Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – показать роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников, направленных на повышение эффективности учебного процесса в начальной школе.
Объект исследования – процесс познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия и принципы, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника на уроках информатики.

Содержание работы

Введение…………………………………………..………………………………2
Глава 1. Развитие познавательной активности младшего школьника как научно-педагогическая проблема
1.1 Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе…………………………………………………………………………9
1.2 Сущность понятия «познавательная активность»…………………………15
1.3 Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника………………………………………………20
Глава 2. Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников
2.1 Условия, способствующие развитию познавательной активности………24
2.2 Способы и приемы развития познавательной активности на уроках информатики……………………………………………………………………..26
2.3 Принципы организации уроков информатики…………………………….30
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа
3.1 Организация и методика исследования…………………………………….33
3.2 Результаты обучающего эксперимента…………………………………….34
Заключение………………………………...……………………………………38
Литература………………………………...…………………………………….40
Приложение……………………

Файлы: 1 файл

вкр.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

Оборудование  урока:

• компьютер учителя,

• мультимедийный проектор;

• компьютеры учеников;

• презентация, подготовленная в MS PowerPoint;

• графический редактор Paint;

• тренажер из программного комплекса «Наставник. 2 класс» («ACT-ПРЕСС ШКОЛА»);

• карточки с загадками (текстовой, числовой, графической информацией);

• предметы для определения формы, вкуса, поверхности, запаха;

• информационное лото;

• карточки для установки соответствия;

• карточки для работы на компьютере в графическом редакторе Paint.

Литература, использованная при подготовке урока.

Первин Ю. А. За мной, компьютер 2—4 классы: Учебное пособие: общеобр. учр. М.: Дрофа, 1997.

Структура урока.

1. Организационный момент – 2 мин.

2 Актуализация опорных знаний — 12 мин.

3. Изучение нового материала — 13 мин.

4. Физкультминутка — 1 мин.

5. Закрепление изученного материала — 9 мин.

6. Подведение итогов урока — 2 мин.

7. Домашнее задание — 1 мин.

 

Урок 3

УРОК-ЭКСКУРСИЯ «В ПАРКЕ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА»

Тема урока: Еще раз об информации.

Цель урока: повторение контроль знаний учащихся по разделу «Информация. Информационные процессы».

Задачи урока:

1) закрепление представления учащихся о понятии информации и информационных процессах;

2) стимулирование познавательного интереса учащихся к изучению предмета «Информатика»;

3) развитие творческой активности учащихся;

4) воспитание у учащихся самастоятельности, ответственности за свой выбор.

Тип урока: урок повторения и контроля.

Вид урока: урок-виртуальная экскурсия.

Возраст учащихся: II класс.

Оборудование  урока:

• билет в парк для каждого ученика;

• фонограмма песни «Карусель, карусель…»;

• доска для дартса, дротики;

• иллюстрации с видами информации;

• вопросы для аттракционов «Карусель», «Птички», «Лабиринт»;

• карточки с задачами для киоска «Мороженое»;

• ребусы для аттракциона «Лабиринт»;

• оценочная таблица.

Литература, использованная при подготовке урока:

1. Гольцман А.М. и  др. Роботландия: Экспериментальный  учебник для школьников. М., 1989.

2. Дуванов А.А. Азы информатики //Информатика. 2002. №5-8.

Структура урока.

1. Организационный момент (3 мин.).

2. Виртуальная экскурсия в парк культуры и отдыха:

2.1. Аттракцион «Карусель» - 8 мин.

2.2. Аттракцион «Птички» - 5 мин.

2.3. Батуты (физкультминутка)  – 2 мин.

2.4. Аттракцион «Тигр» - 6 мин.

2.5. Кафе «Мороженое»  - 5 мин.

2.6. Лабиринт – 8 мин.

3. Подведение итогов  урока (3 мин.).

