Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:25, контрольная работа
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению,самовыражению,самораскрытию,самосовершенствованию. Базируется на адекватной само¬оценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потен¬циальных возможностей.
Введение
1. Самонаблюдение....................................................................
1.1. Интеллектуальное самовоспитание........................................
1.2. Этическое самовоспитание.....................................................
1.3. Психологическое самовоспитание ........................................
2. РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ
2.1. ЗИГМУНД ФРЕЙД.................................................................
2.2. АЛЬФРЕД АДЛЕР..................................................................
2.3 КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ................................................................
2.4 ЭРИК ЭРИКСОН....................................................................
2.5 ЭРИХ ФРОММ.......................................................................
2.6 КАРЕН ХОРНИ......................................................................
Заключение........................................................................................
Список используемой литературы.....................................................
Самовоспитание в структуре
формирования личности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Самонаблюдение...............
1.1. Интеллектуальное самовоспитание................
1.2. Этическое самовоспитание................
1.3. Психологическое
самовоспитание ..............................
2. РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ
2.1. ЗИГМУНД
ФРЕЙД.........................
2.2. АЛЬФРЕД
АДЛЕР.........................
2.3 КАРЛ
ГУСТАВ ЮНГ...........................
2.4 ЭРИК
ЭРИКСОН.......................
2.5 ЭРИХ
ФРОММ.........................
2.6 КАРЕН
ХОРНИ.........................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
Самовоспитание – сознательная деятельность,
направленная на возможно более полную
реализацию человеком себя как личности.
Основываясь на активизации механизмов
саморегуляции, предполагает наличие
ясно осознанных целей, идеалов, личностных
смыслов. Самовоспитание – относительно
позднее приобретение онтогенеза, связанное
с определенным уровнем самосознания,
критического мышления, способности и
готовности к самоопределению,самовыражению,
Ниже представленные компоненты с точки зрения "учитель - ученик - учитель".
1.«Самонаблюдение – наблюдение человеком за внутренним планом. собственной психической жизни, позволяющее фиксировать её проявления (переживания, мысли, чувства). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Результатом является самоотчет – описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять его в возможно более выгодном свете».
Эти две обширные цитаты, на мой взгляд, выражают основную мысль индивидуального самовоспитания – постоянное стремление проявить себя как можно полнее, лучше, и при этом не превратить жизнь в любование собственными успехами. Достичь этого довольно трудно, ведь человеку свойственно переоценивать свои силы и возможности, однако вполне реально.
1.1 Интеллектуальное самовоспитание.
В пору студенчества основной
элемент интеллектуального
Делая вывод, можно сказать, что решающим фактором является хорошо развитая устная речь. Сразу за ней стоит письменная речь, так как умение объяснить – ничто без умения закрепить свои мысли на бумаге. После – глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования и необходимый набор навыков самообучения. Это позволит приспособиться к любым изменениям окружающей обстановки и обучать только актуальным знаниям.
1.2 Этическое самовоспитание.
Отдельной и очень важной графой стоит вопрос этики. Работая с детьми, учитель, быть может, как никто другой, часто сталкивается с проблемами этики в общем и этических отношений в частности. Профессиональная этика, детская этика, житейская этика – вот далеко не полный перечень. Особенно эта проблема актуальна для молодого учителя (отношения с коллегами и детьми), ведь ему мешает отсутствие опыта. Сильно облегчить его жизнь могут устойчивые моральные принципы и убеждения. С другой стороны, учитель постоянно сталкивается с самыми разнообразными, зачастую полярными отношениями людей к одному и тому же предмету. Гибкость мышления и дипломатичность в отношениях здесь просто необходима. Следовательно, надо как можно больше внимания уделять навыкам общения, умению установить и поддержать контакт с собеседником, привлечь и удерживать его внимание. Американцы иногда называют это «присутствием»: человека сразу выделяют из толпы, он привлекает внимание ощущением силы, спокойствия, в его присутствии даже гаснут ссоры. Комплекс навыков, необходимый для этого, довольно трудно определяем, и, скорее всего, зависит от типа характера, воспитания, мышления. Умение предотвратить агрессивные выпады в свой адрес состоит прежде всего в умении вызвать симпатию к себе. Это довольно часто проявляется в учительской среде: к одному учителю дети тянутся, другого не любят. Неприязнь к учителю перерастает в неприязнь к предмету, а потом – в неуспеваемость по нему. С другой стороны, манипулирование чувствами других людей, по меньшей мере, неэтично, а вообще очень сильно травмирует психику. Поэтому, прежде всего учитель воспитывает уважение к другим людям, к их чувствам и эмоциям у себя, а уж потом требует этого от других.
