Семейный детский сад
опыт города Москвы
К.Ю. Белая,
профессор кафедры педагогики и
методики дошкольного образования
МИОО
Семья- один из древнейших институтов
- Семья- один из древнейших институтов, переживших целые эпохи. ДОЛГОВЕЧНОСТЬ СЕМЕЙНОГО ИНСТИТУТА ОСНОВАНА НА ТОМ, ЧТО СЕМЬЯ ПОЗВОЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА БОЛЕЕ УВЕРЕННО ЧУВТСВОВАТЬ себя в обществе. Она словно источник, питает и более широкие и высшие сферы жизни человека – чувство Родины и патриотизма.
- По признанию ученых, семья – одна из величайших социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии и сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Семья- один из древнейших институтов
- Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Многодетная семья
- Многодетные семьи - наиболее стабильные и прочные семейные образования. Большая семья обеспечивает реальную возможность для развития у детей навыков общения с братьями и сестрами разного пола, возраста и с разными характерами. К тому же, дети получают ценный опыт взаимной поддержки и утешения друг друга. Условия воспитания многодетной семьи благоприятны для развития у детей активной жизненной позиции, способности устанавливать равновесие в проявлении качеств лидера и подчиненного интересам группы.
Исторический экскурс
- Первые детские сады в России создавались союзами семей.
- Идеи семейного воспитания маленьких детей отстаивали многие русские педагоги. Н.И. Пирогов считал, что семейное воспитание предоставляет больше простора для развития индивидуальности ребенка по сравнению с воспитательными учреждениями.
К.Д.
Ушинский подчеркивал и пользу
кратковременного
пребывания детей в кругу
своих сверстников, объясняя, что
не всякая мать может дать
надлежащее воспитание.
- П.Ф. Лесгафт считал лучшей средой для маленького ребенка семью, позволяющую индивидуализировать воспитание ребенка. Однако признавал необходимость существования детских садов по принципу большой семьи – воспитательница и 4-5 детей.
- Общество утвердилось в позиции, что полностью заменить семейное воспитание общественным нельзя, но помочь семье возможно и необходимо.
Исторический экскурс
- Первый платный детский сад семейного типа на территории Российской Империи был открыт в г. Гельсингфорс (прежнее название столицы Финляндии г. Хельсинки) Седмиградским.
- Благодаря инициативе и активности матерей в 1863 г. открыт детский сад в Петербурге женой профессора Петербургского университета С.А. Люгебиль, а в 1866 г. –открыты детские сады К.И. Герке и А.С. Симонович, начавшей издавать первый русский журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Семейные детские сады открываются в Николаеве, в Москве, в Одессе. С 1867 по 1870 г. было открыто еще несколько детских садов в Воронеже , в Смоленске , в Иркутске . В Петербурге открыты 2 детских сада Е.А. Шаффе и Е.А. Вертер, 4 детских сада в Москве, принадлежащие Мамонтовой, Левенштерн, Соловьевой, Римской-Корсаковой, в г. Тифлисе – Э.Жабо и учителю Лавренко.
Исторический экскурс
- Особое значение в распространении детских садов семейного типа имел 1 Всероссийский съезд по семейному воспитанию, проходивший в Петербурге с 30 декабря 1912 г. по 6 января 1913 г. На съезде обсуждались вопросы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста.
- Этот съезд явился одним из средств пропаганды дошкольного воспитания, о нем написали 22 русских педагогических журнала и 115 газет.
Исторический экскурс
- Членами Московского кружка совместного воспитания и образования детей были выработаны рекомендации к устройству семейного детского сада (Станиловская М.М. Семейный детский сад // Свободное воспитание – 1910-1911.
- № 3.).
- В
1926 г. МОНО утвердил «Инструкцию по организации частных детских садов», а в 1927 г. «Положение о детских садах общественных организаций и частных лиц». Согласно этим документам право открывать детский сад имели коллективы родителей, а также педагоги, имеющие специальную подготовку.
Исторический экскурс
- Таким образом, детские сады семейного типа были весьма распространенным явлением в начале ХХ в. Опыт каждого домашнего, семейного детского сада уникален и окрашен личностью тех людей, которые благодаря своему энтузиазму и активности находили решение всех экономических и педагогических проблем этого нового для российского общества дела.
- К началу 30-х годов, в связи с усилением централизации государственной власти во всех сферах, в том числе и в образовании, процесс организации дошкольных учреждений на средства родителей был прекращен.
Семейный детский сад,
опыт города Москвы
- Начиная с 2007 года в Москве приступили к разработке новой инновационной модели дошкольного образования – семейный детский сад (СДС). В основе данного проекта был использован аналитический и статистический обзор запросов на дошкольное образование разных категорий семей, а также обзор накопленных знаний по проблемам семейного жизнеустройства
три модели семейного
детского сада
Научные сотрудники
и педагоги практики столицы разработали
три модели СДС (К. Белая, Л.Волобуева,
М. Цапенко. Семейный детский сад и другие
формы взаимодействия с семьей. Библиотечка
«Первое сентября» серия «Дошкольное
образование» В.26.М.,2009.)
