Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 00:18, реферат
Для раскрытия темы мною был поставлен ряд задач:
1)Изучить сенсорное воспитание как основу умственного воспитания детей.
2)Изучить роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей.
3)Изучить особенности методики организации и проведения дидактических игр на занятиях и в свободное время.
Введение.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями ,умениями, навыками. Существующая же необходимость применения ее в процессе обучения и воспитания становится все более актуальной из-за возрастания тенденции к сокращению занятий в дошкольном учреждении.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпровождение, но способ моделирования его взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый мир приключений.
Выдающийся педагог Н.К.Крупская, подчеркивая особенности детских игр, писала:»Игра есть потребность детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее»(18,стр.203-204)
Н.К.Крупская указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, связи игр с жизнью. »Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников способ познания окружающего»(8.стр.207)
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста .Ученые доказали, что упор на игру(игровую деятельность, игровые формы, приемы)- это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.
Для раскрытия темы мною был поставлен ряд задач:
1)Изучить сенсорное воспитание как основу умственного воспитания детей.
2)Изучить
роль дидактических игр в
3)Изучить
особенности методики
Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Непосредственное,
чувственное познание действительности
является первой ступенью познания. В
дошкольном возрасте (и далее) происходит
обогащение чувственного опыта через
совершенствование работы разных анализаторов
: зрительного, слухового, тактильно-двигательного,
кожно-мышечного,обонятельного,
Наиболее целостное отражение предметов (объектов, явлений) возникает при воздействие физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Изначально вызываются ощущения какой-нибудь одной модальности, которые затем объединяются и интегрируются в целостный
образ. Например, формирование образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Дополняется образ компонентами зрительной модальности: сочетание цветов, яркость, красочность, расположение текста и иллюстраций и др. В структуру образа могут быть включены ощущение запаха типографской краски и шелеста перелистываемых страниц. Так конструируются образы предметов и объектов действительности, моделируются различные явления.
Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.
Психологическая наука и практика убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.
Познание ребенком окружающего мира и его объектов, основополагающих геометрических кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско - исследовательской) деятельности.
Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания.
С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию.
В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами - для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит непросто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям, чтобы познакомится с каким- то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и др.
Включенные в обследования предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное), восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной пространственными и иными характеристиками невозможно без интеграции движений рук и глаз.
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познание различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец и др. Сочетание работы кожно – механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов.
Если человеку предложить определить форму невидимого предмета только с помощью пассивного осязания – водить предметом по его коже, то возникающий образ не будет адекватен форме предмета.
Если же человек имеет возможность активно осязать, проводить с ним различные манипуляции, то создается правильное отражение формы этого предмета. Неслучайно первая стадия развития мышления ребенка названа стадией сенсомоторного интеллекта.
Рефлекторная концепция психики, предложенная И.М.Сеченовым, убедительно объясняет значение психомоторики в процессе восприятия пространства и времени. Доказано, что пространственное восприятие обеспечивается содружественной деятельностью зрительного и кенестического (двигательного) анализаторов.
Сопровождая осязательные ощущения при ощупывании и хватании, при прослеживании движущихся предметов и поисковых движениях глаз, при повороте головы в сторону звуковых сигналов, при настройки мышц гортани на тональность слышимого звука, мышечные ощущения усиливают другие ощущения и способствуют их синтезу. В мозгу ребенка между звуками слышимой речи и мышечными ощущениями при произнесении слов возникают соответствующие связи, которые участвуют в формировании громкой речи.
Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода - обследование и сравнение.
Обследование - специально организованное восприятие предмета с целью использования его результатов, в какой - либо практической деятельности.
Развитие сенсорных действий ребенка не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.
Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объему (объемные предметы); оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.
На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке.
При подготовке к другим видам деятельности, например к труду, отбираются и соответствующие способы обследования. Так, чтобы определить свойства бумаги и ткани, детям предлагается послушать, что происходит, когда мнут бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумагу и кусочек ткани, постирать в воде кукольное платье из бумаги и из ткани. А для того чтобы сформировать полноценный образ лимона, кроме названных способов обследования, его еще нужно понюхать, полизать или попробовать.
Важно чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.
Общая схема обследования предполагает определенный порядок:
-восприятие целостного облика предмета;
-выделение
его главных частей и
- определение
пространственных
- выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.;
-повторное целостное восприятие предмета;
Сравнение – это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.