Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 07:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Общие основы педагогики".
Негосударственное учреждение дополнительного
профессионального образования
Сибирский институт практической психологии, педагогики
и социальной работы
Итоговая работа
Выполнил:
Апрелова Анжелика Сергеевна
Название курсов повышения квалификации:
Теория и методика преподавания географии
Руководитель:
Омельченко Е. А.
Новосибирск 2015 г.
Общие основы педагогики. Ответы на экзаменационные вопросы.
Вопрос № 3. Наследственность как исходный фактор развития личности.
В науке давно доказано и я, с этим, совершенно согласна, что становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности.
Человек рождается
на свет уже человеком. Строение
тела младенца обуславливает
возможность прямохождения, структура
мозга – потенциально развитый
интеллект, строение руки – перспективу
использования орудий труда и
т.д., все это отличает его от
детеныша животного. Понять, что
такое личность, можно через изучение
реальных общественных связей
и отношений, в которые вступает
человек. И, первое, с чем сталкиваются
при обращении к изучению –
это вопрос о соотношении в
нем биологического и
Биогенетический подход определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Человек от природы имеет предрасположение не только к особенностям протекания эмоциональных реакций, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов.
[1] . Ананьев Б.Р. Избр. психологич. Труды М.: Педагогика, 1980 Т.1. с19-31.
Конечно же, однозначно, необходимо понимать, что такое личность. Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал еще Гегель. А в современной психологии наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.
Теперь необходимо рассмотреть, что оказывает влияние на развитие личности, в сущности. Это хорошо видно на, представленной ниже, схеме.
Развитие обусловлено внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также чувства и переживания человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Нельзя абсолютизировать влияние одного какого-нибудь фактора, необходим системный подход.
Я буду рассматривать именно роль наследственности в формировании личности.
Наследственность определяют как совокупность природных
свойств организма, передаваемых от поколения
к поколению, и как «свойство живых систем
воспроизводить свою организацию, или,
иначе говоря, свойство живых организмов
воссоздавать себе подобных в ряду поколений».[2]
Наследственность сохраняет человека
как природное существо, как уникальную
популяцию (вид) в биологическом мире.
[2] .Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Л.:ЛГУ.1968.
С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову): пищеварительные, оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание при ярком свете), ориентировочные (реакция на звук, свет); программирует передачу биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус-фактор, задатки способностей; программирует свойства нервной системы, свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др. Генетическая программа заложена в молекулярных структурах ДНК. Биологические процессы обозначены и наличием наследственных заболеваний и различных аномалий. К ним относят, шизофрению, сахарный диабет, ряд эндокринных расстройств (карликовость и др.). По наследству могут передаваться и особенности протекания психических процессов, предрасположенность к правонарушениям, садизм, суицидальное поведение и т.д. Но генный аппарат, как и весь организм человека, не изолирован от внешних воздействий, а включен в их многообразие. [3]
Нарушение генной наследственности может быть вызвано тяжелыми условиями труда, нервно-психическими расстройствами, алкоголем, курением, медикаментами, звуковыми нагрузками и многим другим. Современные науки ведут поиск средств лечения генных болезней, ослабления их влияния на развитие личности.
Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности.
Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других».
Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и «определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие».
[3].Выготский Л.С. // Собр. Соч.: в 6 т. М.1983.Т.4 С.208
К ним можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.
Проявление наследственного находится в прямой зависимости от внешней среды, условий жизни и воспитания. В науке имеется немало фактов о жизни малолетних детей со зверями (так называемых «детей Маугли») волками, медведями, обезьянами и вскормленных их молоком. Возвращение к людям, они были лишены почти всех человеческих качеств: уровень интеллекта и мышления у многих из них находятся ниже уровня животных, ходили они на четвереньках, речь отсутствовала, воспроизводили ее только звуки, которые «произносили» животные; для таких детей характерна неразвитость чувств, короткий срок жизни вследствие неразвитости психических процессов. [4]
Биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практически реализует их не более чем на 10-15%. Для правильного воспитания важна глубокая диагностика выявления природных дарований с целью создания необходимых условий их развития. Развитие человека рассматривается преимущественно как развитие его способностей.
