Школа и педагогика за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

В 1983 г американцы испытали сильное потрясение Вышел в свет правительственный доклад «Нация в опасности необходимость реформы образования» над которым в течение двух лет работала комиссия, назначенная президентом страны Написанный ярко и эмоционально, он был обращен не только к законодателям и руководителям образования, но и к учителям, родителям, учащимся, широкой общественности Открыто и резко, не щадя национальной гордости которая заполняет американцев авторы доклада говорили о серьезных недостатках американского образования, об угрожающем благополучию нации снижении качества подготовки молодежи в школах (см A Nation at Risk The Imperative for Educational Reform Wash, DC, 1983 P 5)

Файлы: 1 файл

006.DOC

— 111.50 Кб (Скачать файл)

В течение нескольких столетий страна, возникшая в результате массовых переселений народов Европы на североамериканский кон-титент, руководствовалась принципом «плавильного тигля», согласно которому все прибывающие в страну и коренные жители должны «переплавиться», освободиться от национальной специфики, освоить культуру и язык среднего класса США и стать «подлинными американцами» Преподавание в связи с этим велось исключительно на английском языке, что обрекало детей представителей национальных меньшинств и этнических групп на отставание в школе и ранний уход из нее

Мощное движение национальных меньшинств, в первую очередь индейцев и черных, усиление влияния демократических идей равенства, свободы, прав человека пошатнули основы идеологии «плавильного тигля» Этому способствовали также глубокие демографические изменения. В 70-90-е гг рождаемость среди белого населения резко сократилась По

данным Бюро переписи, в США i ныне более 30 млн афроамерикан] азиоамериканцев, 2 млн индейцев латиноамериканцов (см Barnth L ral Education Boston, 1992 Р 6) ледних растет ускоренными темпа\ г. достигнет численности афроамер целом к середине следующего стог вину населения США будут соста! ставители вышеуказанных этничес

Глубокие изменения  как в мир самих США переориентируют o6i сознание и государственную полити поликультурности, суть которой в метафоре: «Америка — салатное ней подчеркивается объективная мость жить в поликультурной с]:

мать, ценить и развивать разнооб] тур и языков разных народов к обогащения общества и каждого

Благодаря принятию правительс нов о двуязычии в школах uiHpOt транилась практика обучения шко родном и английском языках, что отсев из школы небелых учащихс' ди белых школьников из X-XII снизился на 2%, а черных — на ( тилетие 1982-1992 гг). В немалой с му способствовало введение стиш квот для цветных студентов, расш можностей для получения ими вые зования

Доля оканчивающих полную сре лу от общего числа 17-летних i 1994 г. почти до 80%, причем про] дальнейший ее рост на 1-1,5% ез 2002 г (см Projections of Educate to 2002 Wash., D,C„ 1992 Р 5i всеобщее полное среднее образова чивается также расширением се школ для работающей молодежи, те в настоящее время более 85% i возрасте 25-29 лет имеют полное разование, что является самым вьк зателем в мире после Японии

Тем не менее проблема отсева i своей актуальности Ежегодно 75С чек в возрасте до 16 лет становят ми матерями; среди мальчиков-] главной причиной отсева является школе и неуспеваемость в учении, сит проблему и ее решение в псих гогическую сферу не только ни первую очередь семьи, ее ожидан бов мотивации ребенка (см. Educa Family Boston, 1992 Р 9)

Введение национальных образ* стандартов. Американская школа лась и развивалась в исторически мых условиях Страна, не знавша

 

 

Педагогика, Me 5, 199fLr.

 

 

 


ма, избежала дуалистической системы  общего образования, характерной для  старой Европы, и создала всеохватывающую (единую) среднюю школу, которая под одной крышей объединила практически всех учащихся, предложив им разные программы обучения (академическую, общеобразовательную, допрофессио-нальную)

При отсутствии глубоких культурных корней, уходящих, как в Европе, в античность, на американской почве пышно расцвел прагматизм. Деловитость, сноровка, ориентация на сиюминутный конкретный результат, материальное благополучие как главная жизненная ценность — ведущие черты американского менталитета. В стране всегда ценились в первую очередь прикладные знания, а тех, кто занимался отвлеченными теориями, насмешливо называли «яйцеголовыми».

Прагматизм, глубоко вошедший в  общественное сознание, определял отбор содержания общего образования. Ведущей при этом была идея — «образование в целях приспособления к жизни» ( life adjustment education). Для подавляющего большинства учащихся X-XII классов (75%), не занимавшихся на академическом отделении, определялись лишь три обязательных предмета   родной язык, общественные дисциплины (чаще всего история США и граждановедение) и физкультура. На выбор школы предлагали до 100-150 учебных курсов, большая часть которых носила чисто прикладной характер (математика потребителя: семейная экономика, вождение машины; уход за больным дома; косметика, консервирование продуктов и т.п.). Для получения школьного диплома требовалось 16 единиц Карнеги, половину которых составляли курсы по выбо-РУ-

Эту систему многие американские специалисты называют «торговым центром» или «кафетерием», где посетитель выбирает себе по вкусу то, что нравится. В результате, по мнению видного американского ученого, председателя комиссии по образованию фонда Карнеги Э.Бойера, лишь 25% выпускников американской средней школы получают полноценное общее образование (см.: Boyer Е. High School. Pnnceton, 1989). Остальные никогда не изучали алгебры и тригонометрии, географии и иностранного языка, физики и химии, хотя получили необходимые в жизни знания и умения по личной гигиене, косметике, семейному бюджету и т д Неудивительно, что по результатам неоднократных международных оценок уровня знаний по математике, естественнонаучным дисциплинам и географии американские школьники имеют сравнительно низкий рейтинг, уступая учащимся многих стран (см.: Intenational Comparisons of Educa- 

tion//Digest of Education Statistics P. 392).

Задача повышения качества школьного  образования заняла центральное место в правительственном докладе «Нация в опасности...» Она стала приоритетной в деятельности государственных органов, общественных организаций, местных властей, руководителей образования, учителей,

В короткий срок были разработаны  государственные стандарты знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть все обучающиеся в общеобразовательной школе, и способы их проверки. В школах введено тестирование детей' после 3, 6, 9 и 12 лет обучения. В 1986/87 учебном году стандартизированные тесты на проверку соответствия учебных успехов установленным стандартам выполнили почти 40 млн. американских школьников: школьные округа использовали в этих целях 105 млн. тестов (см : Walberg H Assessment Reform. Bloomington, 1994. Р. 10).

Государственные стандарты и система  тестирования заметно сокращают границы децентрализации, вводят подотчетность школ и учителей перед обществом. Вместе с тем специалисты отмечают и их серьезные негативные последствия: одностороннюю ориентацию учителей на подготовку детей к тестовым проверкам; зависимость оплаты труда учителя от результатов тестов; ослабление инновационной деятельности педагогов и т д.

В старшей средней школе число  обязательных для получения школьного диплома единиц Карнеги возросло до 20-22 в большинстве штатов Они включают как обязательные английский язык и языковую культуру, математику, естественнонаучные дисциплины, физкультуру. Заметно сокращен объем предметов по выбору (они занимают теперь 25-30% учебного времени). В 1990 г. среднее число единиц Карнеги, полученных выпускниками школы, составило 23,0, причем почти 3 единицы падают на математику (это означает, что этот предмет изучается три года по 5 уроков в неделю), 0,43 единицы — на компьютерную науку, 2,69 единицы   на естественнонаучные дисциплины и т.д. (см.: Digest of Education Statistics. P. 128). Заметно возросло число учащихся, изучающих академические предметы В 1982 г. геометрией занимались 48,4% старшеклассников, в 3992г. — 70,4%, тригонометрией — соответственно 12 и 21%; химией — 31,6 и 5.5%; физикой — 13,5 и 24,7% (см : The Condition of Education Wash, D.C., 1994)

Национальная система оценки учебных успехов, которая действует с начала 70-х гг., свидетельствует о некотором улучшении качества знаний и умений школьников по дисциплинам естественно-математического цикла:

в 1982 г средний балл учащихся 9 лет  по ма-

 

106

 

Школа и педагогика за рубежом

 

 

 


тематике равнялся 219, в 1992 г. — 230; у  учащихся 17 лет — соответственно 298 и 307;

по естественнонаучным дисциплинам  этот показатель для детей 9 лет составлял соответственно 221 и 231, а для 17-летних    283 и 294 (см.: Ibid, P. 84).

Большую роль в этой положительной  динамике сыграли такие факторы, как создание системы предупреждения неуспеваемости (расширение возможностей для дошкольного развития детей; выявление учащихся с трудностями в учении и помощь им со стороны специалистов — учителей-терапевтов, логопедов, тьютеров, репетиторов и т.д.); всесторонняя поддержка и поощрение хорошо успевающих учеников (доски почета; приемы лучших учащихся губернаторами штатов и президентом страны; направление лучших на учебу за границу; предоставление им стипендий для продолжения учебы в вузе и т.д.).

Нравственное и гражданское  воспитание учащихся. Современный научно-технический прогресс — не однозначное явление. Повышая жизненный уровень людей, предоставляя им невиданные ранее материальные блага (около 70% американцев причисляют себя к среднему классу, т.е. имеют собственный дом, машину, счет в банке), он одновременно сопровождается многими негативными социальными последствиями, в результате которых люди теряют ощущение счастья жизни

Трансформация древнейшего социального  института    семьи, ослабление ее воспитательных функций; коммерциализация средств массовой информации и в первую очередь телевидения, превращающая их в носителей антикультуры; возрастающая ориентация на материальные ценности в ущерб духовным;

усиление индивидуализма и отчужденности  людей, что в своей совокупности обусловливает рост преступности, распространение наркомании, алкоголизма, насилия   характерные черты американского общества последних десятилетий. Они отрицательно сказываются на атмосфере массовой государственной школы. Национальные опросы Гэллапа свидетельствуют о растущей обеспокоенности общественности и родителей состоянием школьной дисциплины. На вопрос; «Какие главные проблемы школы сегодня?» — все больший процент опрошенных начиная с 1980 г. отвечает:

«отсутствие дисциплины» и «наркомания  среди учащихся»: в 1980 г.   40%, в 1986 г. — 52%, в 1989 г — 53%, в 1991 г.   57% (см.:

Digest of Education Statistics. P. 28).

Мнение общественности разделяют школьные работники Главные проблемы учителя видят в «грубом и разрушающем учебный процесс поведении учащихся» (87% опрошенных), «употреблении алкоголя и наркотиков 

учащимися» (49 и 54% соответственно), «драках и насилии среди учащихся» (44%) и др. (см • ibid. P 79). По данным совета Карнеги по проблемам подростков, около 60% школьников начинают пить алкоголь и 30% принимать те или иные наркотики в VI-IX классах (см.: Turning Points. Preparing American Youth for th& 21th Century. N.Y., 1989. P. 24).

Американская государственная  школа никогда не отличалась строгой дисциплиной. Но в 80-е гг. дисциплинарные проступки стали носить такой серьезный характер, что школы (особенно в крупных городах) превратились в места, небезопасные как для детей и подростков, так и для работающих там взрослых. Использование оружия при выяснении отношений между учащимися, вооруженные нападения на учителей, изнасилование в стенах учебного заведения   не редкие явления для американской школы.

Принятый американским конгрессом Закон о национальных целях образования включает в связи с этим специальный раздел о школьной дисциплине: «К 2000 году каждая школа США будет свободна от наркотиков, алкоголя, оружия, насилия и в ней будет установлена дисциплина, необходимая для учения» (Goals 2000   Educate America Law.). Штатам и местным властям рекомендуются основные направления деятельности для достижения этой важной и сложной цели.

Почти во всех штатах разработаны  и реализуются программы антиалкогольного и антинаркотического образования школьников. Широкое распространение в практике получила идея воспитания у учащихся позитивной «я-концепции», которая, по мнению ее авторов, определяет поведение личности, формирует чувства уверенности, ответственности, успешности, развивает доброжелательное отношение к людям, эмпатию, умение сотрудничать с другими, решать конфликты без насилия и драк.

Признано важным вовлекать учащихся в общественно полезную деятельность. В некоторых штатах этот вид работы учащихся входит наряду с другими предметами в число обязательных для получения сертификата об окончании школы. Общественно полезные дела регулируются и направляются национальной организацией «ВИСТА»

«Школа — демократическое и  гуманное сообщество, в котором каждый принят, любим, успешен, защищен» — таково кредо многих школ, стремящихся к разумному порядку и дисциплине

Одновременно уже на начальных  ступенях происходит выявление детей  с отклонениями в поведении   гиперактивных, агрессивных, драчливых  или, наоборот, депрессивных, за-

 

107

 

Педагогика, № 5, 1996 г.

 

 

 


крытых, ушедших в себя. Школьные кадры пополнились специалистами, которые занимаются коррекцией поведения •

Для подростков с запущенными  и сложными отклонениями в поведении открываются альтернативные школы. Они небольшие по составу учащихся, с полудомашней атмосферой, индивидуальным характером обучения

В поликонфессиональной стране, какой являются США, школа, согласно конституции, отделена от церкви В условиях распада традиционных ценностей, упадка нравов, роста преступности и насилия общество требует усилить религиозное воспитание школьников. Религиозные организации настойчиво выступают за поправку к конституции США и разрешение молитв в стенах школы. Более 70% общественности в ходе опроса Гэллапа (I994) поддержали это предложение. В 1995 г конгресс разрешил государственным школам выделять специальное время учащимся разных конфессий для молитвы молча.

Повышение уровня профессионализма учителей. Движение за повышение качества общего образования проходит под лозунгом: «Учительские кадры   самое главное в достижении наших целей». Цели развития образования для XXI в , принятые конгрессом, предусматривают радикальное улучшение системы подготовки и повышения квалификации учителей' «К 2000 году учителя будут иметь знания и умения, необходимые для подготовки всех американских учащихся на уровне требований грядущего века» (Goals 2000).

На протяжении длительною времени вопросы, касающиеся подготовки, повышения квалификации, условий труда учителей, находятся в центре внимания государства и общественности После I983 г. они приобрели особую актуальность и остроту, жесткой критике подвергся профессиональный уровень учительских кадров Введенные в ряде штатов квалификационные экзамены свидетельствовали, что почти половина учителей плохо знают свой предмет и не могут выполнить довольно простые (на уровне выпускника средней школы) экзаменационные задания Школы испытывают острую нехватку преподавателей математики, физики, химии, иностранного языка. Эти предметы в половине государственных школ преподают люди, не имеющие соответствующей подготовки

Информация о работе Школа и педагогика за рубежом