Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 22:52, реферат
Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении.
1. Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха……...…3
2. Из истории дактилологии………………………………………………….6
3. Роль дактилологии в обучении языку глухих дошкольников……..…..11
4. Заключение………………………………………………………………..14
5. Литература………………………………………………………………...15
Вполне возможно, что вопросы о целесообразности использования дактильной речи, времени ее включения в процесс воспитания дошкольника и др. следует решать с учетом индивидуальных особенностей глухого ребенка, его возраста ко времени начала обучения, условий педагогического процесса и т. д.
Очень интересными в этой связи представляются исследования Т.В. Пелымской и Н.Д. Шматко. Разработанная ими система коррекционной работы предусматривает организацию интенсивных занятий по развитию слуховой функции и устной речи с первых месяцев жизни детей со сниженным слухом. Дактильная речь в педагогический процесс не включается. Экспериментальное обучение по этой системе было проведено в условиях семьи. Сурдопедагог обучал родителей необходимым приемам работы с ребенком, проводил занятия в присутствии мамы и папы. Результаты оказались очень высокими. Дети уже к трем годам владели речью (конечно, в разной степени), причем звучание их речи приблизилось к речи слышащих сверстников.
Может быть, такой организации обучения
малышей принадлежит будущее? Ну, а в настоящее
время, еще раз повторим, в дошкольных
учреждениях для детей с недостатками
слуха дактилология используется начиная
со второго года обучения (с четырехлетнего
возраста) в качестве вспомогательного
речевого средства.
3. Роль дактилологии в обучении языку глухих дошкольников
Теперь перейдем к вопросам применения дактильной речи в работе с глухими учениками школ.
Действующая в нашей стране система обучения глухих детей получила название коммуникационной: ее реализация предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой дети овладевают языком непосредственно в процессе общения. Мы уже говорили об этом. Тебе предстоит, дорогой читатель, основательно изучить эту систему. Наш же рассказ только о том, какое место в ней занимает дактильная речь. С.А. Зыков (1977), разработавший теоретические основы коммуникационной системы, выдвигая дактильную речь как исходную в процессе обучения языку, таким образом аргументирует свой подход:
1. Дактильная речь легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова.
2. Она полностью контролируется самим говорящим. Глухой может проверить себя, сопоставляя свою речь со словом, данным учителем.
3.
При дактилировании
4.
Между пальцевыми кинестезиями
и кинестезиями
5.
Дактильная речь помогает
6.
Эта форма речи обеспечивает
глухому ребенку на ранних
этапах словесное общение,
Основные идеи С.А. Зыкова, а также результаты исследований его преемников нашли отражение в содержании и методах обучения, в принятых в наши дни программахвых программ учитывались, конечно, принципиальные изменения, происшедшие в сурдопедагогическом процессе в связи с внедрением в практику системы работы по развитию и использованию слухового восприятия. Последовательность использования различных речевых средств, согласно требованиями новых программ, такова.
Исходная форма речи — дактильная, как наиболее отвечающая задаче начального этапа обучения. На этом этапе учитель обращается к детям подготовительного класса устно-дактильно; используются также плакатики с написанными словами, т. е. письменная речь. Дети воспринимают весь материал слухо-зрительно, их собственная речь в это время — устно-дактиль-ное проговаривание. Обучение дактильной и устной формам речи осуществляется параллельно. Постепенно дети учатся понимать устную речь учителя без его дактилирования: новый материал сообщается устно-дактильно, затем те же высказывания произносятся только устно.
В первом классе педагог также использует
устную речь в сочетании с дактильной.
Дактилированием сопровождаются преимущественно
слова и фразы, еще недостаточно отработанные
в устной речи, трудные для слухо-зрительного
восприятия выражения. Учителю предлагается
использовать дактильную речь в тех случаях,
когда дети не поняли его дважды повторенного
высказывания. Таким образом, начиная
с I класса дактилология уже используется,
по сути дела, как вспомогательное средство
педагогического процесса. В такой роли
дактильная речь выступает и дальше, вплоть
до окончания учащимися школы. Общаясь
с учащимися устно (и в классе, и во внеклассное
время), педагог привлекает дактильную
речь главным образом тогда, когда они
затрудняются в слухо-зрительном восприятии
его сообщения, реплики и т. д. Предусматривается,
что ученики тоже могут в ряде случаев
прибегать к дактильной речи, например
если это облегчает им воспроизведение
звуко-буквенной структуры каких-либо
сложных и редко употребляемых ими слов,
облегчая товарищам понимание ответа
у доски и т. д. Однако главным средством
общения учащихся должна быть устная речь.
Практика
показывает, что умелое и творческое
выполнение педагогом требований к
использованию дактильной и устной
речи позволяет достигнуть хороших результатов,
в том числе и в обучении учащихся устной
речи. В то же время при анализе сложившейся
сейчас системы речевых средств, используемых
в начале обучения, возникает ряд вопросов.
Впрочем, многие из них ставились и раньше,
например такой важный вопрос: как влияет
широкое применение дактильной речи на
формирование устной речи ученика? В экспериментальном
исследовании Е.Н. Марциновской (1971) были
получены такие данные. Нормально слышащие
и относительно хорошо владеющие техникой
дактилирования люди резко замедляют
темп своей устной речи, если сопровождают
ее дактильной (с 795 до 300 знаков в минуту).
Значит, учащиеся, привыкшие к существенно
более замедленному темпу речи педагога
(обращающегося к ним устно-дактильно),
оказываются в весьма трудном положении,
когда им предстоит воспринимать естественную
речь говорящего. Е.Н. Марциновская установила
также, что у тех детей, которые хорошо
владеют техникой дактилирования, скорость
устного и дактильного воспроизведения
текста примерно одинаковая, что сопровождение
устной речи дактилированием не только
не замедляло темпа их устной речи, а даже
несколько убыстряло его. Но ведь скорость-то
была равна 270—280 знаков в минуту, что в
два раза медленнее нормального темпа
устной речи!
4. Заключение.
Безусловно, за прошедшие годы система
обучения в школах для глухих постоянно
совершенствовалась, в том числе содержание
и методы формирования устной речи. Коренным
образом эта работа была перестроена в
связи с решением новых для школы задач:
развития остаточного слуха глухих и создания
на базе развивающегося слуха слухо-зрительной
основы для восприятия ими устной речи,
формирования произносительных навыков
в условиях широкого применения звукоусиливающей
аппаратуры. Вполне понятно, что произошел
настоящий революционный переворот в
обучении устной речи, появились невиданные
ранее возможности. Поэтому в настоящее
время предъявляются гораздо более высокие
требования к устной речи глухого ученика,
а следовательно, и сурдопедагога: учащиеся
должны научиться соблюдать нормальный
темп речи, учителю следует разговаривать
с детьми таким образом, чтобы его речь
была образцом для подражания (т.е. естественная,
слитная, нормальная по темпу). Только
в I—II классах допускается незначительное
замедление темпа речи. Но если основываться
на данных, приведенных выше, можно усомниться:
возможно ли выполнить эти требования,
если устная речь сопровождается дактилированием?
А других данных пока, к сожалению, нет.
Литература.
1. Зайцева
Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб.
для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Коррекционная
педагогика)
2. Леонгард
Э.И. Ранняя слухоречевая
3. Носкова
Л.П. Методика развития речи
дошкольников с нарушениями