Самоанализ урока учителем: критерии оценки эффективности урока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:20, лекция

Описание работы

Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.
Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.

Содержание работы

1. Закономерности учебного процесса
2. Типы и виды анализа урока
3. Общие критерии анализа урока
4. Уровни самоанализа урока
5. Самоанализ
6. Литература

Файлы: 1 файл

самоанализ урока.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Самоанализ урока учителем: критерии оценки эффективности урока

1. Закономерности учебного процесса

2. Типы и виды анализа урока

3. Общие критерии анализа урока

4. Уровни самоанализа урока

5. Самоанализ

6. Литература


 

  

Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны  на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.

Общие закономерности учебного процесса

  1. Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности.
  2. Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения.
  3. Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению.
  4. Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения.
  5. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
  6. Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения.
  7. Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей.

Частные закономерности учебного процесса

  • дидактические включают содержательно-процессуальные характеристика процесса (содержание, методы, виды, средства, способы, формы и т.д.);
  • гносеологические определяют аспект познания учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества и самих себя;
  • психологические относятся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения;
  • кибернетические отражают все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляцию информационных потоков, управление усвоением информации.
  • Социологические охватывают отношения между участниками учебного процесса (взаимодействие учителя и учащихся, направленность, социальная значимость обучения и т.д.).
  • Организационные отражают учебный процесс в аспекте интеллектуального труда (организация учебного и преподавательского труда, их материально-техническое оснащение, стимулирование, производительность, рентабельность и т.д.).

Знание закономерностей обучения позволяет процесс обучения построить  оптимально в самых разных конкретных ситуациях.

в начало

Типы и виды анализа урока

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического  творчества:

Без самоанализа невозможно:

  • построить целостную систему обучения;
  • повысить мастерство, развить творческие способности;
  • обобщить передовой педагогический опыт;
  • сократить затраты времени на техническую работу;
  • обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

Типы анализа урока

1 - полный - проводится с целью  контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;

2 - краткий - отражает  основные дидактические категории,  с целью общей оценки его  качества;

3 - комплексный - предполагает  всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. 
Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.

4 - аспектный - используется  при необходимости более глубокого  рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.

Каждый из данных типов анализа  урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Цели педагогического  анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный  анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).

в начало

Общие критерии анализа урока

Результативность. Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений.

Основные пути повышения  эффективности урока

  • постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;
  • оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);
  • стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;
  • применение активизирующих методов и средств обучения;
  • организация самодеятельности учащихся;
  • единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;
  • организация оперативной обратной связи;
  • формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;
  • интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.

Структура урока

На сегодняшний день объем научной  информации огромен, время обучения ограничено. И одним из актуальных требований является нахождение оптимальных содержания и методов обучения.

Структура урока строится на основе дидактических целей, с  учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной  деятельности, психологических закономерностей и условий (состав класса, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников и т.д.).

Исходя из закономерностей  усвоения того или иного учебного материала, учитель создает свою логику его изучения, свою последовательность, что определяется многообразием возможных конкретных способов методик и приемов обучения.

Рациональную структуру  урока обеспечивают

  • комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
  • выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
  • определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления домашнего задания;
  • выбор рациональных методов, приемов и средств обучения;
  • дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
  • создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Активизация познавательной деятельности учащихся

Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом  активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание учебных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.

Структура учебно-познавательной деятельности

  • осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;
  • построение плана ее решения;
  • практическое решение задачи;
  • контроль над процессом решения задачи;
  • оценка результата в соответствии с эталоном;
  • определение задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний.

Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование 'активных' методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение.

в начало

Уровни самоанализа  урока

  1. Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
  2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
  3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
  4. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

в начало

Самоанализ урока

Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Основные требования к анализу урока учителем:

  • цель и задача анализа темы;
  • знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
  • умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
  • характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
  • обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
  • обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
  • психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
  • оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
  • выполнение намеченных задач урока;
  • оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
  • умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
  • удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
  • намечаемые меры по устранению недостатков.

Самоанализ урока

1. Оценка общей структуры урока.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической  цели урока.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в  уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение  познавательного интереса)? Верно  ли продумана методика решения отдельных 'блоков' нового материала?

Как и что следовало изменить в изучении нового материала и  почему?

Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?

3. Осуществление развития учащихся  в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?

4. Воспитание в процессе урока.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как  была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов  дидактики.

Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?

6. Выбор методов обучения.

Соблюдались ли общие требования к  выбору методов обучения (в зависимости  от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

7. Работа учителя на уроке.

Какие виды деятельности учителя имели  место на уроке и в каком  соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт  с классом.

8. Работа учащихся на уроке.

Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?

10. Некоторые социальные задачи.

Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы.

Информация о работе Самоанализ урока учителем: критерии оценки эффективности урока