Рассмотрим, возрастную периодизацию
формирования сенсорных эталонов у детей
дошкольного возраста.
Именно форма, цвет и величина
имеют определяющее значение для формирования
зрительных представлений о предметах
и явлениях действительности. Ребенок
в течение длительного времени учится
использовать сенсорные эталоны как средства
восприятия, и этот процесс имеет свои
этапы:
1 этап – предэталонный, происходит
на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть
треугольные формы крышами; про круглые
формы говорит, что они похожи на мячик.
То есть, при восприятии одного предмета
другой используется как образец. Совершая
по отношению к своим игрушкам различные
действия, дети вынуждены учитывать их
внешние свойства. В раннем детстве еще
нет возможности и необходимости знакомить
детей с общепринятыми сенсорными эталонами,
сообщать им систематические знания о
свойствах предметов. Однако проводимая
работа готовит почву для последующего
усвоения эталонов, т. е. строиться таким
образом, чтобы дети могли в дальнейшем,
уже за порогом раннего детства, легко
усвоить общепринятые расчленения и группировку
свойств, что требует знакомства с цветом,
формой, величиной, охватывающего, по возможности,
все основные варианты. Поскольку эта
система включает прежде всего основные
цвета спектра (красный, оранжевый, желтый,
зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый
и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник, овал), 3 разновидности величины
(большой, средний, маленький), то, по-видимому,
нужно, чтобы у ребенка складывались в
первую очередь представления именно
об этих фигурах, цветовых тонах, величинах,
но без обобщающего значения.
2 этап – средствами восприятия выступают
уже не конкретные предметы, а некие образцы
их свойств, причем, каждое имеет вполне
определенное название. Дети овладевают
основными цветами спектра, как в повседневной
жизни, так и на материале дидактических
игр. Например, в игре
«Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами
формы и т.д. Особое место занимают эталоны
величины, так как она носит условный характер.
Любой объект сам по себе не может быть
большим или маленьким, он приобретает
это качество при сравнении с другим. Мы
говорим, что арбуз большой, а яблоко –
маленькое, сопоставляя их между собой.
Такие отношения могут быть зафиксированы
только в словесной форме.
3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея
сенсорными эталонами, дети начинают их
систематизировать. Воспитатель помогает
ребенку выстроить последовательность
цветов спектра, узнавая их оттенки. На
уровне восприятия происходит и знакомство
с вариантами геометрических форм, различающимися
по соотношению сторон, - «короткими» и
«длинными». От глобальной оценки величины
предмета (большой – маленький) дети переходят
к выделению ее параметров: высоты, ширины,
длины; учатся выстраивать сериационный
ряд. Соответственно усложняются дидактические
игры[3].
При этом важно, чтобы ознакомление
с эталонами не просто проходило путем
их показа и называния, а включало действия
детей, направленные на сопоставление
разных эталонов, подбор одинаковых, закрепление
каждого эталона в памяти. В момент действий
с эталонами от детей требуется запоминание
и использование этих названий, что в итоге
ведет к закреплению представлений о каждом
эталоне и к возможности выполнения действий
на их основе по словесной инструкции
[13].
Ознакомление с каждым видом
эталонов имеет свои особенности, поскольку
с разными свойствами предметов могут
быть организованы разные действия. Так,
при ознакомлении с цветами спектра и,
особенно с их оттенками большое значение
имеет самостоятельное получение их детьми
(например, получение промежуточных цветов).
В ознакомлении с геометрическими формами
и их разновидностями существенную роль
имеет обучение детей приему обведения
контура с одновременным зрительным контролем
за движением руки, а также сопоставление
фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно.
Ознакомление с величиной включает выстраивание
предметов (и их изображений) в ряды убывающей
или нарастающей величины, иными словами
- создание сериационных рядов, а также
освоение действий с условными и общепринятыми
мерками. В процессе музыкальной деятельности
усваиваются образцы звуковысотных и
ритмических отношений и т.д. На протяжении
всего дошкольного возраста происходит
знакомство детей с все более тонкими
разновидностями эталонных свойств. Так,
наблюдается переход от ознакомления
с соотношениями предметов по общей величине
к ознакомлению с соотношениями по отдельным
протяженностям; от ознакомления с цветами
спектра к ознакомлению с их оттенками.
Постепенно дети усваивают связи и отношения
между эталонами - порядок расположения
цветов в спектре, группировка цветовых
тонов на теплые и холодные; деление фигур
на округлые и прямолинейные; объединение
объектов по отдельным протяженностям
и др. Одновременно с формированием эталонов
происходит совершенствование действий
восприятия. Обучение детей способам обследования
предметов проходит несколько стадий:
от внешних ориентировочных действий
к действиям собственно восприятия: сопоставлению,
сравнению свойств разнообразных предметов
с сенсорными эталонами, группировке по
выделенному признаку вокруг образцов-эталонов,
а далее - к выполнению все более сложных
глазомерных и глазодвигательных действий,
последовательному рассмотрению и подробному
словесному описанию свойств предмета.
На начальном этапе очень важно объяснять
способы действия: как надо рассматривать,
вслушиваться, сравнивать, припоминать
и т.д. - и направлять деятельность детей
на самостоятельное использование этих
способов применительно к разному содержанию
[6].
Дети, с которыми последовательно
проводится работа по обследованию, выделяют
и называют большое количество признаков
каждого предмета. Это и есть та аналитическая
мыслительная деятельность ребенка, которая
в дальнейшем позволит ему глубже вглядываться
в предметы и явления, замечать в них существенные
и несущественные стороны, видоизменять
их в нужном направлении. В результате
систематического ознакомления с предметами
и их изображениями у детей начинает формироваться
наблюдательность.
Названные задачи решаются
на специальных занятиях по ознакомлению
с окружающим, в процессе дидактических
игр и упражнений, в продуктивных видах
деятельности (аппликация, рисование,
лепка, конструирование, моделирование),
в процессе труда в природе, в повседневной
жизни детей. Наиболее эффективными являются
те виды деятельности, которые выдвигают
перед восприятием ребенка все более сложные
задачи и создают условия, способствующие
усвоению сенсорных эталонов [9].
К концу дошкольного возраста
действия восприятия становятся достаточно
организованными и эффективными, чтобы
дать сравнительно полное представление
о предмете. Образ предмета все более дифференцируется,
приближается к реальному предмету, обогащается
названием его свойств и качеств, информацией
о возможных разновидностях предмета.
Отметим, что ребенок начинает быстро
узнавать знакомые предметы, замечает
их различия и сходство, выполняя при этом
основные перцептивные действия в уме.
Это значит, что восприятие стало внутренним
психическим процессом. Перцептивные
действия, которые выполняются в уме, создают
условия для формирования мышления. Мышление,
в свою очередь, направлено не на познание
внешних особенностей и свойств объектов,
как при восприятии, а на познание скрытых
связей между предметами и явлениями,
на установление причинно-следственных
отношений, родовых, видовых и некоторых
других внутренних взаимозависимостей.
Восприятие также способствует развитию
речи, памяти, внимания, воображения. В
младшем школьном возрасте эти психические
процессы начнут занимать ведущие позиции,
особенно логическое мышление; восприятие
будет выполнять сопутствующую функцию,
но при этом продолжать совершенствоваться,
оттачиваться в согласованной работе
с мышлением, воображением, речью. Если
в дошкольном возрасте не создать благоприятных
условий для развития восприятия, то связанные
с ним психические процессы будут формироваться
в замедленном темпе, что затруднит освоение
учебной деятельности в младшем школьном
возрасте.
Итак, рассмотрим, какими знаниями
и умениями, приобретенными в процессе
восприятия, должны овладеть дети к концу
дошкольного возраста:
- различать форму предметов:
круглую, треугольную, четырехугольную,
многоугольную;
- измерять и сравнивать
длину, ширину, высоту предметов
с помощью условной мерки;
- различать основные цвета
и оттенки;
- выражать словами местонахождение
предмета по отношению к себе,
к другим предметам (слева, справа,
вверху, внизу, впереди, перед, за, между,
рядом)
- ориентироваться на листе
бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в
середине)[15].
Основываясь на требованиях,
которые предъявляет современная школа
к ребенку, поступающему в первый класс,
становится ясно, что этих знаний и умений
недостаточно. Более полному представлению
о предметах, объектах и явлениях окружающего
мира способствуют знания так называемых
«особых свойств» предметов; сюда относятся
понятия веса, вкуса, запаха. Без развития
тактильных ощущений многие качества
и свойства предмета (например, фактура
материала) просто не могут быть познаны,
а отсутствие умения ориентироваться
на листе бумаги (и другой ограниченной
поверхности) может вызвать определенные
школьные трудности.
Таким образом, мы можем сделать
следующий вывод, что в каждом возрастном
периоде стоят свои задачи формирования
сенсорных эталонов, и решать их следует
путем разработки и использования наиболее
эффективных средств и методов по формированию
сенсорных эталонов с учетом последовательности
формирования функции восприятия в онтогенезе.
3. Формирование сенсорных эталонов дошкольников.
"Самые
далеко идущие успехи науки
и техники
рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего
человека"
Б.Г. Ананьев.
Одной
из важнейших задач обучения в дошкольном
возрасте является не столько сообщение
новых знаний, сколько формирование способности
самостоятельно получать информацию,
систематизировать и преобразовывать
ее в собственные знания, формирование
умений свободного использования информации
в процессе решения проблем в различных
областях деятельности. Данную задачу
реализуем через формирование и развитие
познавательных способностей детей.
Очень
важно начиная с самого маленького возраста
детей развивать у них познавательные,
умственные способности. Основная задача
в работе с детьми 2-3 лет в направлении
познавательных способностей - это формирование
сенсорных эталонов, то есть сенсорное
развитие.
Основой
умственного воспитания является сенсорное
воспитание, которое обеспечивает развитие
и обогащение чувственного опыта ребёнка,
формирует его представления о свойствах.
Сенсорное
воспитание – это целенаправленное развитие
ощущений и восприятий. Слово «сенсорный»
происходит от латинского слова «sensus»
– «чувство», «ощущение», «восприятие»,
«способность ощущения».
Ощущение
и восприятие – первая ступень в познании
мира. Сенсорное и речевое развитие происходит
в тесном единстве, работу по развитию
речи нельзя отрывать от работы по развитию
органов чувств и восприятия.
Каналы восприятия:
- Зрительный
- Слуховой
- Обонятельный
- Вкусовой
- Осязательный
Основным
методом сенсорного воспитания является
обследование детьми предметов с целью
определения их свойств.
Обследование
– это специально организованное восприятие
предметов для последующего использования
его результатов в той или иной содержательной
деятельности. В процессе обследования
дети учатся выделять и различать величину,
форму, пространственные отношения, цвет.
В
результате сенсорного воспитания ребенок
овладевает способами чувственного познания
мира, наглядно-образным мышлением; происходит
дальнейшее совершенствование всех видов
детской деятельности, формируется относительная
самостоятельность в познавательной и
практической деятельности.
В
своей многовековой практике человечество
создало определённую эталонную систему
величин, форм, цветовых тонов. Сенсорные
эталоны – это общепринятые образцы каждого
вида свойств и отношений предметов. Так
в области формы – это плоские геометрические
фигуры и объёмные формы, в области цвета:
одноцветный и разноцветный.
Познание
окружающего мира начинается с ощущений,
с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия,
тем шире и многограннее будут полученные
человеком сведения об окружающем мире.
Таким образом, сенсорная культура ребёнка,
уровень развития его ощущений и восприятий
являются важной предпосылкой успешной
познавательной деятельности.
4. Значение сенсорного
развития ребенка в
дошкольном возрасте
Сенсорное
развитие ребенка — это развитие его восприятия
и формирование представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а
также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного
развития в раннем и дошкольном детстве
переоценить трудно. Именно этот возраст
большинством исследователей считается
наиболее благоприятным для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления
представлений об окружающем мире. Выдающиеся
зарубежные ученые в области дошкольной
педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори,
О. Декроли), а также известные представители
отечественной дошкольной педагогики
и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец,
А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер,
Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Вен-гер и др.) справедливо
считали, что сенсорное развитие, направленное
на обеспечение полноценного интеллектуального
развития, является одной из основных
сторон дошкольного воспитания.