Семья как социальный институт формирования личности ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развития его личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребёнка
1.1 Содержание и стили воспитания………………………………………………………...4
1.2 Методы и формы семейного воспитания……………………………………………7
Глава 2. Взаимодействие семьи и школы
2.1 Современная семья и её проблемы……………………………………………………..9
2.2 Педагогическая поддержка семьи…………………………………………………….12
2.3 Взаимодействие школы и семьи……………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Контрольная по Педагогике.docx

— 46.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Взаимодействие семьи и школы

2.1Современная  семья и её проблемы

Сегодня изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также  отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного  пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее”  и в семье. Изменяется сам тип  зависимости в семье людей  друг от друга. Социологи говорят  о том, что мужские и женские  роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог И.М. Майдиков отмечает следующую тенденцию  развития отношений в семье: от “иерархической”  логики различий между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, к учету реального соотношения  семейных и внесемейных ролей  женщины, мужчины и ребенка. Автор  утверждает, что относительная автономия  каждого в семье, общее признание  его права на личные интересы скрепляют  семью.

Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна  ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т.д. Э.В. Васильева говорит о возникновении  новых нетипичных проблем воспитательного  характера вследствие различных  материальных и психологических  трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные  в себе родители перестают быть авторитетом  и образцом для подражания у своих  детей. Авторитет матери меняется в  зависимости от сферы ее деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок  может приближаться к заработку  родителей или даже превышать  его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в  глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненных  ценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности  семьи, но и приводит к снижению интеллектуального  потенциала общества. 1

Помимо падения рождаемости  отмечается и такой негативный факт в институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ рассматриваются  отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения, дисгармония воспроизводства населения.

Влияние распада семьи  на детей дошкольного возраста изучалось  в частности А.Г. Анцыферовой. Она  выявила, что при нарушении контактов  с родителями у детей возникают  наиболее острые переживания, поскольку  для ребенка распад семьи - это  ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к  отцу и матери. Развод ставит перед  ребенком непосильные для его  возраста задачи: ориентацию в новой  ролевой структуре без ее прежней  определенности, принятие новых отношений  с разведенными родителями. Дети 2,5-3 лет реагируют на распад семьи  плачем, агрессивностью, нарушениями  памяти, внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными  исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом  связано с существованием постоянно  действующего общения ребенка с  обоими родителями. Развод порождает  у ребенка чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности.

Снижение рождаемости  и высокий уровень разводов - показатели кризиса семьи. Причины этого  раскрываются в Конвенции ООН  о правах ребенка (1991), а также в докладе государств-участников в соответствии со ст. 44 конвенции. К ним относятся: кризисное состояние социально-экономической сферы и неблагоприятные изменения состава населения, что связано с демографическим “эхом” войны. Институт семьи пострадал от войн, репрессий2.

Основная тенденция развития семьи с детьми сегодня - это снижение среднего числа детей до 18 лет  в расчете на одну семейную группу, а также полных и многодетных  семей.

"Нетипичные" семьи  в нынешней экономической ситуации  фактически "повенчаны" с бедностью.  Проблемы одни: скудость бюджета,  как правило, один источник  регулярных доходов (зарплата  работающего члена семьи), потребность  детей в повышенном внимании  со стороны родителей. Закономерно,  что полные семьи живут лучше  неполных, "средние" по размеру  - лучше многодетных, здоровые - лучше  семей с детьми-инвалидами. Материальное  обеспечение остается одной из причин семейной напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая благосостояния домохозяйств с детьми опускается все ниже и все ближе к отметке "нищета". С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило, являются иждивенцами. При этом, чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем выше вероятность бедности домохозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Педагогическая  поддержка семьи

Школа осуществляет ведущую  роль в организации семейного  и общественного воспитания в  микрорайоне. Для успешной координации  воспитательного влияния она  должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализованных  форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции  педагогического просвещения.

Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих  организационных формах:

1. Координация планов  воспитательной работы педагогического  коллектива школы, родительского  комитета, советов общественности  по месту жительства, клубов, библиотек,  стадионов, милиции и здравоохранительных  органов с четким распределением  функций каждого из этих участников  воспитательного процесса.

