Русское народное творчество как средство народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856) писал: “Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей полноте его жизни”.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа загадки.docx

— 35.22 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856) писал: “Уничтожить особенность  умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными  понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною  мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли  допустить на минуту, что предложение  это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат  его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении  самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более  или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и  умственных, в его религиозных  общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей полноте  его жизни”.1

Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее  время, время “массированного наступления” на культуру, историю, язык всех без  исключения больших и малых народов  России. Задача педагогов построить  учебно-воспитательный процесс, целью  которого является формирования национального  самосознания, развитие у ребенка  системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.

Необходимость создания такого обучения обосновывается социальными и педагогическими  факторами.

 

 

 

 

 

 

1. Русское народное творчество  как средство народной педагогики

 

Обучение  и воспитание детей исторически  возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид  на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный  опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т. д. Эти первоначальные виды обучения и  воспитания, когда ребенок овладевал  знаниями, умениями и навыками в  процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась  народная культура.

Одновременно  развивались и первые идей обучения и воспитания детей как продолжателей  рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти  отношения из поколения в поколение  закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах.

С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты  и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание  нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа.

Подобные  рекомендации, наставления, поучения, своды нравственных норм и правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила, рекомендации и т.д. очень близки по смыслу, по формулировкам, что доказывает наличие  общих закономерностей в развитии народных культур, и в частности  тех их областей, которые относятся  к обучению и воспитанию подрастающих поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам и правилам организации воспитательных процессов.

Так постепенно, от века к веку шло становление  народной педагогики, традиционной культуры воспитания. Она включает:

  1. совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;
  2. совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;
  3. средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных культур (подробно о структуре народные культур, воспитательных возможностях их отдельных компонентов мы расскажем в следующей главе).

Народная  педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную  систему обучения и воспитания с  учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения  в поколение.

Академик  Г. Н. Волков так охарактеризовал  народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет  духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".

Человек — связующее, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии жили дедушки  и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живем  со своими родителями и детьми, а  вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и  детьми. Они нас будут помнить. Что же касается педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение их в роду в течение  трех веков — это и есть народная педагогика в действии.

 

 

 

2. Загадки

 

 Загадки  у разных народов называются  по-разному. Балкарцы, например, загадки  именуют элбер, где «эл» означает  село, а «бер» - дай. Разгадавший  загадку в игре «получает»  в награду «село» или «город».  Кто наберет больше «сел» и  «городов», тот выходит победителем.  У чувашей загадка называется  «тупмалли юмах», «сутмалли юмах»,  что означает буквально «сказка,  требующая отгадки», «слово, за которым,  если его не разгадать, последует  продажа». Продажа - это наказание  за неуменье разгадать загадку  назначением жениха или невесты  из среды самых непривлекательных  лиц. Почему загадка именуется  сказкой? Загадка называется сказкой,  потому что многие загадки  содержат сказочный сюжет и  могут рассматриваться как особая  разновидность сказок. Неотгадавшему  загадку предоставляется возможность  выкупа, взамен отгадки он может  рассказать сказку (спеть песню,  сплясать или загадать неизвестную  загадку). Такой выкуп называется  «сказкой на продажу».

 Загадки  умны, высокопоэтичны, многие несут  в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное  воспитание. В глубокой древности  они, вероятно, выполняли все эти  функции более или менее в  равной степени. Но позднее  в них доминирующим началом  стало умственное воспитание.

 Загадки  призваны развивать мышление  детей, приучать их анализировать  предметы и явления из различных  областей окружающей действительности; причем наличие большого количества  загадок об одном и том же  явлении позволяло давать всестороннюю  характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном  воспитании далеко не исчерпывается  развитием мышления, они также  обогащают ум сведениями о  природе и знаниями из самых  различных областей человеческой  жизни. Использование загадок  в умственном воспитании ценно  тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

 Разнообразны  содержащиеся в загадках сведения  о человеке. Здесь имеется определенная  система: много загадок о человеке  в целом, есть загадки о ребенке,  затем следуют загадки об отдельных  органах человека, далее - о частях  и органах человеческого тела: о головном мозге, глазах, зубах,  волосах, языке, пальцах, сердце  и т.п. - как о частях целого (например: «У дедушки избушка  маленькая, порог мохом оброс,  волоковое окно без затычки,  ветродувы без ставней, кровля  покрыта ковылем»), и в отдельности  (например о волосах: «В дремучем  лесу нет дерева, пригодного на  крюк»). Таким образом, загадки  нацеливают мышление ребенка  как на анализ, так и на синтез, что приучало детей не упускать  из виду целое при отгадывании  его частей.

 Обычно  самостоятельные загадки о части  предмета не повторяли тех  признаков, которые назывались  в загадке о целом предмете. Такой многосторонний подход  к одним и тем же предметам  в зависимости от взаимодействия  его частей содействовал развитию  творческого мышления у детей.  Развитие мышления и памяти, обогащение  ума знаниями - главное назначение  загадок. Однако значение загадок  не сводится только к этому.  Загадки обогащали детский ум  такими знаниями, которые содействовали  формированию и других качеств  личности. Ум ребенка, отгадывающего  загадки, обогащался не только  мыслями умными, но и мыслями  добрыми, красивыми и т.п., причем  в тесной связи с первыми  и в подчинении им.

