Семейное воспитание глухих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:14, аттестационная работа

Описание работы

В последние два десятилетия наше общество столкнулось с множеством социальных и экономических проблем, в том числе на поверхности оказались и проблемы семей, воспитывающих детей с дополнительными потребностями. Ранее в нашей стране и на постсоветском пространстве вообще вопрос об инвалидах, а тем более детях-инвалидах, и проблемах, связанных с их воспитанием, оставался закрытым.

Файлы: 1 файл

ат. работа.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

В дефектологии есть такой раздел, как сурдопедагогика (от лат. Surdo - глухой) – наука о  воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших). Сурдопедагогика развивается на основе принципов общей педагогики. Исходя из психофизиологических и педагогических особенностей детей с недостатками слуха, сурдопедагогика разрабатывает систему специального воспитания и обучения, принципы организации специальных учебно-воспитательных учреждений. Специальное воспитание и обучение обеспечивает всестороннее развитие духовных и физических сил детей с недостатками слуха, вооружение их знаниями основ наук, подготовку к труду и жизни в среде слышащих.[7]

Сурдопедагогика тесно связана со смежными науками: психологией, отоларингологией, логопедией, физиологической акустикой, языкознанием, а также с электроникой и радиотехникой  в связи с развитием и использованием остаточной слуховой функции учащихся. Сурдопедагогика включает в себя теорию воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста, история сурдопедагогики, частные методики по общеобразовательным предметам, сурдопсихологию. В Украине дети дошкольного и школьного возраста с недостатками слуха воспитываются и обучаются в государственных учреждениях, включенных в общую систему народного образования. [5]

Следует сказать, что проблема комплексного подхода  к воспитанию и обучению глухих детей  в теории сурдопедагогики специально еще не рассматривалась. Нами была предпринята попытка осветить эту актуальную проблему, но она скорее всего отражала методически-рекомендательный характер.

В основе понятия  комплексного подхода к воспитанию заключено положение о диалектическом единстве единичного и общего, части и целого, выражена всеобщая связь явлений и их целостность.

Философское положение  о целостном подходе к изучаемому явлению, о всесторонности его изучения через установление взаимозависимостей и взаимосвязей отдельных составляющих его частей, сторон, о том, что в каждом отдельном имманентно присутствует особенность, сущность общего и наоборот – каждое отдельное, органически сплетаясь в общее, одновременно и приобретает сущностные свойства общего, и обогащает его качественно своими характеристиками, - это диалектическое положение и составляет мотодологическую основу целостного, т.е. комплексного подхода к воспитанию, к проблеме всестороннего развития личности в процессе воспитания.

Воспитание  как явление, объект познания, вид деятельности, отношения, искусство само может выступать и как общее, и как отдельное, и как часть, структурный элемент целостной системы высшего порядка, организации – общества.

В этом смысле сущность особенностей воспитания слабослышащих и неслышащих будет составлять обеспечение единства, целостности таких комплексов:

1. Единство и взаимосвязь  объективных обстоятельств воспитания;

2. Структура личности  воспитуемого;

3. Воспитание как вид  деятельности субъекта воспитания;

4. Воспитание как наука.[8]

Как видим, особенность  такого подхода – истинно научный  подход познания такого многосложного  феномена, каким является воспитание. Он применим и эффективно срабатывает  при рассмотрении явлений, объектов действительности, отношений, деятельности и т.д. всех систем и уровней. конечный результат – всесторонне гармоническое развитие личности.

Изложенное  нами понимание особенностей сущности комплексного подхода к воспитанию целиком и полностью применимо при рассмотрении проблем воспитания глухих детей в условиях специальной школы. Более того требование осуществления комплексного подхода к специально организованному воспитанию глухих детей еще в большей мере обязательно, чем в общеобразовательной массовой школе. Для справедливости сказанного рассмотрим ряд, естественно, условно выделенных нами выше особенностей, в действительности же тесно взаимосвязанных друг с другом комплексов и тем самым обуславливающих необходимость осуществления комплексного подхода к воспитанию глухих детей.

Особенность и  комплекс первый – единство и взаимосвязь  объективных обстоятельств воспитания. К ним относятся, во-первых те обстоятельства, которые отражают устройство общества, его жизненные процессы – материальные, политические, духовные. Наше общество – общество, в котором пока еще преобладает общенародная собственность на средства производства, где всем его членам, в том числе и глухим, гарантированы конституционные свободы и права, где покончено с неграмотностью. И экономика, и политика, и идеология, и образование, и воспитание, и духовная жизнь общества – все направлено на развитие производительных сил и производственных отношений, характерных для поистине демократического общества.

