Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:05, контрольная работа
Среди искусств, адресованных непосредственно детям, литературе принадлежит ведущая роль. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, формирования у детей основ мировоззрения и нравственных представлений, расширения их кругозора. Литература для детей и юношества вызывала много споров и дискуссий о том, можно ли считать ее отд. видом искусства, что является главным в произведениях для детей - законы художественного творчества или воспитательная функция
Труд, особенно извечный женский, становится для Благининой метафорой жизни и творчества («...простым крестом по снегу вышивала, месила тесто теплых пашен вешних»). Все мотивы она сливает в единственную тему, в единый образ — родины.
Нелегко разъять в анализе цельность благининской поэзии, потому что стихи ее не отдельно о труде, отдельно о природе или о личной жизни. «Россия, страсть моя!» — и все у нее о России: когда рисует весны и осени, рассветы и закаты, когда размышляет о собственных стихах. Прислушиваясь к названию древнего города Суздаля, играя звучанием родной речи, она угадывает в нем давнюю судьбу родины, характер народа: В слове Суздаль — узда и даль, / Удаль, лад, и ад, и слеза...
И отчизна воссоздается ею 
в образах труженика («пахарь, воин, 
зодчий, рыбак»)... Видишь его то, как 
сурового, величественного старика 
с косой («Он вошел в автобус 
босой. / И стоял к двери прислонясь...»
Певучий рефрен вызывает в воображении плавное струение вод, и чистое белье приносит свежий запах зимы, потому что пахнет «морозцем, ветерком, недавно выпавшим снежком». И веер искр из-под кружащегося колеса точильщика вырывается в самое небо... Все эти запахи, этот полет, раздолье неба и земли, столь близких между собой и отраженных друг в друге, передают нам ощущение простора, того глубокого, легкого дыхания, каким дышат благининские стихи. И оно не покидает даже в «Букварике», составленном, казалось бы, с одной целью: научить ребенка различать буквы... Теперь, когда для детей будут писаться новые учебники, «Букварик» Благининой мог бы служить образцом, в котором практическая, познавательная цель нашла поэтическое выражение.
Надо изучить букву «о» — и звук гуляет по строке, то попадает под ударение, то уходит от него. Музыкальные оттенки меняются, и в конце концов все складывается в пейзаж, который всегда набрасывает Благинина: даль за окном, высота неба, облака, отраженные в реке: Открыты окна широко. / За окнами — Ока. / А над Окою высоко, / Высоко облака. / Они Окой отражены, / В Оке повторены. Иногда, как здесь, в стихах слышна лишь музыка, но чаще всего радуют глаз цвета синевы и золота. Золото — это «зерна потоки золотые», и солнце уподоблено хлебу: Солнышко то спрячется за тучей, / То раскинет желтые лучи. / И сидит поджаристый, пахучий / С золотистой коркой хлеб в печи... В «Землянике» читатель услышит гимн жизни и родине, которую уничтожить невозможно — вопреки разрушительному грохоту, в прахе и дыме войны поспевала земляника и куковала кукушка, поддерживая уверенность в победе. Причем архитектоника стихотворения подчеркнуто проста: две строфы — вопрос, одна строфа — ответ... Вопросы-ответы создают интонацию беседы с глазу на глаз, узор этих вопросов-ответов симметричен: А поспевала ль земляника...? / А куковали ли кукушки? / Да, здесь кукушка куковала. / И земляника поспевала. Пейзаж впаян в гражданскую тему и гражданская тема — в пейзаж. Одухотворенная природа — жалобно клонящая головки и все-таки поспевающая земляника, и все-таки кукующая кукушка — вырастает в символ непокоренности. И вывод прям, публицистичен: Не потому ли русский войн / В пылу бомбежек и атак, / Был духом тверд, душой спокоен / И знал, что сокрушится враг. Сад у Благининой — образ родины. Название томика «Окна в сад» подкреплено эпиграфом из Марины Цветаевой: «Пошли мне сад на старость лет...» Образ сада возникает в стихотворениях «Угадайте, где мы были?», «Зима», «Зайчики», «На моем окошке», «Мороз», «Милый сад», «О яблоке», «О дроздах» — всех не перечислить!