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока – «Еще раз об информации». Сегодня на уроке мы повторим, что такое информация, какие существуют виды информации и способы ее передачи, какие информационные процессы применяют в работе с информацией, а также как кодируется информация. Для этого мы с вами проведем виртуальную экскурсию в парк культуры и отдыха. В парке несколько аттракционов, мы должны побывать на каждом. У вас есть билет в парк, в нем напротив названия аттракциона имеется свободное место. Сюда будут вписываться баллы после посещения каждого аттракциона. Чем больше баллов вы наберете, тем выше будет оценка, которую вы получите в конце урока.

Лицевая сторона билета:

1

Аттракцион «Карусель»

 

2

Аттракцион «Птички»

 

3

Аттракцион «Тир»

 

4

Аттракцион «Игровые автоматы»

 

5

Кафе «Мороженое»

 

6

Лабиринт

 

Итоговая сумма

 

Обратная сторона билета:

Оценка за урок:


Итак, наша экскурсия  начинается.

(Слушают учителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Виртуальная экскурсия  в парк культуры и отдыха.

Аттракцион «Карусель»

В первом задании моделируется работа аттракциона «Карусель». Пять человек – это знатоки-отдыхающие. Пять мест заняты операторами-отдыхающими, задающими вопросы и принимающими ответы (ученики, исполняющие роль операторов, заранее ответили на вопросы всех разделов и получили в свой билет по 5 баллов); знатоки-отдыхающие сидят напротив операторов и поочередно отвечают на вопросы операторов. Управляет каруселью механик, его роль исполню я, учитель. Карусель вращается пять раз (это количество равно количеству мест на карусели), тем самым отдыхающий имеет возможность прокатиться на каждом из пяти мест и продемонстрировать теоретические знания по всем темам раздела «Информация» - «Виды информации», «Информационные процессы», «Носители информации», «Кодирование информации», «Информация и жизни».

В процессе работы аттракциона  операторы заполняют билеты. За каждый правильный ответ знаток получает 1 балл. Последний оператор подсчитывает итоговую сумму.

Тем самым выявляется лучший знаток раздела «Информация».

Итак, на карусели все  места заняты, запускаем наш первый аттракцион. (Начинается первый круг карусели. Звучит фонограмма песни «Карусель, карусель…».)

Внимание! Стоп, карусель! Пожалуйста, вопрос знатокам. (Оператор, отвечающий за тему, зачитывает вопрос сидящему напротив знатоку-отдыхающему. Знаток отвечает, оператор отмечает правильность ответа в билете. Звучит фонограмма песни «Карусель, карусель…».)

Внимание, знатоки! Пересели на другие места по часовой стрелке.

Второй, третий, четвертый, пятый круги карусели аналогичны первому.

Вопросы к аттракциону  «Карусель».

Оператор 1. Тема «Виды  информации».

  1. Перечислите виды информации по форме представления. (Текстовая, числовая, графическая, смешанная).
  2. Какой вид информации человек воспринимает глазами? (Зрительную информацию.)
  3. Какой вид информации человек воспринимает кожей? (Осязательную информацию.)
  4. С помощью какого органа чувств человек получает наибольший объем информации? (С помощью глаз.)
  5. С помощью какого органа чувств животное получает наибольший объем информации? (С помощью органа обоняния.)

Оператор 2. Тема «Информационные  процессы».

  1. Перечислите основные информационные процессы. (Хранение, передача, обработка.)
  2. Какой информационный процесс приводит к появлению новой информации? (Обработка.)
  3. Назовите информационный процесс, где всегда участвуют две стороны, один из которых – приемник. (Передача.)
  4. В каком информационном процессе необходим источник информации? (В передаче информации.)
  5. Почему из семечек кабачка не вырастают елки? (Потому что семена растений хранят всю информацию о растениях, которые их породили.)

Оператор 3. Тема «Кодирование информации».