К объективным  обстоятельствам, во-первых, относится также и непосредственное окружение человека. Для глухих детей это прежде всего семью и школа. Как уже отмечалось, система специального обучения и воспитания глухих детей включена в общеобразовательную систему образования.

Таким образом, объективные обстоятельства специально организованного процесса воспитания глухих детей, в широком смысле среда в структурном и функциональном отношении чрезвычайно сложны и многообразны. Каждый их компонент может быть при отдельном рассмотрении представлен цепью систем, подсистем, составляющих частей и элементов, оказывающих соответствующее влияние на результат воспитания. Но как бы ни были различны по своей структуре, природе, функциям объективные обстоятельства, все они по сути своей являются гуманистическими, демократическими. В этом смысле они объективно предполагают именно воспроизводство самих себя и адекватного человека в процессе воспитания. Именно это обстоятельство и является чрезвычайно важной предпосылкой для успешного осуществления комплексного подхода к воспитанию в условиях спецшколы глухих.

Особенность и  комплекс второй – структура личности воспитуемого. В структурном отношении  личность представляет собой совокупность, целостное единство биологического, психологического и социального. В  основе понимания биологической сущности глухого человека заключено философское положение о человеке как непосредственно природном существе.

Природные особенности (определенный уровень биологической  организации, человеческий мозг, человеческая нервная система) являются важнейшими предпосылками психического развития. Движущими силами, факторами развития глухого являются не его человеческие природные особенности, а совокупность общественных отношений, усваиваемых и изменяемых им с первых дней жизни (семейное, школьное воспитание, обучение и воспитание в спецшколе, общественно полезная трудовая деятельность).[6]

Основоположник  современной отечественной психологии и дефектологии Л.С.Выготский внес большой вклад в изучение личности аномального ребенка, в обоснование проблемы компенсации дефекта в процессе специально организованного воспитания и обучения аномальных детей. Он утверждал, что слепые и глухие ощущают свою неполноценность не биологически, а социально. “Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая организация”. Именно поэтому “говорящий глухонемой, трудящийся слепой, участники общей жизни во всей ее полноте, не будут сами ощущать неполноценности и не дадут для этого повода другим. В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребенок не были дефективными. Тогда исчезает и самое это слово, верный знак нашего собственного дефекта”.[2]

Положение Л.С.Выготского о том, что “ребенок с дефектом – еще не дефективный ребенок”, “что сама по себе слепота, глухота и т.д., частные дефекты не делают еще носителя их дефектным”, “что “замещение и компенсация” как закон, возникают в виде стремлений там, где есть дефект” сыграло большую роль в развитии теории и практики современной сурдопедагогики.

Глухой от рождения без специального обучения его сурдопедагогом-дефектологом не может овладеть языком слов. Имея сохранный интеллект и все  остальные анализаторы, кроме слухового, он способен развиваться на основе жестовой речи. Однако жестовая речь не способна заменить словесную. Поэтому мышление глухого, необученного языку слов, остается на уровне отражения реальной действительности и носит конкретный, наглядно-образный характер.

Это и определяет социальный статус глухого. Оставаясь  человеком по своей природе (биологически) он остается в стороне от полноценной жизни в обществе людей, находится практически в социальной изоляции. Преодолеть физический недуг – глухоту и ее следствие – немоту возможно лишь при обучении глухого языку слов как средству общения, познания и мышления. Это самая трудная и специальная задача, решаемая лишь в условиях специального воспитания и обучения глухих детей.[8]

Обучения языку  глухих детей – это в высшей степени комплексная проблема! Это  предмет особого рассмотрения. Однако без принципиальных положений мы не сможем дать истинную картину личности глухого. Ибо язык слов, словесная речь для глухого играет решающую роль в развитии его биологической, психической и социальной сущности, способствует его всестороннему развитию как социальной личности.

Ещё одна особенность  – глухой ребенок по отношению  к слышащему находиться в иных условиях. На слух он не может воспринимать устную речь. Следовательно, нужно для  него создать соответствующие его  природе условия. Нужны обходные пути для овладения языком слов. В современной дидактической системе обучения языку глухих детей по принципу формирования речевого общения (С.А.Зыков) различают три формы словесной речи: дактильная, устная и письменная. В качестве исходной формы речи, наиболее полно отвечающей природе глухого ребенка, используется пальцевая, воспринимаемая зрением форма словесной речи – дактильная форма. Каждой дактилеме соответствует определенная буква алфавита. Сурдопедагог, используя звукоусиливающую аппаратуру, внятно проговаривает слово при максимально четкой его артикуляции, одновременно и сопряженно “проговаривает” (дактилирует) его пальцами руки, предъявляет глухому карточку с данным словом.

Во-первых, глухой воспринимает устное слово зрительно. Его специально обучают чтению устной речи с лица. Во-вторых, он обучается дактильной речи. При дактилировании у ребенка развиваются мышечные кинестезии руки. Для глухого проговаривание рукой - это не просто движение пальцев руки. Одновременно происходит развитие высших психических и физиологических процессов коры головного мозга, функций центральной высшей и периферической нервной системы. При дактилировании у глухого образуются прочные нейродинамические связи между кинестезиями кисти руки, артикуляционного аппарата и корой головного мозга. В-третьих, ребенок артикулируя, развивает речедвигательный аппарат, голосообразование, речевое дыхание, происходит соответствующая рефлекторная деятельность. В-четвертых, благодаря звукоусиливающей аппаратуре, у ребенка развивается слуховое восприятие устного слова, его фонетический образ. В-пятых, глухой ребенок считывает слово с предъявленной сурдопедагогом карточки, усваивая при этом письменную форму речи. в процессе педагогически целесообразной деятельности глухие дети на одном и том же речевом материале усваивают комплексно дактильную письменную и устную формы речи. Язык слов усваивается глухими детьми в процессе живого непосредственного общения, т.е. при выполнении и основной социальной функции.

Таким образом, при комплексном подходе к личности глухого в специально организованном учебно-воспитательном процессе возможно достижение высших форм компенсации, выражающихся в создании возможности всестороннего развития учащихся. Оно предполагает овладение на основе языка слов знаниями основ наук, формирование научного мировоззрения, выработку умения применять знания на практике, готовность и способность к систематизированному труду, развитие высоких социально ценных и нравственных качеств личности.

Особенность и  к комплекс третий - воспитание как вид деятельности субъекта воспитания. В современной общеобразовательной спецшколе-интернате для глухих детей осуществляется социальное воспитание учащихся. По своим целям и задачам воспитание глухих школьников в основном совпадает с общими принципами педагогики. Цель социального воспитания глухих детей включает в себя всестороннее развитие личности на основе мобилизации компенсаторных возможностей, полное преодоление последствий глухонемоты для здорового умственного и физического развития; овладения научными и техническими знаниями на основе формирования языка слов как средства мышления и познания; изучение основ производства и привитие ребенку трудовых умений и навыков в избранной специальности; формирование качеств общечеловеческой нравственности и навыков культурного поведения в коллективе. Эта цель предусматривает подготовку из глухонемых детей активных участников общественного развития, умеющих преодолевать трудности и способных наравне со слышащими людьми участвовать в создании общественных и личных благ.

Высокая цель социального  воспитания глухих детей, ее достижение в реальном процессе воспитания предполагают высокое качество воспитания. Еще  Л.С. Выготский горячо отстаивал  необходимость социального специального воспитания аномальных детей, указывал на то, что специальное воспитание аномальных детей требует “специальной педагогической техники, особенных методов и приемов”, а также на то, что “только высшее научное знание этой техники может создать настоящего педагога в этой области”.

Он подчеркивал, что “нельзя забывать и того, что надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого, значит воспитывать слепоту и глухоту, и из педагогики детской дефективности превратить ее в дефективную педагогику”. В этих глубочайшего смысла мыслях Л.С. Выготского заключена квинтэссенция специально организованного воспитания глухих детей.

Воспитатель как  субъект воспитания в своей работе постоянно сталкивается с комплексом чувств, настроений, переживаний воспитанников  и своих собственных. Глухота, естественно, вызывает чувства жалости и сострадания. Великий гуманист, Л.С.Выготский, высшее проявление гуманизма видел не в том, чтобы воспитатель, педагог проявляли снисхождения и уступки, ориентируясь в своей работе на дефект, а наоборот в том, чтобы они создавали в разумных пределах трудности для глухих детей в процессе их воспитания и обучения, учили преодолевать эти трудности, и тем самым развивали личность, ее здоровые силы.

Информация о работе Семейное воспитание глухих детей