Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:47, шпаргалка

Описание работы

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу. Родоначальник дошк. пед-ки Я.А. Коменский утверждал, что каждый ребенок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на самую высокую ступень лестницы образования. Возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей.

Файлы: 1 файл

0354094_549EA_shpory_po_doshkolnoy_pedagogike.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Особенности игры как деятельности: отобразительный  и действенно-речевой характер, специфические мотивы (основной мотив это переживание ребенком в игре значимых для него сторон действительности, интерес к действиям с предметами, событиям, отношениям между людьми. Мотивом может быть стремление к общению, совместной деятельности, познавательный интерес. Однако, как отмечал Л.С. Выготский - ребенок играет, не осознавая мотивов своей деятельности); в игре присутствует воображаемая ситуация и ее компоненты (роли, сюжет, воображаемое явление); в играх имеются правила (скрытые, вытекающие из роли, сюжета и открытые, ярко выраженные); активная деятельность воображения; повторность игры и игрового действия (благодаря стремлению к подражанию, ребенок много раз повторяет одни и те же действия, слова, а такое повторение необходимо для психического развития. Именно на повторности построены многие подвижные игры); самостоятельность (эта особенность с особой силой проявляется в творческих играх, где дети самостоятельно выбирают сюжет, развивают его, определяют правила); творческий характер, что позволяет детям проявить инициативу, фантазию в построении сюжета, в выборе содержания, в создании игровой обстановки, з выборе изобразительных средств для выполнения ролей; эмоциональная насыщенность (игра невозможна без чувства радости, удовлетворения, вызывает эстетические эмоции и др.).

Детские игры чрезвычайно  многообразии по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. Так, Е.А.Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием (военные, на бытовые темы, производственные). П.Ф.Лесгафт положил в основу классификации возрастной принцип, хоть и разделяет игры на "семейные" или "имитационные" и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила. Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами (Д.З. Менджерицкая, Т.Л.Маркова и др.)

А.П.Усова, предложила классифицировать по характеру объединения  детей в играх. Исследователями  Центра "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца предложена классификация, в которой в качестве основы выдвигают категорию "инициативы", исходящей от субъектов игры.

 

Классы

Виды

Подвиды

Игры, возникающие  по инициативе ребенка

Игры-экспериментирования

С природными объектами, с животными и людьми.

Общение с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования

 

сюжетные самодеятельные игры

сюжетно-отобразительные

Сюжетно-ролевые

Режиссерские

Театрализованные

Игры, связанные  с исходной инициативой взрослого

Обучающие игры

Автодидактические предметные.

Сюжетно-дидактические.

Подвижные Музыкальные

Учебно-предметные дидактические.

 

Досуговые игры

Интеллектуальные

Забавы Развлечения  Театральные Празднично-карнавальные Компьютерные

Игры народные, идущие от исторических традиций, относа

Обрядовые игры

Культовые

Семейные

Сезонные

 

Тренинговые игры

Интеллектуальные

Сенсомоторные

Адаптивные

 

Досуговые игры

Игрища Тихие

Забавляющие Развлекавшие


 

С точки  зрения отношения детей к игре Партен выделила 6 типов поведения и соответственно 6 видов игр дошкольников.

1. Неигровое  поведение: ребенок не играет, но занят чем-то таким:, что  вызывает у него быстро проходящий  интерес.

2. игра-наблюдение: ребенок наблюдает, как играют  другие, часто задает им вопросы,  что-то советует, но сам редко  вступает в игру.

3. Игра в одиночестве:  ребенок играет е игрушками  один, только изредка заговаривая  с другими детьми.

4. Параллельная  игра: ребенок играет один, однако  е непосредственной близости от других играющих детей.

5. Связанная  игра: ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Типичным для таких ситуаций является не совместная игра, а лишь обмен игрушками.

6. Совместная  игра: дети объединяются в группы  для достижения какой-либо общей цели или получения определенного результата.

Партен сделала  вывод, что первые три типа (так  называемые изолированные игры) более  характерны для детей в возрасте от одного года до трех лет, а социальные игры (связанные и совместные) - для дошкольников. Увеличение количества групповых игр и игр с воспроизведением бытовых жанровых сценок (драматических игр) у старших дошкольников связано, по всей вероятности, с их более развитой способностью переключать внимание с себя на других и осознанием сопричастности к делам сверстников.

 

 

 

 

 

33. Особенности  игр. Компоненты игры.

В отечественной  и зарубежной психолого-педагогической литературе игра рассматривается как  деятельность особого рода, которая  характеризуется наличием всех компонентов  деятельности: цель, мотив, средства и  даже в ряде случаев говорят о результате, но при этом каждый из элементов игровой деятельности специфичен. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т.к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями. Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Средствами игры являются:

1) знания о  людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах,  речи, переживаниях и действиях ребенка;

2) способы действия  с определенными предметами в  определенных жизненных обстоятельствах;

3) те нравственные  оценки и чувства, которые выступают  в суждениях о хорошем и  плохом поступке, о полезных и  вредных действиях людей

В психолого-педагогической литературе одни исследователи утверждают, что о результате игры не может быть и речи, другие доказывают, что в сюжетно-ролевой игре возможен результат. Они считают, что результатом игры является более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в ее процессе товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейший результат игры - глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим ее процессом.

В работе Л. С. Выготского, Д. В. Менджерицкой, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и многих других авторов игра рассматривается как деятельность творческая.

В психолого-педагогической литературе в качестве компонентов  структуры сюжетно-ролевой игры называют игровое действие, воображаемую ситуацию, сюжет и роль. Эти компоненты характеризуются, в частности, функциональной взаимообусловленностью, т. е. выступают не автономно, а в обязательной взаимосвязи и взаимодействии.