  1. Что такое код? (Код – это правило для преобразования одного набора знаков в другой набор знаков.)
  2. Что называют кодированием? (Кодирование – это преобразование одного набора знаков в другой набор знаков.)
  3. Что такое шифр? (Это код, предназначенный для секретных сообщений.)
  4. Что такое пиктограмма с точки зрения кодирования? (Условный знак для обозначения программы.)
  5. Где применяется кодирование? (В телеграфии, вычислительной технике, военном деле и т.д.)

Оператор 4. Тема «Информационный  носитель».

  1. Какие устройства называют носителями информации? (На которых хранится информация.)
  2. Назовите основные внешние носители информации в персональном компьютере. (Диск, дискета.)
  3. Что использует компьютер для временного хранения информации? (Оперативную память.)
  4. Что является основным хранилищем информации на компьютере? (Винчестер.)
  5. Какое устройство преобразует информацию к виду, пригодному для передачи по телефону? (Модем.)

Оператор 5. Тема «Информация в жизни».

  1. Какой документ хранит дату и место рождения человека? (Паспорт, свидетельство о рождении.)
  2. С помощью каких знаков музыканты записывают информацию? (С помощью нот.)
  3. Какой прибор в автомобиле передает информацию о пройденном пути? (Спидометр.)
  4. Какова роль театральной афиши? (Передача информации о спектакле.)
  5. Мама пробует суп, добавляет соль. Какой информационный процесс имеет место? (Обработка.)

Аттракцион  «Птички»

Следующий наш аттракцион - «Птички». Каждый из нас получает карточку, на которой записаны некоторые утверждения. Вы должны ставить галочки возле данных утверждений в столбце «ДА» или «НЕТ».

Карточка-задание к  аттракциону «Птичка».

 

 

 

 

 

 

ДА

  1. Дискеты и диски используют для переноса информации из одного компьютера к другому.
  2. Информация из ОЗУ никогда не пропадает.
  3. Все, что происходит с информацией, всегда включает хранение, передачу и обработку.
  4. Информатику считают универсальной наукой
  5. Географическая карта – смесь графической и текстовой информации.
  6. Ученик решает задачу. Идет передача информации.

 

 

 

 

 

 

НЕТ


(Учитель вывешивает  на доску увеличенную карточку  с правильно проведенными линиями).

Ребята, обменяйтесь карточками со своим соседом, сравните ответы с  образцом. Одна правильно поставленная галочка – это один балл. Подсчитайте количество баллов и впишите в пустую клеточку в билете напротив аттракциона «Птички».

Карточка-ответ к аттракциону  «Птички»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДА

    1. Дискеты и диски используют для переноса информации из одного компьютера к другому.
    2. Информация из ОЗУ никогда не пропадает.
    3. Все, что происходит с информацией, всегда включает хранение, передачу и обработку.
    4. Информатику считают универсальной наукой
    5. Географическая карта – смесь графической и текстовой информации.

6. Ученик решает задачу. Идет передача информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕТ

 

 

 

 

 

 


Батуты (физкультминутка)

Встаньте из-за парт, выйдите  к доске, постройтесь в два  ряда и повторяйте за мной:

Мы поднимем руки выше,

Информацию услышим:

«Хлопни раз, хлопни два,

Впереди нас ждет стрельба».

Кафе «Мороженое»

Теперь предлагаю вам зайти в кафе и «съесть» по мороженому. Подойдите к стоечке и выберите любое понравившееся вам «мороженое», затем сядьте за столик и «съешьте», т.е. выполните тестовое задание, которое написано на обратной стороне карточки-«мороженого». За верно выполненное задание вы получите 1 балл.

Примерный вид карточек-«мороженых»:

(на столе лежат  карточки, на которых нарисовано  различное мороженое).

Вопросы для карточек-«мороженых»:

  1. Что такое информатика?

А) наука о компьютерах

Б) наука об информации

В) наука о программах

Г) наука о вычислениях

2. Сколько органов  чувств у человека?

