Семья как социальный институт формирования личности ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развития его личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребёнка
1.1 Содержание и стили воспитания………………………………………………………...4
1.2 Методы и формы семейного воспитания……………………………………………7
Глава 2. Взаимодействие семьи и школы
2.1 Современная семья и её проблемы……………………………………………………..9
2.2 Педагогическая поддержка семьи…………………………………………………….12
2.3 Взаимодействие школы и семьи……………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Контрольная по Педагогике.docx

— 46.43 Кб (Скачать файл)

Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного  воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера  дома, отношения между членами  семьи. Исключительно важно соблюдать  при посещении учащегося на дому следующие правила:

• не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашение  от родителей;

• проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;

• исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте  пути их решения;

• беседуйте в присутствии  учащегося, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи;

• не предъявляйте претензий  к родителям;

• всячески подчеркивайте  свою заинтересованность судьбой воспитанника;

• советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте  уровень своих требований и возможности  семьи;

• выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах;

• не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержаны в  сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает  авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного  руководителя судьбой их детей.

Темы взаимоотношений  семьи и школы очень удачно коснулся Л. Кассиль.

«Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это  школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная  роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа — это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега — ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу.

Семья дает ребенку как  бы первичное оснащение, первичную  подготовку к жизни, которую школа  все-таки не может дать, потому что  необходимо непосредственное соприкосновение  с миром близких, окружающих ребенка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребенок  с самых первых лет привыкает  и с которым считается. А уже  потом рождается известное чувство  самостоятельности, которое школа  должна не подавлять, а поддерживать.

Далее хотелось бы сказать  вот о чем. Я часто вижу, как  возникают — иногда по вине родителей, а иной раз по вине учителей —  ненормальные отношения между семьей и школой. Это приучает ребят к  полной безответственности. Дома школьник жалуется, что к нему плохо относится  учительница, а в школе — что  ему дома мешают заниматься. Все  это происходит потому, что нет  постоянного общения между учителем и семьей. С родителями своих ребят  учитель должен встречаться не только по поводу какого-то ЧП, не только в  школе на родительских собраниях. Очень  хочется, чтобы учитель приходил в семью. Я понимаю, что если в  классе 40 учеников, то 40 домов и за целый день не обойдешь. Но за год  это сделать можно, и не один раз. И ребята совсем в ином свете видят  учителя, когда он приходит к ним  домой. И возникает спокойный, дружеский  разговор с родителями, и хорошо, если этот разговор начинается в присутствии  ребят.

Но конечно, если даже учитель  очень хорошо узнает своих ребят, он не всегда должен вмешиваться в  их личную жизнь и в их дела. Очень  часто бывает, учитель выговаривает своему воспитаннику: «Почему ты перестал дружить вот с такими-то очень  хорошими ребятами, а дружишь с  этими?» — «А что, они плохие?»  — «Нет, они не плохие, но я считаю...»  и т. д. Вот как, под вывеской сплочения  класса происходит насильственное и  искусственное сближение, которое  прочным никогда не будет. Конечно, класс должен быть сплоченным. Но друзей выбирают по вкусу, по личному пристрастию, и, когда учитель начинает вмешиваться, добра не будет. Мы только приучим ребят лицемерить, врать и принизим в их глазах святое чувство дружбы, без которой коллектив не держится. Ведь коллектив состоит из людей, связанных не только общим делом, но и дружбой, и не из некоей однообразной массы. Поэтому мера вмешательства школы в личную жизнь ребенка должна быть разумно определена.

Хороший учитель сам понимает, где он должен остановиться или, по крайней мере, обойтись без административного  вмешательства. Здесь я целиком  согласен с макаренковской формулой — как можно больше требовательности, как можно больше доверия». Систематические  опросы классных руководителей показывают, что особенно трудно им работается теперь со старшеклассниками. Отмечается грубость у значительной части школьной молодежи, нарушение норм поведения  в обществе, граничащее с хулиганством; безответственность, пренебрежительное  отношение к физическому труду. Молодые люди нередко не замечают, где начинается высокомерие, пренебрежение  к опыту старших, неуважение к  родителям.

Особенно остро у старших  школьников выражены две взаимно  связанные тенденции: стремление к  общению и стремление к обособлению. Обе они чрезвычайно важны  для организации воспитательного  влияния на учеников и руководства  их жизнедеятельностью. Создается ситуация, при которой старший школьник, с одной стороны, находясь на грани  самостоятельной жизни, особенно нуждается  в совете и внимании взрослых, в  их помощи, а с другой — опасается  потерять свою самостоятельность.

По своей должности  педагог обязан тесно сотрудничать с семьей и давать профессиональные советы родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем  разумнее будут его советы, тем  большим авторитетом он будет  пользоваться в семьях его учеников.

Среди педагогических советов  семьям, особенно молодым, авторитетный педагог обратит внимание на разумную организацию семьи и семейных отношений. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для развития внутренних взаимосвязей родителей и детей.

В жизни семьи нужные педагогические обстоятельства не всегда совпадают  с жизненными. Их нередко приходится создавать вопреки жизненным  обстоятельствам. К примеру, семья  может освободить девочку-подростка  от хозяйственных забот, их может  выполнять бабушка. Тогда обязанности  бабушки и внучки должны быть распределены, чтобы девочка чувствовала необходимость  своей помощи и считала ее для  себя совершенно обязательной.

Вдумчивый учитель обратит  внимание и на педагогический такт, требующий от родителей учета жизненного опыта, эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия.

Общие увлечения родителей и детей педагог назовет тем благодатным путем, который приведет их к взаимопониманию. Общесемейные увлечения, интересы, традиции, почти забытые ныне вечера семейного чтения, семейные турниры, семейные коллективы художественной самодеятельности, семейные культпоходы, путешествия, походы выходного дня. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.

Постоянно актуальным остается взаимодействие школы и семьи  в решении проблемы преодоления неуспеваемости школьников. Установлено, что семья и школа смотрят на нее по-разному. Учителя склонны считать главными причинами недостаток способностей в соответствующей области, бесконтрольность семьи. Родители же — в недостаточном внимании, усидчивости детей и слабой работе школы. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости школьника. Только поняв их, семья и школа могут скорректировать свою деятельность. Если взаимопонимания не достигается, школа и семья остаются на своих точках зрения. Жизнь школьника от этого только ухудшается.

Естественно, ситуации, с  которыми столкнется классный руководитель, предусмотреть невозможно. Смысл  педагогической подготовки в том  и заключается, чтобы вооружить  специалиста общими методами анализа  возникающих ситуаций и поиска оптимальных  вариантов выхода из них.

 

Заключение

 

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и  определение приоритетности их интересов  и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях  и ценностях, о том, что нужно  знать и как себя надо вести. В  семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений  во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые  регулируют поведение в различных  ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей  привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Однако воспитание детей  – не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все  общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит  в том, что она дает « первые уроки жизни», которые закладывают  основу для руководства к действиям  и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны  формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и  эмоциональных отношений детей  и родителей между собой. Причем речь идет не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях  детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.

За длительную историю  существования семьи накоплено  чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений вытекают важные обобщения, которые  могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. И хотя они еще  не имеют всех признаков закономерной связи, по своему статусу все же стоят  выше первичных фактов и простых  заключений. Из них вытекают советы родителям, правила семейного воспитания.

Правила необходимы родителям, чтобы время от времени сверять  по ним свои действия, правила необходимы педагогам для продуктивных и  обоснованных советов родителям, особенно когда те старше возрастом.

Исходя из положения о  неизменности человеческой натуры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей. Весьма точный образ  ребенка мы получим, если составим сумму  достоинств и недостатков обоих  родителей и разделим ее пополам.

1 Васильева Э.В. Семья и учебные успехи школьников . Социологические проблемы образования и воспитания. — М.,Педагогика, 1973. — С. 41.

   2 Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.), по данным сайта www.OUN.com


Информация о работе Семья как социальный институт формирования личности ребёнка