Сенсорные эталоны и их роль в познавательном развитии ребенка-дошкольника
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 07:21, контрольная работа
Описание работы
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………..…2 1 Понятие сенсорных эталонов………………………………………..…..3 2 Психолого – педагогические аспекты формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста…………….……….6 3 Особенности формирования сенсорных эталонов у дошкольников…………………………………………………………….15 4 Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте..……..16 Вывод……………………………………………………………………….20 Список использованной литературы…
Сенсорное
развитие – это развитие у ребенка процессов
восприятия и представлений о предметах
и явлениях окружающего мира. Ребенок
рождается на свет с готовыми органами
чувств: у него есть глаза, уши, его кожа
обладает чувствительностью, позволяющей
осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки
для восприятия окружающего мира. Чтобы
сенсорное развитие проходило полноценно,
необходимо целенаправленное сенсорное
воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию,
ощупыванию, выслушиванию, то есть сформировать
у него перцептивные действия. Но обследовать
предмет, увидеть, ощупать его недостаточно.
Необходимо определить отношение выявленных
свойств и качеств данного предмета к
свойствам и качествам других предметов.
Для этого ребенку нужны мерки, с которыми
можно сравнить то, что он в настоящий
момент воспринимает. Общепринятыми мерками
являются, так называемые «эталоны», которые
сложились исторически. Это системы геометрических
форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный
ряд, система цветов, система фонем родного
языка и т. д. И все эти эталоны должны быть
усвоены ребенком. Значение сенсорного
развития в раннем и дошкольном детстве
трудно переоценить. Именно этот возраст
наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления
представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные учёные
в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель,
М. Монтессори, О. Декорли), а также известные
представители отечественной дошкольной
психологии и педагогики (Е.И. Тихеева,
А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина
и другие) справедливо считали, что сенсорное
воспитание, направленное на обеспечение
полноценного сенсорного развития, является
одной из основных сторон дошкольного
воспитания.
Понятие сенсорных
эталонов
Сенсорные эталоны (англ. sensory
standards) - термин, предложенный А.В. Запорожцем
при разработке им теории развития восприятия
путем формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны
– это выработанные человечеством представления
об основных разновидностях каждого вида
свойств и отношений: цвета, формы, величины
предметов, их положения в пространстве,
высоты звука, длительности промежутков
времени и т.п. Они возникли в ходе исторического
развития человечества и используются
людьми в качестве образцов, мерок, при
помощи которых устанавливаются и обозначаются
соответствующие свойства и отношения
[22].
В детском саду основное содержание
сенсорного воспитания составляет ознакомление
с восприятием цветы, формы и величины.
В качестве сенсорных эталонов
цвета выступают так называемые:
ахроматические (белый, серый,
черный) цвета, которые расположены в спектре
в строгой последовательности от красного
к фиолетовому в зависимости от длины
световой (электромагнитной) волны.
Смешение двух цветов, лежащих
в спектре не подряд, дает промежуточный
между ними цвет, а смешение соседних цветов
оттенок (красно – оранжевый, желто –
зеленый). Хроматические цвета делятся
на две группы: теплые (от красного до желтого),
холодные (от зеленого до фиолетового).
Вначале у детей формируются представления
о хроматических цветах, белом и черном
цвете, создают условия, способствующие
усвоению названий цветов. На первых порах
целесообразно, как и в раннем детстве,
вводить не семь, а шесть цветовых тонов,
исключив голубой, который усваивается
с трудом. Знакомство с голубым цветом
лучше перенести на более поздний период,
когда дети получают представление об
оттенках, о расположении цветовых тонов
в спектре и их делении на группы теплых
и холодных.
Эталонами формы служат геометрические
фигуры, их усвоение предполагает знакомство
с квадратом, прямоугольником, кругом,
овалом, треугольником. Позднее может
быть введена форма трапеции. Однако во
всех случаях имеется в виду умение узнавать
соответствующую форму, назвать ее и действовать
с нею, а не производить её анализ. Разновидности
геометрических форм, с которыми следует
знакомить детей, - это овалы с разным соотношением
осей и прямоугольники, различающиеся
по соотношению сторон, а также прямоугольные,
остроугольные и тупоугольные треугольники
(дети должны различать эти разновидности
на глаз, различия треугольников по величине
углов им не сообщаются, а названия разновидностей
не даются). Особое значение имеет вопрос
о целесообразности использования при
обучении детей в качестве эталонов плоскостных
и объемных геометрических фигур. Плоскостные
фигуры являются более обобщенными по
сравнению с объемными. Они отображают
наиболее существенную для восприятия
сторону формы предмета – его контур и
могут быть использованы в качестве образцов
для восприятия формы и объемных и плоскостных
предметов. Круг, например, выражает особенности
формы мяча и тарелки. Это дает основание
использовать в процессе сенсорного воспитания
в качестве эталонов формы именно плоскостные
фигуры. Введение же объемных фигур может
вызвать лишь дополнительные трудности.
Особый характер носят эталоны
величины. Поскольку величина - относительное
свойство, её точное определение производится
при помощи условных мер. Отличие этих
мер от геометрических форм состоит именно
в их условности. Система мер сознательно
устанавливается людьми, при чем за основу
может быть принята в принципе любая произвольная
единица, в то время как геометрические
фигуры являются отвлечением от формы
реальных предметов. Усвоение системы
мер и способов их использования – особая
задача, требующая определенной математической
подготовки и не входящая в программу
дошкольного обучения. Но в области восприятия
мы далеко не всегда пользуемся метрической
системой (хотя её применение вполне возможно).
Величина предмета обычно устанавливается
в зависимости от места, занимаемого им
в ряду однородных предметов. Так, большая
собака – это собака, которая больше большинства
других собак. Но при этом, она намного
меньше маленького слона. Таким образом,
в качестве эталонов величины выступают
представления об отношениях по величине
между предметами, обозначаемые словами.
Указывающими на место предмета в ряду
других («большой», «маленький», «самый
большой» и т.д)[4].
Виды сенсорных эталонов представляют
собой не просто набор отдельных образцов,
а систему, в которой разновидности данного
свойства расположены в определенной
последовательности и различаются по
строго определенным признакам. Формирование
сенсорных эталонов происходит в процессе
сенсорного воспитания. Вне его дети усваивают
только отдельные эталоны. Формирование
отдельного эталона обеспечивает ребенку
точное восприятие только свойств тех
предметов, которые с этим эталоном совпадают,
другие ж разновидности свойств, для которых
эталоны не усвоены, воспринимаются не
точно и ошибочно. В формировании и применении
сенсорных эталонов проявляется специфически
человеческий характер развития детского
восприятия, его обусловленность усвоением
общественного опыта[22].
2. Психолого – педагогические
аспекты формирования сенсорных эталонов
у детей дошкольного возраста с нормальным
интеллектуальным развитием
Овладение системой сенсорных
эталонов - длительный и сложный процесс,
не ограничивающийся рамками дошкольного
детства и имеющий свою предысторию. Усвоить
сенсорный эталон - это вовсе не значит
научиться правильно называть то или иное
свойство объекта. Необходимо иметь четкие
представления о разновидностях каждого
свойства и, главное, уметь пользоваться
такими представлениями для анализа и
выделения свойств самых разнообразных
предметов в самых различных ситуациях.
Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов
- это адекватное использование их в качестве
«единиц измерения» при оценке свойств
веществ [12].
Чувственное познание действительности
является первой ступенью познания. В
дошкольном возрасте происходит обогащение
чувственного опыта через совершенствование
работы разных анализаторов: зрительного,
слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного,
обонятельного, вкусового, осязательного.
Восприятие формируется на основе ощущений
разной модальности. Информация, которую
мы получаем при визуальном наблюдении,
в звуках, запахах, разных вкусах и т.п.,
неисчерпаема. Ученые (С.М. Вайнерман, Л.В.
Филиппова и др.) констатируют, что в детском
возрасте не обнаружено оптимумов развития
даже по отношению к самым элементарным
сенсомоторным реакциям, что свидетельствует
о незавершенности в этой возрастной фазе
процессов и сенсорного, и сенсомоторного
развития [2].
Наиболее целостное отражение
предметов (объектов, явлений) возникает
при воздействии физических раздражителей
на рецепторные поверхности органов чувств.
Изначально вызываются ощущения какой-нибудь
одной модальности, которые затем объединяются
и интегрируются в целостный образ. Дополняется
образ компонентами зрительной модальности:
сочетание цветов, яркость, красочность,
расположение текста и иллюстраций и др.
В структуру образа могут быть включены
ощущения запаха и т.д. Так конструируются
образы предметов и объектов действительности,
моделируются различные явления. Восприятие
представляет собой процесс непосредственного
контакта с окружающей средой. Физиологической
основой восприятия является условно-рефлекторная
деятельность внутрианализаторного и
межанализаторного комплекса нервных
связей, обеспечивающих целостность и
предметность отражаемых явлений. Это
необходимый этап познания, который связан
с мышлением, памятью, вниманием, направляется
мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную
окраску[7].
В.Н. Аванесова, Э.Г. Пилюгина,
Н.Н. Поддьяков и др. в своих трудах убедительно
доказали, что знания, получаемые словесным
путем и неподкрепленные чувственным
опытом, неясны, неотчетливы и непрочны,
порой весьма фантастичны, а это означает,
что нормальное умственное развитие невозможно
без опоры на полноценное восприятие [20].
Представления, которые формируются
у детей при получении непосредственного
чувственного опыта, обогащении впечатлениями,
приобретают обобщенный характер, выражаются
в элементарных суждениях. Они поддерживаются
теми знаниями, которые дети получают
об окружающей действительности, о свойствах
вещей и явлений. Источником расширения
сенсорного опыта является окружающая
детей природа, бытовой труд, строительство,
техника и др. Познание ребенком окружающего
мира и его объектов, их основополагающих
геометрических, кинетических и динамических
свойств, законов пространства и времени
происходит в процессе практической деятельности.
Создание целостного образа, учитывающего
все свойства предмета, возможно лишь
в том случае, если ребенок овладел поисковыми
способами ориентирования при выполнении
задания. С этой целью следует научить
его планомерному наблюдению за объектом,
рассматриванию, ощупыванию и обследованию.
В процессе обучения ребенок должен овладеть
своеобразными чувственными мерками,
которые сложились исторически, - сенсорными
эталонами - для определения отношений
выявленных свойств и качеств данного
предмета к свойствам и качествам других
предметов. Только тогда появится точность
восприятия, сформируется способность
анализировать свойства предметов, сравнивать
их, обобщать, сопоставлять результаты
восприятия[14].
Усвоение сенсорных эталонов
- системы геометрических форм, шкалы величины,
цветового спектра, пространственных
и временных ориентировок, звуковысотного
ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической
системы языка и др. - сложный и длительный
процесс. Овладеть сенсорным эталоном
- значит не просто уметь правильно называть
то или иное свойство предмета: необходимо
иметь четкие представления для анализа
и выделения свойств самых различных предметов
в самых разных ситуациях. Поэтому такое
большое значение отводится сенсомоторным
действиям: чтобы познакомиться с каким-то
предметом практически, его нужно потрогать
руками, сжать, погладить, покатать, понюхать
и т.д.
Итак,
восприятие сенсорных эталонов включает
в себя два основных компонента:
1) формирование и совершенствование
представлений о разновидностях
свойств предметов, выполняющих
функцию сенсорных эталонов;
2) формирование и совершенствование
самих перцептивных действий, необходимых
для использования эталонов при
анализе свойств реальных предметов.
Прежде чем перейти к возрастной
периодизации формирования сенсорных
эталонов хотелось бы кратко остановиться
на основных задачах сенсорного формирования
детей.
Можно выделить основные задачи
в формировании сенсорных эталонов и воспитании
у детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение
ребенка впечатлениями. Следует создать
для малыша условия, чтобы он мог следить
за движущимися яркими игрушками, хватать
предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни
дети должны научиться выделять цвет,
форму и величину как особые признаки
предметов, накапливать представления
об основных разновидностях цвета и формы
и об отношении между двумя предметами
по величине.
Начиная, с четвертого года
жизни у детей формируют сенсорные эталоны:
устойчивые, закрепленные в речи представления
о цветах, геометрических фигурах и отношениях
по величине между несколькими предметами.
Позднее следует знакомить с оттенками
цвета, с вариантами геометрических фигур
и с отношениями по величине, возникающими
между элементами ряда, состоящего из
большего количества предметов.
Одновременно с формированием
эталонов необходимо учить детей способам
обследования предметов: их группировке
по цвету и форме вокруг образцов-эталонов,
последовательному осмотру и описанию
формы, выполнению все более сложных глазомерных
действий.
Наконец, в качестве особой
задачи выступает необходимость развивать
у детей аналитическое восприятие: умение
разбираться в сочетаниях цветов, расчленять
форму предметов, выделять отдельные измерения
величины.