Самоопределение личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 05:37, реферат

Описание работы

Можно выделить профессиональное («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации), личностное («каким быть?»: выбор поведения, отношения к себе и к людям, пути личностного развития) и жизненное самоопределение («как жить?»: выбор способа, стратегии, стиля жизни). Это разделение условно, эти три области самоопределения тесно взаимосвязаны и зачастую перекрываются. Эти виды самоопределений постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.

Содержание работы

Введение
Процесс и структура самоопределения личности.
Виды самоопределения, их основные характеристики.
Критерии эффективности профессионального самоопределения учащихся.
Наличие у оптанта личного профессионального плана как показатель готовности к выбору профессии.
Заключение

Файлы: 1 файл

Титульник.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Основными стратегиями организации  профориентационной помощи являются: диагностическая (диагностико-рекомендательная) и развивающая. 

Среди них выделяются: допустимые стратегии: тестологическая, информационно просветительская, рационалистическая, «глубинная», гуманистическая психотерапевтическая, организационно-управленческая, «частные услуги», идеологическая, принудительная, активизирующая.

К нежелательным стратегиям можно  отнести: стратегия обмана, стратегия  «самообмана», директивное консультирование, игра «в терапию», деструктивно-рекомендательная, адаптивно-манипулятивная.

Конструктивная помощь профконсультанта помогает учащимся в успешном профессиональном и личностном самоопределении. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Наличие у оптанта личного профессионального плана как показатель готовности к выбору профессии.

      Профориентация представляет собой системную деятельность, включающие целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления, аспекты и другие системо - и структурообразующие элементы.

На эффективность профориентации влияет множество различных объективных  и субъективных факторов.

При неизменной общей цели конкретные цели и задачи работы каждой школы зависит от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений.

Система профориентационной работы традиционно  включает в себя: профессиональное просвещение: профинформация, профпропаганда и профагитация; предварительную профессиональную диагностику, направленную на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; профессиональную консультацию, нацеленную на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов; профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности; социально-профессиональную адаптацию; профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы - это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.

Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы: индивидуальные; групповые; массовые.

Методы профессионального воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.

В связи с переходом школы  на профильное обучение перед школой встаёт задача создания системы специальной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся, с учётом реальных потребностей рынка труда, созданием гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Профессиональная ориентация в  настоящее время осуществляется в целях:

обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

достижения сбалансированности между  профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

содействия непрерывному росту  профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Содержание профессиональной ориентации школьников включает: виды урочной и внеурочной и внешкольной деятельности для проведения профориентационных мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова); дни науки, техники и производства; кружковую работу и техническое творчество; работу с родителями по вопросам профориентации и самоопределения учащихся.

В осуществлении работы по данному направлению важная роль принадлежит классному руководителю. При планировании профориентационной работы он предусматривает различные мероприятия: беседы с учащимися о выборе профессии, классные часы, встречи, экскурсии и др.

Повышение эффективности работы классного руководителя с учащимися возможно в условиях комплексного подхода как координации принципа организации профориентационной деятельности (объединение усилий учителей, классных руководителей, психологов, медиков, семьи, общественности, трудовых коллективов, профессиональных учебных заведений и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Заключение

 

Профессиональное самоопределение  – это эмоционально окрашенное отношение  личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности влияют социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, ее активности, ответственности за свое становление.

Профессиональное самоопределение  является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии  и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации, «выполнения» себя.

Становление личности реализуется  различными способами профессионального  самоопределения. Профессиональное самоопределение  неизбежно порождает столкновение различных целей, интересов, позиций, несовпадение потребностей в самоосуществлении и реальных возможностей, противоречия между «Я-реальным», «Я-отраженным» и «Я-возможным». Эти противоречия приводят к возникновению внутриличностных конфликтов, преодоление которых, как правило, требует психологической помощи психолога-профессиоведа.

 

 


Информация о работе Самоопределение личности