Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 14:27, реферат
Вопрос об интеграции - один из ключевых вопросов о том, какие перемены происходят в современном мире, какие тенденции открываются в экономической, социально-политической и других сферах человеческого бытия. Вот почему возникновение ЕЭС было не частным фактом, не рядовым региональным событием в области межгосударственного экономического сотрудничества группы европейских государств, а первым крупным шагом, который отразил наступление новой крупной эпохи в истории человечества, основу которой составили перманентная НТР, невиданный размах интернационализации всех сфер жизни народов и государств, быстро растущая взаимозависимость в межгосударственных отношениях и т.д. Один из устоев и конкретное выражение этих фундаментальных перемен - интеграция.
Введение_____________________________________________ 3
Развитие интеграционных процессов. ____________________ 4
2.1 Интеграционные системы в мировом образовании._______ 4
2.2 Интеграционные объединения. ________________________5
2.3 Интеграция России в международное образовательное
Пространство ________________________________________7
2.4 Развитие основных тенденций образования _____________9
3. Заключение. ___________________________________________17
4. Список литературы. ____________________________________1
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Кафедра педагогики
Сценарии развития интеграционных процессов в мировое образование.
Контрольная работа по
Современные проблемы науки и образования
Студента 1 курса, гр. МДо-1
Института педагогики
заочной формы обучения
Направление подготовки «Педагогическое образование»
Магистерская программа:
+
2.1 Интеграционные системы в мировом образовании._______ 4
2.2 Интеграционные объединения. ________________________5
2.3 Интеграция России
в международное
Пространство ______________________________
2.4 Развитие основных тенденций образования _____________9
3. Заключение.
______________________________
4. Список
литературы. ______________________________
Вопрос об интеграции - один
из ключевых вопросов о том, какие
перемены происходят в современном
мире, какие тенденции открываются
в экономической, социально-политической
и других сферах человеческого бытия.
Вот почему возникновение ЕЭС
было не частным фактом, не рядовым
региональным событием в области
межгосударственного
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.
Тем не менее накопленный международный опыт, исследуемый с точки зрения межгосударственных отношений, приводит к выводу, что такие цели, как сохранение мира, достижение большей безопасности, рост благосостояния в результате экономического сотрудничества и т.д. приобретшие в интеграционных моделях всеобщий характер, могут рассматриваться в качестве критериев определения сущности понятия интеграции. Кроме того, интеграции-онные процессы как факторы мирового развития и мировой политики находятся в состоянии постоянного развития и изменений. Они вносят много нового как в содержание международных отношений, так и в их формы и функции. Представители зарубежной общественно-политической мысли дают различные определения интеграции. В одних случаях они характеризуют ее "как социальный процесс образования целостности (единства) из частей, систем из элементов. Целостность (система) есть большее, чем сумма его частей". В других - возможность интеграции тесно связывается с вопросом "о лояльном отношении к новым участникам... о необходимых пределах господства и власти"".
2 Развитие интеграционных процессов.
Сегодня
знание получает новое
Интернационализация
образования сопровождается усилением
международной составляющей развития
его отдельных элементов - национальных,
региональных образовательных систем.
Это, однако, не означает утраты ими своей
самобытности. Речь, скорее, идет о том,
что в процессе интернационализации происходит
формирование новой международной образовательной
среды, где в наиболее эффективных формах
могли бы реализовываться национальные
интересы действующих в ней участников
и осуществляться совместный поиск решения
проблем, имеющих жизненно важное значение
для человеческой цивилизации в целом.
Интернационализация
образования - объективный и постоянно
развивающийся процесс,
Сегодня интеграционные
тенденции в мировом образовании довольно
активно изучаются специалистами, и можно
говорить о различных подходах к их оценке.
Отметим наличие двух основных, на наш
взгляд, точек зрения на будущее межгосударственного
сотрудничества в сфере образования.
С различной
интенсивностью процесс интернационализации
охватил все ступени образования, достиг
своего максимума в высшей школе. Безусловно,
международная интеграция в образовании,
как и в любой другой сфере жизнедеятельности,
- сложный, противоречивый и длительный
процесс. Более того, многие проблемы,
связанные с необходимостью передачи
части функций с национального на наднациональный
уровень, с известным ограничением суверенных
прав государства, решаются здесь особенно
трудно.
Интеграционные процессы в сфере образования
начинают развиваться при наличии как
минимум трех необходимых условий: прочного
экономического фундамента в определенной
группе стран, утвердившегося главенства
закона, гарантирующего обязательный
характер соответствующих международных
договоров, и демократического характера
принятия решений, основанного на принципах
компромисса и консенсуса.