 Святой  верой в человека проникнута  чувашская загадка, сформулированная  в виде вопроса: «Кто на свете  всех сильнее?» Отгадка обычно  произносится хором, дружно: «Человек!»  Известны варианты этой загадки  у других народов; ее ответ:  «Могущественнее народа на белом  свете никого нет». Нередко отгадывание  этой загадки связывалось со  сказкой «Кто сильнее?», которую  рассказывали детям старшие. Подобная  сказка известна почти всем тюркским народам, особенно интересен и поучителен ее киргизский вариант.

 В ряде  загадок о голове глаза называются  светлым озером, а волосы - мелколесьем,  мелким ивняком, тальником, дремучим  лесом. Даже говоря о волосах,  люди задумывались о красотах  родной природы и напоминали  об этом своим детям загадками,  которые и сами имели совершенную  форму, были насыщены поэтическими  образами. Говоря о прекрасном  красивыми загадками, народные  педагоги развивали у подрастающего  поколения эстетический вкус.

 Красива  и поучительна загадка о глазах  «На стекле - один жемчуг» (чув.) - без какой-либо назидательности  она призывала беречь глаза,  самое дорогое (русские говорят:  «Беречь, как зеницу ока»). В  загадках воспет и человеческий  лоб: это - и серебряная чашка,  и высокая гора за светлым  озером... В загадках как бы  мимоходом дается описание признаков  умного красивого человека.

 Самые  разнообразные виды трудовой  деятельности охарактеризованы  в загадках о труде, оборудиях  труда, о сельскохозяйственноных  культурах, домашних животных, одежде, пище и т.д. и т.п. Даже  в сказках о вселенной постоянно  присутствуют орудия труда и  тема труда. Например, в загадках  о солнечном свете говорится  о коромысле, о мерном шесте  и других орудиях труда. Показательно, что часто в загадке тот  или иной предмет рассматривается  по частям, а эти части, в  свою очередь, рассказывают о  последовательности трудовых операций. В загадке «Восемьдесят солдат, два жандарма, один барин» говорится  о крыше как результате человеческого  труда: установление стропил,  балок, прибивание досок).

 А сколько  остроумия и юмора в загадках, касающихся именно труда и  орудий труда! - «В поле дурак  пляшет» (ветряная мельница), «Стоит, как барин, кричит, как черт»  (оцеп), «Сноха выше свекрови (колья,  прясла), «У Федосьи черный рот» (дымовое окно) и др. Поучительна  загадка о мусорной яме: «Что богаче всего в этом доме?» Она так или иначе напоминает известную чувашскую сказку, в которой ленивых дочерей хозяина портной проучил тем, что давно не убиравшийся мусор посолил, чтобы он не испортился. Загадка конкретна: в ней говорится о «богатстве» определенного дома, следовательно, она содержит конкретный намек по конкретному адресу.

 В загадках  говорится о доброй славе («Дерево  свалится, и тень от чего останется?»), высмеивается ложь («На непаханом  загоне, под невыросшей березой  лежит нерожденный заяц»), бичуется  сплетня («Что на свете горше  всего?»), говорится о совести  («Беззубая мышь кость гложет»), о горе и печали («Что на  свете тяжелее всего?») и др.

 Загадки  о людях, их жизни и смерти, молодости и старости непременно  содержат материал, косвенно призывающий  молодежь к совершенствованию  личности:

 Чего хочешь - того не купишь,

 Чего не  надо - того не продашь.

 Прекрасна  поэтическая форма загадки, глубока  мысль, заключенная в отгадке  (молодость и старость), ценен  призыв дорожить молодостью. Для  ребенка - это загадка, а для  взрослого вместе с отгадкой  уже пословица. А вот другая  загадка:

 Когда  я молод был, 

 Светло  светил.

 Старым  стал 

 Меркнуть  стал.

 Разве  это - только загадка о месяце? Это - одновременно и поэтический  афоризм о человеческой жизни.

 Поэтические  обобщения в загадках требуют  большой мыслительной работы:

 Без крыл  летит, 

 Без ног  бежит, 

 Без огня  горит, 

 Без ран  болит.

 Отгадка  проста - ветер, туча, солнце, сердце. Память может подсказать отгадку:  дети не раз отгадывали эту  загадку в иных вариантах, слышали  подобное в песнях и в разговорах (в песнях без огня горит  не только солнце, но и сердце). (См. Приложение)

 Загадки  очень разнообразны по формам. Среди них распространены такие,  которые требуют заучивания. Заученные  загадки-вопросы и ответы на  них имеют большое воспитательное  значение, образовывают, формируют  убеждение, с их помощью реализуется  проблемный метод ознакомления  детей с разнообразными идеями, явлениями действительности.

 Очень  распространена эта форма загадок  у чувашей. Например, загадка-вопрос: кто больше всех любит свою  страну? На вопрос взрослого трое  детей отвечают, последовательно  дополняя друг друга:

- Человек,  работающий в горах: он далеко  видит страну. Ему и далекие  горы близки.

- Человек,  ловящий рыбу в глубоких озерах, реках и морях. Он глубоко  видит родную землю.

- Человек,  пашущий землю равнин: он ближе  всего к родной земле.

 Среди  взрослых распространен уже другой  вариант ответа, богатый педагогической  идеей: тот сильнее всех любит  свою страну, кто сильнее всех  и умнее всех любит детей  своей страны.

 Загадки  и их отгадки, заучиваемые наизусть, имеют афористические оттенки,  нередко превращаясь в пословицы.

Информация о работе Русское народное творчество как средство народной педагогики