Сенсорное воспитание детей дошкольного восзраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Умственное воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия взрослого на ребенка, с целью формирования знаний об окружающем мире, с целью развития познания психических процессов, развития умственных способностей и любознательности. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Сущность сенсорного воспитания………………………..……………….4
Задачи сенсорного воспитания, содержание, методика…………………6
Особенности системы сенсорного воспитания М. Монтессори………...9
Заключение…………………..…………………………….………………11
Список литературы……………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

К-р по дош. педагогике.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

- мысленное деление  на основные части и выявление их признаков;

- пространственное соотнесение  частей друг с другом;

- вычленение мелких  деталей, установление их пространственного  расположения по отношению к  основным частям;

- повторное целостное  восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть общепринятыми способами чувственного познания, которым они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

Содержательная деятельность дошкольников является одним из важных условий сенсорного воспитания. В условиях содержательной, результативной деятельности появляется возможность сосредоточить внимание детей на особенностях, свойствах предметов, помочь им освоить эти предметы. Это обусловлено тем, что именно в деятельности дети легко осознают зависимость ее результата от умения выделить качества, свойства, отношения и ориентироваться, опираясь на них.

Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства  со стороны взрослых, ребенок длительное время идет путем проб и ошибок; его сенсорный опыт оказывается неосознанным, он недостаточно владеет умением анализирующего восприятия объектов.

В процессе сенсорного воспитания можно выделить ряд этапов:

1. Его цель – это привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает создать какой-то продукт, который должен быть сходным с образцом или удовлетворять определенным требованиям.

2. Цель – обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе такого обучения воспитатель показывает и называет само перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования. Затем он предлагает детям повторить обследование предмета, точно также, назвать действие и качество, которое выделено в результате.

На этом этапе, чтобы  обеспечить отчетливое вычленение того или иного качества и отделение  его от сопутствующих, целесообразно  использовать прием сравнения данного  качества с противоположным, которое выделяется теми же обследовательскими действиями.

3. Цель – формирование  представлений об эталонах. Исходным  в этом процессе является умение группировать предметы по тому или иному качеству. Дальнейшая работа предполагает ознакомление детей с многообразным выражением той или иной меры качества (светлые или темные оттенки данного цвета). Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие. Овладение эталоном поднимает умственную деятельность ребенка на новую ступень: формируется процесс обобщения на чувственной основе, углубляются процессы анализа, обобщения на основе владения эталоном. Для освоения систем эталонов важны упражнения на классификацию, дополнение неполных систем.

4. Цель последнего  этапа – создание условий для  самостоятельного применения детьми  освоенных знаний и навыков  в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности. Для этого важна система заданий, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. На этом этапе работы воспитатель широко использует все виды деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

На протяжении дошкольного  детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребенок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Например, для того чтобы убедиться, что в ведерке мокрый песок, малыш должен его потрогать, а ребенок 5-6 лет только посмотреть.

Педагог должен создавать  условия, чтобы дошкольники применяли  полученные знания и умения для анализа  окружающей среды. К примеру, старших  детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настольно-печатных игр, при этом определяют какую бумагу для подклейки лучше взять.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические  игры («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи»). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них, таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.

Особая роль в сенсорном  воспитании принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

 

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ  СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ М. МОНТЕССОРИ

Система Монтессори — система обучения и воспитания детей, разработанная итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870—1952). Система Монтессори основана на идеях свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка, М. Монтессори пришла к отрицанию активной роли педагога в воспитании детей: взрослые навязывают детям собственные установки и этим тормозят их естественное развитие. Опосредованное руководство воспитателя, согласно Монтессори, осуществляется на основе автодидактизма: дети сами свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог и как требует того дидактический материал.

Обучение в  системе Монтессори происходит в процессе действий со стандартным дидактическим материалом, разработанным М. Монтессори. Этот материал состоит из набора строго определенных по своему цвету, размеру и форме предметов: кубики, цилиндры, вкладыши, рамки с гнездами разнообразной формы и вкладыши для заполнения этих гнезд, рамки для шнуровки и застегивания пуговиц и прочее. Устройство дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует воспитанию дисциплинированности, ответственности ребенка. Главным в занятиях по системе Монтессори считается упражнение моторных навыков и активности ребенка; задача приобретения знаний специально не выделяется и является попутной. Поэтому эти занятия не предполагают речевых воздействий взрослого: речь и ребенка, и взрослого должна быть сведена к минимуму.

  Основой обучения в дошкольном возрасте в системе Монтессори считается сенсорное воспитание, которое осуществляется с помощью самостоятельных занятий ребенка с дидактическим материалом. Для тренировки органов чувств Монтессори рекомендовала исключать отвлекающие влияния, при упражнении одного органа "выключать" остальные (например, для развития осязания, при обследовании формы предметов детям завязывают глаза). Главная форма обучения по системе Монтессори — самостоятельные индивидуальные занятия детей или индивидуальный урок, основа которого — простота, объективность, отсутствие лишних слов, что предполагает максимальную сосредоточенность ребенка на предмете.

Монтессори верила в  огромные возможности ребенка, в  его богатейший внутренний потенциал  и изначальное стремление к самосовершенствованию.

Принципы педагогики Монтессори:

  1. Достижение независимости ребенком через освоение деятельности.
  2. Разумное сочетание свободы и дисциплины.
  3. Овладение новым материалом происходит через самостоятельные действия с ним.
  4. Наличие специального дидактического материала.
  5. Необходимость учета сензитивных периодов и внутреннего потенциала (отсутствие единой программы).
  6. Подготовленная среда, порядок в окружении.

Индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление ему свободы выбора занятий, а  также введение в практику дошкольного  воспитания систематических планомерных  занятий являются важными преимуществами системы Монтессори. К слабым сторонам системы можно отнести отрицание активной позиции воспитателя, недооценку игры как основного вида деятельности ребенка, преимущественное использование искусственного материала, которому передано все обучающее воздействие, акцент на сенсорном и моторном развитии ребенка в ущерб речевому и умственному развитию.

Система Монтессори завоевала огромную популярность во всем мире; дидактические материалы и методы обучения Монтессори широко используются в детских садах Европы и Америки. Последнее время система Монтессори используется в обучении детей не только дошкольного, но и школьного возраста. В настоящее время система Монтессори становится все более популярной и в России: появляются детские сады, работающие на основе этой системы.

Заключение

Период дошкольного  детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его  уровня зависит в значительной степени  успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

Особое внимание в  процессе сенсорного воспитания должно уделяться планированию предстоящей деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по ее окончании, что, трудно не только для дошкольников, но и для учащихся начальных классов, и без специального обучения не формируется.

Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей  жизни выдвигает перед теорией  и практикой дошкольного воспитания задачу разработки использования наиболее эффективных и методов сенсорного воспитания в детском саду.

В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психических функций, в том числе сенсорного воспитания. Через дидактические игры дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, то есть систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста.

Суть метода Монтессори – это свободная работа детей  в созданной педагогом развивающей  предметно-пространственной среде  при ограничении прямого воздействия  воспитателя на детей. Педагогика Монтессори имеет глубоко продуманную и многократно экспериментально опробованную методику работы с детьми с использованием комплекса оригинальных материалов.

Для полноценного развития личности ребенка необходимо соответствующим  образом обустроить пространство, окружающее ребенка и оказывать профессиональную поддержку в освоении этого пространства.

Для нормального роста  и формирования организма ребенка  и особенно для становления его  психической деятельности органы чувств, даже будучи полноценно сформированными, нуждаются в дальнейшем развитии, совершенствовании. Это и составляет суть сенсорного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дошкольная педагогика [Текст]: под ред. В.И. Логиновой.  – М.: Просвещение, 1998. 
  2. Дошкольная педагогика [Текст]: под ред. В.И Ядешко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978.  – 429 с.
  3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений.  – 2-е изд. перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.А Куликова.  – М.: Академия.  – 2000.  – 416 с.

Информация о работе Сенсорное воспитание детей дошкольного восзраста