Мир детства – казалось бы, очень замкнутый – в творчестве Благининой существует внутри круга ее основных раздумий тех лет: О Поэте, Времени, Человеке, человеческих узах, Природе, Боге, Родине; о соотнесенности названных вещей с действительностью.
2. Нравственно-эстетические 
ценности произведений В.
Виктор Драгунский (1913–1972) 
был талантлив вглубь и вширь. 
Если представить себе, сколько он 
успел сделать за короткий срок – 
всего пятьдесят восемь лет отмерила 
ему судьба, – то кажется, что 
он прожил несколько жизней. В одной 
жизни он был шорником, лодочником, 
токарем, в другой – цирковым клоуном, 
актёром кино и театра, руководителем 
замечательного сатирического ансамбля 
"Синяя Птичка", в третьей 
– одним из лучших детских писателей 
и превосходным, нежным и добрым 
писателем для взрослых.  Конечно, всё это так и не так. 
Драгунский прожил одну, на редкость многообразную, 
насыщенную, напряжённую и цельную жизнь. 
Ему выпала редкая участь быть ни на кого 
не похожим, создать свой стиль и в жизни, 
и в творчестве. Он был блестящим устным 
рассказчиком, интересно, по-своему "читал" 
людей, открывая в них порой такое, чего 
не видели те, кто стоял к ним ближе. Он 
не боялся распахнуться новому человеку, 
ощутив в нём родную кровь, и не боялся 
разрыва, если обнаруживал низость. Но куда легче ему было любить, 
жалеть, снисходить и прощать, нежели ненавидеть 
и ссориться. И всё же щедрый и радостный, 
как праздник, Драгунский не был примиренцем. 
В его рассказах нежное и светлое чувство 
всегда одерживает верх над плоской и 
тяжеловесной житейщиной. Нереальное сияние светлячка, 
похожего на звёздочку, которая горит 
где-то в непостижимой дали и вместе с 
тем лежит здесь, на ладони, – это сияние 
оказывается стократ дороже такой ценной 
вещи, как новенький игрушечный самосвал. 
Почему светлячок лучше? Потому что он 
живой! И светится... И это не прихоть мальчишки, 
заждавшегося в тёмном дворе своей мамы. 
Это победа над трезвым расчётом приятеля, 
для которого жизнь есть свод правил арифметики, 
– за самосвал он даёт одну марку Гватемалы, 
две – Барбадоса и лопнувший плавательный 
круг в придачу. Белые амадины – крохотные 
птички-снежки с клюквенными клювиками, 
но такая в них сила, в маленьких и слабых, 
что все стояли перед ними молча и недвижно, 
и любили их изо всех сил все единодушно, 
дети и взрослые. А на какую-то тётку, нарушившую 
благоговейное молчание нелепыми словами 
о никчёмности волшебных птиц, все посмотрели 
так сурово и презрительно, что она покраснела 
и ушла. "И все мы, кто стоял тут, поняли, 
что тётка не в счёт, потому что она не 
из нашей компании". Так мальчик ощутил 
единство людей перед загадочным миром 
красоты. Какая сила заставила Дениску 
выпустить шарик? Но он разжал пальцы, 
и шарик полетел вверх плавно и спокойно, 
как будто этого и хотел всю жизнь. Конечно, 
трудно отказаться от соблазна укротить 
заключённую в шарике силу полёта, конечно, 
мальчику хочется ощущать себя хозяином 
этого упругого стремления ввысь, но всё 
же мальчик разжимает пальцы и, запрокинув 
голову в небо, понимает, что иначе поступить 
нельзя. Потому что "как это красиво, 
когда весна на дворе, и все нарядные и 
весёлые, и милиционер в белых перчатках, 
а в чистое синее-синее небо улетает от 
нас красный шарик". Потому что миг вольного 
полёта вечен в сравнении с мимолётностью 
обладания. Мальчик не хочет смириться 
с тем, что в мире существует обман. Когда 
Марья Петровна обещает принести ему в 
подарок настоящую буденовскую саблю, 
он верит ей, хотя она обманывает его не 
в первый раз. И он, прибежав из школы, обшаривает 
всю комнату, хотя и понимает, что сабли 
нет, не было и быть не могло. "Мама сказала:  Может быть, она ещё придёт? Но я сказал:– Нет, мама, она 
не придёт. Я так и знал. Мама сказала: – 
Зачем же ты под раскладушку-то лазил?..  Я объяснил ей:  – Я подумал: а вдруг она была? 
