Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 09:41, реферат
Язык, будь то родной или иностранный, служит средством общения, позволяющим осуществлять взаимодействие людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни. Поэтому в обучении иностранному языку так важен коммуникативный подход. Смысл его заключается в том, что условия обучения речевой деятельности должны быть адекватны реальным условиям, то есть, если мы хотим научить человека общаться на иностранном языке, то учить этому нужно в условиях общения. Это значит, что обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу общения.
Ролевые игры в преподавании иностранного языка
Реферат
Зарецкая Лилия Ивановна,
учитель английского языка
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»
г.Королёв Московской области
Введение
Изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
развитие и воспитание понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Язык, будь то родной
или иностранный, служит
^ Коммуникативный метод и теоретическое обоснование использования ролевых игр.
Автор коммуникативного метода
Е.И. Пассов называет ситуативность
одним из основных принципов данного
метода и объясняет это тем, что
ситуативная отнесенность есть одно
из природных свойств речевого умения.
Ситуативность необходима и как
способ речевой стимуляции, и как
условие развития речевого умения.
Ситуативность создает
Процесс обучения нельзя
сделать полностью подобным
Как и во всякой
другой человеческой
Известный теоретик психологии игры Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важнейшими для человека функциями, называя ее средством развития мотивационно-потребностной сферы, средством познания, средством развития умственных действий и средством развития произвольного поведения. Психологи считают, что игра как ведущая деятельность у детей участвует в формировании личности, что именно в игре дети усваивают общественные функции и нормы поведения, что игра учит, изменяет, воспитывает.
^ Характеристики и
Е.И. Пассов характеризует
игру в первую очередь как значимую
деятельность (в обучении иностранному
языку – это речевая
Психологи и методисты (Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Г.А. Китайгородская, Н.И. Гез, Р.П. Мильруд. К. Ливингстоун и др.) относят ролевую игру к активным способам обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение этого приема в учебный процесс, считают они, способствует достижению цели обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности учеников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка. Ролевая игра есть одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. Различие между ролевой игрой и ситуацией К. Ливингстоун видит в том, что в предъявленной ситуации человек выступает от своего имени, высказывает свое мнение; в ролевой же игре он должен действовать от имени своего героя, выступать с его позиций в соответствии с игровым сюжетом.
Существуют различные
классификации ролевых игр.
^ Место ролевой игры в обучении иностранному языку
Методисты по-разному оценивают место ролевой игры в учебном процессе. Так, Н.И. Гез, делая обзор иностранной литературы по этой проблеме, говорит, что большинство авторов считает целесообразным проводить игру на заключительном этапе работы над темой, поскольку не все учащиеся окажутся способны без предварительной подготовки к свободной импровизации в ролевой игре. Подход Пассова означает, что ролевую игру можно использовать практически на любом этапе обучения. Игра может быть одноразовая и многоразовая (так называемая «большая игра» - несколько игр, каждая из которых проводится на отдельном уроке, связаны одним сюжетом). Существует также такая форма, как урок - ролевая игра. Г.А. Китайгородская, основываясь на идеях Г. Лозанова, предлагает методическую систему интенсивного обучения иностранным языкам на основе принципа ролевой организации учебного материала и процесса обучения.
В 1993 – 1999 годах в издательстве «Просвещение» были изданы учебники для 5 – 6 классов средней школы: В.Н. Филиппов Английский язык: Пробное учебное пособие, в основе которого были эти же принципы. Тексты – полилоги и ролевые ситуации, заложенные в коммуникативных упражнениях – заданиях, моделируют речевое поведение и организуют учебный процесс в целом, ориентируясь на личностную реализацию учащихся. В соответствии с сюжетной линией всего курса каждый учащийся получает свою легенду, что является одним из важнейших педагогических и психологических условий, способствующих эффективному управлению общением. Ситуации подобраны таким образом, чтобы, моделируя речевое поведение каждого, объединить группу единой деятельностью речевого общения. Эта совместная речевая деятельность формирует коллектив и создает в нем благоприятный психологический климат. В зависимости от степени владения языком и ситуации учащийся может самовыражаться или «прятаться за роль»: «не я, а мастер по ремонту велосипедов (моя роль) такой немногословный.
Учебный языковой материал
в ролевой игре как бы
^ Некоторые методические условия успешного проведения ролевых игр
Методисты называют следующие условия успешности проведения ролевых игр:
ситуативно обусловленный выбор языковых конструкций;
уточнение ситуации общения;
языковая подготовка;
владение интонационными моделями, выражающими эмоции (гнев, радость, печаль) с целью реалистического исполнения ролей;
понимание целей игры и ее содержания.
Все это является
задачей этапа,
Проведение ролевых
игр предъявляет особые
Чтобы общение на
уроке было эффективным, им
надо управлять. Для этого
Для создания ролевых
ситуаций широко используются
рисунки, описания ситуаций, инструкции,
коммуникативные задания. Г.А.
Китайгородская придает
^ Из опыта работы
В своей педагогической практике, я отвожу использованию ролевых игр не последнее место. В процессе работы я стараюсь чаще использовать ролевую игру или элементы ролевой игры, особенно на начальной ступени обучения, а также в 7-х-8-х классах. Я не просто задаю ситуацию, но уточняю роли, с позиции которых учащиеся говорят и действуют. Годы работы позволили накопить костюмы или элементы костюмов для перевоплощения в героев, определенные атрибуты (для «врача», для «магазина», предметы сервировки стола и т.д., а также различного рода надписи, таблички, рекламные проспекты и пр.). Ведется работа по накоплению в кабинете фонотеки (музыкальной, с шумовыми фонами, с записью диалогов, монологов и т.д.).
Ролевую игру я использую
на разных этапах изучения
языкового и речевого
Так, для отработки
грамматических структур с
2-й Фома (неверующий) задает вопросы «Is Jack standing?»
3-й Фома (упрямый) все отрицает «Jack is not standing»
4-й Фома (строптивый) называет другое действие «Jack is sitting»
Этот прием можно
использовать для отработки
На заключительном
этапе работы учащиеся, как правило,
с помощью учителя сами
Информация о работе Ролевые игры в преподавании иностранного языка