Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:16, контрольная работа
Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856) писал: “Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей полноте его жизни”.
Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856) писал: “Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей полноте его жизни”.1
Эти
слова оказываются как нельзя
более актуальными в настоящее
время, время “массированного
Необходимость создания такого обучения обосновывается социальными и педагогическими факторами.
Обучение
и воспитание детей исторически
возникли с развитием человечества.
Чтобы сохранить себя как вид
на Земле, уже первобытные люди были
заинтересованы в том, чтобы передать
молодому поколению накопленный
опыт добычи пищи, защиты от непогоды,
опыт охоты, сооружения жилища и т. д.
Эти первоначальные виды обучения и
воспитания, когда ребенок овладевал
знаниями, умениями и навыками в
процессе совместной деятельности со
взрослыми, подражая им. Новое поколение,
восприняв опыт предков, использовало
его, добавляя при этом в него что-то
новое, более совершенное. Так постепенно,
от поколения к поколению
Одновременно
развивались и первые идей обучения
и воспитания детей как продолжателей
рода. Вместе с опытом трудовой деятельности,
направленного на удовлетворение насущных
жизненных потребностей в пище, одежде,
жилище и др., передавался и опыт
общения людей друг с другом. Эти
отношения из поколения в поколение
закреплялись, развивались и
С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа.
Подобные
рекомендации, наставления, поучения,
своды нравственных норм и правил
есть у всех народов, населяющих Россию.
При этом эти правила, рекомендации
и т.д. очень близки по смыслу, по
формулировкам, что доказывает наличие
общих закономерностей в
Так постепенно, от века к веку шло становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания. Она включает:
Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.
Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".
Человек — связующее, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить. Что же касается педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение их в роду в течение трех веков — это и есть народная педагогика в действии.
Загадки
у разных народов называются
по-разному. Балкарцы, например, загадки
именуют элбер, где «эл»
Загадки
умны, высокопоэтичны, многие несут
в себе нравственную идею. Соответственно,
они оказывают влияние на
Загадки
призваны развивать мышление
детей, приучать их
Разнообразны
содержащиеся в загадках
Обычно
самостоятельные загадки о
Святой
верой в человека проникнута
чувашская загадка,
В ряде
загадок о голове глаза
Красива
и поучительна загадка о
Самые
разнообразные виды трудовой
деятельности охарактеризованы
в загадках о труде, оборудиях
труда, о
А сколько остроумия и юмора в загадках, касающихся именно труда и орудий труда! - «В поле дурак пляшет» (ветряная мельница), «Стоит, как барин, кричит, как черт» (оцеп), «Сноха выше свекрови (колья, прясла), «У Федосьи черный рот» (дымовое окно) и др. Поучительна загадка о мусорной яме: «Что богаче всего в этом доме?» Она так или иначе напоминает известную чувашскую сказку, в которой ленивых дочерей хозяина портной проучил тем, что давно не убиравшийся мусор посолил, чтобы он не испортился. Загадка конкретна: в ней говорится о «богатстве» определенного дома, следовательно, она содержит конкретный намек по конкретному адресу.
В загадках
говорится о доброй славе («
Загадки
о людях, их жизни и смерти,
молодости и старости
Чего хочешь - того не купишь,
Чего не надо - того не продашь.
Прекрасна
поэтическая форма загадки,
Когда я молод был,
Светло светил.
Старым стал
Меркнуть стал.
Разве это - только загадка о месяце? Это - одновременно и поэтический афоризм о человеческой жизни.
Поэтические обобщения в загадках требуют большой мыслительной работы:
Без крыл летит,
Без ног бежит,
Без огня горит,
Без ран болит.
Отгадка
проста - ветер, туча, солнце, сердце.
Память может подсказать
Загадки
очень разнообразны по формам.
Среди них распространены
Очень
распространена эта форма
- Человек, работающий в горах: он далеко видит страну. Ему и далекие горы близки.
- Человек,
ловящий рыбу в глубоких
- Человек, пашущий землю равнин: он ближе всего к родной земле.
Среди
взрослых распространен уже
Загадки
и их отгадки, заучиваемые
Информация о работе Русское народное творчество как средство народной педагогики