• обычно от 12 до
20 учеников у одного учителя;
• телесные наказания
(за опоздания, баловство, вставание без
разрешения, плохой почерк);
• большая часть
учеников - из знатных семей, но встречались
и дети ремесленников, пастухов, рыбаков
и даже рабов;
• обучение в школе
начиналось с 5 - 7 лет (первая стадия продолжалась3-4
года);
• профессиональную
подготовку юноша получал к 20 - 25 годам;
• в школах, как
правило, учились только мальчики;
• основное внимание
уделялось изучению языка и литературы;
• ученики упражнялись
в переводах и в заучивании религиозно-магических
шумерских текстов;
• переписывали
текст много раз, учитель комментировал отдельные
формулы;
• общее обучение
включало также основы арифметики и геометрии;
• заучивались списки
слов по определенной тематике, в том числе
специальные термины жрецов, ювелиров,
юристов;
• учащимся нередко
давали профессиональные сведения о различных ремеслах,
они изучали знаменитые Законы Хаммурапи;
• во главе шумерской
школы стоял "отец школы", его помощники
именовались "старшими братьями";
• школы имели библиотеки
клинописных текстов (за что именовались "домами
табличек")и являлись центрами культуры.
В то же самое время
начала складываться особая
литература, обслуживавшая школу. Первые словари и хрестоматии,
оформленные в виде клинописных табличек,
появились в Шумере за 3 тыс. лет до н. э.
В них включались поучения, назидания,
наставления.
3.Цивилизации Древнего
Египта и Месопотамии: сравнительный анализ.
Прежде всего, отметьте что к цивилизациям,
которые зародились примерно 5 тыс. лет
до н.э. и которые претендуют на « пальму
первенства», относится Древний Египет
и Месопотамия. Их еще называют цивилизациями
Древнего Востока. Термин «Древний Восток»
не совсем совпадает с современным понятием
Востока, с географическими границами
Азии. Так, культуры Дальнего Востока,
Центральной и Южной Азии к Древнему Востоку
не относятся, а культура Древнего Египта,
располагавшаяся на территории Африки,
является ярким образцом древневосточной
культуры. Это объясняется тем, что термин
«Древний Восток», укрепившийся в науке,
восходит к античной, а точнее римской
традиции, где Востоком называли восточные
провинции Рима.
Культуры Древнего Египта и Месопотамии
демонстрируют типологическую общность, (на которую
уже было обращено внимание выше в вопросе
№ 4).Вместе с тем, в них есть существенные
отличия.
В основе мировоззрения человека древнего
Египта лежала идея вечности. Она была обусловлена:
- географической и культурной изолированностью
Древнего Египта;
- особенностью сельскохозяйственной
деятельности, связанной с регулярными
разливами Нила;
- демографическим характером (основное
население Египта – один этнос, копты);
- сильной централизацией и сакрализованностью
государственной власти (фараон – бог);
- характером мифологических представлений,
где ключевым мифом является миф об Осирисе,
основанным на архетипе (прообразе) умирающего и воскресающего
бога.
Миф об Осирисе и его сыне Горе обосновывал
и божественную природу власти фараона
и сакральность государства. Миф об Осирисе
был также связан с решением вопроса о жизни и смерти. Идея грядущего возвращения к жизни распространяется
на каждого человека. Этой оптимистической
уверенностью в бессмертии объясняется
столь важный для древнеегипетской культуры
заупокойный культ с его традицией сохранения
мумифицированного тела.
Древнеегипетский пантеон (совокупность всех богов религии) сложен
и запутан. Каждый ном (область) имел своих наиболее почитаемых
богов. Базой египетской мифологии стали тотемические представления, которые оказались настолько
прочными, что на протяжении нескольких
тысячелетий египтяне изображали своих
богов не только антропоморфными (в виде человека), но и зооморфными (в виде животного).
Заупокойный культ и ритуализация всей
общественной жизни нашли отражение в
преимущественно культовому характеру искусства Древнего Египта: строительству пирамид
(комплекс пирами в Гизе), грандиозных
храмовых комплексов, характере скульптуры
и живописи, помпезных театрализованных
мистериях и т.п.Даже правовые нормах египтяне
закрепили в сакральных текстах, помещаемых
в гробницах, - «Книге Мертвых».
Все выше указанное способствовала особым
свойствам древнеегипетской культуры: монументальности, каноничности, нормативности.
В отличие от размеренной древнеегипетской
истории, история народов Месопотамии, (иногда называемой Междуречьем
или Двуречьем) живших вблизи Тигра и Евфрата,
была наполнена бурными событиями: возвышением
больших и малых государств, из которых
на протяжении нескольких тысяч лет (5
– 1 тыс. до н.э.) особенно выделялись Шумеры,
Вавилон, Ассирия, Персия.
В культуре Месопотамии господствующей
идеей стала не идея вечности и незыблемости,
как в Египте, а идей бренности, преходящего всего сущего. Она была обусловлена:
- особенностями земледелия, зависящего
от нерегулярных осадков, разливов рек,
подъемов соленых вод;
- смешением этносов и сменой культур,
а следовательно, динамикой развития;
- непрерывными войнами, носившими истребительный
характер.
В соответствии с мифологической картиной
мира Месопотамии, кратковременная жизнь
человека на этой земле имела продолжение
– вечное пребывание в загробном мире,
там, откуда нет возврата. Идеей бренности
проникнуты строки Книги Екклесиаста
– самой трагической из всех библейских
книг. В политеистических религиях этого
региона, наряду с культом богов различных
стихий, особое место занимают астральные
культы.
В Месопотамии претерпевает
изменение и идея государственности. Деспотическое государство частично десакрализуется. Царь считается сопричастным
божеству, но он уже не бог, а смертный
человек (например, Гильгамеш).
В этой связи в Месопотамии возникает
необходимость в фиксировании светских правовых норм. Вавилонский царь Хаммурапи создал самый древний из известных нам свод законов. Взаимоотношение всех социальных
слоев и отдельных людей, таким образом,
стало регулироваться не их личной волей
(например, кровной местью), и даже не божественной
волей (как, например, суд Осириса), а государством.
Возникает тоталитарное государство, где полному
(тотальному) контролю подчинены все сферы
культуры.
Это приводит к тому, что по сравнению
с культурой древнего Египта культура Месопотамии становится более
светской.
Изменился и сам человек. С одной стороны,
он осознавал себя вписанным в вечно изменчивое
и одновременное стабильное в своем циклическом
движении мироздание. С другой стороны,
он был поставлен перед необходимостью личностного самоопределения, необходимостью
выбора. Не случайно именно в данной культуре
впервые появляются образы полубогов
и героев, противостоящих богам (например,
библейская история грехопадения).
В Месопотамии возникают и первые две
империи: ассирийская и персидская.
Особый интерес представляет и государственная
религия Персии (Сасанидский Иран) – зороастризм. Религия поклонения огню. Впервые появляется
пророк, живущий на Земле (Заратуштра).
Пророк сформулировал этическую триаду: благие мысли – благие слова – благие
дела. Канон зороастризмы -Авеста.
Древний Египет и государства Месопотамии
имели много общих черт в развитии, но
также и отличительных.
Древние
египтяне создали бюрократическую государственную
систему, в конечном итоге отразившую
их социальную систему. В Месопотамии,
при некоторой схожести,
все-таки было более разнообразное социальное
устройство, приведшее к децентрализованной
политической системе.
Археологические
свидетельства доказывают, что наиболее
очевидные общие черты проявлялись в том,
что в обществах Древнего
Египта и Месопотамии верили
в загробную жизнь, каждая культура имела
уникальную письменность и значительно
проявила себя в искусствах и науках, повлиявших
на культуру всего человечества в будущем.
В Месопотамии
в отличие от Египта не было сезонных разливов
Тигра и Евфрата,
что привело к созданию ирригационной
системы. В некоторой степени это объясняет
негативное представление о загробной
жизни и вообще боги в культурах Месопотамии
не являлись идеализированными персонажами.
В Египте, расположенном на плодородных
почвах Нильской Долины, напротив, Вселенную
рассматривали как гармоничное устройство.
Загробная жизнь – самое желанное и священное
путешествие для каждого египтянина, готовившегося
к нему на протяжении всей жизни.
Шумерийцы,
аккадцы, вавилоняне, жившие в государствах
Месопотамского региона, полагали, что
не стоит разочаровывать богов и религия,
таким образом, состояла именно в службе
богам, играя, конечно, более важную роль
в высших структурах. Священники в месопотамских
обществах имели большую важность, чем
в Египте.
Возвращаясь
к общему, стоит отметить, что и Древний
Египет и Месопотамия имели социальную
трехчленную иерархическую систему –
царь, священники, чиновники. Согласно
законам Хаммурапи = свободные землевладельцы,
содержащие высшую власть, священников
и чиновников; зависимые фермеры и ремесленники;
рабы, обычно из военнопленных. Главного
священника в Шумере и Аккаде воспринимали
также как и царя (лугаль). Священники в
Египте, как правило, не участвовали в
политической жизни, в отличие от священников
в Месопотамии.
В Египте
чиновники выбирались из достойных кандидатов,
тогда как месопотамских чиновничья
должность являлась наследственной.
Несмотря
на доминирующую патриархию в Шумере и
Аккаде, Вавилонии женщины изначала имели
некоторые права. Они могли владеть землей,
торговать, управлять делом, хотя, конечно,
воспитание детей являлось главной задачей.
С развитием сельского хозяйства, возвышением
среднего класса, в конечном счете, они
потеряли свои социальные статусы. В любом
случае в Египте женщины обладали большими
правами, включавшие и собственность и
право наследования.
Заключение
В ходе данной контрольной работы мы
детально рассмотрели развитие педагогической
мысли и школьного обучения в рамках цивилизаций Древнего Востока,
проанализировали общие и различные черты
развития идей воспитания и школы у разных
древних народов и можем сделать следующие
выводы. Несмотря, на разные временные
и территориальные границы развитие воспитания
и школы в древних государствах шло преимущественно
одинаково. Да и приоритеты в воспитании
детей у этих столь разных народов почти
одинаковые: в качестве идеала безупречного
воспитания везде выступает сильный, нравственный,
всесторонне развитый человек. Однако
эти приоритеты распространяются только
на мужчин, а женскому полу в иерархии
воспитания традиционно отводится роль
хранительницы очага, и все обучение вытекает
из этого положения.
Итак воспитание детей осуществлялось,
в основном, учителем, под чью ответственность ребенка передавали из семьи. А в
ходе воспитания и обучения применялись
самые различные методы («У мальчика ухо
на спине: чем больше бьешь, тем больше
он слышит») Хотя можно с уверенностью
подчеркнуть, что беспрекословный авторитет
учителя и сама обстановка, в которой происходило
обучение и воспитание детей, во многом
и влияли на результативность этих процессов.
В целом цивилизации Древнего Востока
дали человечеству бесценный опыт, без
которого невозможно представить дальнейшие
витки истории мировой школы и педагогики:
возникли первые учебные заведения, были
предприняты первые попытки осмыслить
сущность воспитания и образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. История государства и права
зарубежных стран. Часть 1. Учебник
для вузов. 2-е изд., стер. Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф.
Жидникова О.А. - М.: Издательская группа
НОРМА-ИНФРА М, 1999. - 624 с.
2. История Древнего Востока. Ч. 1.
Месопотамия./ под ред. И. М. Дьяконова.
- М.: 1983. - 534с.
3. История Древнего Востока: материалы
по историографии. Учебное пособие / Сот. А.А. Вигасин,
С. С. Соловьева, О. В. Томашевич; Под ред.
В.И. Кузищина, А.А. Вигасина. - М.: Изд. МГУ,
1991. - 200с.
4.. Константинов Н.А. История педагогики:
учебник. - М.: Просвещение, 1982.
5. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов.
- М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998.
6. Джуринский А.Н. История педагогики древнего
и средневекового мира: Учеб. пособие для
высшей школы. -- М.: Совершенство, 1999.
7. Новиков А.М. Основания педагогики. М.: 2010.