Сенсорное воспитание детей дошкольного восзраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Умственное воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия взрослого на ребенка, с целью формирования знаний об окружающем мире, с целью развития познания психических процессов, развития умственных способностей и любознательности. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Сущность сенсорного воспитания………………………..……………….4
Задачи сенсорного воспитания, содержание, методика…………………6
Особенности системы сенсорного воспитания М. Монтессори………...9
Заключение…………………..…………………………….………………11
Список литературы……………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

К-р по дош. педагогике.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Сущность сенсорного воспитания………………………..……………….4
  2. Задачи сенсорного воспитания, содержание, методика…………………6
  3. Особенности системы сенсорного воспитания М. Монтессори………...9

          Заключение…………………..…………………………….………………11

Список литературы……………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Воспитание в нашей  стране предусматривает формирование нового человека, гармонически сочетающего  духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Дошкольный возраст – время активного познания окружающего мира, включает в себя периоды отличные друг от друга. Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психологического развития, а каждый ребенок - индивидуальными особенностями. Знание возрастных и индивидуальных особенностей  детей помогают воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.

Важное значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания, как основы всестороннего развития ребенка.

Воспитание как целенаправленный процесс должно обеспечивать поведение человека в соответствии с нормами и правилами, принятыми в данном обществе, и вместе с тем способствовать формированию индивидуальных черт и качеств личности. Воспитание оказывает большое влияние на развитие человека и формирование его личности.

 Сенсорное воспитание дошкольников, является одной из важнейших задач умственного воспитания.

Умственное воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия взрослого на ребенка, с целью формирования знаний об окружающем мире, с целью развития познания психических процессов, развития умственных способностей и любознательности.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности служит основой  познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе  оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно- психического развития и всестороннего восприятия дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значения в его жизни имеет чувствительный опыт. Необходимо знакомить ребенка с основными разновидностями цветов, форм, с отношениями предметов по величине, для того чтобы обеспечить полное и четкое усвоение детьми представлений о свойствах предметов окружающего. Неверно ограничивать материал сенсорного воспитания двумя-тремя формами и двумя-тремя цветами.

В ходе сенсорного воспитания необходимо показывать детям, что форма, цвет, величина – это признаки разнообразных предметов, по которым эти предметы можно узнавать и отличать друг от друга.

Непосредственное чувственное  восприятие окружающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота  зависят от степени развития тех  сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности. Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СУЩНОСТЬ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Сенсорное воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на ребенка с целью развития ощущений, восприятий, формирования чувственного познания.

Отечественная система  сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А. В. Запорожцем и другими.

Согласно новейшим исследованиям  ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями. С помощью них ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, сжимает. Задача сенсорного воспитания – своевременно обучить ребенка этим действиям.

А.П. Усова указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного и школьного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Освоение речи также имеет сенсорные основы: выделение речи как особого раздражителя, различение интонации слов, звуков обеспечиваются слуховыми и кинетическими восприятиями.

Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Обобщенные и осмысленные знания ускоряют распознавание, накопление новых чувственных данных, способствуют включению этих новых данных в ранее накопленные системы. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Сенсорное развитие человека – одно из условий успешного овладения любой деятельностью.

Богатство и разнообразие чувственных впечатлений человека, получаемых из окружающей действительности, являются необходимым условием и его эмоционального состояния, оптимальной деятельности коры головного мозга. Важно формировать у человека умение пользоваться системами анализаторов, обеспечивая живую и многогранную связь с окружающим миром, активность коры головного мозга, положительное эмоциональное состояние.

Сенсорное воспитание является основой, фундаментом, базисом дальнейшего  интеллектуального развития ребенка. Сенсорное воспитание имеет большое значение для развития ребенка, совершенствование его чувственного познания окружающего мира, развития у него сложных мыслительных и сенсорных процессов. Все это определяет уровень развития сенсорной культуры ребенка, который является важнейшим условием для обучения в школе.

Дошкольный возраст  – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в  этот период занимает важнейшее место.

 

ЗАДАЧИ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДИКА

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.

На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:

  1. Формирование представлений о сенсорных эталонах.

Сенсорные эталоны – это образцы, выработанные в процессе общественно-исторического опыта. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, направлений, цвета, величины. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение. Современные образовательные программы предусматривают решать эту задачу.

2. Усвоение словесных обозначений сенсорных эталонов – это длительный и сложный процесс, основная тяжесть, которой ложится на годы школьного обучения. А.В.Запорожец считает, что набор мерок, эталонов необходимо давать в дошкольном возрасте. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение.

Обе эти задачи обеспечивают формирование у дошкольников социального  и сенсорного опыта: систему перцептивных действий (это действия обследования или действия по обследованию предметов: ощупывание, надавливание, поглаживание,обведение, запах, вкус).

3. Обучение обобщенным способам обследования предметов:

- восприятие предмета  в целом (зайчик);

- выделение основных  частей (голова, туловище);

- вычленение деталей  и их расположение по отношению к основным частям (уши, глазки);

- определение пространственного  расположения частей;

- повторное восприятие  целостного предмета.

4. Формирование и умение выделять сенсорные эталоны в окружающей действительности.

Окружающий нас мир состоит из сенсорных эталонов в разном их сочетании (цвета, формы, величин, пространстве).

На первом году жизни  ребенка задачи сенсорного воспитания (развития слуха, зрения, формирование предметности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного возраста. Этот объем определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего ребенка мира, а с другой – разнообразием видов деятельности, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют различные сенсорные основы.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и  получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов, таких как: Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева и другие. В содержание работы по сенсорному воспитанию входит:

- развивать умение выделять в предметах форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов;

- слуховые ориентировки  строятся на умении выделять, различать и представлять характер  звуков вообще и в речи в  частности: их силу, высоту, тембр, темп, ритм, временную последовательность;

- учить выделять и  представлять такие качества, как  плотность материалов или предметов,  влажность, твердость или мягкость, гладкость, прозрачность, температурные показатели, тяжесть, эластичность, хрупкость;

- важным является умение  воспринимать и представлять  действия не только в целом, но и выделять в них отдельные движения, соблюдать их последовательность, длительность, направление, величину размаха движения, усилие и регулировать на этой основе свои действия.

Современная теория сенсорного воспитания утверждает, что содержание ее должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира.  В программу сенсорного воспитания  включаются также и способы обследования предметов, выделенных тех или иных качеств, свойств, отношений предметов, то есть перцептивных действий, которыми должен овладеть ребенок. При этом для вычленения  одной группы качеств требуются более простые действия, например: поглаживание для выделения гладкости. Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не единичное действие, а система действий, производимых в определенной последовательности.

В программу сенсорного воспитания, кроме перечня свойств, качеств, отношений, имеющихся в окружающей действительности и соответствующих им перцептивных действий, включена система эталонов. Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний – обобщенных, систематизированных, в известной мере отвлеченных.

В отечественной системе сенсорного воспитания содержание расширено и  дополнено за счет включения:

- ориентировки во времени. Она предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе.

- речевого (фонематического) слуха – это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова.

- музыкального слуха – это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Таким образом, программа  сенсорного воспитания для детей  дошкольного возраста предусматривает  накопление ими широкого сенсорного опыта.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления  тех его свойств, о которых  важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследуемых качеств (при рисовании, при лепке).

Но, несмотря на это есть и общие правила для многих видов обследования:

- восприятие целостного  облика предмета;

Информация о работе Сенсорное воспитание детей дошкольного восзраста