2. Организация силами  школы систематического обучения  родителей и представителей общественности  наиболее эффективным приемам  работы с детьми.

3. Тщательное изучение  и совместное обсуждение хода  и результатов воспитательной  работы, выявление причин обнаруживаемых  недостатков и осуществление  совместных мер по их устранению.

Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия — родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т. п. Каждое из таких объединений имеет свой устав (положение, регламент, план), которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи, школы и общественности. А там, где перешли к более тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа — семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, — выбору предметов для обучения, определению  объемов их изучения, составлению  учебных планов, изменению сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.

Одной из главных задач  родительских объединений остается организация и осуществление  педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые  столы, конференции, родительские школы  и многие другие постоянно текущие  и разовые формы педагогического  просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс  общения с ним, помочь в решении  трудных вопросов, преодолеть конфликтные  состояния. С этой целью многие родительские комитеты выделяют средства на закупку  педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение  популярных педагогических газет и  журналов.

Работа по созданию общих  этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей  начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.

Большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и  строятся отношения между школой и семьей. Последняя становится открытой системой; для координации воспитывающих  усилий. Скоординировать усилия школы  и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду.

Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического  здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического  восприятия окружающего мира.

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической  педагогики:

• креативности — свободного развития способностей детей;

• гуманизма — признание  личности в качестве абсолютной ценности;

• демократизма, основанного  на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и  детьми;

• гражданственности, основанной на осознании места своего «Я»  в общественно-государственной системе;

• ретроспективности, позволяющей  осуществлять воспитание на традициях  народной педагогики;

• приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.[11, с. 74]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Взаимодействие  школы и семьи

 

Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации.

Главная нагрузка по обеспечению  реальной связи с семьей ложится  на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий их жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.

В родительских лекториях  полезно провести лекции-беседы о  задачах, формах и методах семейного  воспитания; психофизиологических особенностях учащихся данного возраста; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания — нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального  освоения действительности — экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания —  преодоления отчужденности между  родителями и детьми, конфликтных  и кризисных состояний, возникновения  затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственности перед  обществом, страной.

На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления негативных явлений, наметить конкретные меры. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать учащегося и его семью публичному шельмованию, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и противоречивы причины, приводящие школьников к тому или иному действию. В ожесточающемся обществе классный руководитель показывает пример терпения, милосердия и сострадания, защищает своих питомцев. Его советы родителям мягкие, взвешенные, добрые.

Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение единства требований семьи и школы. Для этого берутся конкретные аспекты координационного плана, анализируется  их выполнение, намечаются пути устранения появившихся рассогласований.

Острой проблемой остается нравственное воспитание подрастающих поколений, различные аспекты которой  приходится постоянно обсуждать  на родительских собраниях. В последние  годы многие классные руководители приглашают для бесед на темы нравственности местных священнослужителей. Образующиеся объединения «школа — семья —  церковь» имеют большие воспитательные возможности, и, хотя по закону школа  отделена от церкви, вряд ли разумно  возражать против духовного влияния, идущего на пользу родителям и  их детям, способного приостановить  процессы одичания молодежи.

Традиционной формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителей в школу для беседы. Поводом для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения учащихся, о которых сообщается родителям для согласования программы дальнейшего развития дарований школьника. В авторитарных школах причина всегда одна — недовольство поведением или учебой, а повод — конкретный факт. Как показали исследования, именно такие вызовы родителей, где они получают заряд негативных эмоций, больше всего отчуждают родителей от школы, школу от детей. Многие школы вводят правило: каждый родитель должен побывать в школе обязательно раз в неделю. Тогда и проступки школьника, если они будут к очередному посещению, воспринимаются нормально и не вызывают острой реакции на общем положительном фоне. В такой форме школа помогает родителям (и приучает их!) систематически заниматься воспитанием собственных детей. Естественно, нагрузка на классного руководителя существенно возрастает, поскольку ему ежедневно приходится общаться с 4—5 родителями, а польза огромная. Со временем устанавливается как бы постоянное «расписание» посещений, оказывающее стимулирующее воздействие на всех школьников — отличников и отстающих, дисциплинированных и не очень.

Информация о работе Семья как социальный институт формирования личности ребёнка