Семейное воспитание и ученичество на Ближнем Востоке в древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 00:51, контрольная работа

Описание работы

Целью представленной контрольной работы является изучение особенностей воспитания и обучения на Древнем Востоке. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить семейное воспитание и ученичество на Ближнем Востоке в древности.
2. Изучить развитие школы в Месопотамии и Древнем Египте;
3.Сделать сравнительный анализ.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э.) и охватывал четыре материка - Европу, Африку, Азию, Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.

Вопросы образования и воспитания подрастающего поколения у древних народов стояли на первом месте. Народы Древнего Востока, мало того, что дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, еще создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.

Актуальность данного исследования можно выразить в следующем. Педагогическая деятельность строится на определенных общих принципах, а становление личности педагога играет в ней безусловно не последнюю роль. Изучение опыта предыдущих поколений в воспитании и обучении детей является неотъемлемой частью процесса гармоничного становления личности и формирования мировоззрения молодого педагога, а также формирования у него системы взглядов на решение современных проблем, возникающих в процессе воспитания.

Предметом исследования выступают особенности процесса воспитания и обучения на Древнем Востоке.

Объектом исследования служит сама система воспитания и обучения на Древнем Востоке.

Для того чтобы проникнуть в атмосферу, в которой происходило воспитание и обучение детей, надо пронаблюдать всю историю развития педагогической мысли, начиная с самых истоков. А именно рассмотрим, как зарождалась сама идея воспитания детей в разных странах Древнего Востока.

В ходе работы была использована следующая литература. Педагогика (Новиков А.М.); история педагогики (Константинов Н.А., Джуринский А.Н.,; история Древнего Египта (Монтэ П., Лимарев В.Н.);

Краткий анализ литературы позволяет сделать следующие наблюдения. Школа и воспитание Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения. Центром воспитания служили семья, церковь и государство. Личность растворялась в семье, стране, общине и т.д. Акцент делается на жесткие формы и методы воспитания. Обучение и воспитание длительное время носило ритуальный характер. Содержание было узкоспециальным и закрепляло человека в рамках определенного общественного положения. К 1-му тысяч. до н.э. постепенное развитие ремесел, торговли, усложнение условий труда, рост городского населения, расширение городской инфраструктуры способствовало расширению круга людей, которым стало доступно обучение и воспитание. (Джуринский А.Н.)

Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э. Образование носило специализированный характер и считалась залогом успешной карьеры в будущем. В Древней Индии обучение носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей. Традиции обучения в Древнем Китае базировались на опыте семейно-общественного воспитания. В основе школьного обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец. Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение Конфуция (551-479 до н. э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности. (Юрчук В.В., Лимарев В.Н., Константинов Н.А.).

Целью представленной контрольной работы является изучение особенностей воспитания и обучения на Древнем Востоке. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить семейное воспитание  и ученичество на Ближнем Востоке  в древности.

2. Изучить развитие школы в Месопотамии и Древнем Египте;

3.Сделать сравнительный анализ.

Далее, в ходе данной контрольной работы мы подробно рассмотрим зарождение и развитие педагогической мысли и процесса обучения в рамках древневосточных цивилизаций.

В качестве теоретической базы была использована следующая литература: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики и История педагогики древнего и средневекового мира.

 

1.Семейное воспитание  и ученичество на Ближнем Востоке  в древности.

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тысячелетию до н. э.

Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами 

-социализации подрастающего поколения сохранялись и старые 

-формы воспитания.

В древнейших государствах, пришедших нацмену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1 -го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.

Так, в "Притчах" мы читаем: "Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму". Основная педагогическая идея "Притчей" - призвание отца быть наставником, почитание родителей: "Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей".

Одновременно с укреплением общественных государственных структур для специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт - школа.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически существование этих цивилизаций не совпадало, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе - воспитания и обучения. Такая общность - объективное следствие того, что возникновение школы пришлось на переходную эпоху - от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу. Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации имели принципиально общее в сфере воспитания и обучения, несмотря на то, что существовали изолированно друг от друга.

Убедительным аргументом в пользу такой типологичности служит история древних цивилизаций Южной Америки, возникших в 3 - 2 тысячелетиях до н. э. Не будучи связаны с остальным миром, они тем не менее выработали опыт обучения и воспитания, сходный с опытом древних цивилизаций Древнего Востока.

Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека, т.е. утратило свой

единообразный характер. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, постепенно превратившись в подготовку к будущей взрослой жизни. Это, с одной стороны, усилило оппозицию детей миру взрослых, а с другой - воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.

Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и обучения: качественно менялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры для обучения подрастающего поколения.

В эту эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации приблизительно с 3 тысячелетия до н. э. начали частично заменяться собственно письменностью - клинописной и иероглифической.

Возникновение и развитие письменности - важный фактор и спутник генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится технически более сложным и требует специального обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало "производительные возможности" школы.

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности - учителя.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания.

Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носите-лем идеалов воспитания и обучения Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними - и сфера, содержание, методы воспитания и обучения.

Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были семья, церковь и государство. Поскольку семья была не в состоянии обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.

Обучение и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был продолжительным и мучительным. Содержание образования выглядело крайне скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких рамках определенного общественного положения.

К 1-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Помимо представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Однако абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.

Возникнув как определенный итог общественного развития, школа приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из накопленного в прошлом, что было неизбежно до появления письма и школы.

Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и одновременно как следствие специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями.

 

2. Школы в Месопотамии и обучение в Древнем Египте образование в Дальневосточной цивилизации.

 Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к III тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. В логике достижения такого идеала шло все обучение и воспитание. Огромную роль в Древнем Египте игралосемейное воспитание:

• мальчикам и девочкам уделялось равное внимание;

• дети усваивали мысль о том, что праведная жизнь на земле определяет счастливое существование в загробном мире;

• ребенок, прежде всего, должен был научиться слушать и слушаться;

• признавалась естественность и необходимость физических наказаний;

• абсолютный и безоговорочный авторитет отца;

• обычай передавать профессию по наследству - от отца к сыну. Своего рода государственные школысуществовали при храмах, дворцах царей и вельмож.

Характерные черты обучения в древнеегипетских школах.

• основная цель - подготовка служилых писцов, из которых составлялась администрация египетского государства;

• школьная дидактика отличалась утилитаризмом;

• обучение, как правило, начиналось с 5 лет;

• профессиональное образование продолжалось иногда до 25 - 30 лет;

• ученики должны были относиться к учителю как к отцу;

• школа не только давала сумму знаний, но и воспитывала стиль поведения;

• широко применялись телесные наказания;

· основа образования обучение сложной системе письма: ученики копировали текст целиком, письмо считалось "словом бога";

· образование включало также знание религиозных текстов и магических формул;

· обучение строилось на заучивании текстов;

· математические задачи обычно имели практический характер;

· немаловажное значение придавалось обучению игре на музыкальных инструментах.

 Школы Месопотамии первоначально существовали при храмах. Храмы в Шумере играли важную экономическую роль и вели крупное хозяйство, требовавшее письменной документации и подготовки грамотного персонала.

 
Видимо, уже в середине III тысячелетия до н. э. сложился тип школы, общий для всех шумерских городов.

В связи с распадом храмовых хозяйств в начале II тысячелетия до н. э. утрачивают значение и храмовые школы, уступая место частным школам,открывавшимся с одобрения властей во всех городах. Учителями в них были обычно писцы-практики, взимавшие с учеников регулярную плату, а также получавшие единовременные поощрения. Обучение в школах Месопотамии:

Информация о работе Семейное воспитание и ученичество на Ближнем Востоке в древности