Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 05:37, реферат
Можно выделить профессиональное («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации), личностное («каким быть?»: выбор поведения, отношения к себе и к людям, пути личностного развития) и жизненное самоопределение («как жить?»: выбор способа, стратегии, стиля жизни). Это разделение условно, эти три области самоопределения тесно взаимосвязаны и зачастую перекрываются. Эти виды самоопределений постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.
Введение
Процесс и структура самоопределения личности.
Виды самоопределения, их основные характеристики.
Критерии эффективности профессионального самоопределения учащихся.
Наличие у оптанта личного профессионального плана как показатель готовности к выбору профессии.
Заключение
Основными стратегиями организации профориентационной помощи являются: диагностическая (диагностико-рекомендательная) и развивающая.
Среди них выделяются: допустимые стратегии: тестологическая, информационно просветительская, рационалистическая, «глубинная», гуманистическая психотерапевтическая, организационно-управленческая, «частные услуги», идеологическая, принудительная, активизирующая.
К нежелательным стратегиям можно отнести: стратегия обмана, стратегия «самообмана», директивное консультирование, игра «в терапию», деструктивно-рекомендательная, адаптивно-манипулятивная.
Конструктивная помощь профконсультанта помогает учащимся в успешном профессиональном и личностном самоопределении.
Профориентация представляет собой системную деятельность, включающие целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления, аспекты и другие системо - и структурообразующие элементы.
На эффективность
При неизменной общей цели конкретные цели и задачи работы каждой школы зависит от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений.
Система профориентационной работы традиционно
включает в себя: профессиональное
просвещение: профинформация, профпропаганда
и профагитация; предварительную профессиональную
диагностику, направленную на выявление
интересов и способностей личности к той
или иной профессии; профессиональную
консультацию, нацеленную на оказание
индивидуальной помощи в выборе профессии
со стороны специалистов-
В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы - это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.
Все формы профессионального
Методы профессионального воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.
В связи с переходом школы на профильное обучение перед школой встаёт задача создания системы специальной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся, с учётом реальных потребностей рынка труда, созданием гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Профессиональная ориентация в настоящее время осуществляется в целях:
обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Содержание профессиональной ориентации школьников включает: виды урочной и внеурочной и внешкольной деятельности для проведения профориентационных мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова); дни науки, техники и производства; кружковую работу и техническое творчество; работу с родителями по вопросам профориентации и самоопределения учащихся.
В осуществлении работы по данному направлению важная роль принадлежит классному руководителю. При планировании профориентационной работы он предусматривает различные мероприятия: беседы с учащимися о выборе профессии, классные часы, встречи, экскурсии и др.
Повышение эффективности работы классного руководителя с учащимися возможно в условиях комплексного подхода как координации принципа организации профориентационной деятельности (объединение усилий учителей, классных руководителей, психологов, медиков, семьи, общественности, трудовых коллективов, профессиональных учебных заведений и др.).
Профессиональное
Профессиональное
Становление личности реализуется
различными способами профессионального
самоопределения. Профессиональное самоопределение
неизбежно порождает