Шпаргалка по дисциплине "Общие основы педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 07:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Общие основы педагогики".

Файлы: 1 файл

Общие основы педагогики. Ответы.docx

— 225.51 Кб (Скачать файл)

Вопрос № 7.  Воспитание как фактор развития личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. [1].

 

Воспитание


Теория

авторитарного                                                                     Советская

воспитания                            Теория свободного               педагогика

(средневековье-                           воспитания                  (П.П. Блонский

немецкий педагог                   (Ж. Ж. Руссо)                  А.П. Пинкевич

И. Ф. Гербард)                                                                  В. Сухомлинский)

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика. Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника. [1].

Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса - формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

[1]. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

Воспитание - процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.

 Гуманистическая педагогика определяет воспитание как создание оптимальных (наиболее благоприятных) условий для саморазвития личности, реализации заложенных в ней сущностных сил, максимально возможной самоактуализации человека. При этом педагогический процесс также направлен на организацию и стимулирование разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

В современной педагогике (и еще более явно в психологии) начинает преобладать подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности в соответствии с выбранным идеалом, а как к созданию условий для саморазвития личности.

Гуманистическая психология запрещает любые прямые воздействия на личность, какие бы цели (воспитательные или терапевтические) они ни преследовали. Мы не имеем также права заранее решать за человека, каким ему быть, ибо каждый имеет право и должен сам прожить свою жизнь, не перекладывая на других ответственность за тот выбор, за те решения, которые ему приходится принимать. Уникальность и неповторимость каждой личности составляют богатство всего общества, и всякое искусственное ограничение свободного проявления и развития личности подрывает ее творческие потенции, препятствует ее «самоактуализации». Самый главный прием воспитания - это принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений. Только в этом случае будет сохраняться у воспитателя контакт с воспитуемым, что является единственным условием плодотворного взаимодействия обоих участников воспитательного процесса. Однако это не означает, что воспитатель должен занимать пассивную позицию в отношении тех выборов и принципиальных решений, которые принимает его воспитанник.

Главная задача воспитателя - раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов, которое часто не открывается самим ребенком, подростком, юношей из-за его ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры. Еще одно принципиальное требование к организации процесса воспитания состоит в неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого как к полноценному и равноправному партнеру в любой совместной деятельности. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе, так называемой педагогики сотрудничества.

Другая важнейшая задача воспитания - помощь воспитуемому в выработке индивидуального стиля жизни, индивидуального стиля деятельности и общения. Для этого преподавателю необходимо владеть некоторыми навыками и методиками психодиагностики, а также вооружить учеников приемами самопознания. Важнейшее значение имеет знание психологических и психофизиологических особенностей учеников, определяемых их социальным статусом, возрастом и характером основной деятельности. При этом педагог не должен относиться к воспитуемому как к социально незрелой личности, тем самым ограничивая возможности его развития, а наоборот усиливать их своей верой, внутренней поддержкой.    [2].

С.Д. Смирнов выделяет в качестве, основополагающих следующие принципы воспитания. [3].                                                               Принцип


                                        Принципы воспитания                      единства                                                        


Принцип                                                                                             обучения и


Природосообразности                    Принцип                                    воспитания

(Ж.Ж. Руссо,                           культуросообразности              

И.Г. Песталоцци,                   (И.Г. Песталоцци                  

 Ф.А. Дистервег)                    Ф.А. Дистервег                             Принцип

                                                  К.Д. Ушинский                       гуманистичности

                                                  Л.Н. Толстой и др.)

[2]. Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с

[3]. Смирнов С.Д.Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.

В свою очередь, надо так же отметить, что под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди - воспитатели - воздействуют на других людей - воспитанников - с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон (психотерапия, тренинг, психокоррекция).

Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

С помощью различных средств воспитания реализуются различные методы  воспитания.

Методы воспитания:

  • это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;
  • это пути достижения заданной цели воспитания;
  • это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания.

Существующие методы воспитания отражены в таблице 1, одна, из существующих классификаций [4].

