю.
И радуюсь солнцу,
И светлому дню –
За это тебя я,
Родная, люблю.
За небо, за ветер,
За воздух вокруг...
Люблю тебя, мама,
Ты - лучший мой друг.
2-й ученик.
Ни усталости не зная,
Ни покоя каждый час,
День и ночь родная мама
Все тревожится о нас.
Нас баюкала, кормила,
У кроватки пела нам.
Первой нас она учила
Добрым, радостным словам.
Сколько ночек не спалось ей,
Если вдруг болели мы,
Сколько плакать довелось ей
В комнатушке среди тьмы.
3-й ученик
Кто кручинится, когда мы
Опечалены подчас.
Сколько радости у мамы,
Если кто-то хвалит нас.
Сколько мук ей было с нами,
И нaгpaд не надо ей,
Об одном мечтают мамы –
О любви своих детей.
Исполняются 2-3 номера художественной самодеятельности.
2-й ведущий. Мы приглашаем всех гостей на экскурсию в прошлое. Ребята подготовили фотогазeтy. (Родители рассматривают в ней фотографии своих детей в раннем возрасте. Под фото шутливые подписи, например: «Надоело мне в манеже, я хочу на воздух свежий», «Без поддержки и опоры мне сидеть еще не скоро», «С папой я своим дружу – каждый день гулять хожу» и др.)
l-й ведущий. А сейчас проведем урок русского языка. (Каждой команде дают планшеты с написанными на них буквами: г,р,а,м,о,т,е,и,м,а,т,е,м,а,т,
Жюри оценивает конкурс.
2-й ведущий. Молодцы, папы и мамы! Молодцы, ребята! А сейчас проведем контрольную работу по математике. (Команды получают листочки с занимательными заданиями по математике.)
l-й ведущий. Ну, а теперь мы узнаем, чья команда у нас самая читающая. Для этого мы проведем несколько конкурсов.
1-й конкурс – блицтурнир
Каждой команде предлагается конверт с карточкой, на которой четыре вопроса (первый вопрос - загадка, второй - на знание, третий предполагает в ответе юмор, находчивость, четвертый - текст на умение логически мыслить).
Вопросы блицтурнира
l-я группа вопросов - загадки:
1. В одну дырку вошел, а в три вышел. Кажется, что вышел, а на самом деле вошел. (Майка, рубашка.)
2. На чужой спине едет, сам гpyз везет. (Рюкзак, седло.)
3. Когда он нужен, его выбрасывают, когда не нужен, поднимают.
(Якорь.)
4. У тебя есть, и у дуба есть, и у рыбы в море есть. (Тень.)
5. Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша.)
2-я группа вопросов:
1. От каких пyнктoв измеряется расстояние между городам? (От почты.)
Информация о работе Роль семьи в обучении (на примере начальных классов)