Шпаргалка по дисциплине "Общие основы педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 07:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Общие основы педагогики".

Файлы: 1 файл

Общие основы педагогики. Ответы.docx

— 225.51 Кб (Скачать файл)

Негосударственное учреждение дополнительного

профессионального образования

Сибирский институт практической психологии, педагогики

и социальной работы

 

 

 

Итоговая работа

 

 

 

 

 

Выполнил:

Апрелова Анжелика Сергеевна

 

Название курсов повышения квалификации:

Теория и методика преподавания географии

 

Руководитель:

Омельченко Е. А.

 

 

Новосибирск  2015 г.

 

Общие основы педагогики. Ответы на экзаменационные вопросы.

Вопрос № 3. Наследственность как исходный фактор развития личности.

В науке давно доказано и я, с этим, совершенно согласна, что становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности.

 Человек рождается  на свет уже человеком. Строение  тела младенца обуславливает  возможность прямохождения, структура  мозга – потенциально развитый  интеллект, строение руки – перспективу  использования орудий труда и  т.д., все это отличает его от  детеныша животного. Понять, что  такое личность, можно через изучение  реальных общественных связей  и отношений, в которые вступает  человек. И, первое, с чем сталкиваются  при обращении к изучению –  это вопрос о соотношении в  нем биологического и социального. [1]

Биогенетический подход определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Человек от природы имеет предрасположение не только к особенностям протекания эмоциональных реакций, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов.

 [1] . Ананьев Б.Р. Избр. психологич. Труды М.: Педагогика, 1980 Т.1. с19-31.

Конечно же, однозначно, необходимо понимать, что такое личность. Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал еще Гегель. А в современной психологии наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

Теперь необходимо рассмотреть, что оказывает влияние на развитие личности, в сущности. Это хорошо видно на, представленной ниже, схеме.

Развитие обусловлено внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также чувства и переживания человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Нельзя абсолютизировать влияние одного какого-нибудь фактора, необходим системный подход.

Я буду рассматривать именно роль наследственности в формировании личности.

Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, и как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений».[2] 
Наследственность сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире.

[2] .Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Л.:ЛГУ.1968.

С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову): пищеварительные, оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание при ярком свете), ориентировочные (реакция на звук, свет); программирует передачу биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус-фактор, задатки способностей; программирует свойства нервной системы, свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др. Генетическая программа заложена в молекулярных структурах ДНК. Биологические процессы обозначены и наличием наследственных заболеваний и различных аномалий. К ним относят, шизофрению, сахарный диабет, ряд эндокринных расстройств (карликовость и др.). По наследству могут передаваться и особенности протекания психических процессов, предрасположенность к правонарушениям, садизм, суицидальное поведение и т.д. Но генный аппарат, как и весь организм человека, не изолирован от внешних воздействий, а включен в их многообразие. [3]

Нарушение генной наследственности может быть вызвано тяжелыми условиями труда, нервно-психическими расстройствами, алкоголем, курением, медикаментами, звуковыми нагрузками и многим другим. Современные науки ведут поиск средств лечения генных болезней, ослабления их влияния на развитие личности.

Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности.

Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других».

Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и «определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие».

[3].Выготский Л.С. // Собр. Соч.: в 6 т. М.1983.Т.4 С.208

К ним можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.

Проявление наследственного находится в прямой зависимости от внешней среды, условий жизни и воспитания. В науке имеется немало фактов о жизни малолетних детей со зверями (так называемых «детей Маугли») волками, медведями, обезьянами и вскормленных их молоком. Возвращение к людям, они были лишены почти всех человеческих качеств: уровень интеллекта и мышления у многих из них находятся ниже уровня животных, ходили они на четвереньках, речь отсутствовала, воспроизводили ее только звуки, которые «произносили» животные; для таких детей характерна неразвитость чувств, короткий срок жизни вследствие неразвитости психических процессов. [4]

Биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практически реализует их не более чем на 10-15%. Для правильного воспитания важна глубокая диагностика выявления природных дарований с целью создания необходимых условий их развития. Развитие человека рассматривается преимущественно как развитие его способностей.