Понимаешь? Вдруг. На этот раз". И когда великовозрастный мошенник 
просит велосипед на пять минут, а потом 
исчезает навсегда, мальчику и в голову 
не приходит, что его надули, разжалобив 
рассказом о больной бабушке, за лекарством 
для которой надо срочно слетать в аптеку. 
Надули, убедив своим благородством – 
"...как же это я пущу двух таких пацанят 
на Садовую? А? Да ещё на велосипеде? Вы 
что? Да вы знаете, какое там движение?". 
Мальчик не оставляет в своей душе места 
для придирчивых сомнений и проверок. 
Ребята бредут домой по тёмным дворам, 
а Ванька (он постарше, пятиклассник, не 
раз, наверное, обжигался уже в жизни) хмуро 
бормочет, что не вернётся, мол, никогда 
этот тип с его бабушкой, и велосипед тоже 
не вернётся. Тут-то Дениску пронзает ужасная 
мысль: "Ведь на Садовой такое движение..." 
А в цирке, в скрещении прожекторов, в нежном 
позванивании колокольчиков, явится мальчику 
девочка на шаре, явится и исчезнет, уедет 
в дальнюю даль, в самый конец географической 
карты, и останется первым предупреждением 
о любви, разлуке и печали. И разбудит в 
его отце воспоминание – мальчик поймёт 
это, вглядевшись в серьёзное и грустное 
лицо идущего рядом с ним взрослого человека. Не приемлющий людей, опутанных 
цепями расчётов и приобретательства, 
Драгунский и для них оставляет отдушину 
понимания. Быть может, повзрослевший 
читатель "Денискиных рассказов" 
почувствует, какое невесёлое, в сущности, 
житьё у одинокой Марьи Петровны, направившей 
заложенную в ней силу любви на разжиревшего 
мопса. В противовес бесконечному миру 
Денискиных увлечений, предпочтений и 
привязанностей (рассказы "Что я люблю", 
"... И чего не люблю!") Мишка заявляет, 
что он любит ещё больше разных разностей, 
и вываливает алчный перечень сочных, 
пухлых и вкусных съедобных вещей. Но маленький 
человек не может быть только обжорой, 
в нём, несмотря ни на что, живёт нежная 
человеческая суть, и поэтому в конце концов 
Мишка смущённо признаётся, что ещё любит 
котят... и бабушку... Однажды Виктор Драгунский 
попал в автомобильную катастрофу, чудом 
остался жив, и из этого случая родился 
прекрасный рассказ "Человек с голубым 
лицом". "Денискины рассказы" выросли 
из его безмерной любви к сыну, из жадного 
внимания к раскрывшемуся перед ним миру 
детства. Это вовсе не означает, что Драгунский 
цеплялся за факты и был лишён дара сочинительства. 
Он был превосходный выдумщик, и мне не 
раз приходилось быть свидетелем, как 
блистательно работала его фантазия. Беглый 
штрих человеческого поведения, шутка, 
смешной поворот, неловкость, что-то милое 
и трогательное – и вот уже заработало 
воображение художника. Он словно бы смакует 
эту малость, жонглирует ею, меняет её 
форму, наращивает из воздуха, будто фокусник. 
