Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:05, контрольная работа
Среди искусств, адресованных непосредственно детям, литературе принадлежит ведущая роль. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, формирования у детей основ мировоззрения и нравственных представлений, расширения их кругозора. Литература для детей и юношества вызывала много споров и дискуссий о том, можно ли считать ее отд. видом искусства, что является главным в произведениях для детей - законы художественного творчества или воспитательная функция
Труд, особенно извечный женский, становится для Благининой метафорой жизни и творчества («...простым крестом по снегу вышивала, месила тесто теплых пашен вешних»). Все мотивы она сливает в единственную тему, в единый образ — родины.
Нелегко разъять в анализе цельность благининской поэзии, потому что стихи ее не отдельно о труде, отдельно о природе или о личной жизни. «Россия, страсть моя!» — и все у нее о России: когда рисует весны и осени, рассветы и закаты, когда размышляет о собственных стихах. Прислушиваясь к названию древнего города Суздаля, играя звучанием родной речи, она угадывает в нем давнюю судьбу родины, характер народа: В слове Суздаль — узда и даль, / Удаль, лад, и ад, и слеза...
И отчизна воссоздается ею
в образах труженика («пахарь, воин,
зодчий, рыбак»)... Видишь его то, как
сурового, величественного старика
с косой («Он вошел в автобус
босой. / И стоял к двери прислонясь...»
Певучий рефрен вызывает в воображении плавное струение вод, и чистое белье приносит свежий запах зимы, потому что пахнет «морозцем, ветерком, недавно выпавшим снежком». И веер искр из-под кружащегося колеса точильщика вырывается в самое небо... Все эти запахи, этот полет, раздолье неба и земли, столь близких между собой и отраженных друг в друге, передают нам ощущение простора, того глубокого, легкого дыхания, каким дышат благининские стихи. И оно не покидает даже в «Букварике», составленном, казалось бы, с одной целью: научить ребенка различать буквы... Теперь, когда для детей будут писаться новые учебники, «Букварик» Благининой мог бы служить образцом, в котором практическая, познавательная цель нашла поэтическое выражение.
Надо изучить букву «о» — и звук гуляет по строке, то попадает под ударение, то уходит от него. Музыкальные оттенки меняются, и в конце концов все складывается в пейзаж, который всегда набрасывает Благинина: даль за окном, высота неба, облака, отраженные в реке: Открыты окна широко. / За окнами — Ока. / А над Окою высоко, / Высоко облака. / Они Окой отражены, / В Оке повторены. Иногда, как здесь, в стихах слышна лишь музыка, но чаще всего радуют глаз цвета синевы и золота. Золото — это «зерна потоки золотые», и солнце уподоблено хлебу: Солнышко то спрячется за тучей, / То раскинет желтые лучи. / И сидит поджаристый, пахучий / С золотистой коркой хлеб в печи... В «Землянике» читатель услышит гимн жизни и родине, которую уничтожить невозможно — вопреки разрушительному грохоту, в прахе и дыме войны поспевала земляника и куковала кукушка, поддерживая уверенность в победе. Причем архитектоника стихотворения подчеркнуто проста: две строфы — вопрос, одна строфа — ответ... Вопросы-ответы создают интонацию беседы с глазу на глаз, узор этих вопросов-ответов симметричен: А поспевала ль земляника...? / А куковали ли кукушки? / Да, здесь кукушка куковала. / И земляника поспевала. Пейзаж впаян в гражданскую тему и гражданская тема — в пейзаж. Одухотворенная природа — жалобно клонящая головки и все-таки поспевающая земляника, и все-таки кукующая кукушка — вырастает в символ непокоренности. И вывод прям, публицистичен: Не потому ли русский войн / В пылу бомбежек и атак, / Был духом тверд, душой спокоен / И знал, что сокрушится враг. Сад у Благининой — образ родины. Название томика «Окна в сад» подкреплено эпиграфом из Марины Цветаевой: «Пошли мне сад на старость лет...» Образ сада возникает в стихотворениях «Угадайте, где мы были?», «Зима», «Зайчики», «На моем окошке», «Мороз», «Милый сад», «О яблоке», «О дроздах» — всех не перечислить!
Мир детства – казалось бы, очень замкнутый – в творчестве Благининой существует внутри круга ее основных раздумий тех лет: О Поэте, Времени, Человеке, человеческих узах, Природе, Боге, Родине; о соотнесенности названных вещей с действительностью.
2. Нравственно-эстетические
ценности произведений В.
Виктор Драгунский (1913–1972)
был талантлив вглубь и вширь.
Если представить себе, сколько он
успел сделать за короткий срок –
всего пятьдесят восемь лет отмерила
ему судьба, – то кажется, что
он прожил несколько жизней. В одной
жизни он был шорником, лодочником,
токарем, в другой – цирковым клоуном,
актёром кино и театра, руководителем
замечательного сатирического ансамбля
"Синяя Птичка", в третьей
– одним из лучших детских писателей
и превосходным, нежным и добрым
писателем для взрослых. Конечно, всё это так и не так.
Драгунский прожил одну, на редкость многообразную,
насыщенную, напряжённую и цельную жизнь.
Ему выпала редкая участь быть ни на кого
не похожим, создать свой стиль и в жизни,
и в творчестве. Он был блестящим устным
рассказчиком, интересно, по-своему "читал"
людей, открывая в них порой такое, чего
не видели те, кто стоял к ним ближе. Он
не боялся распахнуться новому человеку,
ощутив в нём родную кровь, и не боялся
разрыва, если обнаруживал низость. Но куда легче ему было любить,
жалеть, снисходить и прощать, нежели ненавидеть
и ссориться. И всё же щедрый и радостный,
как праздник, Драгунский не был примиренцем.
В его рассказах нежное и светлое чувство
всегда одерживает верх над плоской и
тяжеловесной житейщиной. Нереальное сияние светлячка,
похожего на звёздочку, которая горит
где-то в непостижимой дали и вместе с
тем лежит здесь, на ладони, – это сияние
оказывается стократ дороже такой ценной
вещи, как новенький игрушечный самосвал.
Почему светлячок лучше? Потому что он
живой! И светится... И это не прихоть мальчишки,
заждавшегося в тёмном дворе своей мамы.
Это победа над трезвым расчётом приятеля,
для которого жизнь есть свод правил арифметики,
– за самосвал он даёт одну марку Гватемалы,
две – Барбадоса и лопнувший плавательный
круг в придачу. Белые амадины – крохотные
птички-снежки с клюквенными клювиками,
но такая в них сила, в маленьких и слабых,
что все стояли перед ними молча и недвижно,
и любили их изо всех сил все единодушно,
дети и взрослые. А на какую-то тётку, нарушившую
благоговейное молчание нелепыми словами
о никчёмности волшебных птиц, все посмотрели
так сурово и презрительно, что она покраснела
и ушла. "И все мы, кто стоял тут, поняли,
что тётка не в счёт, потому что она не
из нашей компании". Так мальчик ощутил
единство людей перед загадочным миром
красоты. Какая сила заставила Дениску
выпустить шарик? Но он разжал пальцы,
и шарик полетел вверх плавно и спокойно,
как будто этого и хотел всю жизнь. Конечно,
трудно отказаться от соблазна укротить
заключённую в шарике силу полёта, конечно,
мальчику хочется ощущать себя хозяином
этого упругого стремления ввысь, но всё
же мальчик разжимает пальцы и, запрокинув
голову в небо, понимает, что иначе поступить
нельзя. Потому что "как это красиво,
когда весна на дворе, и все нарядные и
весёлые, и милиционер в белых перчатках,
а в чистое синее-синее небо улетает от
нас красный шарик". Потому что миг вольного
полёта вечен в сравнении с мимолётностью
обладания. Мальчик не хочет смириться
с тем, что в мире существует обман. Когда
Марья Петровна обещает принести ему в
подарок настоящую буденовскую саблю,
он верит ей, хотя она обманывает его не
в первый раз. И он, прибежав из школы, обшаривает
всю комнату, хотя и понимает, что сабли
нет, не было и быть не могло. "Мама сказала: Может быть, она ещё придёт? Но я сказал:– Нет, мама, она
не придёт. Я так и знал. Мама сказала: –
Зачем же ты под раскладушку-то лазил?.. Я объяснил ей: – Я подумал: а вдруг она была?
Понимаешь? Вдруг. На этот раз". И когда великовозрастный мошенник
просит велосипед на пять минут, а потом
исчезает навсегда, мальчику и в голову
не приходит, что его надули, разжалобив
рассказом о больной бабушке, за лекарством
для которой надо срочно слетать в аптеку.
Надули, убедив своим благородством –
"...как же это я пущу двух таких пацанят
на Садовую? А? Да ещё на велосипеде? Вы
что? Да вы знаете, какое там движение?".
Мальчик не оставляет в своей душе места
для придирчивых сомнений и проверок.
Ребята бредут домой по тёмным дворам,
а Ванька (он постарше, пятиклассник, не
раз, наверное, обжигался уже в жизни) хмуро
бормочет, что не вернётся, мол, никогда
этот тип с его бабушкой, и велосипед тоже
не вернётся. Тут-то Дениску пронзает ужасная
мысль: "Ведь на Садовой такое движение..."