Так, А. Н. Леонтьев в своих работах неоднократно подчеркивает неразрывность игрового действия и воображаемой ситуации. Само игровое действие, как утверждает А. Н. Леонтьев, исходит из практического действия – рождается не из воображаемой ситуации, а, напротив, воображаемая ситуация рождается из несовпадения игрового действия с операциональной стороной практического действия. Предметы и действия с ними в игре приобретают особый "личностный смысл", поскольку ребенок опирается на прошлый эмоциональный опыт, на знание из реальной жизни, о реальном назначении предметов.

На особую значимость возникновения воображаемой ситуации для дальнейшего развития игры указывал и Л. С. Выготский, трактовавший это событие как появление "игрового смысла", как фактор перехода к действию в "смысловом поле". Таким образом, воображаемая ситуация, преобразуя предметную деятельность ребенка, "оформляет" ее в "игру". Сюжетно-ролевой эта игра становится тогда, когда в ней появляются "открытые" сюжет и роль.

Сюжет представляет собой воссоздание в игре логики событий реальной жизни. А поскольку конкретная действительность разнообразна, соответственно и сюжет игры чрезвычайно многообразны и изменчивы. Выбор сюжета, его содержание, как указывала Д. В. Менжерицкая прежде всего зависит от преобладающего мотива деятельности. Детскую игру связывают с реализацией самых разных мотивов, таких как воссоздание эмоционально-значимых реальных событий; действий эмоционально-значимого взрослого, старшего ребенка. Сверстника, через принятие его роли; общение со сверстником.

Другим ведущим  компонентом сюжетно-ролевой игры является роль. Роль, в наиболее общем определении - игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации. Понятие и выполнение роли Д. Б. Эльконин рассматривает как основной мотив возникновения игры. С этой точки – роль – смысловой центр игры, в соответствии с которым оформляется ситуация и выполняются игровые действия.

 

 

 

34. Характеристика  и виды творческих игр.

Творческие  игры составляют самую богатую и  самую типичную группу игр для  дошкольного периода. Творческими играми их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры. Характерным для этих игр является: отражение окружающей жизни, деятельности человека и отношений между людьми. Каждая творческая игра — это как бы отображение мира в уменьшенном масштабе. Известный советский писатель и мыслитель М. Горький сказал, что игра для детей — это «путь к познанию мира».

Хотя восприятия, которые дети получают в жизни, и  являются отправной точкой познания, в действительности, однако, они отражают лишь внешнюю сторону вещей, дают лишь представления об отдельных предметах, но не раскрывают внутреннюю сущность явлений, их взаимоотношения и связь. Самую элементарную связь явлений дети начинают осознавать лишь на основе аналитико-синтетического мышления, которое прежде всего мобилизуется в интересной практической деятельности, т. е. в игре. Можно, следовательно, сказать, что благодаря игре у детей расширяется познание действительности, их душевный мир.

Значение творческих игр нужно видеть и в их глубоком воспитательном воздействии. Характер ребенка в значительной мере формируется в игре и при помощи игр. Поэтому очень важно уделять внимание детской игре, уметь понимать ее смысл, характер и особенности, так как это имеет большое значение для использования ее в воспитании.

Значительную  часть творческих игр составляют ролевые, или сюжетные игры. Это игры в кого-либо или во что-либо. В ролевой игре дети изображают людей, животных, работу транспорта и т. д. Дети отличают игру от действительности, они сознают, например, что они не настоящие трактористы, что их трактор построен из стульев.

Доказательством тому служат слова «как будто бы», «только так», «в самом деле». Но хотя дети сознают, что игра — не настоящая жизнь, они по-настоящему переживают свою роль, искренне выражая свое отношение к жизни, свои мысли, чувства и движения души. Они относятся к игре, как к серьезному делу. И именно потому, что ролевая игра богата различными эмоциональными переживаниями, она оставляет в сознании ребенка глубокий след, который влияет на его отношение к людям и к жизненным явлениям

Одной из разновидностей творческих игр являются игры-драматизации. Как указывает само название, в  играх-драматизациях дети изображают события на тему рассказа, сказки, театрального представления и т. д. В них дети осваивают идею произведения, развитие действия, ход событий и их обусловленность. Творчество детей проявляется в том, что они правдиво изображают какой-либо персонаж художественного произведения. Так как в игре переживания героев часто сливаются с личными переживаниями ребенка и при этом ребенок прилагает большие усилия, чтобы изобразить героя как можно более правдиво и искренне, мы придаем играм-драматизациям большое воспитательное значение.

Следующим видом творческих игр являются конструктивные игры. Эти игры направляют внимание ребенка на разные виды строительства, воспитывают конструктивные навыки, организуют и сближают детей, приобщают их к трудовой деятельности взрослых.

В конструктивных играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и стремление научиться с ним обращаться. Материалом для конструктивных игр могут служить конструкторы различных видов и размеров, затем естественный материал, как, например, песок, глина, камень, шишки и т. д. Из этого материала дети строят различные вещи или по собственному замыслу, или по заданию воспитательницы.

Конструктивные  игры имеют преимущественно творческий характер, однако важно, чтобы воспитательница  облегчила детям переход от бесцельного  нагромождения материала к продуманной постройке.

Все виды творческих игр предоставляют широкое поле для детской фантазии, создают  благоприятные условия для развития наблюдательности, памяти, мышления и  речи. Выполнение определенной роли в  коллективной игре ставит ребенка в сложные условия, требует часто значительного напряжения воли и умения находить средства для преодоления возникающих препятствий.

 

 

 

 

35. Виды игр  с правилами. Их значение для  развития детей дошкольного возраста.

Игры различаются  по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и с воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать; они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать. Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает ее, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"