Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 05:37, реферат
Можно выделить профессиональное («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации), личностное («каким быть?»: выбор поведения, отношения к себе и к людям, пути личностного развития) и жизненное самоопределение («как жить?»: выбор способа, стратегии, стиля жизни). Это разделение условно, эти три области самоопределения тесно взаимосвязаны и зачастую перекрываются. Эти виды самоопределений постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.
Введение
Процесс и структура самоопределения личности.
Виды самоопределения, их основные характеристики.
Критерии эффективности профессионального самоопределения учащихся.
Наличие у оптанта личного профессионального плана как показатель готовности к выбору профессии.
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
Реферат
Самоопределение личности.
Выполнила: Доровских Ольга. группа Б2316В.
Проверила: Погорская Виктория Александровна
Самоопределение - это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. Самоопределение - активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека.
Можно выделить профессиональное («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации), личностное («каким быть?»: выбор поведения, отношения к себе и к людям, пути личностного развития) и жизненное самоопределение («как жить?»: выбор способа, стратегии, стиля жизни). Это разделение условно, эти три области самоопределения тесно взаимосвязаны и зачастую перекрываются. Эти виды самоопределений постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.
Процесс самоопределения длится у человека всю жизнь. Человек ищет ответы на вопросы - кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, чем я могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения связаны с поиском смысла жизни.
2. Процесс и структура самоопределения личности.
Профориентация представляет собой системную деятельность, включающие целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления, аспекты и другие системо - и структурообразующие элементы.
На эффективность
При неизменной общей цели конкретные цели и задачи работы каждой школы зависит от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений.
Система профориентационной работы
традиционно включает в себя: профессиональное
просвещение: профинформация, профпропаганда
и профагитация; предварительную профессиональную
диагностику, направленную на выявление
интересов и способностей личности к той
или иной профессии; профессиональную
консультацию, нацеленную на оказание
индивидуальной помощи в выборе профессии
со стороны специалистов-
В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы - это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.
Все формы профессионального
Методы профессионального воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.
В связи с переходом школы на профильное обучение перед школой встаёт задача создания системы специальной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся, с учётом реальных потребностей рынка труда, созданием гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Профессиональная ориентация в настоящее время осуществляется в целях:
обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Содержание профессиональной ориентации школьников включает: виды урочной и внеурочной и внешкольной деятельности для проведения профориентационных мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова); дни науки, техники и производства; кружковую работу и техническое творчество; работу с родителями по вопросам профориентации и самоопределения учащихся.
В осуществлении работы по данному направлению важная роль принадлежит классному руководителю. При планировании профориентационной работы он предусматривает различные мероприятия: беседы с учащимися о выборе профессии, классные часы, встречи, экскурсии и др.
Повышение эффективности работы классного руководителя с учащимися возможно в условиях комплексного подхода как координации принципа организации профориентационной деятельности (объединение усилий учителей, классных руководителей, психологов, медиков, семьи, общественности, трудовых коллективов, профессиональных учебных заведений и др.).
3. Виды самоопределения, их основные характеристики.
Самоопределение - процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.
Уровнями анализа проблемы самоопределения личности являются: философский, социологический, психологический. На наиболее общем, философском уровне решаются вопросы о сущности человека, возможности экстериоризации, о сути процесса самоопределения. Объектом рассмотрения выступает человек как родовое существо, человечество в целом. На социологическом уровне решаются вопросы о путях и способах самоопределения личности в конкретных социокультурных условиях ее существования, в рамках определенного «социально-исторического образа жизни». Объект рассмотрения - социум, конкретная общественная структура. На психологическом уровне анализируются личностные качества и конкретные внешние условия, позволяющие данной личности продуктивно самоопределиться, исследуется мотивационная основа самоопределения и обратное влияние самоопределения на личность и деятельность субъекта (его самооценку, уровень притязаний, психологический возраст, картину жизненного пути, мировоззрение и т.п.). Объект рассмотрения - отдельный индивид в его связях и отношениях с другими индивидами и с общественным целым.
В свою очередь, на психологическом уровне самоопределение может рассматриваться в трех аспектах: как потребность, как деятельность и как объективный и субъективный результат этой деятельности.
Наиболее важными
теориями личностного и
Современные исследования позволили выявить следующие основные типы самоопределения: профессиональное: характерна большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке и т.п.); требуются благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.); жизненное: всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой находится данный человек; зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; зависимость от экономических, социальных, экологически и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы; личностное: характерна невозможность формализации полноценного развития личности (диплом или сертификат с записью о том, что человек Личность не выдаётся); более подходят сложные обстоятельства и проблемы, которые не позволяют проявиться лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.
Уровнями возможностей жизненного самоопределения могут быть: реализация себя в отдельных умениях и талантах, необязательно связанных с решением важных жизненных вопросов; решение отдельных жизненных вопросов; увлечение конкретной идеей в рамках своего хобби или занятия; увеличение сложной и значимой идеей, выходящей за рамки конкретного хобби или занятия; приобщение к глобальным социокультурным и экологическим проблемам и идеям.
Уровнями возможностей профессионального самоопределения являются: приобщение к культуре, приобщение к своей профессии, приобщение к специальности, приобщение к своей должности и трудовому посту, приобщение к конкретным трудовым функциям и задачам.
Среди условий успешного
4. Критерии эффективности профессионального самоопределения учащихся.
Профессиональная ориентация, как и любой вид деятельности, требует выбора определённых критериев оптимальности её осуществления. К ним, как правило, относятся эффективность, качество решения поставленных задач, расход времени и усилий на их решение. Особое внимание следует обращать на степень совпадения результатов работы с поставленными целями и задачами. В процессе профориентационной работы в школе у учащихся должна быть сформирована система знаний о профессиях; стремление к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию, профессиональному самоопределению, сформированы основные профессионально значимые качества личности.
В современной научной литературе критерий рассматривается как признак, на основании, которого производится оценка какого-либо явления. Критерии профессионального самоопределения связаны с готовностью личности к самоопределению, к принятию решения о выборе профессии. Основные критерии готовности личности к самоопределению можно подразделить на: когнитивные (информационные), эмоционально-оценочные, действенно-практические (деятельностный, поведенческий).
Показателями эффективности
Среди показателей результативности деятельности профпсихолога можно выделить такие критерии: высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятельном выборе профессии (определятся по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов, анкетированию); насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса для создания у учащихся необходимой профориентационной основы; наличие системы профориентационной работы с целью развития профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений.