Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – показать роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников, направленных на повышение эффективности учебного процесса в начальной школе.
Объект исследования – процесс познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия и принципы, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника на уроках информатики.

Содержание работы

Введение…………………………………………..………………………………2
Глава 1. Развитие познавательной активности младшего школьника как научно-педагогическая проблема
1.1 Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе…………………………………………………………………………9
1.2 Сущность понятия «познавательная активность»…………………………15
1.3 Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника………………………………………………20
Глава 2. Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников
2.1 Условия, способствующие развитию познавательной активности………24
2.2 Способы и приемы развития познавательной активности на уроках информатики……………………………………………………………………..26
2.3 Принципы организации уроков информатики…………………………….30
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа
3.1 Организация и методика исследования…………………………………….33
3.2 Результаты обучающего эксперимента…………………………………….34
Заключение………………………………...……………………………………38
Литература………………………………...…………………………………….40
Приложение……………………

Файлы: 1 файл

вкр.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

Использовались различные  приемы развития познавательной активности младших школьников: разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, постановка проблемных вопросов, использование игровых ситуаций, путешествие в страну сказок, виртуальная экскурсия, работа с индивидуальными карточками, применение мультимедийного проектора и различного программного обеспечения, информационное лото, прохождение лабиринтов, таблицы с вопросами и другое.

 

3.2 Результаты обучающего эксперимента

 

Для проверки выдвинутой гипотезы исследования были проведены  шесть письменных проверочных работ  и две контрольные по теме «Информация. Виды информации. Способы передачи и получения информации». Каждая самостоятельная и контрольная работы состояли из трех задач.

Первый уровень. Решается одна или две задачи, но решения содержат ошибки, отличаются неполнотой и поверхностностью. Второй уровень. Решается одна задача, решение второй содержит ошибки и отличается неполнотой. Третий уровень. Решаются две задачи, решение третьей с несущественной ошибкой, отличается достаточной полнотой. Четвертый уровень. Решаются все задачи, решения обосновываются и анализируются. В том случае, когда способ решения не является единственным, предпочтение аргументируются. В первой части экспериментального исследования – анализ результатов шести самостоятельных работ участвовали 40 школьников двух контрольных классов и 20 школьников экспериментального класса. Представим в виде таблицы полученные данные (табл. 1).

Таблица 1

Задания

Частота по уровням

Контрольная группа

Экспериментальные групп

1

2

3

4

1

2

3

4

1

15

23

10

3

9

22

16

6

2

13

22

11

5

7

20

18

8

3

9

25

12

5

6

21

19

7

4

15

21

11

4

8

20

17

8

5

11

23

12

5

6

19

19

9

6

12

22

11

6

5

18

20

10


 

Для оценки результативности обучения с использованием разработанной  нами системы заданий, способствующей развитию познавательной активности учащихся, по окончании эксперимента учащимся была предложена контрольная работа, результаты которой представлены на рис.2.

 

Рис.2. Результаты эксперимента

 

С целью определения  уровня развития познавательной активности участников эксперимента был проведён тест Ч.Д. Спилбергера (адаптированный А.Д. Андреевой в 1988 году), результаты которого приведены в таблице.

 

Таблица

Результаты теста Ч.Д. Спилбергера

Уровень эмоции

Группа

Тревожность

Познавательная

активность

Негативные эмоциональные  переживания

Низкий

К.г

12

1

15

Э.г

4

6

13

Средний

К.г

8

6

3

Э.г

11

12

6

Высокий

К.г

1

14

0

Э.г

8

5

1


 

Таким образом, результаты проведённого педагогического эксперимента показали положительные изменения  в познавательной сфере учащихся, что подтверждает достоверность выдвинутой нами гипотезы и позволяет сделать вывод о возможности и целесообразности применения данной системы обучающих заданий в курсе информатики для младших школьников, а также об её эффективности с целью развития познавательной активности учащихся.

 

 

 

 

Заключение

Научная новизна исследования заключается в том, что уточнена сущность развития познавательной активности младшего школьника на уроках информатики; обоснованы функциональные возможности учебного процесса, направленные на развитие познавательной активности младшего школьника; выявлен ряд педагогических условий, способствующих активизации познавательной деятельности младшего школьника и обоснованы педагогические условия её реализации.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении потенциала развития познавательной активности младшего школьника.

Практическая значимость работы состоит в том, что экспериментально проверена совокупность педагогических условий, способов и приемов, способствующих эффективному развитию познавательной активности у младшего школьника; разработанные и экспериментально апробированные положения и выводы могут быть использованы для разработки спецкурсов при подготовке учителей начальной школы, а также в системе повышения квалификации учителей начальных классов.

