Семья как педагогическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Особо актуально рассмотрение такой особой системы как педагогической. В разнообразной педагогической литературе очень много пишут о том, что родитель – профессия педагогическая, поскольку именно родители, в первую очередь, формируют такие качества личности своего ребенка, помогающие ему преодолеть трудности и преграды, которые могут встретиться на жизненном пути. Именно родители воспитывают глубокую человеческую нравственность, основанную на общечеловеческих ценностях, приобщают ко всему прекрасному в окружающем мире, развивают потребность ребенка строить свою жизнь, наполняя ее творческим трудом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЬИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Педагогические системы в современном педагогическом знании
1.2 Функции, структура и динамика семьи
1.3 Психолого-педагогические основы семейного воспитания
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АНАЛИЗУ СЕМЬИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Программа исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 67.40 Кб (Скачать файл)

Дальнейшее развитие качеств личности происходит на уровне элементарных форм педагогического процесса, связанного с приобретением знаний, навыков и умений.

Если речь идет о дидактических  системах, (системах обучения), то здесь  в советской (российской) педагогике выделяется обычно три группы целей: образовательные, развивающие, воспитательные.

Образовательные цели выражают формирование знаний, навыков и умений.

Знания включают различные компоненты: факты, общие понятия, причинно-следственные связи, принципы и правила, законы, закономерности.

Образовательные цели относятся к  различным компонентам знаний. Знания об одном и том же могут иметь  качественное различие.

Качества знаний проявляются по-разному. Их разновидности достаточно четко выражены И. Лернером (полнота и глубина; осмысленность или осознанность; оперативность и гибкость; системность и систематичность; свернутость и развернутость; конкретность и обобщенность; прочность). Повышение качества знаний – длительный процесс и на отдельных его этапах цели могут относиться не ко всем, а лишь к некоторым показателям качества. Знания могут выражаться на различных уровнях познавательной деятельности, которые выражаются такими терминами:

  • узнавать;
  • распознавать;
  • воспроизводить;
  • объяснять;
  • преобразовывать;
  • переносить;
  • строить;
  • конструировать;
  • создавать и т.д.

Управление педагогическим процессом  предполагает, чтобы цели выражались в определенных результатах обучения, в определенных действиях.

Развивающие цели формируются как  частные (элементарные) задачи, прежде всего, умственного развития. К ним  относятся:

овладеть умственными действиями: вычленять, соотносить, схватывать сущность (идею), и т.д.;

выделять признаки (свойства), среди  них, что особенно важно, существенные признаки;

переносить знания в измененные ситуации;

переформулировать задачу (условия, требования);

находить и выделять вспомогательную  задачу;

овладевать мыслительными операциями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией, систематизацией;

овладевать обобщенными приемами решения задач;

овладевать структурами интеллектуальных процессов; (алгоритмическими, полуалгоритмическими, полуэвристическими, эвристическими).

В конечном счете, воспитывающий должен установить сдвиги в развитии воспитуемого, отражаемые той или иной деятельностью.

Примерные формулировки воспитательных целей обучения имеют такой вид:

развитие нравственных и эстетических чувств учащихся (вызвать сопереживание, сочувствие, чувство гордости, восхищения, радости, уважения, презрения, негодования и т.д.);

формирование оценок (сформировать оценку..., подвести к пониманию..., подвести к выводу..., научить оценивать различные объекты с позиций научного мировоззрения и т.д.);

формировать взгляды (сформировать...; добиться...; усвоить…, подвести к пониманию...; подвести к выходу...);

в сфере межличностного взаимосогласия – вступить в контакт, выразить мысль, выразить согласие (несогласие), ответить, поблагодарить, присоединиться, сотрудничать, принять участие и др.

Завершая рассмотрение целеполагания  и целеобразования в педагогических системах, подчеркнем, что смысл саморегуляции деятельности обязательно предполагает и коррекцию принимаемых субъектом деятельности целей.

Все это происходит на основе диагностики  возникшего рассогласования (достижения цели) между целями принятой программы деятельности и результатами ее реализации.

Анализируя  подход В.Н. Садовского, Н.В. Блауберга, Э.Г. Юдина, (Садовский В.Н., 1974; Блауберг Н.В., Юдин Э.Г., 1973,) можно назвать  следующие особенности педагогических систем: это органичные, целенаправленные, социальные, самоорганизующиеся, динамические, вероятностные, открытые системы.

Есть  все основания отнести педагогические системы к большим. Основания эти таковы:

a) невозможность  полной формализации объекта  управления;

b) непостоянство  структуры и функционирования  самого объекта управления;

c) многокритериальность  управления и нечеткое задание  самих критериев целесообразности;

d) наличие  в системах людей, обладающих  свободой действия в рамках функционирования системы.

Указанное обстоятельство делает необоснованными  современные взгляды на оптимизацию  педагогических процессов, открывая широкие  возможности для всемерного развития общей теории принятия педагогических решений.

Системный анализ позволяет выделить некоторые  особо важные для эффективного функционирования педагогической системы семьи подсистемы. Совершенно очевидно, что здесь на первом месте подсистема: «родители-дети», затем: «дети-содержание», «дети-средства», «родители-содержание», «родители-средства», «ребенок-ребенок».

Рассмотрим  подробнее подсистему: «Родители-дети». Здесь с наибольшей силой проявляются такие факторы как:

a) степень  связи родителей с ребенком (от  полной свободы выбора до жесткой  детерминации);

b) взаимодействие  биологических (врожденных) обстоятельств  с социальными (приобретаемыми) влияниями  и свойствами;

c) стиль  общения родителей. 

Обычно  социологи говорят о трех стилях общения: 1) директивном (авторитарном); 2) коллегиальном; 3) либерально-демократическом.

 

 

1.2 Функции, структура  и динамика семьи

 

Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой, общественно необходимой; семья, будучи включенной в социальную структуру общества, интегрирует его ценности.

Наиболее общим является понятие  семьи, данное А.Б. Харчевым: «Семья есть связующее звено между физической жизнью и жизнью социального организма. Ее можно определить как группу родственников по браку, по крови или усыновлению, совместно проживающих, ведущих общее домашнее хозяйство, связанных определенными психологическими, нравственными, а при наличии государства и правовыми отношениями, и несущих друг за друга ответственность перед обществом»6.

Семья выступает как культурная общность – общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиции во взаимоотношениях с обществом и т. д. Именно характер этих функций предопределяет содержание, формы и критерии стабильности брака7.

В настоящее время еще недостаточно полно разработана единая классификация  и типология функций семьи. Так, Г.М. Свердлов и В.А. Рясенцев (1958) в качестве важнейших функций семьи называют функции продолжения рода, воспитательную, хозяйственную и взаимопомощи.

Э.К. Васильева (1981) в своих исследованиях  рассматривает три группы функций семьи: хозяйственно-экономическую, генеративно-воспитательную, культурно-рекреационную. По мнению С.Д. Лаптенок (1967), важнейшими функциями семьи следует считать хозяйственно-бытовую, воспроизводства населения, организацию досуга своих членов, воспитательную.

Приведем  наиболее часто встречающиеся семейные функции:

1. Воспитательная функция.

Состоит в удовлетворении членами  семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.

Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей, выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной – от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений – чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.

Выделяют  три аспекта воспитательной функции  семьи (И.В. Гребенников).

  • Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей.

Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности: В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.

  • Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или  иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо» – так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания.

Семья представляет собой своеобразную школу, в которой  каждый «проходит» много социальных ролей. Выполнение ролей требует  специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

  • Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию.

Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это  делают буквально с первых дней жизни. Д.Б. Эльконин однажды заметил, правда с долей иронии, что не столько семья социализирует ребенка, сколько он сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир.

Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребностями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой», расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, необходимо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием.

Семью как  фактор воспитания характеризует воспитательная среда. Социальные ценности и атмосфера  семьи определяют, станет ли она  воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.

Особенность воспитательной деятельности семьи  – в ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность  этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И, тем не менее, в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Домашнее воспитание сугубо индивидуально конкретно, персонализировано; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка.

Семья предоставляет  ребенку разнообразные поведенческие  модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен или лишен возможности активного взаимодействия с ней.

Информация о работе Семья как педагогическая система