Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 18:03, курсовая работа
Впервые подвергается системному анализу такое социально-педагогическое явление, как “домашнее воспитание”, возрождающееся в новых социально-экономических условиях; проанализированы этапы его развития, цели, содержание и опыт подготовки специалистов в исторической ретроспективе; определены требования к современному домашнему педагогу и его подготовке в современной России. Домашнее воспитание - новое направление в современной образовательной системе, еще недостаточно исследованное; в этой области ведутся поиски наиболее эффективных форм его осуществления, накапливается опыт. В работе не ставится цель раскрыть воспитание социальных навыков общения ребенка, включение его в другие, кроме семейного, сообщества.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
2. аспекты психологии о семье.
3. Воспитание детей в различных по структуре семьях
ГЛАВА 2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
1. Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания.
2. ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
ГЛАВА 3. АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСНОЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (С ПРИЮТОМ) В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей соей собственной личности.
Глава 4.
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСНОЙ
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (С ПРИЮТОМ) В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ.
Социальный кризис, безработица, рост детской беспризорности и социального сиротства создал необходимость обеспечения социальной реабилитации несовершеннолетних.
Одним из путей решения данной проблемы является создание учреждений, ведущих целенаправленную работу по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков.
АОСРЦ для детей и
подростков (с приютом) был открыт
согласно постановления Главы
АОСРЦ действует на основе строгого соблюдения Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Контроль за деятельностью Центра осуществляет отдел по проблемам семьи, женщин и детей областного Департамента социальной защиты.
Центр имеет статус государственно-общественного органа опеки и попечительства, и на время содержания детей несет ответственность за их здоровье; имеет право представлять интересы детей в суде и перед третьими лицами, принимать меры по оздоровлению условий их семейного воспитания. В соответствии с интересами детей он оберегает их от посягательств и жестокого обращении со стороны родителей и других лиц, а в случае необходимости ходатайствует перед судом о лишении родителей родительских прав, о временной передаче детей в другие семьи, детские дома и школы-интернаты.
Учреждение дает приют
детям и подросткам от 4-х до 18
лет, оказавшихся в сложной
Это дети и подростки:
Центр в своей деятельности руководствуется следующими принципами: приоритет интересов ребенка и его благополучие во всей деятельности Центра; опора в реабилитационной деятельности на позитивные начала в духовном и физическом развитии ребенка; осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности на основе контактного взаимодействия с дезадаптированными подростками.
АОСРЦ осуществляет следующие виды деятельности:
Основная цель АОСРЦ для детей и подростков – социальная помощь и реабилитация дезадаптированных несовершеннолетних, обеспечение условий для их выживания и развития.
Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью. Они легко переходят границы моральных и правовых норм.
И поэтому, задача АОСРЦ для детей и подростков многогранна: снять остроту психического напряжения, провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде, разработать и реализовать индивидуальные программы социальной реабилитации, восстановить или компенсировать утраченные социальные связи, вернуть его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.
В состав АОСРЦ для детей и подростков входят структурные подразделения: социальная гостиница (приют), социально-реабилитационная служба, отделение специалистов по социальной работе, отделение дневного пребывания «парусник», учебно-производственный комбинат «Ориентир», научно-методический отдел, сельские филиалы.
Социальная гостиница
дает приют детям, попавшим в сложную
жизненную ситуацию или оставшимся
без родительского
Гостиница Центра принимает детей в возрасте от 4-х до 18-ти лет.
В 1998 г. в социальных гостиницах АОСРЦ для детей и подростков проживало 1568 воспитанников. За первый год основания Центра через гостиницу прошло 150 судеб.
А всего за 5 лет существования областного учреждения оно приняло в свои стены 3600 мальчишек и девчонок.
Дети, поступающие в приют Центра, пережили на своем коротком веку немало потрясений: безразличие, жестокое обращение, пьяные разгулы родителей, драки, издевательства.
Сотрудники Центра стараются компенсировать все тепло, которое недополучили эти обездоленные дети.
У ребят уютные спальни, игровые комнаты, их вовремя накормят, встретят из школы. О них заботятся. Но дети не растут иждивенцами. Как и во всякой домашней семье, с них спрашивают. За двойку, плохо выученный урок, небрежно убранную кровать. Детей учат ответственности. Именно для такой категории подростков с агрессивным поведением, научно-методический отдел центра разработал ряд методик по профилактике жестокости у детей.
Методики успешно применяются психологами и педагогами на занятиях с детьми и дают хорошие результаты.
Кроме того, отделом разработана «Азбука защиты от преступника». А в наше время это особенно актуально.
Дети поступают ослабленными,
у большинства впервые ставятся
диагнозы хронических, запущенных заболеваний.