- 1- «Семейный детский сад» - для многодетной семьи
- 2-«Мама – клуб», общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного педагогического общения молодых мам, имеющих детей раннего и дошкольного возраста.
- 3- Семейный детский сад, объединение семей, заинтересованных вопросами воспитания и развития своих детей.
Семейный детский сад
опыт города Москвы
- С января 2008 года Постановлением правительства Москвы № 951-пп «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада» в Москве открываются «Семейные детские сады» для многодетных семей как структурное подразделение ДОУ.
- На 1 октября 2011г. В Москве действует 530 СДС, в которых воспитывается 1760 детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
Алгоритм открытия СДС
- В Управление образования города Москвы многодетная семья, желающая открыть у себя дома СДС и имеющая 3-х и более детей раннего и дошкольного возраста подает заявление и документы (паспорт, документы об образовании родителей, свидетельство о рождении каждого ребенка)
Руководитель
ДОУ проводит первичную беседу
с мамой и обследование жилищных
условий для открытия подразделения
ДОУ – СДС и сообщает в
Управление образования о готовности
работать с данной семьей.
- Окружное управление образования издает приказ о создании структурного подразделения в ДОУ, с которым будет взаимодействовать многодетная семья по вопросам воспитания и образования детей.
- На основе данного приказа издает приказ по ДОУ об открытии структурного подразделения «Семейный детский сад» и оформляет пакет документов: Положение о структурном подразделении «семейный детский сад», личное дело и должностная инструкция на воспитателя, информация о детях, договор с родителями (законными представителями) детей.
- подбираются, разрабатываются программы, индивидуальные планы работы.
Семейный детский сад
опыт города Москвы
- В соответствии с примерным положением об организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание Учреждения вводятся дополнительные штатные единицы:
- -Воспитатель – 1,0 ст.;
- -Воспитатель по физкультуре – 0,25 ст.;
- -Музыкальный руководитель -0,25 ст.;
- -Старшая медсестра – 0,25 ст.;
- -Педагог психолог – 0,25 ст.;
- -Социальный педагог – 0,5 ст.;
Семейный детский сад
опыт города Москвы
- Открытие такой формы дошкольного образования позволило решить целый ряд задач:
- Многодетная мама - воспитатель СДС получает возможность трудоустройства, у нее идет трудовой стаж, одновременно находясь и воспитывая своих детей дома.
- Родителям предоставляется право на прохождение курсов повышения квалификации на бюджетной основе
- Одновременно решается вопрос с очередностью в дошкольные учреждения города Москвы
- Социализация многодетных родителей в обществе
- Сохранение жизненного уклада семьи
Организация питания в
СДС
- Организация питания в СДС возлагается на воспитателя и производится на основании приказа «О выплате структурному подразделению денежных средств за питание детей в CДC» и единого типового рациона питания для ДОУ Москвы. Заведующий ДОУ предоставляет воспитателю СДС список продуктов (утвержденный окружным управлением образования и ДОУ ). Воспитатель отчитывается об организации питания детей в CДC по установленной форме 1 раз в месяц. Отчет, с предоставлением чеков согласуется с диетсестрой, утверждается заведующим ДОУ, сдается в бухгалтерию.
Образовательный процесс
в Семейном детском саду.
- Педагогический процесс в семейном детском саду организуется с разновозрастными детьми от 2-х месяцев до 7 лет.
- Такой разновозрастный состав детей диктует соблюдение определенных условий для решения важнейших психолого-педагогических задач:
-
- личностный подход к развитию каждого ребенка;
- - обеспечение защищенности, комфорта и духовного благополучия;
-
-организацию игрового и развивающего пространства, с учетом возраста детей.
Структура и принципы построения программы
«Семь -Я»
Программа
воспитания и обучения детей в
СДС
- Семья – это труд, друг о друге забота,
- Семья – это много домашней работы,
- Семья – это важно!
- Семья – это сложно, но счастливо жить одному невозможно!
Авторский
коллектив
- К.Ю. Белая (руководитель авторского коллектива), Е.П. Арнаутова, О.В. Мельникова, А.Н. Морозова, М.В. Богомолова, Н.Ю. Симонова, М.М. Калина, Л.В. Телицина, Л.Ю. Коновалова, Т.К. Кораблева, Т.Т. Щеткина, С.В. Лихацкая, А.В. Минина, Е.А. Михайлова, Н.А.Аралина, О.В. Ефремова, О.А.Комарова
1/1/97
20
Содержание
программы «СЕМЬ-Я»