В целом интеграционные процессы ведут
к смещению акцента в сторону нетрадиционных
акторов, во все большей мере формирующих
международную образовательную политику,
не вытесняя, однако, государство как главного
участника международного общения. В образовании,
являющемся частью мирового социально-экономического
комплекса, эти общие тенденции качественных
преобразований процесса интернационализации,
безусловно, действуют в полной мере.
2.2 Интеграционные объединения.
В настоящее время в мировом
образовании возможно выделить интеграционные
объединения нескольких видов и уровней
зрелости:
1) интеграционные объединения образовательных
систем различных групп стран (некоторые
арабские государства, европейские средиземноморские
страны и др.), ставящие своей целью согласование
отдельных элементов образовательной
политики, в частности взаимную корректировку
и признание учебных курсов, признание
дипломов об окончании учебных заведений
различных ступеней и ученых степенях,
расширение академической мобильности.
Как правило, подобные меры регулируются
соответствующими конвенциями и являются
определенным этапом на пути к более тесной
региональной или субрегиональной интеграции
в образовании;
2) интеграционные объединения, основывающиеся
на исторической, культурной общности
отдельных стран, на схожести целей и задач
образовательной политики на определенных
этапах развития. Основные формы деятельности
таких объединений - разработка общих
стандартов качества подготовки специалистов,
мер по предотвращению их массового оттока
за пределы регионов. В основе своей эти
меры носят протекционистский характер
и направлены на защиту национальных образовательных
систем от мощного давления извне. Типичные
представители - объединения латиноамериканских
стран: "Андская группа", "группа
Контадора" и др.;
3) интеграционные объединения новых индустриальных
государств Юго-Восточной Азии, ставящие
своей целью радикальное повышение качества
обучения за счет максимально полного
использования внутреннего потенциала
национальных образовательных систем,
новейших технологий, опыта других стран,
в том числе и путем массового направления
молодежи на учебу за границу;
Как и в других сферах,
интеграция в образовании развивается
в двух основных и, на первый взгляд, противоречивых
направлениях - региональном и глобальном.
Региональная интеграция в образовании
вырастает из общего процесса его интернационализации.
Происходит это под влиянием двух тенденций:
с одной стороны, непрерывно растущей
потребности к сближению образовательных
систем различных уровней развития в разных
частях мира, с другой - четко выраженных
узкорегиональных потребностей, связанных
с усилением конкурентной борьбы на мировом
рынке образовательных услуг.
Кроме образовательных учреждений, субъектами
интеграции выступают отдельные национальные
образовательные системы, а также различные
международные педагогические организации
и движения, рассматривающие активизацию
межгосударственного сотрудничества
в сфере образования как одно из средств
его эффективного развития в постиндустриальную
эпоху.
Интеграция в мировом образовании - тенденция,
которая в конце XX - начале XXI в. становится
одной из базовых категорий современной
педагогики. Она развивается как в отдельных
странах, так и на региональном и глобальном
уровнях. Интеграция в образовании - часть
сложного и всеобъемлющего процесса сближения,
взаимодействия и взаимопроникновения
национальных структур. Безусловно, это
привносит в исследование проблем интеграции
в мировом образовании все сложности и
противоречия анализа "больших систем".
Вместе с тем, интеграции в образовании
свойственны свои отличительные черты,
динамика, цели и способы формирования
интеграционных объединений различного
уровня.
В непосредственной связи с этой особенностью
находится и другая отличительная черта
интеграции в образовании - потребность
в ее опережающем характере. Межгосударственное
сотрудничество в образовании должно
предварять последующую эффективную мобильность
и необходимое качество профессиональных
услуг и специалистов как на региональном,
так и на глобальном уровнях. В определенном
смысле интеграционные процессы в мировом
образовании должны приобрести пионерный
характер, а их результаты - выступать
в роли своеобразного общего "субстрата"
международного сотрудничества в других
сферах.
И наконец, важно отметить, что набирающая
все большее число сторонников модель
устойчивого развития мира исходит из
того, что в ходе ее реализации будет замедляться
ряд процессов, несущих угрозу разрушения
цивилизации, и, напротив, опережающими
темпами смогут развиваться такие направления,
как научно-техническое и научно-образовательное.
Вероятно, на этих постулатах и базируется
утверждение А. Урсула о том, что "образовательная
система информационного общества должна
функционировать как компонент сферы
разума и в определенном смысле в целом
быть опережающей..., а выход из глобального
кризиса образования, в соответствии с
этой общей стратегией, - в трансформации
"отстающей", консервативной образовательной
системы в опережающую, ноосферную"
[Урсул, с.32].