При поступлении ребенок
Помимо этого, налажено тесное взаимодействие со всеми диспансерами города, оказывающими лечебно-консультативную и методическую помощь, с местными санаториями, где при необходимости дети получают санаторно-курортное лечение, с областным департаментов здравоохранения и Центром государственного санитарного эпидемиологического надзора, с Медицинской Академией, сотрудничество с которой помогает в решении научных вопросов.
В частности, совместно
с кафедрой социальной медицины Медицинской
Академии ведется научно-
Дети и подростки попадают в АОСРЦ обычно из асоциальных семей или не имеющие их вообще. Это чревато для их будущей семейной жизни серьезными нарушениями. Подготовка взрослеющего человека к будущей семейной жизни – одно из важнейших слагаемых его развития. Все это ставит задачу подготовки подростков к семейной жизни, выработки у них устойчивой жизненной позиции. Поэтому, семейному воспитанию в социально-реабилитационном центре уделяется большое внимание.
В штате АОСРЦ для детей и подростков работает сексолог, который при поступлении детей выявляет у них аномальные отклонения, проводит индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие духовного мира детей, на гармонию семейных отношений, на потребности в будущем иметь детей и достойно их воспитывать.
С целью формирования
устойчивого поведения и
У каждого ребенка, поступающего в Центр – своя искалеченная судьба.
Володя Р., 9 лет, бродяжничал, жил на рынках под прилавками, ночевал в коробах. Отец, второй брак, после очередной совместной пьянки убил свою жену и был осужден. Кроме Володи, осталась сиротой и младшая сестренка – инвалид. Сестру поместили в больницу, а Володя был направлен в Центр.
Нелюдимый, угрюмый, напряженный, часто ото всего вздрагивающий маленький мальчик. Взгляд – исподлобья. И сколько в этом взгляде боли!
Много сил пришлось приложить специалистам Центра, чтобы ее практически не стало, чтобы, видевший за свою небольшую жизнь только голод и горе, поверил в хорошее.
Володе провели углубленное медицинское обследование, подлечили, спланировали необходимые профилактические прививки.
Отдел специалистов по социальной работе подготовил необходимые документы по закреплению за Володей жилой площади, которая принадлежала умершей матери. За время нахождения в Центра Володя навещал сестру. И надо было видеть, как радовался он этим встречам, как заботливо угощал сестренку привезенными сладостями!
Душу лечили психологи. Постепенно, осторожно, чтобы еще больше не поранить. И оттаял, согрелся ребенок!
Чествовали юбиляра – массажиста. Дети подготовили стихи и песни. И неожиданно, не запланировано, Володя подошел к человеку, чьи руки прикасались к нему каждый день, обнял его и выдохнул: Дай Бог Вам здоровья!». Даже мужчины опустили головы. Не детские это были слова.
Работа психологической службы направлена на социальную психолого-дефектологическую реабилитацию детей и подростков. С момента вступления ребенка в приемное отделение специалисты службы обследуют его с использованием апробированных, стандартизированных психо-диагностических методик. Вся социально-реабилитационная работа планируется и проводится, исходя из результатов диагностики каждого конкретного ребенка. В руках педагога-психолога и дефектолога сосредотачивается вся информация о ребенке, разрабатываются основные направления коррекции. Анализ результатов свидетельствует об успешности и эффективности данной социальной технологии работы с детьми.
Миша Т., 8 лет. При поступлении
в Центр отличался повышенной
агрессивностью, отсутствием самоконтроля,
необщительностью. Через несколько
месяцев при определении
У Сережи А., 10 лет, на глазах сожитель-алкоголик убил мать. У мальчика присутствовала тяжелейшая психическая травма, глубокая депрессия. Психодиагностика показала глубокую тревожность, заниженную самооценку, низкую учебную мотивацию. Сережа был плаксив, капризен, требовал большого внимания к себе от взрослых.
Коррекция адаптационных механизмов, психоэмоционального состояния, релаксационные сеансы, создание мотивации учебной деятельности помогли появлению у Сережи позитивных изменений. Социально-реабилитационный центр стал для него родным домом, о котором он не перестает вспоминать, уже находясь в детском доме.
Со дня основания Центра основной задачей психологической службы является выведения детей «группы риска», детей с девиантным поведением из кризисного и пограничного с ним психологического состояния.
АОСРЦ за время нахождения в нем дает им не только кров, еду, тепло, но и качественное изменение жизни, отношение с миром, окружающими людьми. Изменив среду обитания детей и подростков, применяя в работе с ними новейшие методы и приемы, психологические консультации, беседы и тренинги, специалисты возрождают в детях представление о разнице между прошлым и возможным будущем, желание к нему стремиться.