А) 5

Б) 6

В) 7

3. Человек получает  информацию, когда:

А) смотрит телевизор

Б) читает письмо

В) играет с другом

Г) во всех вышеперечисленных  случаях

4. Текстовой информацией можно назвать:

А) таблицу умножения

Б) объявление в газете

В) иллюстрацию в учебнике

Г) фотографию

5. Укажите название  чувства, посредством которого  человек воспринимает информацию  о том, что он обжегся:

А) зрение

Б) вкус

В) осязание

Г) обоняние

Д) слух

6. Ученик нажимает клавиши на клавиатуре со скоростью две клавиши в секунду. За сколько секунд он передаст информацию 2Крокодил Гена.» с листочка на экран компьютера?

А) 12

Б) 14

В) 7

7. укажите вид информации: «Сегодня пять уроков».

А) текстовая

Б) графическая

В) числовая

Г) смешанная

8. Ученик работает  по следующему алгоритму:

1) подсчитай гласные  в слове.

2) умножь на число  5.

Какой результат получится  в результате обработки слова  «Информатика»?

А) 55

Б) 25

В) 30

9. Одна ячейка специального  устройства вмещает три цифры. ученица определяет число 2345678 в это устройство. Сколько потребуется ячеек для сохранения информации?

А) 7

Б) 3

В) 2

10. Ученик обрабатывает  число 234 по следующему правилу:  новое число получается умножением  данного числа на 2 и затем добавлением к нему 10. Что получится в результате обработки?

А) 478

Б) 468

В) 4680

А теперь самостоятельно проверьте правильность выполненного задания. Посмотрите на доску. Я называю  номер вопроса и вариант правильного  ответа. Проставьте баллы в билет.

№ карточки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный ответ

б

а

г

б

в

в

г

б

б

а


Лабиринт

Наш последний аттракцион - «Лабиринт». Я вам раздаю листы, на которых изображен лабиринт. По лабиринту вы продвигаетесь согласно направлению стрелок, при этом разгадываете ребусы. Правильный ответ записывается под ребусом. Последний ребус – в пустые клетки вы вписываете буквы с номерами, указанными на стрелках, идущих от уже разгаданных ребусов. Количество баллов за лабиринт вы узнаете после разгадывания последнего ребуса.

(Обработка (кобра, бочка); лев (рисунок в итоговом ребусе); кодирование (комар, о в а,

яки, е); передача (перед  А ча); хранение (храм, веник, е); код (кот).)

Итоговый ребус –  слово «отлично». Если все буквы  записаны правильно, учащийся получает 5 баллов, за каждую неверно угаданную букву отнимается 1 балл.

.(Ученики, передвигаясь  по аттракционам, выполняют задания.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ребята сверяются  с ответами.)

III. Подведение итогов  урока.

Наша экскурсия подошла  к концу. Подведем итог. Найдем сумму  баллов, набранных за урок. Я вывешиваю  оценочную шкалу – таблицу  перевода баллов в оценки.

 

Количество баллов

19, 20, 21, 22

15, 16, 17, 18

11, 12, 13, 14

Оценки

5

4

3


На обратной стороне  билета поставьте полученную оценку. А теперь первыми сдайте билеты те, кто получил оценку «5», вторыми  – те, кто получил «4», затем  те, у кого «3».

Все сдали? Молодцы!

На этом наш урок окончен. До свидания!

(Ребята сдают свои  работы и прощаются с учителем.)




 

Урок 4

Тема урока: Способы работы с информацией  с помощью компьютера.

Цели урока:

• на практике показать учащимся способы работы с информацией с помощью компьютера;

• добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.

Задачи урока:

• углубление, обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу «Информатика»;

• закрепление навыков редактирования документов в MS Word;

• закрепление навыков  работы с буфером обмена;

• закрепление навыков нахождения и отбора информации с помощью поисковых систем;

• формирование начальных умений и навыков критического мышления при работе с большими объемами информации;

• формулирование с помощью учителя определения информатики как науки об информации.

