Школа и педагогика в России в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова.
Задачи исследования:
- рассмотреть историко-педагогические условия формирования педагогических взглядов Н.И. Пирогов на обучение и воспитание в российской образовательной системе;
- изучить основные положения педагогической системы Н.И. Пирогова;
- осуществить анализ взглядов и содержание педагогической деятельности Н.И. Пирогова

Файлы: 1 файл

Пирогов итог.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Имя Николая  Ивановича Пирогова носит гордость и славу Отечественной педагогической науки, народного образования. Своей  выдающейся деятельностью, как в  области медицины, так и народного  образования Н.И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, «гармоническое развитие всех врожденных сил народа», воспитание человека - гражданина, полезного своей стране.

     В педагогических  взглядах Н.И. Пирогова есть  такие мировоззренческие постулаты,  которые позволяют понять современные проблемы образования и воспитания.

     В настоящее время  признается, что именно Н.И. Пирогов  своими «Вопросами жизни» дал мощный импульс развитию педагогики своего времени, поскольку он сумел извлечь из сферы опыта, связать с философией, дав педагогике, возможность теорию образования изложить в определенной системе, в основе которой была идея воспитания личности в ее целостности. Не возникает сомнения в том, что педагогические взгляды Н.И. Пирогова, казалось бы, далекого прошлого, играют значительную роль в современных условиях для совершенствования современной педагогической теории и практики. 
     Естественно, ряд положений педагогической концепции Н.И. Пирогова в наше время не приемлем, но ее основополагающие идеи и в настоящее время остаются настолько актуальными, что вызывают огромный интерес, как у теоретиков, так и у практиков. Объясняется это тем, что в них заключены педагогические истины, которые помогают найти ответ на многие вопросы, возникающие сегодня в деятельности командиров по воинскому и нравственному воспитанию подчиненных. В этой связи изучение идей Н.И. Пирогова является в современных условиях актуальным для педагогики в научном и прикладном отношениях. 
      Актуальность развития теории и практики воспитания в современных условиях, потребность практиков-воспитателей в совершенствовании процесса воспитания в подразделениях с использованием богатого историко-педагогического наследия обусловили выбор темы нашего исследования:

«Вклад Н. И. Пирогова в развитие отечественной школы и педагогики».

Область исследования: педагогика.

Объектом исследования: историко-педагогические условия развития систем народного образования в России в эпоху деятельности Н.И. Пирогова.

Предметом исследования: педагогические взгляды Н.И. Пирогова.

Цель исследования: раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова.

Задачи исследования:

- рассмотреть историко-педагогические условия формирования педагогических взглядов Н.И. Пирогов на обучение и воспитание в российской образовательной системе;

- изучить основные положения педагогической системы Н.И. Пирогова;

- осуществить анализ взглядов и содержание педагогической деятельности Н.И. Пирогова;

- проанализировать педагогическое наследие Н. И. Пирогова.

В ходе работы были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ, синтез и обобщение.

           Наша работа имеет следующую структуру:

Введение, где мы показали актуальность выбранной темы.

Глава 1. Школа и педагогика в России в первой половине XIX века, в которой мы рассмотрели:  развитие школы и педагогики в России в первой половине XIX века;  жизнь и педагогическую деятельность Н. И. Пирогова.

Глава 2. Педагогическое наследие Н.И. Пирогова, в которой мы изучили педагогические взгляды и основные педагогические положения Н.И. Пирогова.

В заключении мы сделаем выводы.

Список литературы.

   Данное исследование носит теоретический характер и предполагает дальнейшее продолжение в рамках выпускной квалификационной работы.

 

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Школа и педагогика в России в первой половине XIX века

 

                        1.1 Развитие школы и педагогики в России в первой половине XIX века

В конце XVIII и начале XIX века совершались важнейшие всемирно-исторические события [7; 168].

В 1802 году, было создано Министерство народного просвещения. Наименование этого органа царского бюрократического аппарата «народным» было подсказано правительству передовыми русскими людьми, наивно надеявшимися направить деятельность правительственной бюрократии на удовлетворение общенародных интересов в области просвещения. В 1803 году были опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», а затем, в 1804 году, — «Устав учебных заведений, подведомых университетам». К их разработке были привлечены и передовые деятели русской культуры. Этими документами была оформлена новая система школьного образования в составе четырех типов учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия и университет. Она более соответствовала начавшемуся процессу развития капиталистических отношений, чем прежняя система.

Согласно принятому  уставу Россия была разделена на шесть  учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский  и Дерптский. Во главе каждого  учебного округа были поставлены университеты.

К этому времени в  России имелись три университета: в Москве, Дерпте (ныне г. Тарту) и  Вильно — и должны были открываться  университеты еще в Петербурге, Казани и Харькове. На университеты возлагались  и административно-педагогические функции. Они должны были управлять всеми учебными заведениями своего округа, создавались училищные комитеты и профессора университетов должны были выполнять функции методистов и инспекторов («визитаторов»). Была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища — директору гимназии, гимназии же — ректору университета, университет — попечителю учебного округа [7; 169].

     Несмотря на многие трудности, обусловленные существованием сословно-крепостнического строя, школьное дело в стране неуклонно развивалось. Этому способствовало развитие капиталистических отношений, рост населения, особенно городского, потребность в грамотности, деятельность передовых ученых и учителей. К началу Отечественной войны 1812 года в России было 47 губернских городов и почти в каждом из них были гимназии, уездные и приходские училища. В уездных городах существовали уездные, приходские и малые училища.

     Развитие школ в Петербурге и Москве шло гораздо быстрее, чем в других городах. Однако и в столицах было мало школ: в Москве 20, а в Петербурге всего 17. Все они, за исключением гимназий были переполнены учащимися. Правительство не отпускало средств для создания в столицах необходимой населению сети школ. А что касается сельских местностей, то там почти не было школ, созданию их препятствовало крепостное право [14; 201].

     Министерство народного просвещения провело в начале XIX века работу по созданию учебников для гимназий, а по некоторым предметам и для уездных училищ. К их созданию прежде всего привлекались профессора-иностранцы, преподававшие в русских университетах.

     Однако университеты, в особенности Московский, издавали много учебной литературы. Из-за обширности страны, отсутствия железных дорог книги, изданные министерством просвещения в центре страны, редко доходили до провинции, и часто вопреки официальным решениям преподавание в школах на местах проводилось по изданиям университетов.

     К началу Отечественной войны 1812 года правительство все более отходило от либеральных положений устава 1804 года и принимало меры к тому, чтобы использовать систему народного образования для распространения в народе самодержавно-крепостнической идеологии. С 1811 года был введен закон Божий во всех учебных заведениях [14; 204].

     После Отечественной войны 1812 года, когда свободолюбивые настроения стали усиливаться, возникли тайные общества декабристов, передовые идеи стали проникать в школы. В учебных заведениях распространялась запрещенная литература: стихотворения Пушкина, Грибоедова и поэтов-декабристов — Рылеева, Одоевского и других, в которых воспевалось высокое гражданское, патриотическое чувство, желание посвятить себя служению родине, борьбе с тиранами. В отдельных школах передовые учителя рассказывали учащимся о несправедливости крепостного права и темных сторонах российской действительности [14; 205].

     Большую роль в распространении антиправительственных настроений играло преподавание отечественной истории. Яркие впечатления от героических эпизодов народной войны 1812 года заставляли по-новому осмысливать вопрос о роли народа в истории Русского государства.

     В ответ на нарастающее в стране общественное недовольство и волнения среди крестьян, казаков, солдат и крепостных рабочих царское правительство установило аракчеевский режим.

     В царских указах было в это время объявлено, что дети крепостных крестьян не должны приниматься в гимназии, институты, университеты. Для того чтобы затруднить простым людям возможность учиться в школах, в 1819 году была введена плата за обучение в приходских, уездных училищах и в гимназиях.

     В целях усиления религиозного воспитания в школах Министерство народного просвещения было преобразовано в 1817 году в Министерство духовных дел и народного просвещения.

    Главой единого министерства был назначен А. П. Голицын, он же был президентом Российского библейского общества. Целью министерства являлось «основать народное воспитание на благочестии согласно с актом «Священного союза». «Священный союз» объединил в 1815 году крупные европейские государства для подавления революций и свободомыслия народов.

     Мероприятия нового министерства были прежде всего направлены на усиление религиозного воспитания. В 1819 году были изменены учебные планы всех школ, введено «чтение из священного писания», запрещено преподавание естествознания. [8; 317].

     Из гимназического курса исключались учебные предметы, которые могли способствовать развитию у учащихся «вольнолюбивых» настроений, как-то: философия, политическая экономия, естественное право, эстетика.

     Особенно рьяно обрушилась реакция на университеты. В 1819 году симбирский губернатор и президент местного библейского общества Магницкий выступил с погромной критикой научной и учебной деятельности русских и западноевропейских университетов. Он призывал правительство заняться, наконец, искоренением вредного направления, а Казанский университет «публично разрушить». [8; 318].

     Назначенный попечителем Казанского учебного округа, Магницкий, применяя аракчеевские методы руководства школами, составил инструкцию директору и ректору Казанского университета, фактически отменившую утвержденный в 1804 году устав университетов. В этой инструкции подчеркивалось, что главной добродетелью человека является покорность властям и что орудием воспитания должна быть, прежде всего, религия.

     Преподавание в Казанском университете предлагалось перестроить так, чтобы философия преподавалась в духе апостольских посланий, а политические науки — на основании Ветхого завета и отчасти Платона и Аристотеля. При изучении математики рекомендовалось обращать внимание студентов на то, что три есть число священное, а на занятиях естественной историей твердить, что от Адама и Евы произошло все человечество. Магницкий отстранил от преподавания лучших профессоров и прогрессивно настроенных учителей. [8; 317].

     Такой же тяжелой участи, как и Казанский, подвергся в это время и Петербургский университет, основанный в 1819 году на базе Педагогического института. Его профессора открыто говорили на лекциях о несправедливости крепостного права и монархического образа правления.

     Мракобес Рунич, назначенный правительством для расправы с Петербургским университетом, отстранил от должности передовых профессоров, исключил некоторых студентов, применил в университете составленную Магницким инструкцию, ввел на территории учебного округа аракчеевские порядки. Он закрыл также работавший при университете учительский институт, в котором шла творческая разработка методов первоначального обучения грамоте, арифметике, истории, географии.

     Во второй половине XIX века Антинародная политика царизма, направленная на укрепление сословной школы, все же должна была приспосабливаться к требованиям развивающегося капиталистического уклада. Кровавая диктатура Николая I не могла подавить нарастающего недовольства самодержавно-крепостническим строем. Самодержавию не удалось убить в народе тягу к просвещению. [14; 201].

     Несмотря на все стеснения, которые монархия чинила развитию в стране школьного дела, в России растет сеть начальных училищ. Если к концу первой половине XIX века было 349 приходских училищ, то к 1841 году их стало 1021, но они в основном находились в городах.

     Крепостные крестьяне, находившиеся во владениях помещиков, учились у дьячков и домашних учителей, которые применяли буквослагательный метод обучения грамоте, чтение часослова. В селениях крепостных крестьян школы должны были открываться помещиками, но вплоть до 50-х годов XIX века в крепостных селениях школ почти не было. Министерство народного просвещения не проявляло никакой заботы о создании школ для крестьян.

    В городских, приходских и уездных училищах, особенно в центральных губерниях России, употреблялись новые методы и учебные пособия, как например аналитический звуковой метод обучения грамоте, наглядные пособия при обучении чтению (разрезная азбука, азбучное лото, буквы с картинками и т. д.) [14; 206].

     С начала 30-х годов в селениях, где жили государственные и удельные крестьяне, ведомством государственных имуществ и удельным ведомством стали создаваться школы. Их задачей являлось обучение грамоте крестьянских детей и подготовка писарей и счетных работников для учреждений, которые управляли крестьянами. В этих школах обращалось большое внимание на выработку у учащихся хорошего почерка и овладение ими устным счетом. Школы эти содержались за счет общественных сборов с крестьян. Так, в период с 1842 по 1858 год было создано в селениях государственных крестьян 2975 школ, которые в 40-х годах XIX века были самыми многочисленными сельскими народными школами.

Информация о работе Школа и педагогика в России в первой половине XIX века