1.2 Физическое самовоспитание.
Этому аспекту, на мой взгляд, уделяется слишком мало внимания. Физическая нагрузка в деятельности учителя (не преподавателя физкультуры) очень мала, а эмоциональная огромна. Отсюда подверженность стрессам, болезням и недомоганиям, слабое здоровье. Если ещё в период учебы не заняться спортом, результаты будут сказываться в течении очень многих лет. Правда, нецелесообразно профессиональное занятие спортом: организм «перегорает» на соревнованиях, старые травмы вернутся в пожилом возрасте и скажутся в полном объёме. Кроме того, необходимо присутствие соответствующей психологической компоненты, позволяющей снять стресс, сбросить усталость. Формирование навыков концентрации, увеличение выносливости и жизненного потенциала, а также поднятие общего тонуса приветствуются. Всем этим требования удовлетворяют бег, плавание, туризм, оздоровительные спортивные системы. Призвание спорта в жизни учителя: это прежде всего психологическая разгрузка, умение обращаться с собственным телом, поддержание нормальной спортивной формы в сочетании с крепким здоровьем. Недовольство, недомогание, стресс ни в коем случае не должны отразиться на учениках. Для них учитель всегда здоров, весел и готов помочь. Детский максимализм приводит к однобокому восприятию состоянию учителя и, соответственно, к смене отношения к нему.
1.3 Психологическое самовоспитание.
Несмотря на большой
объём психологии и педагогики,
прикладных элементов в
Общим итогом можно вынести комплекс приоритетных направлений в самовоспитании. Во-первых, формирование высокоуровневого общего образовния в месте со специальными навыками общения. Во-вторых, воспитание уважения к другим людям, их чувствам, поступкам, мнению. В третьих, систематические занятия спортом, формирование положительного отгошения к нему. И, наконец, в четвертых, получение специальных навыков в области прикладной психологии и психологии общения. Всё это должно обеспечить устойчивую базу для дальнейшего развития и совершенствования. .
Развитие, формирование и становление личности происходит постепенно, но в нем наблюдаются в некоторые периоды скачки развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции. Новые структуры возникают из старых путем их реорганизации.
Таким образом, развитие психики происходит на протяжении всей жизни. И на каждом возрастном этапе можно наблюдать индивидуальные различия. Эти этапы и их значимость для дальнейшего развития человека каждая психологическая школа трактует по-своему. В данной работе будут обзорно рассмотрены основные, базовые концепции ставшие уже классикой психологии.
2 . РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ
Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая — генетическая — предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден, что основной фундамент личности человека закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет.
Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.Поскольку Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связанны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо.Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, что бы вызвать приятное напряжение. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.
Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что человек есть нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, — свободная, осознанная активность является, на его взгляд, определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом.
В отличие от Фрейда, который придавал особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только прошлые события (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как "обретение самости", являющейся результатом стремления различных компонентов личности к интеграции, гармонии и целостности.
Согласно Эриксону, развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Его анализ социализации лучше всего представить с помощью описания отличительных особенностей восьми стадий психосоциального развития.В соответствии с принципом эпигенезиса (т.е. предположении о том, что человек в своем развитии проходит через неизменную последовательность стадий, универсальных для всего человечества), каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов.
Рассматривая человеческие потребности в экономико- политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей, которые предоставляет людям общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл "основными ориентациями характера". Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.
Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности.
Информация о работе Самовоспитание в структуре процесса формирования личности