• дать учащимся представление  о тематике проблем, изучаемых в  школе на уроках информатики в  последующих классах:

• воспитывать у учеников умение целенаправленно работать с  информацией, т.е. воспитывать учащихся, обладающих информационной культурой.

Тип урока: обобщающий урок.

Возраст учащихся: III класс.

Вид урока: практическая работа.

Оборудование  урока:

• компьютер учителя,

• мультимедийный проектор;

• компьютеры учеников;

• таблицы.

Литература, использованная при подготовке урока.

Первин Ю. А. За мной, компьютер 2—4 классы: Учебное пособие : общеобр. учр. М.: Дрофа, 1997.

Структура урока.

1. Организационный момент  – 2 мин.

2 Формулирование проблемы, обсуждение — 5 мин.

3. Актуализация имеющихся и формирование новых знаний — 28 мин.

4. Проверка усвоения знаний, умений и навыков — 5 мин.

Ход урока

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, назови фамилии ребят отсутствующих на уроке (данные заносятся в журнал).

Дежурный называет фамилии  отсутствующих.

II. Формулирование проблемы, обсуждение.

Давайте вспомним, какие  вы знаете способы работы с информацией  с помощью компьютера?

Верно.

Я знаю, что вам, ребята, для урока окружающего мира необходимо закончить создание документа о животных, занесенных в Красную книгу.

(Замечание: такого  рода «проблемы» необходимо заранее  планировать с учителем-предметником  и продумывать все интеграционные  этапы урока).

Для этого надо собрать необходимую информацию, в частности, фотографии этих животных, и добавить к ним текстовый материал, если в вашем документе его недостаточно.

 

Обработка, хранение, удаление, копирование информации.

III. Актуализация имеющихся  и формирование новых знаний.

Осуществляем поиск  информации в сети Интернет с помощью  поисковой системы Yandex. Каждый вводит ключевые слова для поиска, соответствующие  теме своего проекта.

Результат поиска показал, что найденной информации слишком  много и возникла необходимость  в ее отборе.

На этом этапе работы с информацией происходит анализ и отбор необходимой информации.

Значит компьютер на этапе отбора информации отдыхает? А может быть, и компьютер умеет  отбирать информацию?

Итак, что представляет собой сбор информации?

Умению находить и отбирать информацию с помощью компьютера еще предстоит учиться на уроках информатики.

Дальше, найденные фотографии вставляем в документ, обрабатываем графическую информацию и отобранную текстовую информацию.

Следующий этап – обработка  информации с помощью компьютера. Как компьютер обрабатывает информацию, вы еще не знаете и этому тоже будете учиться на уроках информатики.

Итак, документ готов, его  необходимо сохранить.

Хранение информации – тоже очень важный этап работы с информацией. Как компьютер сохраняет информацию, вы тоже не знаете и этому тоже будете учиться на уроках информатики.

Сохранить можно, например, на жестком диске компьютера.

Информацию можно передавать. Часто информацию передают по сетям  с помощью компьютера. Как это  происходит – изучает наука «Информатика».

А теперь давайте попробуем  сформулировать определение информатики  как науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютер может это  сделать, но для этого пользователь должен уметь правильно задавать алгоритм отбора.

Сбор информации –  это важный этап работы с информацией.

 

Что происходит дальше?

 

 

 

Какой следующий этап?

 

 

 

 

 

 

Как это происходит?

 

Где можно сохранить  работу?

Информатика – это  наука, об информации, ее сборе, обработке, хранении и передаче.

IV. Проверка усвоения  знаний, умений и навыков.

А теперь необходимо ответить на вопросы, записанные в таблице. Поставьте галочку напротив вопроса в колонках «Да» или «Нет» в зависимости от вашего ответа и сохраните файл у себя в личной папке.

 

Вопрос

Да

Нет

Удалось ли тебе создать  документ-проект о животных, занесенных в Красную книгу?

   

Использование компьютера ускорило процесс поиска информации для проекта?