С одной стороны, развитие происходит за счет резервных сил генотипа (задатки способностей могут проявляться очень рано, с 2-3-летнего возраста, или, наоборот — на склоне лет), с другой — условий внешней среды и их взаимного влияния. Несовершенство структуры питания и тяжелые условия жизни (дети сироты, неполные семьи, трудные семьи, привлечение детей к тяжелой работе) задерживают рост и развитие. Наследственные возможности растущего человека велики, но реализовать их в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.

[4]. Карандашев Ю.Н. Психология развития: Часть первая: Введение: Учебное пособие. Минск, 1997.

Руководствуясь приведёнными выше определениями и выводами, можно сказать следующее:

человек как биологическое существо и как индивид —  неповторимый представитель человеческого рода предстает перед нами, прежде всего в своих природных, биологических особенностях, составляющих предпосылку и условие его социального развития. Знание биологических законов, которыми обусловлены физические и физиологические изменения в человеке, изучение его природных свойств позволяют педагогам установить закономерные связи между воспитанием и развитием, обеспечить природосообразность содержания, форм и методов воспитания.                     [5]

Используя приведённые выше определения и различные издания по общей педагогике, я постаралась сформировать обобщающую таблицу 1 «Характеристики личности». Доказано, и я с этим, совершенно согласна, что характеристики личности являются наследственным материалом. Несомненно, любой педагог должен понимать, что представляют собой эти характеристики в определении.

Таблица 1. Характеристики личности

№ п/п

Характеристика

личности

Определение характеристики с точки зрения психологии

 

1

 

Развивающееся

самопознание

Основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в её суждениях и действиях и, ориентированным, прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.

 

2

 

Активность

Стремление выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний; расширить сферу деятельности.

 

3

 

Наличие

  «Образа»

Система представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которая обеспечивает единство и тождественность его личности  и обнаруживается в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.

4

Направленность

Устойчивая система мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.

5

Способности

Свойства и качества, обеспечивающие успешность в выполнении определённой деятельности.

 

6

 

Характер

Совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающую типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.


 

[5]. Смирнов Н.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. Второе, перераб., испр. И доп. – М.: Логос, 2003. – 304 е.: ил. ISBN 5-94010-065-1

В заключении хотелось бы сказать следующие слова:

 «ИНДИВИДОМ РОЖДАЮТСЯ. ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОТСТАИВАЮТ».

Так утверждают многие психологи, и я с ними согласна.

 

 

 

Вопрос № 4. Ученический коллектив как среда и условие  развития личности.

Среди многообразия проблем современной педагогики и психологии одна из наиболее популярных и интенсивно исследуемых является проблема влияния коллектива на формирование личности школьников. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно-полезной деятельности и проявляется в коллективизме. По мнению Л.И. Новиковой, коллективизм – это чувство солидарности с группой, осознание себя еще частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. [1].

В современной педагогике вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдение прав и свобод человека он приобретет особую важность. В течение многих десятилетий вопрос о формировании личности ученика через воздействие на коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна, безусловно, подчиняться коллективу.

[1].  Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений  - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

На сегодняшний день мнение изменилось. Доказано, что, безусловно, происходит развитие личности под влиянием детского (ученического) коллектива. Сегодня   теорией   развития   коллектива,   влияние  внутреколлективных отношений на развитие личности рассматривается в трудах: Е.В. Бондаревской, И.З. Гликмана, Л.И. Маленковой,  М.И. Рожкова и др.

Латинское слово «коллективус» переводится   по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то,  что коллектив – это группа людей. В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается высокоорганизованная группа людей; второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа. В этом значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе. По мнению Я.Л. Коломенского и А.В. Петровского, коллективом называется объединение воспитанников (учеников) отличающихся рядом признаков [1].

[2].

Следовательно, ученический коллектив  как  система – это относительная   автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления. Проецируя на    школьный   класс    выделенные   признаки  коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общий выборный орган и отличающаяся способностью к сплоченности, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех челнов в правах и обязанностях.

Выделяются следующие этапы развития детского коллектива. [3].

Как мы видим из таблицы, конечной задачей развития коллектива является развитие творческой индивидуальности каждого члена актива.

[1]. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений  - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

[2]. Смирнов Н.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. Второе, перераб., испр. И доп. – М.: Логос, 2003. – 304 е.: ил. ISBN 5-94010-065-1

[3]. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: Айрис-Пресс ,2008. - 256 с.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Общие основы педагогики"