Семейное воспитание в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья является социальным институтом формирования личности.
Задачи:
1. Теоретический анализ семейного воспитания в психолого-педагогической литературе.
2. Психолого- педагогическое обоснование семейного воспитания.
3. Обосновать: процесс семейного воспитания как главнейший фактор развития личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Роль семьи в воспитании детей.
1. Особенности семейного воспитания в современное время…………….
2. Современные проблемы и нарушения семейного воспитания…………
3. Функции, стили, методы семейного воспитания……………………….
Глава II. Опытно-эксперементальная работа.
1. План педагогического просвещения родителей………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Использованная литература…………………………………………………….
……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

4 тип «Воспитание равнодушием». Ребенок не получает в семье достаточно тепла, внимания, любви, он предоставлен сам себе и никем не контролируется. Никто не обучает его пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо». Как правило, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения.

5 тип - «Воспитание подарками». При таком типе воспитания, как правило, родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам и т. д., лишь бы дети не мешали им работать и делать карьеру. Вместо родительской любви, заботы, тепла и ласки ребенок получает от родителей суррогаты любви. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым и нужным близким людям.

6 тип - «Воспитание доверием». Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам.

Ребенку, особенно, младшего возраста, нужна поддержка старших, вера в  то, что если он сегодня не умеет  что - то делать, то завтра это у него обязательно получится.

При таком типе воспитания дети вырастают  социально адаптированными, способными к сотрудничеству и творчеству.

Таким образом, оптимизировав опыт отечественных и зарубежных педагогов и психологов по вопросу отношений между детьми и родителями, а также влияния семьи на успешность обучения младшего школьника мы рассмотрели теоретический аспект изучаемого вопроса, а именно процесс обучения младших школьников, факторы, влияющие на успешность обучения ребенка в школе, адаптация младших школьников к обучению в школы, определили влияние семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста и выявили типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка и ошибки, допускаемые родителями в семейном воспитании.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети; честолюбивые родители нередко  так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям  ни в коем случае не стоит пускать  процесс воспитания на самотек и  в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести  в различных ситуациях. Очень  важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его  мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может  пойти насмарку.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции, стили, методы семейного воспитания.

 

          Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.

Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных  отношений порождает права и  обязанности.

Слово “брак” происходит от русского слова “брать”. Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными.

Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию.

Урбанизация изменила уклад  и ритм жизни, что повлекло за собой  изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная  на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети [Василькова Ю. В. «Социальная педагогика», М. 1999г., изд. Центр « Академия», с. 321].

Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее время, привели  к сокращению рождаемости в России и формированию нового типа семьи - бездетной.

По типу проживания семья  подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм.

Жизнь семьи характеризуется  многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйсвенно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и  возникновением других функций, с изменением масштабов  и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые  функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

Основными функциями по отношению  к обществу являются:

1.                 Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках одного государства.

2.                 Воспитательная функция – передача знаний, умений, норм, навыков, ценностей.

3.                 Производственно-хозяйственная.  Приготовление пищи, уборка, стирка и т. д.

4.                 Организация досуга, т. к. значительная часть времени используется для общения с семьей.

Функции семьи по отношению  к человеку:

Супружеская функция, родительская функция, организация быта. (Сластенин)

Основной функцией семьи  является репродуктивное, биологическое  воспроизводство населения. Это  основная, но  кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

-                     Воспитательная - социализация молодого поколения;

-                     Хозяйственно – бытовая поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

-                     Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

-                     Социальный контроль – ответственность старших членов семьи за поведение младших членов в обществе;

-                     Духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

-                     Социально-статусная – семья занимает определенное социальное положение в обществе;

-                     Досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

-                     Эмоциональная осуществление психологической защиты каждого члена семьи.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание  целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении  ребенка. Могут быть выделены 4 тактики  воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство”  и сотрудничество.

Существует 3 стиля семейного  воспитания — авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле желание  родителя — закон для ребенка. Такие родители подавляют своих  детей. Они требуют от ребенка  беспрекословного подчинения и не считают  нужным объяснять ему причины  своих указаний и запретов. Они  жестко контролируют все сферы жизни  ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю  семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным  для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка  и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и  они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

При попустительском стиле  родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние  и в дальнейшем могут поднять  руку на своих родителей, у них  почти нет ни каких  ценностей.

Методы воспитания детей  в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние  родителей на сознание и поведение  детей. Они не отличаются от рассмотренных  выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

• влияние на ребенка  индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к  личности,

• выбор методов зависит  от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и.т. д. Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток  личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько  разновидностей методов. Например, убеждение  у одних родителей — мягкое внушение, у других - угроза, крик. Когда  в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный  метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных  родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают  более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.

Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ  от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств: слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и применение методов  родительского воспитания опираются  на ряд общих условий.

  1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Многие родители не знают, какие книги читают их дети, какие фильмы смотрят, какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. По данным социологических исследований (1997), 86% юных правонарушителей ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.

2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.

4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия вовсе не роскошь, а практическая необходимость.[ Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. М.. 2003 г., с. 204]

 «Педагогические знания  родителей особенно важны в  тот период, когда отец и мать  являются единственными воспитателями  своего ребенка... В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная  жизнь детей в решающей мере  зависит от... элементарной педагогической  культуры матери и отца, которая  выражается в мудром понимании  сложнейших душевных движений  развивающегося человека», —  писал ВЛ. Сухомлинский.[ Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. — М„ 1977., с. 22]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-эксперементальная работа.

  1. План педагогического просвещения родителей.

Эффективность воспитания ребенка  сильно зависит от того, насколько  тесно взаимодействуют школа  и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

В основе взаимодействия семьи  и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Значительное место в  системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится  психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно  связано с развитием их педагогического  мышления, практических умений и навыков  в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий  характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала  опыт, конкретные факты. Это обусловливает  отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Информация о работе Семейное воспитание в современном обществе