Семейное воспитание в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья является социальным институтом формирования личности.
Задачи:
1. Теоретический анализ семейного воспитания в психолого-педагогической литературе.
2. Психолого- педагогическое обоснование семейного воспитания.
3. Обосновать: процесс семейного воспитания как главнейший фактор развития личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Роль семьи в воспитании детей.
1. Особенности семейного воспитания в современное время…………….
2. Современные проблемы и нарушения семейного воспитания…………
3. Функции, стили, методы семейного воспитания……………………….
Глава II. Опытно-эксперементальная работа.
1. План педагогического просвещения родителей………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Использованная литература…………………………………………………….
……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Традиционные

Нетрадиционные

● Родительские собрания

● Общеклассные и общешкольные конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

Т. П.

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Круглые столы

● Устные журналы

● Практикумы

● Родительские вечера

● Родительские чтения

● Родительские ринги и т.п.


 

 

 

 

· Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции  отцов или матерей.

Родительские  конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции  должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических  исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции  с их результатами. Активными участниками  конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с  позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она  принимает определенные решения  или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. 
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты. 
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Педагогическая  дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.  
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».

v Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут  использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются  основы нравственности человека, формируются  нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда  он становится личностью, и становление  ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия  призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение  ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет  общественный смысл.

К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную функции. Для каждого человека семья выполняет  эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и  экстремальных ситуаций. Сущность и  содержание экономической функции  состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической  поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности. Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит  инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Также семья является ответственной за физическое, интеллектуальное и психическое развитие ребенка.

Учитывая все выше описанные функции, стили, тактики, структуры и психологические механизмы воздействия не нужно забывать, что воспитание детей требует самого серьезного отношения, но в то же время самого простого и искреннего.

Цель воспитания - содействовать  развитию человека, отличающегося своей  мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка  сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал  человека.

Главное и основное правило, которое нужно учитывать при  воспитании ребенка - это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка  и демократичность в отношениях с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Василькова Ю. В. «Социальная педагогика», М. 1999г., изд. Центр « Академия»;
  2. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. М.. 2003 г.,
  3. Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. — М„ 1977
  4. Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. дне ..канд. социол. наук. М., 1990.
  5. Лазарев А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев - М.: Академия 2005.
  6. Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1.
  7. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы М.,1978
  8. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений : Учебное пособие / В.А.Сухомлинский - М. : Логос 1999
  9. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М., 1987г., изд. «Политической литературы».
  10. Гарбузов В.И. «От младенца до подростка», М.1999 г., изд. «Академический проект».
  11. Земская М.Р. «Семья и личность», М.,1999 г., изд. «Прогресс»
  12. Лебедев П.АЮ «Семейное воспитание» Хрестоматия., М. 2001г., изд. «Академия»
  13. «Семья и формирование личности», под ред. Болдорева А.А., М. 1989 г., изд. «Просвящение»
  14. Солоухин В.З. «Книга для родителей», Минск, 1992, изд. « Высшая школа»
  15. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давыдов.

Информация о работе Семейное воспитание в современном обществе