А в цирке, в скрещении прожекторов, в нежном
позванивании колокольчиков, явится мальчику
девочка на шаре, явится и исчезнет, уедет
в дальнюю даль, в самый конец географической
карты, и останется первым предупреждением
о любви, разлуке и печали. И разбудит в
его отце воспоминание – мальчик поймёт
это, вглядевшись в серьёзное и грустное
лицо идущего рядом с ним взрослого человека. Не приемлющий людей, опутанных
цепями расчётов и приобретательства,
Драгунский и для них оставляет отдушину
понимания. Быть может, повзрослевший
читатель "Денискиных рассказов"
почувствует, какое невесёлое, в сущности,
житьё у одинокой Марьи Петровны, направившей
заложенную в ней силу любви на разжиревшего
мопса. В противовес бесконечному миру
Денискиных увлечений, предпочтений и
привязанностей (рассказы "Что я люблю",
"... И чего не люблю!") Мишка заявляет,
что он любит ещё больше разных разностей,
и вываливает алчный перечень сочных,
пухлых и вкусных съедобных вещей. Но маленький
человек не может быть только обжорой,
в нём, несмотря ни на что, живёт нежная
человеческая суть, и поэтому в конце концов
Мишка смущённо признаётся, что ещё любит
котят... и бабушку... Однажды Виктор Драгунский
попал в автомобильную катастрофу, чудом
остался жив, и из этого случая родился
прекрасный рассказ "Человек с голубым
лицом". "Денискины рассказы" выросли
из его безмерной любви к сыну, из жадного
внимания к раскрывшемуся перед ним миру
детства. Это вовсе не означает, что Драгунский
цеплялся за факты и был лишён дара сочинительства.
Он был превосходный выдумщик, и мне не
раз приходилось быть свидетелем, как
блистательно работала его фантазия. Беглый
штрих человеческого поведения, шутка,
смешной поворот, неловкость, что-то милое
и трогательное – и вот уже заработало
воображение художника. Он словно бы смакует
эту малость, жонглирует ею, меняет её
форму, наращивает из воздуха, будто фокусник.
Воспоминания, ассоциации, вспышки озарений
– и вот из ничего возникло нечто, произошёл
живительный, чудодейственный акт творчества.
Так сложились рассказы "Старый мореход",
"Друг детства", "Белые амадины"
и многие другие. Мне думается, что писательское
творчество закономерно оказалось пиком
его пёстрой, бурной жизни, хотя сам Виктор
Драгунский отдавался до конца каждому
делу, которое его захватывало, и с равным
уважением относился к любой из многих
своих профессий. Когда-то "Пионерская
правда" обратилась к ведущим детским
писателям с вопросом: кем бы вы хотели
стать, если бы не были писателем. Виктор
Драгунский не задумываясь ответил: бакенщиком.
В ранней молодости он работал бакенщиком,
и ему очень по душе пришлось это занятие
– прокладывать путь пароходам по тёмной
ночной реке. Несомненно, он был бы превосходным
бакенщиком, но всё же я думаю, что в применении
к Драгунскому вопрос не имел смысла. Он
был писателем, писателем до мозга костей.
В комбинезоне бакенщика, пёстром костюме
клоуна, под личиной разных персонажей
на подмостках сцены или на экране кино,
в режиссёрском кресле – он всё равно
был прежде всего писателем, хотя узнал
об этом далеко не сразу. Только литературное
творчество смогло вобрать в себя весь
его громадный жизненный опыт, знание
и понимание людей, суммировать всё узнанное
и перечувствованное, осветить нежной
любовью к людям, маленьким и взрослым,
и наделить долгой жизнью.
3. Методическое
обеспечение проведения
Агния Львовна Барто (17.02.1906 г– 01.04.1981 г.)
Родилась в Москве, в
семье ветеринарного врача Л.Н.
Барто искала новую форму, свежие рифмы, чтобы завоевать детскую аудиторию, по примеру В. В. Маяковского, под сильным влиянием творчества которого она в то время находилась. Его влияние сказалось и в выборе тем первых удачных стихотворений Барто – «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка» (1925); «Пионеры», широко популярной колыбельной «Братишка», «Первое мая» (1926).
В 30-е годы Барто прилагала
немалые усилия к тому, чтобы сделать
сатиру достоянием детской поэзии и
вывести эту поэзию на эстрадные
подмостки (стихотворения «Девочка
чумазая», «Девочка-ревушка» (1930); «Кем
быть?», «Через 20 лет», пьеса-игра «Миллион
почтальонов» (1934). Однако в этих стихотворениях
сатирический запал приглушался
мягкой лирической интонацией. Характерно,
что именно лирические миниатюры
для самых маленьких принесли
Барто славу классического
В июле 1937 г. Барто в составе советской делегации поехала на второй международный конгресс писателей в защиту культуры, который проходил под бомбежками в столице Испании. Впечатления от поездки выразились в сборниках «Над морем звезды», «Я с тобой» (1938).
В предвоенные годы Барто в своих стихах создавала поэтический образ советского детства, счастливого, проникнутого духом интернационализма и антифашизма (книги «Дом переехал» (1938), «Сверчок» (1940), «Веревочка» (1941)). В 1945 г. режиссером И.Фрезом был сделан кинофильм «Слон и веревочка», в основу которого легло стихотворение «Веревочка». Вместе с Р. Зеленой были написаны сценарий знаменитого кинофильма «Подкидыш» (1940) и комедия для ТЮЗов «Опасное знакомство» (1940, другое название «Дима и Вава»).
В годы войны А. Барто часто выступала перед фронтовиками, на радио, много писала для газет, а в эвакуации, в Свердловске, три месяца трудилась рядом с детьми в токарном цехе. Ее герой военных лет повзрослел, стал строже, в центре внимания поэтессы – формирование характера молодого поколения (цикл «Уральцы бьются здорово», сборник «Подростки», 1943; поэма Никита», 1945).
Послевоенное творчество Барто более лирично: в интонациях – скрытая горечь, чувство тревоги за детей. В поэме о детском доме «Звенигород» (1947) зазвучала новая идея, характерная для стихов следующих десятилетий, - защиты детства от бед взрослого мира. «Звенигород» послужил толчком к новой, очень важной общественной работе Барто – воссоединению семей, разрушенных войной. Она нашла оригинальный способ поиска – по деталям детских воспоминаний. В течение девяти лет она вела радиопередачу «Найти человека», написала повесть с тем названием (1968).
В стихах 50-60-х годов сатира нередко уступает место мягкому юмору («Я с ней дружу», «О премии, о Димке и о весеннем снимке», «У меня веснушки», «Андрей не верит людям» и др.) Значительная часть стихотворений Барто – это детские портреты, в которых живая индивидуальность обобщена до легко узнаваемого типа («Новичок», «Непоседа», «Шурка», «Настя», «Младший брат», «Вовка – добрая душа» и др.).
Творческая и общественно-
Конспект занятий «В стране счастливого детства. Любимые стихи А.Л. Барто»
Цель:
Оборудование:
Портрет А.Л. Барто, книжка – передвижка «Любимые стихи А.Л. Барто», выставка детских рисунков к стихам А.Л. Барто «Мир, в котором живут дети», плакат «В стране счастливого детства», грамоты детям и родителям «За активное участие в мастер – классе «В стране счастливого детства. Любимые стихи А.Л. Барто», костюм почтальона Печкина, посылка с книжками, сундук, самолёт, слон, мячик, бычок, кораблик, выставка любимых детских игрушек, книги А.Л. Барто в подарок.
Ход занятия:
Входит почтальон Печкин, в руках у него посылка.
- Здравствуйте, взрослые и дети! Я принес вам посылку, но отдам ее тогда, когда вы отгадаете загадку:
Пожалеем вместе зайку,
И уложим спать слона,
Мяч достанем нашей Тане,
Лапу мишке мы пришьем…
Знают взрослые и дети:
Лучше нет стихов на свете.
Про бычка, флажок, кораблик,
Куклу, Вовку, самолет.
И про это, и про то,
Это Агния … (Барто).
Печкин отдает посылку. Дети открывают и достают книги.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько в посылке книг, а все ли здесь книги со стихами А.Л. Барто?
Дети: Нет, здесь есть книга с рассказами Н. Носова.
Воспитатель: Верно, и мы возьмем только книги со стихами А.Л. Барто. Спросите у любого пятилетнего человека, который еще не умеет читать: "Почитать тебе Барто?” - и он кивнет головой. Барто - это значит понятные для него, веселые, интересные стихи. Это значит, он услышит о таких же ребятах, как он сам или постарше. И услышит чистую правду, потому что Барто знает все детские проказы, маленькие хитрости и умеет весело обо всем рассказать. И сегодня вы, ребята, и ваши родители приготовили свои любимые стихи А.Л. Барто. А знаете вы стихов этой поэтессы очень много. Давайте проверим?
Д/и «Закончи строчки»
Воспитатель: Я начинаю первые две строчки, а вы заканчиваете…
Горит на солнышке
Флажок…
(Как будто я
Огонь зажёг.)
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка…
(Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок).
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине…
(Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик).
Я люблю свою лошадку,
Причешу её шёрстку гладко,
(Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости).
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу…
(Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.)
А теперь проверим родителей.
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу…
(Он заблудится в саду -
Я в траве его найду.)
Информация о работе Широта тематики в поэтических произведениях Е.И.Благининой