Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:49, контрольная работа
Цель данной работы – определить основные направления самосовершенствования педагога как основы его профессионализма.
Введение……………………………………………………..…………..3
I. Структура процесса самосовершенствования педагогов……………………...........................................................5
II. Направления эффективного влияния на процесс развития мотивов профессионального самосовершенствования…………8
III. Основные требования к профессиональным характеристикам педагога…………………………………………………………….10
Заключение …………………………………………………………....13
Список литературы…………………………………………………....15
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа
«Самосовершенствование педагога как основа его профессионализма»
Выполнил:
Проверил:
Оренбург 2010
Содержание
Введение……………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………....13
Список литературы………………………………………………….
Введение
Каждый человек за свою жизнь много раз побывает и в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.). Поэтому профессия педагога -- одна из древнейших в мире. Издавна ученых и педагогов-практиков волновала проблема: какой фактор прежде всего и больше всего влияет на успешность профессиональной подготовки специалиста, а также на успешность его будущей самостоятельной деятельности? Авторы научных трудов приходили к выводу: одним из таких факторов является самосовершенствование личности педагога.
Истоками рассматриваемого феномена являются требования общества и профессии к личности современного учителя, причем они должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности человека, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.
Следующей важной предпосылкой, обуславливающей начало профессионального самосовершенствования, является отношение самого обучаемого к предъявляемым требованиям. Закономерно, что при безразличном отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии предъявляемых требований педагог будет испытывать потребность в самосовершенствовании.
Потребность находит свой предмет в образе «Я - идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования педагога находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри личности. «Человек как личность, - подчеркнул М.И. Рожков, - всегда сам самостоятельно прокладывает свой уникальный, индивидуальный путь, определяет смысл своей жизни и её траекторию».
Таким образом, современное высшее педагогическое образование приобретает смысл и значение лишь через призму самоценности жизни, взятой вне всякой связи с утилитарно понимаемой пользой. Оно связано со становлением личности, и в этом его высшая ценность.
Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя. Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [2].
Цель данной работы - определить основные направления самосовершенствования педагога как основы его профессионализма.
Задачи:
Для современной школы требуется не просто учитель -- носитель информации, а учитель, способный свободно и активно мыслить, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания.
«Без учителя, способного творить и понимать творимое, путей к новой школе быть не может» - эти слова российского педагога 20-х годов прошлого века С.Т. Шацкого как никогда актуальны сегодня [7].
Обеспечение непрерывности творческой деятельности педагога является одной из труднейших задач. Но только система непрерывного совершенствования педагогического мастерства является залогом высоких результатов обучения детей.
Руководство процессом самосовершенствования педагогов эффективно в том случае, если рассматривать его как сложную функциональную систему, имеющую свою логику развития и относительно самостоятельные этапы протекания.
Структурно процесс самосовершенствования состоит из четырех основных логических взаимосвязанных этапов:
Началом большой и кропотливой работы педагога по самосовершенствованию выступает этап самопознания. Он представляет собой сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности.
Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям:
На основе самопознания и самооценки у педагогов начинает вырабатываться решение заниматься самосовершенствованием. Процесс принятия такого решения происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности. По существу, именно на данном этапе создается своеобразная модель работы над собой. Здесь важно волевым путем преодолеть самообольщение, а порой и определенную растерянность перед вновь встающими сложными задачами.
Решение о самосовершенствовании конкретизируется на этапе планирования.
Планирование самосовершенствования - процесс многозначный, помогающий организовать и упорядочить работу над собой. Оно связано с определением цели и основных задач самосовершенствования; с разработкой программы личного развития; с определением организующих основ своей деятельности по самосовершенствованию (выработка личных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой).
Эффективность самосовершенствования педагогов значительно возрастает, если они прикладывают достаточные усилия и на этапе самоконтроля и самокоррекции. Сущность их деятельности на данном этапе заключается в том, что они контролируют работу над собой, постоянно держат ее в поле своего сознания и на этой основе своевременно устанавливают или предотвращают возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования от заданной, планируемой, вносят соответствующие коррективы в план дальнейшей работы [3].
С этой целью можно рекомендовать вести дневники, составлять планы, расписания, в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой.
Таким образом, самосовершенствование можно рассматривать как производную взаимодействия в определенный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (факторов социального окружения), приводящую к возникновению положительного потенциала развития будущих учителей.
Целесообразно выделить следующие направления эффективного влияния на процесс развития мотивов профессионального самосовершенствования:
Цель первого направления -
сформировать потенциальную готовность
педагога к положительному восприятию
учебно-профессиональной деятельности,
стремление, интерес и желание при первом
же удобном случае проявить себя в ней.
Для осуществления поставленной цели
педагогу необходимо предоставление высокой
степени самостоятельности и свободы
для проявления инициативы и творчества,
при одновременном контроле и оценке результатов;
введение элементов состязательности,
здоровой конкуренции в учебном процессе;
организация пропаганды опыта самосовершенствования
лучших педагогов; периодическое обсуждение
вопросов профессионально-
Следующим направлением эффективного влияния на процесс развития мотивации профессионального самосовершенствования является формирование у педагогов культуры учебного труда.
Третье направление - актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у педагогов в процессе организации их познавательной деятельности - предусматривает целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при которых педагоги будут постоянно сталкиваться с необходимостью активно применять и расширять свои знания, умения и навыки, попадать в условия, требующие от них проявления профессионально-значимых качеств [5].
Профессионально-педагогическое самосовершенствование педагогов осуществляется в двух взаимосвязанных формах, самовоспитания и самообразования, взаимодополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой.
Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности. Основным же содержанием самообразования является обновление и совершенствование имеющихся у студента знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности [8].
Предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности специалиста, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.
Основные требования общества к профессиональным характеристикам педагога могут быть сформулированы следующим образом:
Информация о работе Самосовершенствование педагога как основа его профессионализма