Сценарии развития интеграционных процессов в мировое образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 14:27, реферат

Описание работы

Вопрос об интеграции - один из ключевых вопросов о том, какие перемены происходят в современном мире, какие тенденции открываются в экономической, социально-политической и других сферах человеческого бытия. Вот почему возникновение ЕЭС было не частным фактом, не рядовым региональным событием в области межгосударственного экономического сотрудничества группы европейских государств, а первым крупным шагом, который отразил наступление новой крупной эпохи в истории человечества, основу которой составили перманентная НТР, невиданный размах интернационализации всех сфер жизни народов и государств, быстро растущая взаимозависимость в межгосударственных отношениях и т.д. Один из устоев и конкретное выражение этих фундаментальных перемен - интеграция.

Содержание работы

Введение_____________________________________________ 3
Развитие интеграционных процессов. ____________________ 4
2.1 Интеграционные системы в мировом образовании._______ 4
2.2 Интеграционные объединения. ________________________5
2.3 Интеграция России в международное образовательное
Пространство ________________________________________7
2.4 Развитие основных тенденций образования _____________9
3. Заключение. ___________________________________________17
4. Список литературы. ____________________________________1

Файлы: 1 файл

контрл по совр проблемам.docx

— 47.48 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО

Калужский государственный  университет им. К.Э. Циолковского

 

 

Кафедра педагогики

 

 

 

Сценарии  развития интеграционных процессов  в мировое образование.

 

 

Контрольная работа по

Современные проблемы науки и образования 

Студента 1 курса, гр.  МДо-1

Института педагогики

заочной формы  обучения

Направление подготовки «Педагогическое образование»

Магистерская  программа:

 

 

 

                                                 

 

 

                                           Калуга, 2013г.

                                                 Содержание.

+

  1. Введение_____________________________________________ 3
  2. Развитие интеграционных процессов. ____________________   4

2.1 Интеграционные системы в мировом образовании._______ 4

2.2 Интеграционные объединения. ________________________5

2.3 Интеграция России  в международное образовательное

 Пространство  ________________________________________7

2.4 Развитие основных тенденций образования _____________9

      3. Заключение. ___________________________________________17

      4. Список  литературы. ____________________________________18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение.

Вопрос об интеграции - один из ключевых вопросов о том, какие  перемены происходят в современном  мире, какие тенденции открываются  в экономической, социально-политической и других сферах человеческого бытия. Вот почему возникновение ЕЭС  было не частным фактом, не рядовым  региональным событием в области  межгосударственного экономического сотрудничества группы европейских  государств, а первым крупным шагом, который отразил наступление  новой крупной эпохи в истории  человечества, основу которой составили  перманентная НТР, невиданный размах интернационализации  всех сфер жизни народов и государств, быстро растущая взаимозависимость  в межгосударственных отношениях и  т.д. Один из устоев и конкретное выражение  этих фундаментальных перемен - интеграция.

Мировое образовательное  пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

Тем не менее накопленный международный опыт, исследуемый с точки зрения межгосударственных отношений, приводит к выводу, что такие цели, как сохранение мира, достижение большей безопасности, рост благосостояния в результате экономического сотрудничества и т.д. приобретшие в интеграционных моделях всеобщий характер, могут рассматриваться в качестве критериев определения сущности понятия интеграции. Кроме того, интеграции-онные процессы как факторы мирового развития и мировой политики находятся в состоянии постоянного развития и изменений. Они вносят много нового как в содержание международных отношений, так и в их формы и функции. Представители зарубежной общественно-политической мысли дают различные определения интеграции. В одних случаях они характеризуют ее "как социальный процесс образования целостности (единства) из частей, систем из элементов. Целостность (система) есть большее, чем сумма его частей". В других - возможность интеграции тесно связывается с вопросом "о лояльном отношении к новым участникам... о необходимых пределах господства и власти"".

 

                 

 

 

                        2 Развитие интеграционных процессов.

    1. Интеграционные системы в мировом образовании.