   

Ты формировал документ по своему усмотрению. Такая обработка  информации без компьютера усложнила  бы задачу?

   

Ты сохранил свой документ и знаешь, что он будет сохраняться столько, сколько будет функционировать компьютер. А в твоей памяти так же долго будет храниться созданный тобою документ?

   

Можешь ли ты так же быстро, как компьютер, предавать  информацию?

   

Компьютер важнее человека. Это правильное утверждение?

   

Сможешь ли ты ответить на вопрос родителей, если они спросят  тебя, что изучает наука «Информатика»?

   

Итак, у кого-нибудь есть вопросы?

Так как это был  урок – практическая работа, то домашнее задание я не задаю. Спасибо за урок. До свидания.

 

 

Ученики выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет.

 

 

До свидания.




 

Урок 5

Тема урока: «Информация» через проблемную ситуацию

Цели урока:

• повторить материал по теме «Что такое информация»;

Задачи урока:

• закрепить знания и умения учащихся по разделу «Информация»;

• развивать у учащихся умение применять полученные ими  знания при решении задач различной направленности;

• сделать акцент на том, что любой житель нашей планеты должен уметь работать с информацией и этому надо учиться с малых лет;

• продемонстрировать ученикам применение информационных технологий и возможности сети Интернет;

• развивать коммуникативные навыки учащихся;

• воспитывать добрых и отзывчивых людей.

Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала.

Возраст учащихся: III класс.

Вид урока: урок с элементами игровой технологии и командной работы.

Оборудование  урока:

• мультимедийный проектор;

• компьютер учителя;

• компьютеры учеников;

• рисунки с видом Земли.

Литература, использованная при подготовке урока.

Первин Ю. А. За мной, компьютер 2—4 классы: Учебное пособие: общеобр. учр. М.: Дрофа, 1997.

Структура урока.

1. Организационный момент  – 2 мин.

2 Создание игровой ситуации и постановка проблемных вопросов — 8 мин.

3. Работа в командах — 13 мин.

4. Презентация итогов работы команд — 11 мин.

5. Систематизация, обобщение, выводы — 6 мин.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, назови фамилии ребят отсутствующих  на уроке (данные заносятся  в журнал).

Дежурный называет фамилии  отсутствующих.

II. Создание игровой  ситуации и постановка проблемных вопросов.

Дорогие ребята! Сегодня  я получила по электронной почте  странное письмо, но…сначала об авторе этого письма. Вы, наверное, читали сказки-романы Николая Носова о Незнайке и помните, что книга «Незнайка на луне»  кончается следующими словами героя-коротышки: «А теперь можно снова отправляться куда-нибудь в путешествие». Так вот, похоже, Незнайка снова отправился в путешествие и конечно же попал в какую-то историю. Я получила письмо с присоединенным файлом следующего содержания (показывает на экране через проектор свой электронный почтовый ящик и зачитывает письмо):

Друзья!SOS! Нахожусь на неизвестной планете, где мне  грозят пожизненным заключением, если я не отгадаю их загадки. Здесь  живут такие же коротышки, как  и я, но в то же время совсем не похожие на меня. У них везде компьютеры, и мне кажется, что это Электронный мир, только вот коротышки – люди живые, это точно. Посадили меня за компьютер. Я получил сообщение и со страхом прочитал вопросы, ответы на которые я НЕ знаю. Ребята, помогите, я так хочу вернуться на улицу Колокольчиков к своим друзьям.Поверьте, я буду обязательно учиться, когда вернусь в родной Цветочный город. Я знаю, что в вашей школе изучают информатику с 5 лет, поэтому вы уж точно сможете мне помочь. Пересылаю вам полученное мною сообщение и вопросы. Очень жду ответа. Незнайка.

Далее учитель предлагает открыть присоединенный файл сообщения.

