Русское народное творчество как средство народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856) писал: “Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей полноте его жизни”.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа загадки.docx

— 35.22 Кб (Скачать файл)

 Загадки-вопросы  касаются многих сторон жизни  и деятельности людей. В них  отразились привычные представления  народа. Значение этих загадок  в умственном воспитании чрезвычайно  велико. Они требуют не только  сообразительности и активной  мыслительной деятельности, но и  больших усилий памяти. Ответ  на некоторые вопросы-загадки  дети встречали в пословицах, песнях и сказках. Ответы содержатся  в сказках в разных вариантах. Самым удачным обычно признается ответ наиболее безупречный, убедительный по содержанию и высокопоэтический по форме. Например, для чувашской загадки: «Что для человека дороже всего на свете?» таким ответом является следующий: «Нет ничего дороже родины» - этот ответ дается в историческом сказе «О барине и его работнике».

 Пословица,  содержащая сравнения, может послужить  основой для двух взаимосвязанных  загадок-вопросов (в зависимости  от того, какая часть сравнения  принимается за неизвестное): «Что  есть золотая колыбель?» или  «Что есть дом отца и матери?»  Разгадкой загадки является пословица  - «Дом отца и матери - золотая  колыбель». Эта пословица часто  фигурирует в народных песнях.

 Чрезвычайно  интересны загадки-вопросы, касающиеся  процесса труда, орудий и результатов  трудовой деятельности: «Доска стоит  - можно расколоть, доска лежит  - можно сломать, доска сидит  - не колется, не ломается. Что  делать?» Наиболее распространенная  отгадка - распилить. Иногда вопрос  ставят после каждой строки - «Что  нужно?» Разгадками служат ответы: топор, колун (или колотушка), пила.

 Иные загадки-вопросы  носят характер системы уравнений.  Так, например, загадка «Короткая  и тонкая - что это такое?», предложенная  отдельно, не имеет определенной  отгадки или может иметь много  предположительных ответов, как  и неопределенное уравнение. Четыре  вопроса вместе воспринимаются  как система четырех уравнений  с четырьмя неизвестными и  имеют общепризнанные, т.е. вполне  определенные решения: «Короткая  и тонкая - что? Длинная и тонкая - что? Короткая и толстая - что?  Длинный и толстый - что?» Разгадки - бечевка, веревка, паяв (род толстой  и короткой веревки), канат. Загадок  подобного рода у чувашского  народа сохранилось немного.

 У всех  народов есть загадки, представляющие  собой миниатюрные рассказы. Особенно  богат ими русский фольклор: «Пришел  жених к невесте, спросил ее: "Где у тебя, невеста, отец?" - Отец, говорит, мой ушел взаймы  работать. "А где мать?" - Ушла долг отдавать» (разгадка - отец пошел могилу рыть, мать пошла повивать). Такие загадки часто приводятся в сказках. По содержанию загадки-вопросы всех народов похожи друг на друга, а в форме отразились особенности образного мышления и поэтического склада народа.

 Ценность  загадок-вопросов еще и в том,  что их разгадки служили распространению  пословиц, которые воспринимались  уже как собственные выводы  детей и молодежи.

 «Чего  дороже на свете нет?» - спрашивает  русская загадка-вопрос, ответ должен  явиться убеждением ребенка: «Друга  искреннего». Полный ответ уже  является пословицей. «Что у человека  ложно и что правдиво?» Разгадкой  этой загадки является тоже  пословица - «Уши - ложь, глаза - правда»,  у чувашей эта пословица распространена  в виде совета: «Не верь ушам, а верь глазам».

 Обычно  пословицами являются разгадки  тех загадок-вопросов, которые проблемную  ситуацию используют для распространения,  среди подрастающего поколения  морально-этических знаний. Много  загадок-вопросов, содержащих разнообразные  знания об окружающей действительности, развивающих ум, сообразительность,  память. Особенно богат ими бурятский,  калмыцкий и монгольский фольклор: «Что раньше всего появилось:  свет или тьма? Что такое один? (Однажды увиденное почему бы  забыть?). Что такое пять? (Чего  бояться человеку, имеющему пять  сыновей?). В памяти бурятского  и родственных им народов сохранились  изумительные загадки-триады, загадки-тетралогии, песни-загадки. Загадка-вопрос: Что  такое три быстрых в мире? - имеет следующий ответ:

 Быстра  стрела, когда выстрелят;

 Быстра  мысль, когда думают;

 Быстры  глаза, когда смотрят.

