Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:16, контрольная работа
Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856) писал: “Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей полноте его жизни”.
Загадки-вопросы
касаются многих сторон жизни
и деятельности людей. В них
отразились привычные
Пословица,
содержащая сравнения, может
Чрезвычайно
интересны загадки-вопросы,
Иные загадки-вопросы
носят характер системы
У всех
народов есть загадки,
Ценность
загадок-вопросов еще и в том,
что их разгадки служили
«Чего
дороже на свете нет?» - спрашивает
русская загадка-вопрос, ответ должен
явиться убеждением ребенка: «
Обычно
пословицами являются разгадки
тех загадок-вопросов, которые проблемную
ситуацию используют для
Быстра стрела, когда выстрелят;
Быстра мысль, когда думают;
Быстры глаза, когда смотрят.
А вот ответ о четырех зеленых в мире:
Растущая трава - зеленая,
Тина в воде - зеленая,
Бирюза в волосах - зеленая,
Желчь в животе - зеленая.
Загадками
пользуются и как намеками. В
присутствии детей в разговоре
на педагогические темы
Народ
всегда был высокого мнения
о загадках: «Загадка - разгадка, да
семь верст правды».
Загадки
представляют собой
Этнопедагогические
миниатюры - пословицы и загадки
- играли огромную роль в жизни
народа. Их значение не исчерпано
еще и до настоящего времени.
Народ был экономен в
Загадки
способствуют развитию памяти
ребенка, его образному
Загадка
учит ребенка сравнивать
Загадка
развивает наблюдательность
Особое
место в процессе воспитания
детей занимает
В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми. Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребенка. Она несла ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде заповедей, народной мудрости.
Определяющим
в развитии ребенка в первую очередь
считается его непосредственное
общение с родителями, бабушками
и дедушками, которых не может
заменить ни один самый современный
компьютер. Сегодня мы все чаще обращаемся
к опыту наших предков, к истокам
народного образования и
Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.
Поступки и деятельность людей ограничиваются определенными запретами, способствующими сохранению и развитию человеческого общества и его взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов, наций и народов являются следующие заповеди: "не убий", "не лги", "не воруй", "не лжесвидетельствуй", "не желай чужого" и др. Они же входят в число библейских заповедей.
Следующая заповедь народной педагогики — воспитание доброты и любви к людям. Многие библейские заповеди учат этому: "Возлюби ближнего своего, как самого себя, да благо тебе будет". Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим других.
Третья заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда высмеивал лодырей, лежебок, бездельников. Особенно ярко эта заповедь выражена в народных пословицах: "Деревья смотри в плодах, а людей — в делах", "Под лежачий камень вода не течет".
Но одним из важнейших условий воспитания в народной педагогике считается доброе, уважительное отношение к ребенку.
Явления природы (Погода)
Тур ходит по горам,
Турица-то по долам
Тур свистнет,
Турица-то мигнет.
(Гроза, гром и молния).
Без рук, без ног
Под окном стучится,
В избу просится.
(Ветер).
Ревнул вол
За стол сел
За сто речек.
(Гром).
Рассыпался горох
На семьдесят дорог;
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица
Ни красная девица.
(Град).
Шел долговяз,
В землю увяз.
(Дождь).
На дворе горой,
А в избе водой.
(Снег).
Бежал по одной улице,
На другую перешел,
И по третьей полетел.
(Ветер).
Старый дед,
Ему сто лет,
Мост намостил
Во всю реку,
А пришла молода,
Весь мост разметала.
(Мороз и весна).
Заря-зарница,
Красная девица
По миру (по свету) ходила,
Слезы (ключи) обронила;
Месяц видел,
Солнце скрало.
(Роса).
Небо и земля
Синенька шубенька
Покрыла весь мир.
(Небо).
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут;
Я все терплю
И всем добром плачу.
(Земля).
Красная девушка
По небу ходит.
(Солнце).
Сестра к брату в гости идет,
А он от сестры прячется.
(Солнце и месяц).
За бабиной избушкой
Висит хлеба краюшка;
Собаки лают,
А достать не могут.
(Месяц).
Поле не мерено,
Овцы не считаны,
Пастух рогатый.
(Небо, звезды, месяц).
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только глядят.
(Большая Медведица).
Черная корова
Весь мир поборола,
А белая подняла.
(День и ночь).
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Облако).
Крашеное коромысло
Через реку повисло.
(Радуга).
Время
Стоит дуб,
На дубу двенадцать гнезд
На каждом гнезде
По четыре синицы,
У каждой синицы
По четырнадцати яиц:
Семь беленьких
Да семь черненьких.
Двенадцать братьев
(Год, месяцы, недели, дни и ночи).
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы).
Есть семь братьев:
Годами равные,
Именами разные.
(Недели и дни).
1 Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М: Педагогика, 1987. — с. 218.
Информация о работе Русское народное творчество как средство народной педагогики