Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению,самовыражению,самораскрытию,самосовершенствованию. Базируется на адекватной само¬оценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потен¬циальных возможностей.

Содержание работы

Введение
1. Самонаблюдение....................................................................
1.1. Интеллектуальное самовоспитание........................................
1.2. Этическое самовоспитание.....................................................
1.3. Психологическое самовоспитание ........................................
2. РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ
2.1. ЗИГМУНД ФРЕЙД.................................................................
2.2. АЛЬФРЕД АДЛЕР..................................................................
2.3 КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ................................................................
2.4 ЭРИК ЭРИКСОН....................................................................
2.5 ЭРИХ ФРОММ.......................................................................
2.6 КАРЕН ХОРНИ......................................................................
Заключение........................................................................................
Список используемой литературы.....................................................

Файлы: 1 файл

контр.педагогика.docx

— 28.56 Кб (Скачать файл)

                    Самовоспитание в структуре процесса

                              формирования личности.

 

СОДЕРЖАНИЕ

       

Введение            

1.  Самонаблюдение....................................................................

1.1. Интеллектуальное самовоспитание........................................

1.2.  Этическое самовоспитание.....................................................

1.3.       Психологическое самовоспитание ........................................

2.   РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ  ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ РАЗЛИЧНЫХ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ

2.1.      ЗИГМУНД   ФРЕЙД.................................................................

2.2.      АЛЬФРЕД  АДЛЕР..................................................................

2.3       КАРЛ  ГУСТАВ  ЮНГ................................................................

2.4       ЭРИК  ЭРИКСОН....................................................................

2.5       ЭРИХ  ФРОММ.......................................................................

2.6       КАРЕН   ХОРНИ......................................................................

Заключение........................................................................................

Список используемой литературы.....................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение     

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению,самовыражению,самораскрытию,самосовершенствованию. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

Ниже представленные компоненты с точки зрения "учитель - ученик - учитель".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.«Самонаблюдение – наблюдение человеком за внутренним планом. собственной психической жизни, позволяющее фиксировать её проявления (переживания, мысли, чувства). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Результатом является самоотчет – описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять его в возможно более выгодном свете».

Эти две обширные цитаты, на мой взгляд, выражают основную мысль  индивидуального самовоспитания –  постоянное стремление проявить себя как можно полнее, лучше, и при этом не превратить жизнь в любование собственными успехами. Достичь этого довольно трудно, ведь человеку свойственно переоценивать свои силы и возможности, однако вполне реально.

1.1 Интеллектуальное самовоспитание.

В пору студенчества основной элемент интеллектуального самовоспитания – учеба. Результат тем более  важен, чем старше человек, так как  именно заложенная в пору учебы база будет использоваться всю жизнь. Отсюда острая необходимость в оценке и переоценке собственных моральных принципов, повышении уровня мышления. Здесь, по моему мнению, лучшего союзника, чем литература, не найти. Это придаёт излишнюю абстрактность мышлению, заменяет живую устную речь профессиональной фразеологией. Именно недостатки устной речи будут мешать общению с учениками, – терминология не поможет, а образности в речи уже как не бывало. Поэтому я стараюсь как можно больше читать литературную классику. Происходит значительное изменение восприятия даже сугубо абстрактного материала, ведь, оказывается, можно оживить и сухие физические формулы. Цель интеллектуального самовоспитания   - не «качать» свой интеллект как таковой, а научиться изложить свой знания так, чтобы научить, увлечь, заставить почувствовать жизнь в своём предмете. Основной интеллектуальной деятельностью учителя школы является общение с учениками, поэтому акцент делается именно на этом. Возможный ущерб чисто технической стороне обучения простителен хотя бы потому, что знания, кроме фундаментальных, устаревают очень быстро. Фактически, учителю каждый учебный год нужно переучиваться (программа обучения информатике меняется каждые 12 месяцев, именно за это время меняется поколение компьютеров). Жизнь учителя – это постоянная погоня за меняющейся действительностью и попытки объяснить её в рамках своего предмета.

Делая вывод, можно сказать, что решающим фактором является хорошо развитая устная речь. Сразу за ней  стоит письменная речь, так как  умение объяснить – ничто без  умения закрепить свои мысли на бумаге. После – глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования и необходимый набор навыков самообучения. Это позволит приспособиться к любым изменениям окружающей обстановки и обучать только актуальным знаниям.

1.2 Этическое самовоспитание.

Отдельной и очень важной графой стоит вопрос этики. Работая  с детьми, учитель, быть может, как  никто другой, часто сталкивается с проблемами этики в общем и этических отношений в частности. Профессиональная этика, детская этика, житейская этика – вот далеко не полный перечень. Особенно эта проблема актуальна для молодого учителя (отношения с коллегами и детьми), ведь ему мешает отсутствие опыта. Сильно облегчить его жизнь могут устойчивые моральные принципы и убеждения. С другой стороны, учитель постоянно сталкивается с самыми разнообразными, зачастую полярными отношениями людей к одному и тому же предмету. Гибкость мышления и дипломатичность в отношениях здесь просто необходима. Следовательно, надо как можно больше внимания уделять навыкам общения, умению установить и поддержать контакт с собеседником, привлечь и удерживать его внимание. Американцы иногда называют это «присутствием»: человека сразу выделяют из толпы, он привлекает внимание ощущением силы, спокойствия, в его присутствии даже гаснут ссоры. Комплекс навыков, необходимый для этого, довольно трудно определяем, и, скорее всего, зависит от типа характера, воспитания, мышления. Умение предотвратить агрессивные выпады в свой адрес состоит прежде всего в умении вызвать симпатию к себе. Это довольно часто проявляется в учительской среде: к одному учителю дети тянутся, другого не любят. Неприязнь к учителю перерастает в неприязнь к предмету, а потом – в неуспеваемость по нему. С другой стороны, манипулирование чувствами других людей, по меньшей мере, неэтично, а вообще очень сильно травмирует психику. Поэтому, прежде всего учитель воспитывает уважение к другим людям, к их чувствам и эмоциям у себя, а уж потом требует этого от других.