В результате выполнения работы сделаны следующие выводы:

1. Развитие познавательной  активности младшего школьника  — это:

а) целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения;

б) результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности;

в) фактор изменения личностных качеств младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремлённость, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.

2. Развитие познавательной активности младшего школьника базируется на разрешении противоречия между потребностью в познавательной активности и факторами, формирующими деструктивную мотивацию. Педагогическое воздействие, направленное на блокировку деструктивной мотивации расширяет диапазон установки и способствует процессу формирования продуктивного мышления. Критерии оценки эффективности развития познавательной активности младшего школьника включают мотивационно-потребностный, личностно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.

3. Педагогические условия,  способствующие развитию познавательной  активности младшего школьника,  носят комплексный характер и включают:

а) научное, учебно-методическое обеспечение образовательной среды;

б) оптимальное сочетание форм и методов обучения, ориентированных на развитие познавательной активности младшего школьника, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний;

в) ориентацию учебного процесса младшего школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию;

г) формирование рефлексивной позиции младшего школьника;

д) подготовку педагогических кадров, ориентированных на развитие познавательной активности младшего школьника.

4. Нужно помнить, чтобы все компоненты познавательной активности ребенка развивались, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога и ребенка и детей в коллективе, т. к. очень важно:

* Мнение каждого ребенка

* Чувства, которые  он испытывает, выполняя ту или  иную деятельность, что дает ему возможность осознавать цели деятельности и не бояться, активно действовать.

 

Литература

 

  1. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. "Ось-89", 2000.
  2. Дуванов А.А. Азы информатики //Информатика. 2002. №5-8.
  3. Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика, 2001. – № 6. – С. 9-17.
  4. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М., 1991.
  5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990.
  6. Немов. Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
  7. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка / Н. Ньюкомб. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.
  8. Психология. Учебник. / Под. Редакцией А. А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ, 2001. – 584 с.
  9. Психологические проблемы учебной деятельности. / Под ред. Давыдова В.В. М.: Наука, 1977.- 342 с.
  10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2005. – 738 с.
  11. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. - М.: АСТ, 2003. – 800 с. 
  12. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1972. - 219с.
  13. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986.- 159с.
  14. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980. - 172с.
  15. Тельнова Ж.Н. Развитие познават. акт. детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997.
  16. Формирование интереса к учению у школьников. / Под ред. АХМарковой. М.: Педагогика, 1986.-232с.
  17. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1992.
  18. Харламов И.Ф. Активизация учения школьников. Минск, 1970. - 205с.
  19. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.,2000.
  20. http:\www.kravmv.narod.ru.

 

Приложение

 

Урок 1

СКАЗКА О  ПРИНЦЕССЕ ИНФОРМАТИКЕ

Тема урока: Информация. Виды информации.

Цель урока: знакомство учащихся с понятием «информации» и видами информации.

Задачи урока:

1) знакомство учащихся с понятием информации и видами информации (по способу ее восприятия);

2) развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания, а также интереса к предмету «Информатика»;

3) работа над повышением грамотности устной речи учащихся; достижение сознательного усвоения материала учащимися.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Возраст учащихся: II класс.

Оборудование  урока:

• карточки с сеткой кроссворда;

• карточки с названиями, видов информации;

• круглые карточки-семафоры красного и зеленого цветов.

Литературные  и интернет-источники, использованные при подготовке урока:

1 Иллюстрации из книги:  Я — принцесса. М.: Эдгмонт Россия  Лтд, 2002.

2. http:\www.kravmv.narod.ru

Структура урока.

1. Организационный момент (2 мин.).

2. Актуализация опорных знаний (5 мин.).

3. Изучение нового материала (10 мин.). 

4. Закрепление изученного материала (13 мин.).

5. Работа с карточками (5 мин.).

6. Подведение итогов урока (2 мин.).

7. Домашнее задание (3 мин.).

 

Урок 2

Тема урока: Виды информации. Способы передачи и получения информации

Цели урока:

• повторить материал по теме «Что такое информация»;

• познакомить учащихся с многообразием видов информации, которую воспринимает человек с помощью органов чувств (на основе анализа примеров).

Задачи урока:

• закрепление представления учащихся о понятии «информация»;

• формирование знаний и умений учащихся по определению видов информации (на основе анализа);

• развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания;

• развитие познавательного интереса учеников;

• формирование активности и самостоятельности учащихся;

• повышение мотивации учащихся за счет игровых технологий;

• воспитание у ребят чувства ответственности, дружбы, взаимовыручки

Тип урока: комбинированный урок.

Возраст учащихся: II класс.

Вид урока: урок-игра. Перед учащимися ставится задача — «определить название темы урока». Эту задачу они решают в различных игровых моментах, используя исследовательский метод. В итоге определяют название темы урока — «Виды представления и восприятия информации» и делают самостоятельные выводы.

Информация о работе Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников