Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:57, шпаргалка
Работа содержит вопросы и ответы на них по "Педагогике"
Классификация основных методов, используемых социальным педагогом.
Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования (С.В.Тетерский). Имеет право на существования и классификация, предложенная Ф.А.Мустаевой, она выделяет: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. В контексте содержательной характеристики социально- педагогической деятельности возможно деление, имеющихся методов на: социально-педагогического исследования, методы социального обучения и воспитания, методы социально-педагогической помощи (Л.Н.Маркина).
Следует отметить,
что в современной
53В
чем заключается
комплексный подход
к индивидуальной работе
с несовершеннолетними
правонарушителями?
54Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека. Типичные проявления дезадаптации детей ребенков
Психологическая адаптация - это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально- деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:
Переадаптация - это процесс перестройки личности при изменениях коренным образом условий и содержания её жизни и деятельности (например, с мирного на военное время, с семейной на одинокую жизнь и др.).
Реадаптация - это процесс перехода человека в предыдущие условия жизни и деятельности, значительно отличающиеся от тех, к которым он ранее переадаптировался.
Личность может нуждаться в реадаптации. Однако этот процесс нередко происходит с серьёзными психологическими последствиями (В.А. Сластенин, В.П. Каширин, 2001).
Психологическая адаптация может выступить одним из механизмов развития и саморазвития личности. При актуализации негативных по содержанию потребностей человека (например, в алкоголе, табакокурении, наркотиках) психологическая адаптация является механизмом разрушения организма и психики, физического и психического здоровья в целом (В.А. Сластенин, В.П.Каширин, 2001).
Потребностные состояния личности выступают источником процесса её адаптации. Они возникают при осуществлении взаимодействия личности со средой и включении её в различные виды деятельности. Дезадаптационные состояния физиологического и психологического характера можно считать потребностными состояниями, а процесс адаптации - процессом реализации, удовлетворения возникающих дезадаптационных потребностных состояний.
Дезадаптационные, потребностные состояния личности, возникающие в процессе осуществления деятельности и взаимодействия со средой, создают у неё состояния психического и физиологического дискомфорта. Они заставляют, побуждают проявлять личность активность, действовать либо по снижению, либо по устранению вообще этих состояний.
Дезадаптационные, потребностные состояния разнообразны. Адаптационные процессы обычно инициируются комплексом потребностей человека, включая потребности физиологические, этнические, в активности, общении, уединении, защищённости, аффилиации, справедливости, самоутверждении и др.
Процесс дезадаптации - это определённый ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к усугублению её, к усилению трудностей и вызывающих её неприятных переживаний..
Выделяют 3 вида дезадаптированности личности:
Временная
дезадаптированность характериз
Устойчивая
ситуативная
Общая
устойчивая дезадаптированностъ проявляетс
"Школьная
дезадаптация" - это нарушение
приспособления личности
55Норма и потология в социальном развитии и воспитании человека
Понятие “психическая норма” активно используется и психологами, и психотерапевтами, не говоря уже о психиатрах, которых можно считать своеобразными “хранителями” этого понятия. Однако если попросить всех этих специалистов ответить на вопрос о том, что такое психическая норма и каковы ее критерии, то мы можем встретить определенные затруднения Трунов Д.Г.
В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме.
Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми порграничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З.Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни» в психопатологии.
Важным импульсом к развитию
понятия «норма» послужили социально-
Проблема взаимосвязи наличия дефектов
и аномального развития изучается в отдельной науке
Определенно можно сказать,
что наличие дефекта какой-либо функции еще не
означает, что человек будет иметь
Понятие нормы
относительно постоянно. Его
В.Я. Семке отмечает: “Гармоничные в психическом смысле люди проявляют вовне достаточную сбалансированность основных нервных процессов (возбудительного и тормозного), адекватную уравновешенность корковой и подкорковой деятельности, одинаковое соотношение в работе первой и второй сигнальной системы. По своему типологическому складу они принадлежат к среднему типу высшей нервной деятельности, способному весьма эффективно противостоять как физическим, так и социально-психологическим воздействиям” Семке В.Я. Учитесь властвовать собой, или беседы о здоровой и больной личности. - Новосибирск, 1991. С. 94.. Такую психологическую гармонию, воплощающую в себе баланс между возбуждением и торможением и являющуюся в силу этого средним параметром, автор называет нормой.
Вышеизложенное
позволяет заключить, что под нормой понимается
баланс сил, средняя величина между “много” и “мало”,
баланс, благодаря которому системы приходят
в равновесие, образуя соразмерность, или гармонию.
Отсюда можно предложить лапидарное определение
нормы, патологии и аномалии. Итак: норма
есть такое состояние системы, которое
характеризует ее как среднее между избытком
и недостатком, аномалия представляет
собой такое отклонение от этой величины,
которое способно нарушить баланс, но
не переходящее границы патологии, патология
- крайняя противоположность нормы, которая
может характеризоваться как некое вырождение.
Предложенная формулировка требует учета
трех методологических факторов.
56
Особенности социального
развития и воспитания
человека с особыми
нуждами
57Социальное развитие и воспитание детей –сирот, и детей оставшихся без попечения родителей
Одну из функции социального развития и воспитание детей оставшихся без попечегя родителей осуществляют органы опеки и попечительства
Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей достаточно велика: они выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей; избирают формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения; осуществляют последующий контроль над условиями содержания, воспитания, образования детей; участвуют в разбирательстве дел, с воспитанием детей; дают согласие на установление отцовства в случае смерти матери, признания ее недееспособной, лишения ее родительских прав; разрешают разногласия между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка; дают разрешение на изменение имени, фамилии ребенка; назначают представителя ребенка в случае разногласий между ними и детьми, вправе обратиться в суд с иском о взыскании алиментов на содержание ребенка, а также совершают другие действия по защите прав и интересов детей.
• органы
опеки и попечительства участвуют
в процессе в качестве законного
представителя
• участие органов опеки и попечительства в процессе является обязательным;
• органы опеки и попечительства, выполняя надзорную функцию, сами обращаются в суд за защитой нарушенных прав.
Во всех вышеперечисленных случаях органы опеки и попечительства выполняют единую возложенную на них государством функцию - защита прав и законных интересов несовершеннолетних.
Детям, находящимся
на полном государственном попечении
в воспитательных учреждениях, лечебных
учреждениях, учреждениях социальной
защиты населения и других аналогичных
учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются.
Выполнение их обязанностей возлагается
на администрации этих учреждений.
58Индивидуальный подход в социальной педагогике : сущность содержание особенности реализации
Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна. И одним из основных принципов социальной педагогики является принцип индивидуальной обусловленности.
Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода).Содержание принципа и в основе этого принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек - это особый индивидуальный мир со своим содержанием, возможностями развития, воспитания и взаимодействия со средой жизнедеятельности. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.
Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:
человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы с ним (с ней). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;