С одной стороны, развитие происходит за счет резервных сил генотипа (задатки способностей могут проявляться очень рано, с 2-3-летнего возраста, или, наоборот — на склоне лет), с другой — условий внешней среды и их взаимного влияния. Несовершенство структуры питания и тяжелые условия жизни (дети сироты, неполные семьи, трудные семьи, привлечение детей к тяжелой работе) задерживают рост и развитие. Наследственные возможности растущего человека велики, но реализовать их в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.
[4]. Карандашев Ю.Н. Психология развития: Часть первая: Введение: Учебное пособие. Минск, 1997.
Руководствуясь приведёнными выше определениями и выводами, можно сказать следующее:
человек как биологическое существо и как индивид — неповторимый представитель человеческого рода предстает перед нами, прежде всего в своих природных, биологических особенностях, составляющих предпосылку и условие его социального развития. Знание биологических законов, которыми обусловлены физические и физиологические изменения в человеке, изучение его природных свойств позволяют педагогам установить закономерные связи между воспитанием и развитием, обеспечить природосообразность содержания, форм и методов воспитания. [5]
Используя приведённые выше определения и различные издания по общей педагогике, я постаралась сформировать обобщающую таблицу 1 «Характеристики личности». Доказано, и я с этим, совершенно согласна, что характеристики личности являются наследственным материалом. Несомненно, любой педагог должен понимать, что представляют собой эти характеристики в определении.
Таблица 1. Характеристики личности
№ п/п |
Характеристика личности |
Определение характеристики с точки зрения психологии |
1 |
Развивающееся самопознание |
Основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в её суждениях и действиях и, ориентированным, прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни. |
2 |
Активность |
Стремление выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний; расширить сферу деятельности. |
3 |
Наличие «Образа» |
Система представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которая обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживается в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д. |
4 |
Направленность |
Устойчивая система мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д. |
5 |
Способности |
Свойства и качества, обеспечивающие успешность в выполнении определённой деятельности. |
6 |
Характер |
Совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающую типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования. |
[5]. Смирнов Н.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. Второе, перераб., испр. И доп. – М.: Логос, 2003. – 304 е.: ил. ISBN 5-94010-065-1
В заключении хотелось бы сказать следующие слова:
«ИНДИВИДОМ РОЖДАЮТСЯ. ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОТСТАИВАЮТ».
Так утверждают многие психологи, и я с ними согласна.
Вопрос № 4. Ученический коллектив как среда и условие развития личности.
Среди многообразия проблем современной педагогики и психологии одна из наиболее популярных и интенсивно исследуемых является проблема влияния коллектива на формирование личности школьников. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно-полезной деятельности и проявляется в коллективизме. По мнению Л.И. Новиковой, коллективизм – это чувство солидарности с группой, осознание себя еще частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. [1].
В современной педагогике вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдение прав и свобод человека он приобретет особую важность. В течение многих десятилетий вопрос о формировании личности ученика через воздействие на коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна, безусловно, подчиняться коллективу.
[1]. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
На сегодняшний день мнение изменилось. Доказано, что, безусловно, происходит развитие личности под влиянием детского (ученического) коллектива. Сегодня теорией развития коллектива, влияние внутреколлективных отношений на развитие личности рассматривается в трудах: Е.В. Бондаревской, И.З. Гликмана, Л.И. Маленковой, М.И. Рожкова и др.
Латинское слово «коллективус» переводится по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив – это группа людей. В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается высокоорганизованная группа людей; второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа. В этом значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе. По мнению Я.Л. Коломенского и А.В. Петровского, коллективом называется объединение воспитанников (учеников) отличающихся рядом признаков [1].
[2].
Следовательно, ученический коллектив как система – это относительная автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления. Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общий выборный орган и отличающаяся способностью к сплоченности, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех челнов в правах и обязанностях.
Выделяются следующие этапы развития детского коллектива. [3].
Как мы видим из таблицы, конечной задачей развития коллектива является развитие творческой индивидуальности каждого члена актива.
[1]. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
[2]. Смирнов Н.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. Второе, перераб., испр. И доп. – М.: Логос, 2003. – 304 е.: ил. ISBN 5-94010-065-1
[3]. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: Айрис-Пресс ,2008. - 256 с.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Общие основы педагогики"