Самосовершенствование педагога как основа его профессионализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – определить основные направления самосовершенствования педагога как основы его профессионализма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..…………..3
I. Структура процесса самосовершенствования педагогов……………………...........................................................5
II. Направления эффективного влияния на процесс развития мотивов профессионального самосовершенствования…………8
III. Основные требования к профессиональным характеристикам педагога…………………………………………………………….10
Заключение …………………………………………………………....13
Список литературы…………………………………………………....15

Файлы: 1 файл

Контрольная Самосовершенствование педагога.doc

— 157.98 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

«Самосовершенствование педагога как основа его профессионализма»

 

 

                      Выполнил:

 

                     Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург   2010

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………..…………..3

    1. Структура процесса самосовершенствования педагогов……………………...........................................................5
    2. Направления эффективного влияния на процесс развития мотивов профессионального самосовершенствования…………8
    3. Основные требования к профессиональным характеристикам педагога…………………………………………………………….10

Заключение …………………………………………………………....13

Список литературы…………………………………………………....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый человек за свою жизнь много раз побывает и в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.). Поэтому профессия педагога -- одна из древнейших в мире. Издавна ученых и педагогов-практиков волновала проблема: какой фактор прежде всего и больше всего влияет на успешность профессиональной подготовки специалиста, а также на успешность его будущей самостоятельной деятельности? Авторы научных трудов приходили к выводу: одним из таких факторов является самосовершенствование личности педагога.

Истоками рассматриваемого феномена являются требования общества и профессии к личности современного учителя, причем они должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности человека, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Следующей важной предпосылкой, обуславливающей начало профессионального самосовершенствования, является отношение самого обучаемого к предъявляемым требованиям. Закономерно, что при безразличном отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии предъявляемых требований педагог будет испытывать потребность в самосовершенствовании.

Потребность находит свой предмет в образе «Я - идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования педагога находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри личности. «Человек как личность, - подчеркнул М.И. Рожков, - всегда сам самостоятельно прокладывает свой уникальный, индивидуальный путь, определяет смысл своей жизни и её траекторию».

Таким образом, современное высшее педагогическое образование приобретает смысл и значение лишь через призму самоценности жизни, взятой вне всякой связи с утилитарно понимаемой пользой. Оно связано со становлением личности, и в этом его высшая ценность.

Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя. Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [2].

Цель данной работы - определить основные направления самосовершенствования педагога как основы его профессионализма.

Задачи:

    • определить основные требования общества к профессиональным характеристикам педагога;
    • выделить структуру процесса самосовершенствования педагогов;
    • определить основные направления эффективного влияния на процесс развития мотивов профессионального самосовершенствования;
    • изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.

 

 

 

    1. Структура процесса самосовершенствования педагогов

Для современной школы требуется не просто учитель -- носитель информации, а учитель, способный свободно и активно мыслить, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания.

«Без учителя, способного творить и понимать творимое, путей к новой школе быть не может» - эти слова российского педагога 20-х годов прошлого века С.Т. Шацкого как никогда актуальны сегодня [7].

Обеспечение непрерывности творческой деятельности педагога является одной из труднейших задач. Но только система непрерывного совершенствования педагогического мастерства является залогом высоких результатов обучения детей.

Руководство процессом самосовершенствования педагогов эффективно в том случае, если рассматривать его как сложную функциональную систему, имеющую свою логику развития и относительно самостоятельные этапы протекания.

Структурно процесс самосовершенствования состоит из четырех основных логических взаимосвязанных этапов:

    • самосознание и принятие решения на самосовершенствование;
    • планирование и выработка программы самосовершенствования;
    • непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой;
    • самоконтроль и самокоррекция этой деятельности [4].

Началом большой и кропотливой работы педагога по самосовершенствованию выступает этап самопознания. Он представляет собой сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности.

Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям:

    • самопознание себя в системе социально-педагогических отношений, в условиях учебно-профессиональной деятельности и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность;
    • самоизучение уровня компетентности и качеств собственной личности, которое осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, результатов деятельности, критического анализа высказываний в свой адрес, самопроверки себя в конкретных условиях деятельности; самооценка, вырабатываемая на основе сопоставления имеющихся знаний, умений, качеств личности с предъявляемыми требованиями;
    • адекватная самооценка, на основе которой обеспечивается самокритическое отношение специалиста к своим достижениям и недостаткам [4].

На основе самопознания и самооценки у педагогов начинает вырабатываться решение заниматься самосовершенствованием. Процесс принятия такого решения происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности. По существу, именно на данном этапе создается своеобразная модель работы над собой. Здесь важно волевым путем преодолеть самообольщение, а порой и определенную растерянность перед вновь встающими сложными задачами.

Решение о самосовершенствовании конкретизируется на этапе планирования.

Планирование самосовершенствования - процесс многозначный, помогающий организовать и упорядочить работу над собой. Оно связано с определением цели и основных задач самосовершенствования; с разработкой программы личного развития; с определением организующих основ своей деятельности по самосовершенствованию (выработка личных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой).

Эффективность самосовершенствования педагогов значительно возрастает, если они прикладывают достаточные усилия и на этапе самоконтроля и самокоррекции. Сущность их деятельности на данном этапе заключается в том, что они контролируют работу над собой, постоянно держат ее в поле своего сознания и на этой основе своевременно устанавливают или предотвращают возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования от заданной, планируемой, вносят соответствующие коррективы в план дальнейшей работы [3].

С этой целью можно рекомендовать вести дневники, составлять планы, расписания, в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой.

Таким образом, самосовершенствование можно рассматривать как производную взаимодействия в определенный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (факторов социального окружения), приводящую к возникновению положительного потенциала развития будущих учителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Направления эффективного влияния на процесс развития мотивов профессионального самосовершенствования

Целесообразно выделить следующие направления эффективного влияния на процесс развития мотивов профессионального самосовершенствования:

    • формирование положительных мотивационных установок на профессиональное самосовершенствование;
    • формирование прочных знаний, умений и навыков в работе по профессиональному самосовершенствованию;
    • актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у педагогов в процессе организации их познавательной деятельности [5].

Цель первого направления - сформировать потенциальную готовность педагога к положительному восприятию учебно-профессиональной деятельности, стремление, интерес и желание при первом же удобном случае проявить себя в ней. Для осуществления поставленной цели педагогу необходимо предоставление высокой степени самостоятельности и свободы для проявления инициативы и творчества, при одновременном контроле и оценке результатов; введение элементов состязательности, здоровой конкуренции в учебном процессе; организация пропаганды опыта самосовершенствования лучших педагогов; периодическое обсуждение вопросов профессионально-педагогического самосовершенствования на педагогических советах, семинарах, индивидуальных беседах и консультациях.

Следующим направлением эффективного влияния на процесс развития мотивации профессионального самосовершенствования является формирование у педагогов культуры учебного труда.

Третье направление - актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у педагогов в процессе организации их познавательной деятельности - предусматривает целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при которых педагоги будут постоянно сталкиваться с необходимостью активно применять и расширять свои знания, умения и навыки, попадать в условия, требующие от них проявления профессионально-значимых качеств [5].

Профессионально-педагогическое самосовершенствование педагогов осуществляется в двух взаимосвязанных формах, самовоспитания и самообразования, взаимодополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой.

Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности. Основным же содержанием самообразования является обновление и совершенствование имеющихся у студента знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные требования к профессиональным характеристикам педагога

Предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности специалиста, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Основные требования общества к профессиональным характеристикам педагога могут быть сформулированы следующим образом:

    • общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
    • глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
    • фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
    • владение методикой обучения и воспитания;
    • любовь к делу, умение передать свою увлеченность детям;
    • творческое отношение к работе;
    • знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;
    • владение педагогической техникой и педагогическим тактом;
    • постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства [7].

Информация о работе Самосовершенствование педагога как основа его профессионализма