1.2 Физическое самовоспитание.

Этому аспекту, на мой взгляд, уделяется слишком мало внимания. Физическая нагрузка в деятельности учителя (не преподавателя физкультуры) очень мала, а эмоциональная огромна. Отсюда подверженность стрессам, болезням и недомоганиям, слабое здоровье. Если ещё в период учебы не заняться спортом, результаты будут сказываться в течении очень многих лет. Правда, нецелесообразно профессиональное занятие спортом: организм «перегорает» на соревнованиях, старые травмы вернутся в пожилом возрасте и скажутся в полном объёме. Кроме того, необходимо присутствие  соответствующей психологической компоненты, позволяющей снять стресс, сбросить усталость. Формирование навыков концентрации, увеличение выносливости и жизненного потенциала, а также поднятие общего тонуса приветствуются. Всем этим требования удовлетворяют бег, плавание, туризм, оздоровительные спортивные системы. Призвание спорта в жизни учителя: это прежде всего психологическая разгрузка, умение обращаться с собственным телом, поддержание нормальной спортивной формы в сочетании с крепким здоровьем. Недовольство, недомогание, стресс ни в коем случае не должны отразиться на учениках. Для них учитель всегда здоров, весел и готов помочь. Детский максимализм приводит к однобокому восприятию состоянию учителя и, соответственно, к смене отношения к нему.

1.3 Психологическое самовоспитание.

 Несмотря на большой  объём психологии и педагогики, прикладных элементов в программе  обучения немного, всё больше  теория. С другой стороны, психологический  аспект достаточно сильно выражен  в различных системах самоконтроля и психотехниках. Комплекс навыков по управлению своими эмоциями, чувствами включен в программу многих оздоровительных систем. Вот почему подчеркивается необходимость спорта, физической активности, объединённых в единую стройную систему. Более того, нужен соответствующий внутренний настрой, потому что пессимизм учителя обязательно передастся детям. Дети очень чувствительны к психологическому состоянию учителя, поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого можно только имея устойчивую, уравновешенную нервную систему. Следовательно, людям с бурным темпераментом необходима специальная тренировка. А многие ли знают, как разрядить порыв ярости без вреда для здоровья? Во время вспышки ярости выделяется целый комплекс возбуждающих веществ и гормонов, так как организм готовится к активным действиям на пределе возможностей. Эти вещества должны быть потрачены, иначе вызовут расширение сосудов и последующие атеросклероз и гипертонию. Лучше всего подойдёт психосистема типа самогипноза или самовнушения, возможно также применение какой-либо восточной системы концентрации-расслабления, например тайцзицюань,

Общим итогом можно вынести  комплекс приоритетных направлений  в самовоспитании. Во-первых, формирование высокоуровневого общего образовния в месте со специальными навыками общения. Во-вторых, воспитание уважения к другим людям, их чувствам, поступкам, мнению. В третьих, систематические занятия спортом, формирование положительного отгошения к нему. И, наконец, в четвертых, получение специальных навыков в области прикладной психологии и психологии общения. Всё это должно обеспечить устойчивую базу для дальнейшего развития и совершенствования. .     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Развитие, формирование и становление личности происходит постепенно, но в нем наблюдаются в некоторые периоды скачки развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции. Новые структуры возникают из старых путем их реорганизации.

Таким образом, развитие психики  происходит на протяжении всей жизни. И на каждом возрастном этапе можно  наблюдать индивидуальные различия. Эти этапы и их значимость для  дальнейшего развития человека каждая психологическая школа трактует по-своему. В данной работе будут обзорно рассмотрены основные, базовые концепции ставшие уже классикой психологии.

 

2 . РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ

  • 2.1 ЗИГМУНД ФРЕЙД

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая — генетическая — предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден, что основной фундамент личности человека закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет.

Вторая предпосылка состоит  в том, что человек рождается  с определенным количеством сексуальной  энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, коренящихся в инстинктивных  процессах организма.Поскольку Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связанны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо.Согласно теории Фрейда,  на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, что бы вызвать приятное напряжение. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

  • 2.2 АЛЬФРЕД АДЛЕР

 

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что человек есть нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, — свободная, осознанная активность является, на его взгляд, определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом.

  • 2.3 КАРЛ ГУСТАВ  ЮНГ

 

В отличие от Фрейда, который  придавал особое значение ранним годам  жизни как решающему этапу  в формировании личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только прошлые события (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как "обретение самости", являющейся результатом стремления различных компонентов личности к интеграции, гармонии и целостности.

 

 

 

 

  • 2.4 ЭРИК  ЭРИКСОН

 

Согласно Эриксону, развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Его анализ социализации лучше всего представить с помощью описания отличительных особенностей восьми стадий психосоциального развития.В соответствии с принципом эпигенезиса (т.е. предположении о том, что человек в своем развитии проходит через неизменную последовательность стадий, универсальных для всего человечества), каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов.

  • 2.5 ЭРИХ  ФРОММ

 

Рассматривая человеческие потребности в экономико- политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей, которые предоставляет людям общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл "основными ориентациями характера". Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности.

Информация о работе Самовоспитание в структуре процесса формирования личности