        Сегодня  знание получает новое общественное  измерение, становясь в один  ряд с уже привычными "столпами", определяющими развитие общественного  производства, - трудом, землей, финансовым  капиталом, и выдвигая образование  в число глобальных факторов  общественного развития, смягчения  диспропорций, существующих в мировом  хозяйстве, формирования политической  стабильности и устойчивого развития.                                                Непосредственно для образования  эта его новая роль стала  мощным стимулом дальнейшей интернационализации  и интеграции. На этапе перехода  к постиндустриальному обществу  только консолидация потенциала  мирового образования и науки,  постепенное развитие международной  интеграции в этих областях  способны обеспечить реальный  приоритет знания как ведущего  ресурса развития в глобальном  масштабе. 
           Интернационализация образования сопровождается усилением международной составляющей развития его отдельных элементов - национальных, региональных образовательных систем. Это, однако, не означает утраты ими своей самобытности. Речь, скорее, идет о том, что в процессе интернационализации происходит формирование новой международной образовательной среды, где в наиболее эффективных формах могли бы реализовываться национальные интересы действующих в ней участников и осуществляться совместный поиск решения проблем, имеющих жизненно важное значение для человеческой цивилизации в целом.

      Интернационализация  образования - объективный и постоянно  развивающийся процесс, существовавший  в различных формах задолго  до того, как завершилось формирование  наций и национальных образований  в их сегодняшнем виде.  
         Сегодня интеграционные тенденции в мировом образовании довольно активно изучаются специалистами, и можно говорить о различных подходах к их оценке. Отметим наличие двух основных, на наш взгляд, точек зрения на будущее межгосударственного сотрудничества в сфере образования. 
          С различной интенсивностью процесс интернационализации охватил все ступени образования, достиг своего максимума в высшей школе. Безусловно, международная интеграция в образовании, как и в любой другой сфере жизнедеятельности, - сложный, противоречивый и длительный процесс. Более того, многие проблемы, связанные с необходимостью передачи части функций с национального на наднациональный уровень, с известным ограничением суверенных прав государства, решаются здесь особенно трудно. 
               Интеграционные процессы в сфере образования начинают развиваться при наличии как минимум трех необходимых условий: прочного экономического фундамента в определенной группе стран, утвердившегося главенства закона, гарантирующего обязательный характер соответствующих международных договоров, и демократического характера принятия решений, основанного на принципах компромисса и консенсуса. 
В целом интеграционные процессы ведут к смещению акцента в сторону нетрадиционных акторов, во все большей мере формирующих международную образовательную политику, не вытесняя, однако, государство как главного участника международного общения. В образовании, являющемся частью мирового социально-экономического комплекса, эти общие тенденции качественных преобразований процесса интернационализации, безусловно, действуют в полной мере. 
     

2.2 Интеграционные объединения.

    В настоящее время в мировом образовании возможно выделить интеграционные объединения нескольких видов и уровней зрелости: 
1) интеграционные объединения образовательных систем различных групп стран (некоторые арабские государства, европейские средиземноморские страны и др.), ставящие своей целью согласование отдельных элементов образовательной политики, в частности взаимную корректировку и признание учебных курсов, признание дипломов об окончании учебных заведений различных ступеней и ученых степенях, расширение академической мобильности. Как правило, подобные меры регулируются соответствующими конвенциями и являются определенным этапом на пути к более тесной региональной или субрегиональной интеграции в образовании; 
2) интеграционные объединения, основывающиеся на исторической, культурной общности отдельных стран, на схожести целей и задач образовательной политики на определенных этапах развития. Основные формы деятельности таких объединений - разработка общих стандартов качества подготовки специалистов, мер по предотвращению их массового оттока за пределы регионов. В основе своей эти меры носят протекционистский характер и направлены на защиту национальных образовательных систем от мощного давления извне. Типичные представители - объединения латиноамериканских стран: "Андская группа", "группа Контадора" и др.; 
3) интеграционные объединения новых индустриальных государств Юго-Восточной Азии, ставящие своей целью радикальное повышение качества обучения за счет максимально полного использования внутреннего потенциала национальных образовательных систем, новейших технологий, опыта других стран, в том числе и путем массового направления молодежи на учебу за границу;                                                                                                                                                  4) интеграционные объединения высшего типа, ставящие своей целью формирование и реализацию единой образовательной политики на всех уровнях обучения, регулирование этого процесса с помощью соответствующих наднациональных органов. И в отношении экономическом, и применительно к социальной сфере, Европейский Союз - это проект, пока не имеющий аналогов в других частях мира. Он может рассматриваться как модель международной интеграции, "... отличительной чертой которой является сознательный отказ стран-участниц от части национального суверенитета в пользу наднационального регулирования" [Бойченко, с.74]. 
      Как и в других сферах, интеграция в образовании развивается в двух основных и, на первый взгляд, противоречивых направлениях - региональном и глобальном. Региональная интеграция в образовании вырастает из общего процесса его интернационализации. Происходит это под влиянием двух тенденций: с одной стороны, непрерывно растущей потребности к сближению образовательных систем различных уровней развития в разных частях мира, с другой - четко выраженных узкорегиональных потребностей, связанных с усилением конкурентной борьбы на мировом рынке образовательных услуг.                                                                         Кроме образовательных учреждений, субъектами интеграции выступают отдельные национальные образовательные системы, а также различные международные педагогические организации и движения, рассматривающие активизацию межгосударственного сотрудничества в сфере образования как одно из средств его эффективного развития в постиндустриальную эпоху. 
Интеграция в мировом образовании - тенденция, которая в конце XX - начале XXI в. становится одной из базовых категорий современной педагогики. Она развивается как в отдельных странах, так и на региональном и глобальном уровнях. Интеграция в образовании - часть сложного и всеобъемлющего процесса сближения, взаимодействия и взаимопроникновения национальных структур. Безусловно, это привносит в исследование проблем интеграции в мировом образовании все сложности и противоречия анализа "больших систем". Вместе с тем, интеграции в образовании свойственны свои отличительные черты, динамика, цели и способы формирования интеграционных объединений различного уровня. 
                 В непосредственной связи с этой особенностью находится и другая отличительная черта интеграции в образовании - потребность в ее опережающем характере. Межгосударственное сотрудничество в образовании должно предварять последующую эффективную мобильность и необходимое качество профессиональных услуг и специалистов как на региональном, так и на глобальном уровнях. В определенном смысле интеграционные процессы в мировом образовании должны приобрести пионерный характер, а их результаты - выступать в роли своеобразного общего "субстрата" международного сотрудничества в других сферах.

           И наконец, важно отметить, что набирающая все большее число сторонников модель устойчивого развития мира исходит из того, что в ходе ее реализации будет замедляться ряд процессов, несущих угрозу разрушения цивилизации, и, напротив, опережающими темпами смогут развиваться такие направления, как научно-техническое и научно-образовательное. Вероятно, на этих постулатах и базируется утверждение А. Урсула о том, что "образовательная система информационного общества должна функционировать как компонент сферы разума и в определенном смысле в целом быть опережающей..., а выход из глобального кризиса образования, в соответствии с этой общей стратегией, - в трансформации "отстающей", консервативной образовательной системы в опережающую, ноосферную" [Урсул, с.32]. 
В сторону смягчения негативных проявлений блоковой интеграции начинает действовать всеобщий принцип "социализации" экономики и связанное с ним становление все более социально ориентированного рыночного механизма. Да и сами региональные экономические группировки перестают быть "закрытыми крепостями". В их функциях все более важное место отводится созданию условий для определения всех видов отставания стран-участниц, укреплению их конкурентоспособности и постепенной интеграции в мировую экономику и социальную сферу. Это подтверждается, в частности, обозначившейся в конце прошлого столетия тенденцией формирования так называемой "сетевой" модели интеграции (проявляющейся пока в виде зон свободной торговли), охватывающей созревшие для интегрирования страны независимо от того, являются ли они соседями или расположены на разных континентах [Шишков, с.62-63]. 
           Психологические стереотипы, которые являются серьезной проблемой на пути любых интеграционных процессов, особенно болезненны и трудноразрешимы в сферах культуры и образования, поскольку напрямую затрагивают основы национального самосознания отдельных народов. В связи с этим синхронизация и дозирование интеграционных импульсов в этих сферах должны быть специфически иными, нежели в области экономики, торговли или финансов.  

2.3 Интеграция России в международное образовательное пространство.

           В решении крупной цивилизационной задачи – выхода из состояния закрытого общества и интеграции России в международное сообщество, равно как и интеграции российского образования в международное образовательное пространство, страна прошла трудный и неоднозначный путь. В настоящее время стало ясно, что закрытая от общества школа, как и закрытое общество, не способны к развитию. 
         Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции.  
            В 2006 году Россия является председателем саммита стран «Большой Восьмерки». В повестку дня саммита Россией предложено три ключевых вопроса, одним из которых является совместная политика «Восьмерки» в сфере образования. 
          Конкурентоспособность любой страны мира в ближайшие десятилетия будет определяться способностью интегрироваться в глобальную экономику знаний. Создание и применение новых знаний становится основным источником роста национальных экономик и качества жизни большого числа людей. Долговременная устойчивость мирового развития напрямую зависит от качества человеческого капитала, от тех людей, которые обладают знаниями и квалификациями, востребованными в современном мире.  
          Именно это становится приоритетной целью различных национальных систем образования, которые, независимо от своих исторических и культурных оснований, должны:

- являться источником технологических и социальных инноваций для национальных и глобальных экономических систем;

- обеспечивать профессиональную компетентность и мобильность людей на растущих международных рынках труда;

- обеспечивать взаимную социокультурную адаптацию разных этнических и конфессиональных групп.

                Сбалансированная работа с системами образования развивающихся и развитых стран имеет как политическое, так и социально-экономическое измерение. Растущий разрыв в темпах развития представляет серьезную угрозу для всех без исключения стран и регионов мира. Для развивающихся стран это означает неспособность включиться в схемы мировой экономической кооперации и, следовательно, невозможность воспользоваться потенциалом мировых экономических ресурсов, а для развитых стран это становится препятствием для перехода к следующему поколению технологических инноваций.  
     В этой ситуации Россия предлагает своим партнерам совместные усилия в таких ключевых «зонах прорыва», как:

-повышение качества и эффективности общего образования;

-реализация стратегии непрерывного образования;

-повышение качества и международной прозрачности профессионального образования как фактора глобального развития;

-интенсификация программ поддержки академической мобильности;

-интеграции и адаптации мигрантов за счет нового поколения образовательных программ.

                  Особое внимание в зоне международного сотрудничества должно быть обращено на национальные квалификационные системы и процедуры международного признания образовательных результатов. Национальные образовательные системы различаются по своим стандартам, устройству и традициям. Такое многообразие — безусловная ценность современного мира. В то же время, многократно возросшая мобильность и транснациональный характер современной деловой, научной и образовательной активности требуют согласованных критериев оценки и признания результатов всех видов обучения, где и каким бы образом оно ни осуществлялось.  
        Одним из перспективных направлений развития в этой области является предложение о признании (аккредитации) компетенций, а не дипломов. Назрела реальная как экономическая, так и социальная необходимость создания системы глобального образовательного взаимодействия, позволяющая сравнивать, понимать и принимать ключевые компетенции, полученные в разных образовательных культурах. Глобальный рынок товаров, услуг и рабочей силы, глобальные финансы и глобальная система безопасности требуют столь же глобального образовательного пространства.

             Задача повышения конкурентоспособности страны в условиях глобализации мировой экономики требует решения вопроса о конкурентоспособности кадров, а значит – об адекватности национальной образовательной системы мировым тенденциям развития образования.

Информация о работе Сценарии развития интеграционных процессов в мировое образование