Самоопределение личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 05:37, реферат

Описание работы

Можно выделить профессиональное («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации), личностное («каким быть?»: выбор поведения, отношения к себе и к людям, пути личностного развития) и жизненное самоопределение («как жить?»: выбор способа, стратегии, стиля жизни). Это разделение условно, эти три области самоопределения тесно взаимосвязаны и зачастую перекрываются. Эти виды самоопределений постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.

Содержание работы

Введение
Процесс и структура самоопределения личности.
Виды самоопределения, их основные характеристики.
Критерии эффективности профессионального самоопределения учащихся.
Наличие у оптанта личного профессионального плана как показатель готовности к выбору профессии.
Заключение

Файлы: 1 файл

Титульник.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный  федеральный университет»

(ДВФУ)


Школа педагогики

Кафедра педагогической психологии

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Самоопределение личности.

 

 

 

Выполнила: Доровских Ольга. группа Б2316В.

 

 

Проверила: Погорская  Виктория Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Владивосток  

                                                        2013 

                                    Содержание

  1. Введение
  2. Процесс и структура самоопределения личности.
  3. Виды самоопределения, их основные характеристики.
  4. Критерии эффективности профессионального самоопределения учащихся.
  5. Наличие у оптанта личного профессионального плана как показатель готовности к выбору профессии.
  6. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Введение

 

      Самоопределение - это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. Самоопределение - активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека.

     Можно выделить профессиональное («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации), личностное («каким быть?»: выбор поведения, отношения к себе и к людям, пути личностного развития) и жизненное самоопределение («как жить?»: выбор способа, стратегии, стиля жизни). Это разделение условно, эти три области самоопределения тесно взаимосвязаны и зачастую перекрываются. Эти виды самоопределений постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.

Процесс самоопределения длится у  человека всю жизнь. Человек ищет ответы на вопросы - кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, чем я могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения связаны с поиском смысла жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2. Процесс и структура самоопределения личности.

 

Профориентация представляет собой  системную деятельность, включающие целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления, аспекты и другие системо - и структурообразующие элементы.

На эффективность профориентации влияет множество различных объективных  и субъективных факторов.

При неизменной общей цели конкретные цели и задачи работы каждой школы  зависит от потребностей кадров в  тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений.

Система профориентационной работы традиционно включает в себя: профессиональное просвещение: профинформация, профпропаганда и профагитация; предварительную профессиональную диагностику, направленную на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; профессиональную консультацию, нацеленную на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов; профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности; социально-профессиональную адаптацию; профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы - это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.

Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы: индивидуальные; групповые; массовые.

Методы профессионального воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.

В связи с переходом школы  на профильное обучение перед школой встаёт задача создания системы специальной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся, с учётом реальных потребностей рынка труда, созданием гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Профессиональная ориентация в  настоящее время осуществляется в целях:

обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

достижения сбалансированности между  профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

содействия непрерывному росту  профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Содержание профессиональной ориентации школьников включает: виды урочной и внеурочной и внешкольной деятельности для проведения профориентационных мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова); дни науки, техники и производства; кружковую работу и техническое творчество; работу с родителями по вопросам профориентации и самоопределения учащихся.

В осуществлении работы по данному  направлению важная роль принадлежит  классному руководителю. При планировании профориентационной работы он предусматривает различные мероприятия: беседы с учащимися о выборе профессии, классные часы, встречи, экскурсии и др.

Повышение эффективности работы классного  руководителя с учащимися возможно в условиях комплексного подхода как координации принципа организации профориентационной деятельности (объединение усилий учителей, классных руководителей, психологов, медиков, семьи, общественности, трудовых коллективов, профессиональных учебных заведений и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    3. Виды самоопределения, их основные характеристики.

Самоопределение - процесс и результат  выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.

Уровнями анализа проблемы самоопределения личности являются: философский, социологический, психологический. На наиболее общем, философском уровне решаются вопросы о сущности человека, возможности экстериоризации, о сути процесса самоопределения. Объектом рассмотрения выступает человек как родовое существо, человечество в целом. На социологическом уровне решаются вопросы о путях и способах самоопределения личности в конкретных социокультурных условиях ее существования, в рамках определенного «социально-исторического образа жизни». Объект рассмотрения - социум, конкретная общественная структура. На психологическом уровне анализируются личностные качества и конкретные внешние условия, позволяющие данной личности продуктивно самоопределиться, исследуется мотивационная основа самоопределения и обратное влияние самоопределения на личность и деятельность субъекта (его самооценку, уровень притязаний, психологический возраст, картину жизненного пути, мировоззрение и т.п.). Объект рассмотрения - отдельный индивид в его связях и отношениях с другими индивидами и с общественным целым.