В сторону смягчения негативных проявлений
блоковой интеграции начинает действовать
всеобщий принцип "социализации"
экономики и связанное с ним становление
все более социально ориентированного
рыночного механизма. Да и сами региональные
экономические группировки перестают
быть "закрытыми крепостями". В их
функциях все более важное место отводится
созданию условий для определения всех
видов отставания стран-участниц, укреплению
их конкурентоспособности и постепенной
интеграции в мировую экономику и социальную
сферу. Это подтверждается, в частности,
обозначившейся в конце прошлого столетия
тенденцией формирования так называемой
"сетевой" модели интеграции (проявляющейся
пока в виде зон свободной торговли), охватывающей
созревшие для интегрирования страны
независимо от того, являются ли они соседями
или расположены на разных континентах
[Шишков, с.62-63].
Психологические
стереотипы, которые являются серьезной
проблемой на пути любых интеграционных
процессов, особенно болезненны и трудноразрешимы
в сферах культуры и образования, поскольку
напрямую затрагивают основы национального
самосознания отдельных народов. В связи
с этим синхронизация и дозирование интеграционных
импульсов в этих сферах должны быть специфически
иными, нежели в области экономики, торговли
или финансов.
2.3 Интеграция России в международное образовательное пространство.
В решении крупной цивилизационной задачи
– выхода из состояния закрытого общества
и интеграции России в международное сообщество,
равно как и интеграции российского образования
в международное образовательное пространство,
страна прошла трудный и неоднозначный
путь. В настоящее время стало ясно, что
закрытая от общества школа, как и закрытое
общество, не способны к развитию.
Сохраняя свою
самобытность, свои лучшие традиции, российское
образование должно в полной мере учесть
мировые образовательные тенденции.
В
2006 году Россия является председателем
саммита стран «Большой Восьмерки». В
повестку дня саммита Россией предложено
три ключевых вопроса, одним из которых
является совместная политика «Восьмерки»
в сфере образования.
Конкурентоспособность
любой страны мира в ближайшие десятилетия
будет определяться способностью интегрироваться
в глобальную экономику знаний. Создание
и применение новых знаний становится
основным источником роста национальных
экономик и качества жизни большого числа
людей. Долговременная устойчивость мирового
развития напрямую зависит от качества
человеческого капитала, от тех людей,
которые обладают знаниями и квалификациями,
востребованными в современном мире.
Именно
это становится приоритетной целью различных
национальных систем образования, которые,
независимо от своих исторических и культурных
оснований, должны:
- являться источником технологических и социальных инноваций для национальных и глобальных экономических систем;
- обеспечивать профессиональную компетентность и мобильность людей на растущих международных рынках труда;
- обеспечивать взаимную социокультурную адаптацию разных этнических и конфессиональных групп.
Сбалансированная работа с системами
образования развивающихся и развитых
стран имеет как политическое, так и социально-экономическое
измерение. Растущий разрыв в темпах развития
представляет серьезную угрозу для всех
без исключения стран и регионов мира.
Для развивающихся стран это означает
неспособность включиться в схемы мировой
экономической кооперации и, следовательно,
невозможность воспользоваться потенциалом
мировых экономических ресурсов, а для
развитых стран это становится препятствием
для перехода к следующему поколению технологических
инноваций.
В этой ситуации Россия
предлагает своим партнерам совместные
усилия в таких ключевых «зонах прорыва»,
как:
-повышение качества и эффективности общего образования;
-реализация стратегии непрерывного образования;
-повышение качества и международной прозрачности профессионального образования как фактора глобального развития;
-интенсификация программ поддержки академической мобильности;
-интеграции и адаптации мигрантов за счет нового поколения образовательных программ.
Особое внимание в зоне международного
сотрудничества должно быть обращено
на национальные квалификационные системы
и процедуры международного признания
образовательных результатов. Национальные
образовательные системы различаются
по своим стандартам, устройству и традициям.
Такое многообразие — безусловная ценность
современного мира. В то же время, многократно
возросшая мобильность и транснациональный
характер современной деловой, научной
и образовательной активности требуют
согласованных критериев оценки и признания
результатов всех видов обучения, где
и каким бы образом оно ни осуществлялось.
Одним из перспективных
направлений развития в этой области является
предложение о признании (аккредитации)
компетенций, а не дипломов. Назрела реальная
как экономическая, так и социальная необходимость
создания системы глобального образовательного
взаимодействия, позволяющая сравнивать,
понимать и принимать ключевые компетенции,
полученные в разных образовательных
культурах. Глобальный рынок товаров,
услуг и рабочей силы, глобальные финансы
и глобальная система безопасности требуют
столь же глобального образовательного
пространства.
Задача повышения конкурентоспособности страны в условиях глобализации мировой экономики требует решения вопроса о конкурентоспособности кадров, а значит – об адекватности национальной образовательной системы мировым тенденциям развития образования.
Информация о работе Сценарии развития интеграционных процессов в мировое образование