Семейное воспитание глухих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:14, аттестационная работа

Описание работы

В последние два десятилетия наше общество столкнулось с множеством социальных и экономических проблем, в том числе на поверхности оказались и проблемы семей, воспитывающих детей с дополнительными потребностями. Ранее в нашей стране и на постсоветском пространстве вообще вопрос об инвалидах, а тем более детях-инвалидах, и проблемах, связанных с их воспитанием, оставался закрытым.

Файлы: 1 файл

ат. работа.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Идеи Л.С.Выготского о путях развития специального воспитания и обучения глухих детей получили дальнейшее развитие в теории и практике отечественной сурдопедагоики (Н.Д.Ярмаченко, Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, Н.Ф. Засенко С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская, И.В.Колтуненко, Л.П.Носкова, М.И. Никитина, Ж.И. Шиф и т.д.).[9]

Особенность и  комплекс четвертый - воспитание как  наука. Социальное воспитание должно представлять собой строго научную систему. Фундаментом, методологической основой ее является диалектическая, научная философия. Общественное воспитание глухих детей является подлинно гуманистической системой. Благодаря единству объективных и субъективных факторов социальное воспитание действует как единая целостная комплексная система воспитания глухих детей. Это способствует максимально полной компенсации глухоты и всесторонней подготовке выпускников спецшколы глухих к полноценной самостоятельной жизни в обществе. Как единая комплексная система - социальное воспитание управляется обществом с учетом его нужд и потребностей, в соответствии с его заказом на необходимый ему в конкретной исторической обстановке тип личности.

Как наука общественное воспитание имеет свой предмет, свое содержание. Она изучает законы, принципы, категории, направления воспитания, систему общечеловеческих и конкретных гуманистических ценностей, ценностные ориентации личности. Перечисленные категории составляют особый раздел науки - теорию социального воспитания.

Теория социального  воспитания глухих детей опирается  на диалектический и исторический материализм  как на общую методологию. Теория воспитания глухих детей тесно связана с общей и специальной педагогикой и психологией, с медико-педагогическими основами дефектологии (общая невропатология, психопатология, анатомия, физиология и патология органов слуха и речи).

Отдельные аспекты воспитания глухих детей рассматриваются в сурдопедагогике, в сурдопсихологии в частных спецметодиках.[7] Однако общие вопросы (методология, законы, принципы, содержание и т. д.) воспитания составляют предмет теории воспитания. В центре предмета науки воспитания стоит целостная личность глухого школьника. Она (личность глухого) служит центральной точкой, связывающей воедино комплекс сведений о себе, о перечисленных выше науках. Это обстоятельство и определяет комплексность науки и воспитании.

Методика воспитания изучает разнообразие путей, форм, способов, методов, методических приемов, средств практического осуществления воспитательной работы.

Заключение.

Подводя некоторые  итоги, отметим, дети  с нарушениями  слуха  c самого раннего возраста нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенной  слуховой  и речевой  функции. 

Члены семьи  должны заимствовать и научится и  специалистов-дефектологов (сурдопедагогов) специальными методическими приемами  и  средствами обучения,  для того,  чтобы правильно начать работу по формированию словесной речи неслышаших дошкольников и успешно осуществлять эту работу на протяжении многих лет.

Кроме того, необходимо уметь оценить исходный уровень  речевого  развития,  его темпы и результаты на каждом возрастном этапе, разумно сочетать работу над речью с развитием и воспитанием глухого ребенка, как гармонически  развитой  личности.

Повторим то, что уже говорилось во введении: без  понимания  особенностей  психического  и речевого  развития  детей с нарушениями слуха,  без моделирования   обходных компенсаторных   путей развития,  без усвоения  теоретических основ методики обучения этих детей устной речи,  являющейся  основным  средством общения,  без осмысления  природы самого языка, работа сурдопедагога не может быть достаточно эффективной.

В  конечном  счете  преследуется главная цель: используя специально организованные условия и сурдопедагогические  приемы и методы, необходимо  обеспечить  речевое  развитие  детей с  нарушенным слухом как неотъемлемую часть их гармонического  воспитания,  как  коммуникативный  блок  в структуре  личности  ребенка,  ибо  с  этим  связаны возможности его дальнейшего обучения в школе, подготовка к будущей самостоятельной жизни в обществе.

 

 

 

Список  используемой литературы.

  1. Афанасьева Т.М. Семья  сегодня. – М.: Знание, 1977. – 392 с.
  2. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогики. – М.: Мир книги, 1998. – 385 с.
  3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с,
  4. Крылова  Н.Л.  Общее  и  специфическое  в  работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. – 1985. – N5. – С. 28 – 46.
  5. Леонгард Э.И. Воспитание глухих дошкольников в детском саду. – М.: Наука, 1987. – 294 с.
  6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Наука, 1997. – 397 с.
  7. Никитина М.И. Сурдопедагогика. – М.: Просвещение, 1989. – 393 с.
  8. Носкова Л.П. Воспитание глухих детей дошкольного возраста. –  М.: Логос, 1991. – 318 с.
  9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – М.: Мир книги, 1996. – 528 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Семейное воспитание глухих детей