Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:18, дипломная работа
Цель исследования – показать роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников, направленных на повышение эффективности учебного процесса в начальной школе.
Объект исследования – процесс познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия и принципы, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника на уроках информатики.
Введение…………………………………………..………………………………2
Глава 1. Развитие познавательной активности младшего школьника как научно-педагогическая проблема
1.1 Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе…………………………………………………………………………9
1.2 Сущность понятия «познавательная активность»…………………………15
1.3 Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника………………………………………………20
Глава 2. Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников
2.1 Условия, способствующие развитию познавательной активности………24
2.2 Способы и приемы развития познавательной активности на уроках информатики……………………………………………………………………..26
2.3 Принципы организации уроков информатики…………………………….30
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа
3.1 Организация и методика исследования…………………………………….33
3.2 Результаты обучающего эксперимента…………………………………….34
Заключение………………………………...……………………………………38
Литература………………………………...…………………………………….40
Приложение……………………
Использовались различные приемы развития познавательной активности младших школьников: разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, постановка проблемных вопросов, использование игровых ситуаций, путешествие в страну сказок, виртуальная экскурсия, работа с индивидуальными карточками, применение мультимедийного проектора и различного программного обеспечения, информационное лото, прохождение лабиринтов, таблицы с вопросами и другое.
3.2 Результаты обучающего эксперимента
Для проверки выдвинутой гипотезы исследования были проведены шесть письменных проверочных работ и две контрольные по теме «Информация. Виды информации. Способы передачи и получения информации». Каждая самостоятельная и контрольная работы состояли из трех задач.
Первый уровень. Решается одна или две задачи, но решения содержат ошибки, отличаются неполнотой и поверхностностью. Второй уровень. Решается одна задача, решение второй содержит ошибки и отличается неполнотой. Третий уровень. Решаются две задачи, решение третьей с несущественной ошибкой, отличается достаточной полнотой. Четвертый уровень. Решаются все задачи, решения обосновываются и анализируются. В том случае, когда способ решения не является единственным, предпочтение аргументируются. В первой части экспериментального исследования – анализ результатов шести самостоятельных работ участвовали 40 школьников двух контрольных классов и 20 школьников экспериментального класса. Представим в виде таблицы полученные данные (табл. 1).
Таблица 1
Задания |
Частота по уровням | |||||||
Контрольная группа |
Экспериментальные групп | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 | |
1 |
15 |
23 |
10 |
3 |
9 |
22 |
16 |
6 |
2 |
13 |
22 |
11 |
5 |
7 |
20 |
18 |
8 |
3 |
9 |
25 |
12 |
5 |
6 |
21 |
19 |
7 |
4 |
15 |
21 |
11 |
4 |
8 |
20 |
17 |
8 |
5 |
11 |
23 |
12 |
5 |
6 |
19 |
19 |
9 |
6 |
12 |
22 |
11 |
6 |
5 |
18 |
20 |
10 |
Для оценки результативности обучения с использованием разработанной нами системы заданий, способствующей развитию познавательной активности учащихся, по окончании эксперимента учащимся была предложена контрольная работа, результаты которой представлены на рис.2.
Рис.2. Результаты эксперимента
С целью определения уровня развития познавательной активности участников эксперимента был проведён тест Ч.Д. Спилбергера (адаптированный А.Д. Андреевой в 1988 году), результаты которого приведены в таблице.
Таблица
Результаты теста Ч.Д. Спилбергера
Уровень эмоции |
Группа |
Тревожность |
Познавательная активность |
Негативные эмоциональные переживания |
Низкий |
К.г |
12 |
1 |
15 |
Э.г |
4 |
6 |
13 | |
Средний |
К.г |
8 |
6 |
3 |
Э.г |
11 |
12 |
6 | |
Высокий |
К.г |
1 |
14 |
0 |
Э.г |
8 |
5 |
1 |
Таким образом, результаты проведённого педагогического эксперимента показали положительные изменения в познавательной сфере учащихся, что подтверждает достоверность выдвинутой нами гипотезы и позволяет сделать вывод о возможности и целесообразности применения данной системы обучающих заданий в курсе информатики для младших школьников, а также об её эффективности с целью развития познавательной активности учащихся.
Заключение
Научная новизна исследования заключается в том, что уточнена сущность развития познавательной активности младшего школьника на уроках информатики; обоснованы функциональные возможности учебного процесса, направленные на развитие познавательной активности младшего школьника; выявлен ряд педагогических условий, способствующих активизации познавательной деятельности младшего школьника и обоснованы педагогические условия её реализации.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении потенциала развития познавательной активности младшего школьника.
Практическая значимость работы состоит в том, что экспериментально проверена совокупность педагогических условий, способов и приемов, способствующих эффективному развитию познавательной активности у младшего школьника; разработанные и экспериментально апробированные положения и выводы могут быть использованы для разработки спецкурсов при подготовке учителей начальной школы, а также в системе повышения квалификации учителей начальных классов.
В результате выполнения работы сделаны следующие выводы:
1. Развитие познавательной активности младшего школьника — это:
а) целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения;
б) результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности;
в) фактор изменения личностных качеств младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремлённость, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.
2. Развитие познавательной активности младшего школьника базируется на разрешении противоречия между потребностью в познавательной активности и факторами, формирующими деструктивную мотивацию. Педагогическое воздействие, направленное на блокировку деструктивной мотивации расширяет диапазон установки и способствует процессу формирования продуктивного мышления. Критерии оценки эффективности развития познавательной активности младшего школьника включают мотивационно-потребностный, личностно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.
3. Педагогические условия,
способствующие развитию
а) научное, учебно-методическое обеспечение образовательной среды;
б) оптимальное сочетание форм и методов обучения, ориентированных на развитие познавательной активности младшего школьника, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний;
в) ориентацию учебного процесса младшего школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию;
г) формирование рефлексивной позиции младшего школьника;
д) подготовку педагогических кадров, ориентированных на развитие познавательной активности младшего школьника.
4. Нужно помнить, чтобы все компоненты познавательной активности ребенка развивались, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога и ребенка и детей в коллективе, т. к. очень важно:
* Мнение каждого ребенка
* Чувства, которые он испытывает, выполняя ту или иную деятельность, что дает ему возможность осознавать цели деятельности и не бояться, активно действовать.
Литература
Приложение
Урок 1
СКАЗКА О ПРИНЦЕССЕ ИНФОРМАТИКЕ
Тема урока: Информация. Виды информации.
Цель урока: знакомство учащихся с понятием «информации» и видами информации.
Задачи урока:
1) знакомство учащихся с понятием информации и видами информации (по способу ее восприятия);
2) развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания, а также интереса к предмету «Информатика»;
3) работа над повышением грамотности устной речи учащихся; достижение сознательного усвоения материала учащимися.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Возраст учащихся: II класс.
Оборудование урока:
• карточки с сеткой кроссворда;
• карточки с названиями, видов информации;
• круглые карточки-семафоры красного и зеленого цветов.
Литературные и интернет-источники, использованные при подготовке урока:
1 Иллюстрации из книги: Я — принцесса. М.: Эдгмонт Россия Лтд, 2002.
2. http:\www.kravmv.narod.ru
Структура урока.
1. Организационный момент (2 мин.).
2. Актуализация опорных знаний (5 мин.).
3. Изучение нового материала (10 мин.).
4. Закрепление изученного материала (13 мин.).
5. Работа с карточками (5 мин.).
6. Подведение итогов урока (2 мин.).
7. Домашнее задание (3 мин.).
Урок 2
Тема урока: Виды информации. Способы передачи и получения информации
Цели урока:
• повторить материал по теме «Что такое информация»;
• познакомить учащихся с многообразием видов информации, которую воспринимает человек с помощью органов чувств (на основе анализа примеров).
Задачи урока:
• закрепление представления учащихся о понятии «информация»;
• формирование знаний и умений учащихся по определению видов информации (на основе анализа);
• развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания;
• развитие познавательного интереса учеников;
• формирование активности и самостоятельности учащихся;
• повышение мотивации учащихся за счет игровых технологий;
• воспитание у ребят чувства ответственности, дружбы, взаимовыручки
Тип урока: комбинированный урок.
Возраст учащихся: II класс.
Вид урока: урок-игра. Перед учащимися ставится задача — «определить название темы урока». Эту задачу они решают в различных игровых моментах, используя исследовательский метод. В итоге определяют название темы урока — «Виды представления и восприятия информации» и делают самостоятельные выводы.
Информация о работе Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников