Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:57, шпаргалка
Работа содержит вопросы и ответы на них по "Педагогике"
44Принцип гуманизма социальной педагогики и его основные требования
Один из принципов социальной педагогики принцип гуманизации - уважение прав и свобод человека, предъявление воспитательно-посильных и разумно сформированных требований, уважение к позиции воспитанника, уважение права воспитанника быть самим собой, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от телесных наказаний (Демокрит, Сократ, Платон, Ротердамский, Рабле, Коменский)
Гуманистический принцип опирается на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитания. В процессе воспитательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития способствовать их достижению. Учитель стремится создать комфортные и благоприятные условия для личностного роста учащегося. Ярким примером реализации этих идей является практическая деятельность педагогов-новаторов 80-х годов. Ш.А.Амонешвили. В.Ф.Шаталов. С.Н.Лысенкова. И.П.Волков пытались в рамках школьного образовательного пространства создать модель гуманистической системы педагогики сотрудничества.
Принцип гуманизма.
Слово «гуманизм», «гуманность» (от
лат. humanus – человечный) означает систему
взглядов, признающих ценность человека
как личности, его право на свободу,
счастье, защиту и охрану жизни, здоровья.
Этот принцип в социальной педагогике
означает приоритет социального значения
человека, создание условий для защиты
его прав, развития и воспитания, оказания
ему помощи в самоопределении, интеграции
в общество.
Основные требования
принципа:
—развитие и воспитание направляется
в интересах человека и должно способствовать
его самосовершенствованию;
—воспитание должно ставить человека
в определенные условия, которые наиболее
соответствуют его индивидуальным возможностям
и не допускают саморазрушения личности;
—гуманизм не должен подменяться гиперопекой,
вседозволенностью;
—в процессе взаимодействия с ребенком
надо обеспечить признание его права быть
самим собой, уважать его личное достоинство.
Особые требования предъявляются при
взаимодействии с детьми, нуждающимися
в помощи. Сущность их заключается в том,
чтобы, проявляя милосердие к ребенку,
ставить его в достаточно жесткие, но жизненно
необходимые условия, способствующие
его наиболее полному и целесообразному
развитию, воспитанию и самореализации.
45 Принцип индивидуального подхода к человеку и его основные требования
Принцип индивидуальной
обусловленности (индивидуального
подхода). В основе
принципа лежит принятие человека
со всеми его особенностями, возможностями,
достоинствами и недостатками. Человек
– это особый индивидуальный мир со своим
содержанием, возможностями развития,
воспитания и взаимодействия со средой
жизнедеятельности. Отсюда следует, что
в работе с конкретным человеком необходим
особый подход, способы и методики социально-педагогической
деятельности, обеспечивающие наиболее
полную реализацию его индивидуального
социального потенциала в развитии и воспитании.
Сущность принципа заключается в том,
что социально-педагогическая деятельность
ориентируется, строится и реализуется
с учетом индивидуальности объекта, его
социальной обусловленности и в его интересах.
Реализация требований
принципа личностного,
индивидуального подхода
обеспечивается учетом
следующих рекомендаций:
—человека (группу) нужно хорошо узнать
перед началом работы с ним (с ней). Этому
способствует начальная (первичная) диагностика,
стремление социального педагога наиболее
полно понять индивидуальные особенности
объекта. Особое значение имеет личный
опыт специалиста, его способность при
первой встрече максимально оценить своеобразие
человека и строить свою деятельность
с ним на основе познаваемой индивидуальности;
—предусматривать особенности начального
этапа работы с человеком, когда происходит
адаптация и его, и социального педагога
к процессу социально-педагогической
деятельности и друг к другу;
—учитывать состояние объекта и динамику
его изменения в процессе работы с ним.
Уметь проявлять гибкость в этой работе
с учетом изменяющегося состояния объекта
и потребностей реализационной
деятельности;
— стремиться создавать наиболее «комфортные»
условия для человека в процессе социально-педагогической
работы с ним.
46Принцип социальной обусловленности развития, воспитание человека и его основные его требования
Принцип cоциальнойобусловленности.
Он определяет зависимость индивидуального
социального развития, воспитания человека
от не посредственной среды его жизнедеятельности.
Среда рассматривается как место, где
человек реализует себя (это среда жизнедеятельности);
либо место, где осуществляют консультационную
работу с ним (на пример, особо оборудованная
комната в специализированном центре,
домашняя обстановка, школа). Средовые
факторы – это то, с чем взаимодействует
человек. В этом случае они выступают средством
его развития, воспитания. Необходимость
управлять факторами социального окружения
человека, чтобы стимулировать через них
его целенаправленное индивидуальное
развитие, и лежит в основе принципа средовой
обусловленности.
Каждый фактор имеет собственное воспитательное
воздействие (воспитательный потенциал),
свои особенности, которые должны учитываться
специалистом. Средовый фактор может стимулировать
воспитательное воздействие, наполнять
его определенным содержанием, нейтрализовывать
и даже противодействовать ему. Основные
требования принципа:
—для каждого воспитательного мероприятия
(воздействия) существует наиболее благоприятная,
благоприятная (недостаточно благо приятная),
неблагоприятная среда;
—с учетом целей (замысла) социально-педагогической
деятельности, особенностей субъекта
и объекта определяются и средовые факторы,
которые могли бы стимулировать процесс,
обеспечивать наиболее полное их достижение;
—факторы среды влияют на любого человека,
но особенно сильно на растущего, впечатлительного,
что требует более пристального внимания
к ним в процессе профессиональной деятельности;
—факторы среды нередко являются средством
воспитания ребенка, поэтому в работе
с детьми необходимо умение прогнозировать
характер ее влияния и целенаправленно
использовать в процессе социально-педагогической
работы.
47Социализация, десоциализация и ресоциализация. Проблемы десоциализации, требующие педагогической социализаццц
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности
При более широком истолковании (Ильясов Ф.Н.) под социализацией понимается процесс включения индивида в систему общественных отношений.
Десоциализация
(лат. de (отсутствие, устранение чего-либо)
+ фр. socialisation (социализация)) — утрата индивидом,
по каким либо причинам (например длительная
болезнь, отпуск, психическое расстройство,
изоляция и другое), социального опыта,
отражающаяся на его жизнедеятельности
и возможности самореализации в социальной
среде.
Десоциализация может достигать различных
уровней, от лёгкой дезориентации в социальных
ситуациях, до полной потери связи с социальной
средой. В случае сильной десоциализации
личность, зачастую, уже не может восстановить
утраченные ценности, нормы и роли в полном
объёме. Сильная десоциализация имеет
место при попадании индивида в экстремальные
условия. Именно с такими условиями сталкиваются
те, кто попадает в концентрационные лагеря,
тюрьмы и колонии, психиатрические больницы,
психоневрологические интернаты, а в некоторых
случаях и проходящие службу в вооружённых
силах.
Ресоциализация (лат. re (повторное,
возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный),
англ. resocialization, нем. Resozialisierung) — это повторная
социализация, которая происходит на протяжении
всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется
изменениями установок индивида, целей,
норм и ценностей жизни.
48Влияние
наследственных и
врожденных особенностей
на социализацию
человека
Новорожденный несет
в себе комплекс генов
не только своих родителей,
но и их отдаленных предков,
то есть имеет свой,
только ему присущий
богатейший наследственный
фонд или наследственно
предопределенную биологическую
программу, благодаря
которой возникают и
развиваются его индивидуальные
качества. Эта программа
закономерно и гармонично
претворяется в жизнь,
если, с одной стороны,
в основе биологических процессов
лежат достаточно качественные
наследственные факторы,
а с другой, внешняя
среда обеспечивает (
то есть общество микро
общество в первую очередь
семья, школа, детсад,
макро общество и т.д.)
растущий организм
всем необходимым для
реализации наследственного
начала.
Приобретенные в течение
жизни навыки и свойства
не передаются по наследству,
наукой не выявлено
также особых генов
одаренности, однако
каждый
родившийся ребенок
обладает громадным
арсеналом задатков,
раннее развитие и формирование
которых зависит от
социальной структуры
общества, от условий
воспитания и обучения,
забот и усилий родителей
и желания самого маленького
человека,
то есть от социализации.
Черты биологического
наследия дополняются
врожденными потребностями
человеческого существа,
которые включают потребности
в воздухе, пище, воде,
активности, сне, безопасности
и отсутствии боли,
Если социальный опыт
объясняет в основном
сходные, общие черты,
которыми обладает человек,
то биологическая наследственность
во многом объясняет
индивидуальность личности,
ее изначальное отличие
от других членов общества.
Вместе с тем групповые
различия уже нельзя
объяснять биологической
наследственностью.
Здесь речь идет об уникальном
социальном опыте, об
уникальной субкультуре.
Следовательно, биологическая
наследственность не
может полностью создать
личность, так как ни
культура, ни социальный
опыт не передаются
с генами.
49Влияние наиболее существенных факторов на социализацию человека
Факторы социализации.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
50
Социально –педагогические
проблемы образовательных
учреждении и пути
их решения
51
Влияние различных
видов деятельности
на социализацию
человека
52 Особенности социально- педагогической технологии
Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Технология вообще - это совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты сегодня не пришли пока к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.
Социальному педагогу
важно уяснить основания для выбора уже
сложившейся технологии либо разработки
специальной технологии для конкретного
случая. Это значит - определить:
· цель своих усилий;
· необходимые условия для ее реализации;
· особенности и возможности ребенка,
подростка;
· возможности и особенности социума,
микросоциума (школы, класса, семьи и др.);
· возможные формы и методы ее реализации;
· временные возможности для достижения
поставленной цели.
Социальные технологии - методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием.
По практической
направленности различают социально-экономические,
организационно-
По
способам реализации
различают социальные технологии:
- основанные на государственном патернализме;
- основанные на самозащите каждой отдельной
личности;
- совмещающие в той или иной мере государственный
патернализм и самозащиту личности.
Классификация социальных технологий:
Основная классификаци | Виды социальных технологий |
Сфера применения | - глобальные - универсальные - региональные |
Объекты | - групповые - общинные - индивидуальные |
Характер решаемых проблем | - организационные - обучающие (информационные) - инновационные (поисковые) - социальное моделирование - социальное прогнозирование |
Область заимствования методов | -социально-медицинские - социально-психологические - социально-педагогические: * социально-педагогическая профилактика * социально-педагогическая поддержка * психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации защиты детства * социальная защита детства * социально-педагогическая реабилитация детей и подростков |
Направления социальной работы | Собственно
социальной работы: - социальная диагностика (экспертиза) - социальная профилактика - социальный контроль (надзор) - социальная реабилитация - социальная адаптация - социальный патронаж (опека) - социальное обеспечение - социальная терапия - социальное консультирование |