Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 23:26, реферат
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально – исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
1. Введение.
2. Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями.
3. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями.
4. Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями
5. Заключение.
6. Список литературы.
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет педагогики и психологии
Кафедра дошкольной педагогики и специальных методик
РЕФЕРАТ
Тема: Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями
План-оглавление
1. Введение.
2. Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями.
3. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями.
4. Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями
5. Заключение.
6. Список литературы.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально – исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Семья – это неотъемлемая составляющая социально – педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией.
На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает свой первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок.
Семья с ребенком-инвалидом – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное – специфическое положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Семья для ребенка, как
известно, является наименее ограничивающим,
наиболее мягким типом социального
окружения. Однако, ситуация, когда
в семье есть ребенок-инвалид, может
повлиять на создание более жесткого
окружения, необходимого членам семьи
для выполнения своих функций. Более
того, вполне вероятно, что присутствие
ребенка с нарушениями
«Ограничение
Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.
Особенностью современной патологии детского возраста, является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хронической патологии внутренних органов.
Для большинства детей
с ограниченными возможностями
здоровья характерна повышенная утомляемость.
Они быстро становятся вялыми или
раздражительными, плаксивыми, с трудом
сосредотачиваются на задании. При
неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются
от выполнения задания, у некоторых
детей в результате утомления
возникает двигательное беспокойство.
Ребенок начинает суетиться, усиленно
жестикулировать и
У большинства детей с
ограниченными возможностями
Особый уход требуется к ребенку с болезненно выраженным чувством страха. Родители должны очень осторожно знакомить его с предметами, которых он боится, помогать ему, постепенно преодолевать свой страх. Важное значение, для предупреждения страха и развития таких отрицательных черт характера, как неуверенность, боязливость, имеет воспитание у ребенка активности. Он должен обязательно выполнять дома посильную работу; его надо научить с учетом его двигательных возможностей самостоятельно есть, одеваться, привить элементарные бытовые навыки.
Дети данной категории, как
и все дети, начиная с раннего
возраста, прежде всего, должны научиться
некоторым общим правилам поведения.
Доброе отношение близких людей
в сочетании с
Для создания благоприятных
условий воспитания ребенка с
ограниченными возможностями
Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, - это особый объект внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье.
Семья, как и человек, является
основной ценностью государства. Снижение
в силу тех или иных причин социальной
ценности отдельных категорий семей,
находящихся в жизненно трудной
ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных
возможностей человека. В подобной
ситуации возникает комплекс проблем,
среди которых наиболее значимой
является то, что личность не реализует
своих потенциальных
Анализ практической и
научно-исследовательской
Взаимоотношения в семье. Рождение малыша с дефектом изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной ее дезадаптации. Другие дети в семье оказываются лишенными внимания. Часто родители отдаляются от друзей, знакомых и даже родственников, которые тоже испытывают кризис; многие из них избегают встреч с такой семьейТакие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.
Воспитание и образование. Воспитательная функция требует педагогического искусства. Родители, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получают крайне не достаточную информацию о том, как и чему его учить, как управлять его поведением. Во многих регионах осложняется воспитание и образование отсутствием социально-педагогических услуг, большинство детей не могут развивать способности, реализовать интересы и увлечения. Нет возможности обучаться в общеобразовательных школах.
Нехватка
психолого-медико-
Отношение к ребенку. Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными недостатками. Все ждут, что малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой. Ничего удивительного нет в том, что родители волнуются в ожидании ребенка: каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение. Поначалу у них наблюдаются чувства вины, гнева, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Иногда возникает желание убить ребенка и себя. Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим.
Родители должны постараться
как можно скорее обладать своими
чувствами и смириться с
Отношение общества к ребенку-инвалиду. Большинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. Отношение сверстников к детям-инвалидам часто бывает пренебрежительным или безразличным. Они часто не умеют общаться, играть, участвовать в совместной деятельности с таким ребенком.
Практика работы с семьями, в которых есть ребенок с ограниченными возможностями, показывает, что такие семьи по отношению к проблеме можно условно разделить на две группы.
Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания случившегося, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструктивное отношение – это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему.
Но, к сожалению, таких
семей намного меньше, чем тех,
в которых отношение к
· игнорирование проблем («Это не мои, а его проблемы – пусть выкарабкивается сам»);
· жесткое отношение и эмоциональное отвержение ребенка.
Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.
Основной проблемой, имеющей
важнейшее значение для воспитания
ребенка-инвалида, является отношение
родителей к его дефекту. В
соответствии с уровнем знаний, культуры,
личностных особенностей родителей
и ряда других факторов возникают
различные типы реагирования, а соответственно
и поведения в связи с
Таким образом, личностные особенности родителей определяют их отношение к дефектам ребенка: часть родителей серьезно озабочены отклонениями в развитии ребенка, другие, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы помочь своему ребенку; остальные вовсе не обращают внимания на недостатки детей.
Информация о работе Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями