Школа и педагогика за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

В 1983 г американцы испытали сильное потрясение Вышел в свет правительственный доклад «Нация в опасности необходимость реформы образования» над которым в течение двух лет работала комиссия, назначенная президентом страны Написанный ярко и эмоционально, он был обращен не только к законодателям и руководителям образования, но и к учителям, родителям, учащимся, широкой общественности Открыто и резко, не щадя национальной гордости которая заполняет американцев авторы доклада говорили о серьезных недостатках американского образования, об угрожающем благополучию нации снижении качества подготовки молодежи в школах (см A Nation at Risk The Imperative for Educational Reform Wash, DC, 1983 P 5)

Файлы: 1 файл

006.DOC

— 111.50 Кб (Скачать файл)

ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ

Тринадцать  лет спустя: Американская школа-96

3.А. Малькова

 

В 1983 г американцы испытали сильное  потрясение Вышел в свет правительственный доклад «Нация в опасности необходимость реформы образования» над которым в течение двух лет работала комиссия, назначенная президентом страны Написанный ярко и эмоционально, он был обращен не только к законодателям и руководителям образования, но и к учителям, родителям, учащимся, широкой общественности Открыто и резко, не щадя национальной гордости которая заполняет американцев авторы доклада говорили о серьезных недостатках американского образования, об угрожающем благополучию нации снижении качества подготовки молодежи в школах (см A Nation at Risk The Imperative for Educational Reform Wash, DC, 1983 P 5)

Доклад не ограничился констатацией опасных тенденции в образовании но обозначил пути и средства их преодоления Рекомендации комиссии сводились к важнейшим с ее точки зрения, областям содержанию образования (увеличить число обязательных для всех учащихся предметов включив в их число математику естественнонаучные дисциплины информатику ввести государственные стандарты знаний, умений и навыков, которые обязательны для всех, повысить требовательность к учебным успехам школьников), учебному времени (увеличить продолжительность учебного года, учебной недели и учебного дня расширить объем домашних заданий) учительскому персоналу (усовершенствовав педагогическое образование, усилив внимание к подготовке по специальности учителя, привести зарплату учителя в соответствие со сложностью его труда, привлечь в школу талантливую молодежь) управлению и финансированию (власти штатов и местных органов несут ответственность за повседневную деятельность образовательной системы однако федеральное правительство обязано выделять средства и поддерживать усилия направленные на повышение качества образования) активизации общественности (образование должно стать первым национальным приоритетом, все слои населения, все организации

102 

промышленники военные, работники средств массовой информации должны интеллектуально, морально, материально помочь образованию выйти на высокий уровень качества)

Доклад «Нация в опасности »  начал новый отсчет времени в  деятельности американской школы Что  же реально изменилось в ней после 1983 года?

Тринадцать  лет — небольшой срок для модернизации такой сложной, многоаспектной, масштабной в количественном отношении системы какой является школьное образование В стране около 50 млн. школьников, более 3 млн. учителей, свыше 100 тыс. общеобразовательных школ Управление школьным делом осуществляют правительства штатов и местные власти, что предопределяет огромное разнообразие в материально-техническом и кадровом обеспечении школ 50 штатов США (в штате Юта на одного ученика например, тратится 2500 долл. в год, а в Нью-Джерси или Калифорнии — в три раза больше) Радикально изменить такую крупномасштабную децентрализованную систему за короткий срок невозможно Тем не менее можно отметить некоторые новые явления, свидетельствующие о целенаправленном процессе модернизации американской школы

Повышение государственной  и общественной активности в сфере  образования. Демократия — это отлаженный механизм самоорганизации инициативы и самоуправления граждан За долгую историю США в стране сложилась развитая и активно действующая система негосударственных организаций — союзов, ассоциаций фондов и т.п., занимающихся разнообразными вопросами социальной жизни Появление доклада «Нация в опасности» вызвало их бурную деятельность На американцев обрушился поток разработанных общественными организациями документов, предложений, рекомендации о реформировании школьною образования Наибольший резонанс в обществе получили доклады Фонда науки США, фонда Карнеги, Национальной ассоциации образования и др. При всем разнообразии документов и монографий их авторов объединяет одна идея американская

 

Школа и педагогика за рубежом

 

 

 


школа находится на перепутье, она  должна решительно покончить с практикой  безбрежного индивидуального подхода и выбора предметов, при котором для всех учащихся средней школы обязательными являются лишь три дисциплины (английский язык, обществоведение и физкультура); необходимо повысить уровень требований к общеобразовательной подготовке американской молодежи.

Существенную роль в активизации общественных сил играют ежегодно проводимые (с 1980 г) педагогическим обществом Фи Дельта Каппа и социологическим центром Гэллапа опросы родителей и общественности об их отношении к школе. Оценка, которую они выставляют работе школы (по пятибалльной системе), падает. В 1983 г. она в среднем была ниже удовлетворительной (см.. Digest of Education Statistics Wash., DC., 1991. P 28)

Такие ежегодные опросы — чуткий барометр, фиксирующий неблагополучие в школьном деле Он не только мобилизует общественные силы, но и побуждает к действию государственные органы 80-90 годы отмечены повышенной активностью американского конгресса в рассмотрении вопросов образования Ежегодно он издает 8-10 актов (законов), сопровождающихся выделением дополнительных государственных средств (законы о двуязычии в школах, обучении одаренных, преподавании математики и естественных наук в целях повышения конкурентоспособности США и др ). В результате за десятилетие расходы на школы возросли вдвое (100 млрд. долл. в 1983 г. и 200 млрд. в 1993 г.), причем этот рост обеспечивался за счет повышения роли федеральных властей и правительств штатов в финансировании общего образования

Кульминационной точкой в деятельности Вашингтона стал 1990 год, когда губернаторы штатов во главе с президентом разработали перспективную программу развития школьного образования («Америка-2000»), состоящую из шести стратегических направлений совершенствование дошкольного воспитания, обеспечение готовности всех детей к обучению в школе; увеличение охвата молодежи полной средней школой до 90%; обучение всех учащихся на высоком уровне, необходимом для выполнения ими гражданских обязанностей, продолжения обучения и работы в современном мире труда; достижение мирового уровня преподавания математики и естественных наук, создание в каждой школе атмосферы дисциплины и порядка, без чего невозможно учение; овладение каждым взрослым американцем знаниями и умениями, которые требуются, чтобы конкурировать на мировом рынке и осуществлять гражданские 

права и обязанности (см.: America -2000. An Education Strategy. Wash., DC., 1991).

При администрации Клинтона конгресс принял эту программу в качестве закона о

национальных целях образования, дополнив ее двумя стратегическими  направлениями — совершенствование  педагогического образования и вовлечение родителей в обучение и воспитание детей в школе (см.: Goals 2000 — Educate America Law. Wash., D.C., 1994)/

В формулировках целей, ориентированных  на XXI в., просматривается некая амбициозность  и нереалистичность (например, цель номер 4: «К 2000 году учащиеся США будут первыми по уровню подготовки в математике и научных дисциплинах»). Но эта «задиристость» в сочетании с четкостью и доходчивостью изложения национальной стратегии отвечает менталитету американцев и во многом способствовала мобилизации широкой общественности, к чему призывали президент и правительство. «Я обращаюсь ко всем, кто хочет реального улучшения американского образования, — говорилось в послании Буша предваряющем программу «Америка-2000». – Я говорю: не будет ренессанса без революции.. Мы должны создать Новое Поколение Американских Школ». Министр образования тогда же говорил о «народном крестовом походе», призывая, чтобы каждая община, каждая школа продвигались к реализации разработанных целей (America -2000. P. 1-2).

Большинство школьных округов (их в стране около 14 тыс., включающих от 2-3 до 1 тыс. школ, как, например, в Нью-Йорке) разработали  с учетом местных условий и  проблем и в рамках национальных целей свои стратегии развития образования  для XXI в. Они так же конкретны, лаконичны и понятны для жителей округов, в которых находятся школы. Так, школьный округ, промышленного, и заселенного в основном небелым населением, города Акрон (штат Огайо) выдвинул 4 цели (направления) развития образования: дать всем учащимся полноценное общее образование; обеспечить в школах хорошие условия для обучения; вовлечь всех жителей общины в деятельность школы, гарантировать учебным заведениям соответствующее финансирование (см.: Akron-2000. Long Range Plan for Akron Public Schools Akron, 1992).

В городе Гувер (штат Алабама), жители которого принадлежат  к среднему и выше среднего слоям населения, программа развития школ исходит из того, что «каждый учащийся получит образование отличного качества». Программа включает шесть национальных целей с их детализацией в соответствии с местными условиями и дополняется двумя направлениями — использование новейших

 

Педагогика, № 5, 1996 г.

 

 

 


технологий е учебном процессе и воспитание гуманных высоконравственных людей (Hoover-2000. Hoover, Alabama, 1993).

Такие программы широко распространяются среди жителей, родителей, бизнесменов, местной администрации, являясь для них руководством к конкретной деятельности

Сквозное  сверху донизу целевое планирование развития образования снижает уровень децентрализации в управлении школами и, согласно мнению Международной ассоциации школьных достижений, способствует повышению качества общего образования Синхронность стратегий на федеральном и местном уровнях позволяет мобилизовать общественные и педагогические силы на наиболее критических для американского образования направлениях

Развитие системы дошкольного  воспитания. Традиционно в США, как и в других западных странах, вопросы дошкольного воспитания находились на периферии государственной политики. Комплекс социально-экономических и демографических факторов (вовлечение женщин, имеющих детей, в труд вне дома, ослабление воспитательных функций семьи в связи с ее нестабильностью и изменением структуры, рост числа детей, живущих с одним родителем, преимущественно с матерью, распространение безнадзорности детей и в конечном счете девиантного поведения и малолетней преступности) побудил американское государство к активным действиям в области до-школьното воспитания Уже в 70-е гт конгресс принял акт «Главный старт», выделив большие средства на создание групп и центров для маленьких детей в районах, заселенных бедным, главным образом цветным населением

Правительственный доклад «Нация в  опасности », а затем Закон о национальных целях образования подчеркнули первостепенную важность развития детей в дошкольный период для их успешного учения в школе, подготовки к жизни в высокотехнологическом обществе В перспективной программе развития общего образования на первое место поставлена цель  обеспечить всем детям физическую, интеллектуальную, нравственно-волевую готовность к школьному учению При этом указывается «Все дети будут иметь доступ к высококачественным и развивающим программам дошкольного воспитания, которые подготовят их к школе» (Goals 2000 — Educate America Law. Wash, DC., 1994)

В настоящее время в США идет активный процесс формирования системы дошкольного воспитания Она отличается гибкостью, разнообразием, многоликостью по типам учреждений (ясли, детские сады), их принадлежности 

к источникам финансирования (бесплатные государственные группы «Начальный старт», подготовительные классы —  детские сады при школах, платные  частные, церковные, принадлежащие  фирмам, предприятиям и финансируемые  ими), времени пребывания детей (полнодневные, кратковременные) Общий охват детей дошкольными учреждениями растет из года в год Процент детей в возрасте трех лет, посещающих дошкольные учреждения, за два прошедших десятилетия вырос почти в три раза, четырехлеток — в два раза, практически все дети пяти лет (89%) находятся в детских садах при школах Общий охват детей 3-5 лет дошкольными учреждениями составляет более 60% (см • Digest of Education Statistics, Wash, DC, 1993 P 59)

Подготовка детей к школе, развитие у них базовых интеллектуальных навыков и личностных качеств, необходимых для успешного учения, невозможны без участия родителей «Каждый родитель США,    говорится в упомянутом выше законе,    станет первым учителем ребенка и ежедневно будет заниматься его развитием и учением, родителям будут предоставлены возможности для подготовки себя к этой роли» ( Goals 2000 P 543)

Обеспечение всеобщего  среднего образования. США первыми в мире вступили на путь массового и бесплатного среднего образования, создав объединенную среднюю школу со сроком обучения 3-4 года Начиная с конца прошлого века число ее выпускников возрастало почти вдвое каждое десятилетие (например, в 1910 г. среднее образование получали 8,8% всех 17-летних, в 1920 16,8%, в 1930 г — 29% и тд.). Однако с начала 70-х гг, достигнув 77%, этот показатель стал постепенно снижаться в 1975г — 73,7%, в 1980 г    71,4% и т.д.» (см., Digest of Education Statistics P. 105)

Вместе с тем радикальные  изменения в сфере труда, связанные с его интеллектуализацией, требуют высокой образовательной подготовки Так, около 90% вновь открывающихся рабочих мест рассчитаны на работников, имеющих полное среднее и даже 1-2-го-дичное послесреднее образование По подсчетам специалистов, отсев молодежи из средней школы наносит стране ущерб в 220 млрд долл ежегодно (в виде пособий по безработице, из-за снижения производительности труда и тп )

Сравнение состояния дел с Японией, где 94% молодежи заканчивают 12-летнюю среднюю школу, явно не в пользу США и болезненно воспринимается как обществом, так и властями в Вашингтоне

Отсев из школы в основном происходит за счет детей небелого населения (черные, индей-

 

104

 

Школа и педагогика за рубежом

 

 

 


цы, дети азиатского происхождения). Показательно, что заканчивающих среднюю школу среди них на 20% меньше, чем среди бельгх учащихся

Стратегия на достижение 90-процентного  охвата молодежи средней школой к 2000 г определила соответствующие действия федеральных и местных властей. Среди них широкое разъяснение через средства массовой информации жизненной необходимости получения полного среднего образования как гаранта занятости в условиях высокотехническо-го общества Одновременно федеральное правительство и местные власти расширили финансовую помощь семьям, имеющим детей, а также педагогическую поддержку учащимся, испытывающим затруднения в учебе в результате    несформированности    базовых психофизиологических предпосылок к учению Об этом специально шла речь в дополнениях к обширному закону «О развитии начального и среднего образования» (1965), сделанных в 80-е гг

Особую актуальность в свете задачи сокращения отсева из средней школы приобрела проблема билингвизма. В связи с неослабевающим потоком иммигрантов, особенно из стран Латинской Америки, в ряде штатов США (Техас, Калифорния, Флорида и др.) для более чем половины населения английский язык не является родным В целом в стране в повседневной жизни используется более 300 различных языков (из них 200   языки коренных жителей, индейцев) Подсчитано, что более 5 млн школьников США владеют слабо или не владеют совсем английским языком (см Cushnoc К Human Diversity in education NY, [992 P!59)

Информация о работе Школа и педагогика за рубежом