Таблица 1. Методы воспитания.

Классификация В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной

Методы формирования сознания

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности

Методы стимулирования поведения и деятельности

Методы контроля, самоконтроля, самооценки деятельности и поведения

Все методы убеждения: рассказ, объяснение и разъяснение.

Лекция.

Этическая беседа.

Увещевание.

Внушение.

Инструктаж.

Диспут.

Дискуссия.

Полемика.

Доклад.

Положительный пример.

Упражнение.

Приучение.

Педагогическое требование.

Общественное мнение.

Поручение.

Воспитывающая ситуация.

Переключение в деятельности.

Соревнование.

Поощрение.

Наказание.

Сюжетно-ролевые игры.

Педагогическое наблюдение.

Беседы с целью выявления уровней воспитанности и воспитуемости.

Опросы, устные и анкетные.

Тесты.

Анализ результатов общественно-полезной деятельности, работы органов самоуправления.

Создание ситуаций для изучения поведения воспитанников.


 

 

 [4]. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 398 с. – (Внимание, экзамен!).

Вопрос № 17   Креативность педагога – условие инновационности его профессиональной деятельности.

Изменения, происходящие в образовательной политике, влияют на характер профессиональной деятельности педагогов. Социально-экономические преобразования общества в целом, рыночный и конкурентный характер отношений образовательных учреждений, усиление гуманитаризации системы образования актуализируют инновационную деятельность учителей, способствующую эффективному разрешению возникающих проблем. Именно инновационная деятельность ориентирует педагога на будущее, на новейшие достижения науки, а инновационноработающие образовательные учреждения приобретают конкурентные преимущества и тем самым опережают в своем развитии другие структурные элементы системы образования.

Под инновационной деятельностью принято понимать деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом [1].

Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, созидания качественно иной педагогической практики.

[1]. Лазарев В. С. Управление нововведениями — путь к развитию школы // Сельская школа. — 2003. — № 1. — С.16

Авторы работ по педагогической инноватике, М. С. Бургин, В. И. Загвязинский, С. Д. Поляков, В. М. Полонский, М. М. Поташник, Н. Р. Юсуфбекова и другие, понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое. То есть, инновационная деятельность предполагает положительные преобразования образовательной системы и нацелена на развитие самого педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания. Инновационная деятельность педагога связана с процессами самоопределения, т. е. с построением отношения к новому, изменением себя, своей профессиональной позиции, преодолением препятствий в процессе самореализации.

Компоненты инновационной деятельности


Креативный               (В. А. Сластенин и П. С. Подымова[2].


 

мотивационно-целевой                                               рефлексивный

                                                    технологический        

Остановимся более подробно на рассмотрении креативного компонента.

[2]. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997. — 224с.

Креативный компонент включает в себя наличие у педагога отношения к инновационной деятельности не как к соединению готовых форм, найденных в практике, а как к преобразованию, изменению (развитию в новых сложных синтезах сообразно собственной индивидуальности и особенностям ученического коллектива), а также наличие научной рефлексии. Он также предполагает наличие знаний и представлений об особенностях и условиях поиска новых путей и способов осуществления профессиональной деятельности, готовность к восприятию нового и потребность в создании нового.

В основе понимания креативного компонента инновационной деятельности лежит рассмотрение феномена креативности, определяющего творческий характер инновационной деятельности педагога и проявляющегося на определенных этапах творческого и инновационного процесса.

Креативность активно изучается социологами, психологами и педагогами, начиная со второй половины ХХ века. В «Современном психологическом словаре» креативность определяется как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [3]. В педагогическом словаре креативность определяется как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [4]. Креативность в профессиональной педагогике рассматривается как способность к творчеству, принятию и созданию нового, нестандартному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей. Креативность личности определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, помогает находить оригинальные решения сложных проблем в ситуации неопределенности; это внутренний ресурс человека, который поможет ему успешно самоопределиться в обществе.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Общие основы педагогики"