«Коротышка  Незнайка, ты прилетел с планеты  Земля, и любая информация об этой планете нам очень важна. Создай рисунок с наиболее характерными видами Земли – это первое. Второе. Мы хотим знать, умеешь ли ты работать с информацией, поэтому ответь на предложенные тебе вопросы. В случае всех правильных ответов ты сразу же вернешься к себе домой, а если нет, то…

Ым ябет адгокин ен митсупто!

Подсказка: расшифруйте  зашифрованную фразу, читая слова справа налево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы тебя никогда не отпустим!

III. Работа в командах.

Ребята, поможем Незнайке?

Для того, чтобы помочь Незнайке, разделитесь на три команды пор четыре ученика.

Работая в командах, ученикам необходимо:

- выбрать рисунок с  видами Земли (учитель заранее  приносит в класс несколько  лучших ученических работ, отобранных  учителем изо).;

- расшифровать зашифрованное  сообщение;

- ответить на вопросы  коротышек из Электронного мира.

Учитель открывает файл вопросов и раздает ученикам распечатки показанного документа.

Незнайка, ответь на следующие  вопросы:

1. С помощью каких  чувств ты получаешь сейчас  информацию?

- зрения

- слуха

- вкуса

- обоняния

- осязания.

2. Какого вида информацию (с позиции компьютера) ты получил?

- текстовую

- графическую

- числовую

- смешанную.

3. Кто получил больше  информации в зашифрованном сообщении:  компьютер или пользователь?

4.Полученную информацию зашифрованного сообщения необходимо обработать. Кто первый должен е обработать?

- компьютер

- пользователь.

5. Полученное по электронной  почте письмо необходимо сохранить.  Чтобы сохранить файл на длительное  время, его необходимо скопировать  на магнитный носитель, например на…

- компакт-диск

- жесткий диск

- магнитофон

6. Незнайка, первым твоим  задание было создать рисунок  с наиболее характерными видами  Земли. Это можно сделать двумя  способами – на бумаге и  с помощью компьютера. Если рисунок  будет создан на бумаге, то с помощью каких устройств можно перенести рисунок в компьютер, чтобы потом переслать по электронной почте?

7. Предложим, что созданный  тобою рисунок уже находится  в памяти компьютера. Ты дорисовал  его, используя один из графических  редакторов, и озаглавил рисунок. Вопрос: какое действие ты совершил с информацией?

- поиск

- хранение

- передачу

- обработку.

 

Да.

Ребята делятся на команды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. С помощью зрения.

 

 

 

 

 

 

2. Текстовую.

 

 

 

 

 

3. Пользователь.

 

 

4. Компьютер.

 

 

 

 

5. Жесткий диск.

 

 

 

 

 

 

6. Сканер.

 

 

 

 

 

 

Обработку.

IV. Презентация итогов  работы команд.

Каждая команда демонстрирует  результат своей работы. Затем  обсуждаются ответы команд. И в  конце выбирается единственно правильный вариант (ошибаться нельзя, ведь тогда  Незнайка не вернется на Землю, поэтому, если ребята не уверены в правильности ответа, разрешается обратиться за консультацией к учителю).

Ребята обсуждают ответы.

V. Систематизация, обобщение,  выводы.

Учитель отвечает на письмо (ученики видят этот процесс на экране с помощью проектора) и присоединяет к нему два файла.

  1. рисунок (все рисунки заранее отсканированы, поэтому в компьютере имеется файл отобранного ребятами рисунка);
  2. вопросы с ответами;

Учитель сразу же получает и зачитывает его ребятам.

«Спасибо, ребята! Когда вы будете читать это письмо, я уже буду дома. Обещание свое выполню: я обязательно буду учиться работать с информацией. Ваш Незнайка..

Можно задать вопросы:

  1. Как работали команда и каждый член команды?
  2. Какие трудности возникали при ответах на вопросы?
  3. Какие выводы сделали в результате этого урока? Нужно ли вам тоже учиться работать с информацией?

Спасибо за урок. Все молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята отвечают на вопросы.





Информация о работе Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников