Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 05:36, контрольная работа
1. Выделить и охарактеризовать сенсорные действия в изобразительной деятельности (восприятие, сенсорная оценка получаемого изображения, изобразительные действия и др.)
2. Обследование изображаемых предметов как метод и как одна из задач обучения детей изобразительной деятельности (сущность, значение, структура)
3. Продумать и письменно оформить методику обследования любого предмета с целью последующего изображения (лепка)
4. Сделать вывод о возможности сенсорного развития детей в процессе занятий изобразительной деятельностью
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Иркутской области
«Ангарский педагогический колледж»
Контрольная работа
ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей
МДК. 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста
Тема: Сенсорные основы изобразительной деятельности.
Выполнила:
студентка заочного отделения
2 курса, группа 122
специальность 050144
«Дошкольное образование»
Сурикова И.В.
Проверил:
преподаватель ПетроваЛ.В.
отметка _______________________
2014 г.
Содержание
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов -- длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон -- это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов -- это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет:
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. Для изобразительной деятельности очень важно научить детей видеть в сложных формах предметов их основу -- геометрическую форму. Такие же эталоны помогают совершенствованию чувства цвета, пропорций и др.
Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем. Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Цель сенсорного воспитания - формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете.
Как правило, обследование используется при затруднениях и изображении отдельных предметов.
Обследование - метод обучения и в то же время одна из задач обучения. Овладение ребенком доступным способом восприятия формирует у него художественную позицию - в поиске способа изображения идти от восприятия изображаемого предмета (самому ставить задачу: хорошо рассмотреть, что выразительнее изобразить). Формирование такой позиции к концу дошкольного возраста имеет большое значение для становления самостоятельности ребенка в изодеятельности, для перевода ее на самодеятельный, творческий уровень. Умение смотреть и видеть в большей степени снимает чувство неуверенности, страха перед изображением, позволяет ребенку смело ставить разнообразные изобразительные задачи и активно искать способы их решения. Такие проявления у детей можно назвать творческими.
Правильно проведенное обследование способствует и более успешному решению частных задач конкретного занятия, делает процесс обучения ребенка более активным и самостоятельным. Дело в том, что в процессе обследования у детей формируется не просто осмысленное представление о предмете, о его внешних наглядных признаках, но в какой-то степени и «изобразительное» представление, т.е. представление будущего образа и способов его создания. При постоянном использовании обследования дети понимают связь между обследованием и способами изображения, становятся псе более самостоятельными.
Наконец, только с помощью и в процессе обследования возможно вычленение и осознание сходных признаков в предметах одного типа (дома, транспорт и т.д.). Вычленение и объяснение внешних признаков, сравнение предметов по этим признакам, установление и объяснение сходства, а затем и обобщение позволяют формировать обобщенное представление о группе подобных предметов.
Обследование – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно – двигательным и зрительным путем.
Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете. как правило обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов. Обследовать можно игрушки предметы быта, природы. При изображении человека можно обследовать игрушку – куклу, можно рассматривать фигуры детей. То есть обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.
Обследование предметов имеет некоторые особенности в зависимости от возраста детей, а значит, их возможностей в восприятии и изображении.
Дети младшего возраста изображают предметы одночастные, форму передают обобщенную, приближающуюся к геометрической фигуре – эталону. Поэтому и содержание обследования очень простое – вычленение формы, цвета.
В средней группе при обследовании обращается внимание на строение предмета. Важна так же ориентировка в пространстве, и воспитатель словом уточняет расположение предмета(наверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны)Особенно тщательно должно быть обследование предметов, форму которых дети изображают впервые.
Дети средней группы в силу большего сенсорного опыта могут быть активнее при обследовании. Важно побуждать их действовать жестом и вслух называть части, формы и т.д. Со средней группы у детей возникает и больше возможностей к выявлению связей, зависимостей между внешним видом и назначением предмета, его частей и другими его признаками, к обобщению предметов по признаку формы.
При обследовании предметов детьми старшего возраста в связи с усложняющимися задачами изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Основную форму дети передают обобщенно, приближая ее к соответствующей форме геометрической фигуры. Характерный облик предмета создается благодаря включению в изображение некоторых деталей, элементов движения.
В подготовительной группе особенно важно в процессе обследования обращать внимание на разнообразие предметов одного типа, учить детей видеть их выразительность, своеобразие. Нужно пояснить детям смысл обследования. В работе с самыми старшими дошкольниками методика обследования зависит от многих факторов: от общего сенсорного развития детей и умения обследовать предметы с целью изображения; от задач изображения; от уровня изобразительных умений и других факторов.
Тема занятия: «Лепка по замыслу».
Оборудование: пластилин, дощечки для пластилина, стека.
Цель: Обучать детей самостоятельно определить, что хочется вылепить, доводить задуманное до конца.
Развивать самостоятельность, желание заниматься творчеством.
Закреплять умение передавать в лепке образы знакомых предметов.
Содержание организационной деятельности.
Организационный момент.
В.: Дети слышите, кто-то стучится к нам в дверь, пойдёмте, посмотрим кто там?
Д.: Пойдёмте.
В.: Смотрите, кто к нам в гости пришёл?
Д.: Ёжик.
Лепка угощений
В.: Дети давайте слепим для ёжика угощения?
Д.: Давайте.
В.: Сегодня вы будете лепить угощения для ёжика на свой вкус, кто что хочет.
Воспитатель объясняет и напоминает приёмы лепки: скатывание, расплющивание.
В.: Ребята можно для ёжика можно слепить яблоко, печенье, баранки, колобки.
Физкультминутка.
Пусть стоят на месте ножки
Только хлопают ладошки
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай.
Хлоп да хлоп перед собой.
А теперь скорей похлопай
Да погромче за спиной
Выше, выше, выше хлопай
Руки выше поднимай
Ниже, ниже, ниже, хлопай
Руки ниже опускай
А теперь качать руками
Можно целых пять минут
Отдыхая вместе с нами
Руки тоже отдохнут.
В.: Ребята давайте сядем за столы и доделаем свои поделки.
Рефлексия.
В.: Кто к нам в гости приходил?
Д.: Ёжик
В.: Что мы лепили для него?
Д.: Угощения
В.: Какие угощения?
Д.: Баранки, печенья, яблоки, колобки.
В.: Ребята вы все молодцы , у вас у всех красивые угощения. Ёжику они очень понравились. Ну ёжику нужно возвращаться в лес. Давайте ёжику скажем до свидание.
Д.: До свидание ёжик.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Так, в деятельности художника, архитектора, конструктора точное восприятие, различение и представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине играет решающую роль. В деятельности музыканта, врача, механика особую роль играет точное восприятие и различие звуков по длительности, высоте, тембру, силе. Эти слуховые восприятия лежат в основе создания музыкальных произведений или их исполнения (у музыканта), в основе диагностики ряда заболеваний (у врача), в определении характера неисправности у работающего механизма.
Уже эти примеры показывают, что сенсорное развитие человека – одно из условий успешного овладения любой деятельностью. Развитие науки и техники, стирание граней между физическим и умственным трудом требует гармонического сенсомоторного и мыслительного развития человека, а не их противопоставления.
Информация о работе Сенсорные основы изобразительной деятельности