Воспоминания, ассоциации, вспышки озарений 
– и вот из ничего возникло нечто, произошёл 
живительный, чудодейственный акт творчества. 
Так сложились рассказы "Старый мореход", 
"Друг детства", "Белые амадины" 
и многие другие. Мне думается, что писательское 
творчество закономерно оказалось пиком 
его пёстрой, бурной жизни, хотя сам Виктор 
Драгунский отдавался до конца каждому 
делу, которое его захватывало, и с равным 
уважением относился к любой из многих 
своих профессий. Когда-то "Пионерская 
правда" обратилась к ведущим детским 
писателям с вопросом: кем бы вы хотели 
стать, если бы не были писателем. Виктор 
Драгунский не задумываясь ответил: бакенщиком. 
В ранней молодости он работал бакенщиком, 
и ему очень по душе пришлось это занятие 
– прокладывать путь пароходам по тёмной 
ночной реке. Несомненно, он был бы превосходным 
бакенщиком, но всё же я думаю, что в применении 
к Драгунскому вопрос не имел смысла. Он 
был писателем, писателем до мозга костей. 
В комбинезоне бакенщика, пёстром костюме 
клоуна, под личиной разных персонажей 
на подмостках сцены или на экране кино, 
в режиссёрском кресле – он всё равно 
был прежде всего писателем, хотя узнал 
об этом далеко не сразу. Только литературное 
творчество смогло вобрать в себя весь 
его громадный жизненный опыт, знание 
и понимание людей, суммировать всё узнанное 
и перечувствованное, осветить нежной 
любовью к людям, маленьким и взрослым, 
и наделить долгой жизнью. 
3. Методическое 
обеспечение проведения 
Агния Львовна Барто (17.02.1906 г– 01.04.1981 г.)
Родилась в Москве, в 
семье ветеринарного врача Л.Н.
Барто искала новую форму, свежие рифмы, чтобы завоевать детскую аудиторию, по примеру В. В. Маяковского, под сильным влиянием творчества которого она в то время находилась. Его влияние сказалось и в выборе тем первых удачных стихотворений Барто – «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка» (1925); «Пионеры», широко популярной колыбельной «Братишка», «Первое мая» (1926).
В 30-е годы Барто прилагала 
немалые усилия к тому, чтобы сделать 
сатиру достоянием детской поэзии и 
вывести эту поэзию на эстрадные 
подмостки (стихотворения «Девочка 
чумазая», «Девочка-ревушка» (1930); «Кем 
быть?», «Через 20 лет», пьеса-игра «Миллион 
почтальонов» (1934). Однако в этих стихотворениях 
сатирический запал приглушался 
мягкой лирической интонацией. Характерно, 
что именно лирические миниатюры 
для самых маленьких принесли 
Барто славу классического 
В июле 1937 г. Барто в составе советской делегации поехала на второй международный конгресс писателей в защиту культуры, который проходил под бомбежками в столице Испании. Впечатления от поездки выразились в сборниках «Над морем звезды», «Я с тобой» (1938).
В предвоенные годы Барто в своих стихах создавала поэтический образ советского детства, счастливого, проникнутого духом интернационализма и антифашизма (книги «Дом переехал» (1938), «Сверчок» (1940), «Веревочка» (1941)). В 1945 г. режиссером И.Фрезом был сделан кинофильм «Слон и веревочка», в основу которого легло стихотворение «Веревочка». Вместе с Р. Зеленой были написаны сценарий знаменитого кинофильма «Подкидыш» (1940) и комедия для ТЮЗов «Опасное знакомство» (1940, другое название «Дима и Вава»).
В годы войны А. Барто часто выступала перед фронтовиками, на радио, много писала для газет, а в эвакуации, в Свердловске, три месяца трудилась рядом с детьми в токарном цехе. Ее герой военных лет повзрослел, стал строже, в центре внимания поэтессы – формирование характера молодого поколения (цикл «Уральцы бьются здорово», сборник «Подростки», 1943; поэма Никита», 1945).
Послевоенное творчество Барто более лирично: в интонациях – скрытая горечь, чувство тревоги за детей. В поэме о детском доме «Звенигород» (1947) зазвучала новая идея, характерная для стихов следующих десятилетий, - защиты детства от бед взрослого мира. «Звенигород» послужил толчком к новой, очень важной общественной работе Барто – воссоединению семей, разрушенных войной. Она нашла оригинальный способ поиска – по деталям детских воспоминаний. В течение девяти лет она вела радиопередачу «Найти человека», написала повесть с тем названием (1968).
В стихах 50-60-х годов сатира нередко уступает место мягкому юмору («Я с ней дружу», «О премии, о Димке и о весеннем снимке», «У меня веснушки», «Андрей не верит людям» и др.) Значительная часть стихотворений Барто – это детские портреты, в которых живая индивидуальность обобщена до легко узнаваемого типа («Новичок», «Непоседа», «Шурка», «Настя», «Младший брат», «Вовка – добрая душа» и др.).
Творческая и общественно-
Конспект занятий «В стране счастливого детства. Любимые стихи А.Л. Барто»
Цель:
Оборудование:
Портрет А.Л. Барто, книжка – передвижка «Любимые стихи А.Л. Барто», выставка детских рисунков к стихам А.Л. Барто «Мир, в котором живут дети», плакат «В стране счастливого детства», грамоты детям и родителям «За активное участие в мастер – классе «В стране счастливого детства. Любимые стихи А.Л. Барто», костюм почтальона Печкина, посылка с книжками, сундук, самолёт, слон, мячик, бычок, кораблик, выставка любимых детских игрушек, книги А.Л. Барто в подарок.
Ход занятия:
Входит почтальон Печкин, в руках у него посылка.
- Здравствуйте, взрослые и дети! Я принес вам посылку, но отдам ее тогда, когда вы отгадаете загадку:
Пожалеем вместе зайку,
И уложим спать слона,
Мяч достанем нашей Тане,
Лапу мишке мы пришьем…
Знают взрослые и дети:
Лучше нет стихов на свете.
Про бычка, флажок, кораблик,
Куклу, Вовку, самолет.
И про это, и про то,
Это Агния … (Барто).
Печкин отдает посылку. Дети открывают и достают книги.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько в посылке книг, а все ли здесь книги со стихами А.Л. Барто?
Дети: Нет, здесь есть книга с рассказами Н. Носова.
Воспитатель: Верно, и мы возьмем только книги со стихами А.Л. Барто. Спросите у любого пятилетнего человека, который еще не умеет читать: "Почитать тебе Барто?” - и он кивнет головой. Барто - это значит понятные для него, веселые, интересные стихи. Это значит, он услышит о таких же ребятах, как он сам или постарше. И услышит чистую правду, потому что Барто знает все детские проказы, маленькие хитрости и умеет весело обо всем рассказать. И сегодня вы, ребята, и ваши родители приготовили свои любимые стихи А.Л. Барто. А знаете вы стихов этой поэтессы очень много. Давайте проверим?
Д/и «Закончи строчки»
Воспитатель: Я начинаю первые две строчки, а вы заканчиваете…
Горит на солнышке
Флажок…
(Как будто я
Огонь зажёг.)
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка…
(Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок).
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине…
(Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик).
Я люблю свою лошадку,
Причешу её шёрстку гладко,
(Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости).
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу…
(Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.)
А теперь проверим родителей.
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу…
(Он заблудится в саду -
Я в траве его найду.)
Информация о работе Широта тематики в поэтических произведениях Е.И.Благининой