В свою очередь, на психологическом уровне самоопределение  может рассматриваться в трех аспектах: как потребность, как деятельность и как объективный и субъективный результат этой деятельности.

Наиболее важными  теориями личностного и профессионального  самоопределения являются: сценарная теория Э. Бёрна (процесс выбора профессии и профессионального поведения определяется тем сценарием, который формируется в раннем детстве); теория профессионального развития Д. Сьюпера (индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьеры – осуществление человеком Я-концепции); типологическая теория Д. Холланда (профессиональный выбор обусловлен сформированным типом личности: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский, конвенциальный); теория компромисса с реальностью Э. Гинсберга (выбор профессии – развивающийся процесс, который проходит несколько стадий: стадия фантазии, гипотетическая стадия, реалистическая стадия) и др. теории.   

Современные исследования позволили  выявить следующие основные типы самоопределения: профессиональное: характерна большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке и т.п.); требуются благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.);  жизненное: всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой находится данный человек; зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; зависимость от экономических, социальных, экологически и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы; личностное: характерна невозможность формализации полноценного развития личности (диплом или сертификат с записью о том, что человек Личность не выдаётся); более подходят сложные обстоятельства и проблемы, которые не позволяют проявиться лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.

Уровнями возможностей жизненного самоопределения могут быть: реализация себя в отдельных умениях и талантах, необязательно связанных с решением важных жизненных вопросов; решение отдельных жизненных вопросов; увлечение конкретной идеей в рамках своего хобби или занятия;  увеличение сложной и значимой идеей, выходящей за рамки конкретного хобби или занятия; приобщение к глобальным социокультурным и экологическим проблемам и идеям.

Уровнями возможностей профессионального  самоопределения являются: приобщение к культуре, приобщение к своей профессии, приобщение к специальности, приобщение к своей должности и трудовому посту, приобщение к конкретным трудовым функциям и задачам.

Среди условий успешного самоопределения  выделяются объективные и субъективные условия. К объективным условиям относятся: социально-экономическое положение в стране; полнота предоставленной информации о мире профессий; специфика рынка труда конкретного региона. К субъективным условиям обычно относят: внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта; мотивация профессионального самоопределения оптанта; уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Критерии эффективности профессионального самоопределения учащихся.

Профессиональная ориентация, как  и любой вид деятельности, требует  выбора определённых критериев оптимальности  её осуществления. К ним, как правило, относятся эффективность, качество решения поставленных задач, расход времени и усилий на их решение. Особое внимание следует обращать на степень совпадения результатов работы с поставленными целями и задачами. В процессе профориентационной работы в школе у учащихся  должна быть сформирована система знаний о профессиях; стремление к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию, профессиональному самоопределению, сформированы основные профессионально значимые качества личности.

В современной научной литературе критерий рассматривается как признак, на основании, которого производится оценка какого-либо явления. Критерии профессионального самоопределения связаны с готовностью личности к самоопределению, к принятию решения о выборе профессии. Основные критерии готовности личности к самоопределению можно подразделить на: когнитивные (информационные), эмоционально-оценочные, действенно-практические (деятельностный, поведенческий).

Показателями эффективности профориентационной деятельности являются критерии, позволяющие  выделить наиболее существенные аспекты  профориентационной работы и дать им оценку. Они подразделяются на процессуальные, раскрывающие внешнюю сторону профессиональной ориентации (действия профконсультанта и учащихся) и внутренние её особенности (мотивы, ожидания. Позиции, эмоциональные предпочтения и др.); результативные, раскрывающие, каких результатов достигает профконсультант, какие изменения в развитии учащихся возникают благодаря его труду.

Среди показателей результативности деятельности профпсихолога можно  выделить такие критерии: высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятельном выборе профессии (определятся по наблюдениям, беседам  с учащимися и их родителями, картам интересов, анкетированию); насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса для создания у учащихся необходимой профориентационной основы; наличие системы профориентационной работы с целью развития профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений.   

Информация о работе Самоопределение личности