А вот  ответ о четырех зеленых в  мире:

  Растущая  трава - зеленая, 

 Тина в  воде - зеленая, 

 Бирюза  в волосах - зеленая, 

 Желчь  в животе - зеленая.

 Загадками  пользуются и как намеками. В  присутствии детей в разговоре  на педагогические темы взрослые  изъясняются загадками: «Выражайтесь  осторожнее, бревна имеют трещины», т.е. при детях разговоры можно  вести не на все темы, дети  все слышат, по-своему понимают, истолковывают  и разносят.

 Народ  всегда был высокого мнения  о загадках: «Загадка - разгадка, да  семь верст правды». Упражнения  в отгадывании и придумывании  загадок считались чрезвычайно  полезными занятиями. Мастерство  «ребячьего пастуха» - общинного  педагога, отличавшегося-наибольшим  энтузиазмом в работе с детьми, чаще всего наиболее полно  проявлялось именно в организации  занятий детей по загадкам. В  них участвовали дети разных  возрастов, начиная с малолетних  и кончая парнями и девушками.

 Загадки  представляют собой комбинированные  средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление  умственного воспитания в единстве  со всеми другими сторонами  формирования личности. Это единство  достигалось благодаря тесной  связи в загадках умного (мудрые  мысли, многочисленные сведения  о важном и нужном), и прекрасного  (совершенные художественные формы  загадок, поэтизация человеческой  жизни и явлений природы и  т.п.). В данном случае ум расценивается  народом как цель, а прекрасное - как средство. Именно благодаря  прекрасному в загадках такими  выразительными становятся мысли  о здоровье, нравственности, труде.

 Этнопедагогические  миниатюры - пословицы и загадки  - играли огромную роль в жизни  народа. Их значение не исчерпано  еще и до настоящего времени.  Народ был экономен в употреблении  слов, дорожил оптимальными средствами  сохранения и передачи мысли,  особо ценя лаконичность речи: «Много сказанное -пустословие,  кратко сказанное - мудрость».  Испокон веков сохраняется высокое  мнение о пословицах. Для греков и римлян пословицы были господствующим мнением общества; для итальянцев - училищем народа; для испанцев - исцелителем души; для чехов - мудростью предков; для чувашей - поучением старцев; для восточных народов - цветом языка, ненанизанными жемчужинами; для русских - школой мудрости и добра... А для всех народные пословицы и загадки были великим богатством в народной педагогической сокровищнице.

 Загадки  способствуют развитию памяти  ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций.

 Загадка  учит ребенка сравнивать признаки  различных предметов, находить  общее в них и тем самым  формирует у него умение классифицировать  предметы, отбрасывать их несущественные  признаки. Другими словами, с помощью  загадки формируются основы теоретического  творческого мышления.

 Загадка  развивает наблюдательность ребенка.  Чем наблюдательнее ребенок, тем  он лучше и быстрее отгадывает  загадки. Какой чудесный процесс  совершается, например, в голове  ребенка, когда он быстро находит  сходство между дедом, в сто  шуб одетым, и луковицей или  между девицей, сидящей в темнице  с косой на улицу, и морковью! Ребенку, научившемуся отгадывать  загадки, можно дать задание  сочинить свои загадки.

 Особое  место в процессе воспитания  детей занимает диагностическая  функция загадки: она позволяет  воспитателю без каких-либо специальных  тестов и анкет выявить степень  наблюдательности, сообразительности,  умтвенного развития, а также  уровень творческого мышления  ребенка*.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В народной педагогике обязательно включение  ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и  т.д.) вместе со взрослыми. Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребенка. Она несла  ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед  церковью. Религиозные заповеди и  запреты, соединенные с сохранившимися народными представлениями о  совершенной личности, являлись содержанием  целей и задач воспитания, которые  дошли до настоящего времени в  виде заповедей, народной мудрости.

Определяющим  в развитии ребенка в первую очередь  считается его непосредственное общение с родителями, бабушками  и дедушками, которых не может  заменить ни один самый современный  компьютер. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам  народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим  ответы на многие трудные вопросы  сегодняшнего дня. Все очевиднее  становится тот факт, что только взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста. Мудрость народного  воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современных  учебно-воспитательных систем.

Опыт  народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.

Поступки  и деятельность людей ограничиваются определенными запретами, способствующими  сохранению и развитию человеческого  общества и его взаимоотношений  с окружающей средой. Общими практически  для всех этносов, наций и народов  являются следующие заповеди: "не убий", "не лги", "не воруй", "не лжесвидетельствуй", "не желай  чужого" и др. Они же входят в  число библейских заповедей.

Следующая заповедь народной педагогики — воспитание доброты и любви к людям. Многие библейские заповеди учат этому: "Возлюби  ближнего своего, как самого себя, да благо тебе будет". Добрый человек  обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим других.

Третья  заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда высмеивал лодырей, лежебок, бездельников. Особенно ярко эта заповедь выражена в народных пословицах: "Деревья смотри в  плодах, а людей — в делах", "Под лежачий камень вода не течет".

Но  одним из важнейших условий воспитания в народной педагогике считается  доброе, уважительное отношение к  ребенку.

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М: Педагогика, 1987.
  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995
  3. Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. — М.: Школа-Пресс, 1996.
  4. Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.
  5. Народная мудрость: Энциклопедия. — М., 1995.
  6. Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 1992.
  7. Попова А. Н. Народные художественные промыслы. — М.: Прогресс, 1993.
  8. Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Явления природы (Погода)

 Тур ходит  по горам, 

Турица-то по долам 

Тур свистнет,

Турица-то мигнет.

(Гроза,  гром  и  молния).

 

  Без рук, без ног

Под окном  стучится,

В избу просится.

(Ветер).

 

Ревнул вол 

За стол сел 

За сто  речек.

(Гром).

 

  Рассыпался  горох 

На семьдесят  дорог;

Никто его  не подберет:

Ни царь, ни царица

Ни красная  девица.

(Град).

 

Шел долговяз,

В землю увяз.

(Дождь).

 

 

На дворе  горой,

А в избе водой.

(Снег).

 

Бежал по одной  улице,

На другую перешел,

И по третьей  полетел.

(Ветер).

 

 Старый  дед, 

Ему сто лет,

Мост намостил

Во всю  реку,

А пришла молода,

Весь мост разметала.

(Мороз и  весна).

 

 Заря-зарница,

Красная девица

По миру (по свету) ходила,

Слезы (ключи) обронила;

Месяц видел,

 

Солнце скрало.

(Роса).

 

 

 

Небо и земля

 

Синенька  шубенька

Покрыла весь мир.

(Небо).

 

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут;

Я все терплю

И всем добром плачу.

(Земля).

 

 Красная  девушка 

По небу ходит.

(Солнце).

 

 Сестра  к брату в гости идет,

А он от сестры прячется.

(Солнце и  месяц).

 

 За бабиной  избушкой 

Висит хлеба  краюшка;

Собаки лают,

А достать  не могут.

(Месяц).

 

 

 

 

Поле не мерено,

Овцы не считаны,

Пастух рогатый.

(Небо, звезды, месяц).

 

Из какого ковша 

Не пьют, не едят,

А только глядят.

(Большая Медведица).

 

Черная корова

Весь мир  поборола,

А белая подняла.

(День и  ночь).

 

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко  застлала.

(Облако).

 

 Крашеное  коромысло 

Через реку повисло.

(Радуга).

 

 

 

 

 

 

Время

 

  Стоит  дуб,

На дубу двенадцать гнезд

На каждом гнезде

По четыре синицы,

У каждой синицы

По четырнадцати яиц:

Семь беленьких 

Да семь черненьких.

Двенадцать  братьев

(Год, месяцы, недели, дни и ночи).

 

Друг за другом бродят,

Друг друга  не обходят.

(Месяцы).

 

Есть семь братьев:

Годами равные,

Именами разные.

(Недели и  дни).

1 Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М: Педагогика, 1987. — с. 218.


Информация о работе Русское народное творчество как средство народной педагогики