Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"
1.Сравнительная
педагогика как наука и
Интерес к тому, как обучается подрастающее поколение в чужеземных странах обнаружился еще в глубокой древности. Греческий историк Геродот рассказывал о воспитании в Вавилоне и Египте, римский историк Тацит отмечал особенности воспитания у древних германцев. Уже тогда нередко ставилась утилитарная цель – воспользоваться опытом соседей для улучшения дела воспитания молодежи в своих странах. Например, Платон показывал, как некоторые методы спартанского воспитания могли бы быть заимствованы в его родных Афинах; Ксенофонт, описывая характер воспитания молодых персидских аристократов, рекомендовал извлечь из этого уроки для формирования характера греческой молодежи.
В эпоху создания крупной
машинной индустрии расширяется
охват детей школьным образованием,
делаются первые шаги по организации
профессионального обучения, в ряде
стран закладываются основы государственных
систем просвещения. В конце 18 начале
19 веков расцвет европейской
Все это закономерно усиливало
интерес к зарубежному
Из истории этой науки
следует, что основателем ее М.-А.
Жульен Парижский (1775-1848), который впервые
поставил вопрос об изучении международного
опыта развития образования как
особом направлении научных
В России начало систематическому изучению зарубежных систем положил К.Д. Ушинский. Отметим, что характеристики, данные им более ста лет назад французской и английским системам не потеряли актуальность и сейчас. Например, рассматривая французскую систему образования он отмечал, что для нее характерны строжайшая централизация и административное единообразие. «Централизация учебной части во Франции доведена до крайности и не только одно училище служит вернейшим повторением другого, но все они действуют разом, по команде как хорошо дисциплинированная рота. Каждый чиновник министерства, взглянувши на часы, может с уверенностью сказать, что в этот час во всех гимназиях Франции переводится или разбирается с одними и теми же комментариями (которые также ежегодно определяются министерством) одна и та же страница Цицерона или пишется сочинение на одну и ту же тему».
При нынешнем развитии науки и технологии, темпах появления разного рода нововведений, так называемое "непрерывное" или "пожизненное" обучение из образного выражения превращается в реальную необходимость.
Система образования теснее, чем любая другая социальная структура, связана со всем обществом, которое она обслуживает. Сегодня через систему образования проходит в той или иной степени все население страны. Географически она охватывает всю территорию. Все больше людей стремится получить не только среднее, но и высшее и последипломное образование. Рост уровня образованности населения, расширение масштабов высшей школы - одна из наиболее важных и характерных особенностей нынешнего времени.
Тесная связь общества
с системой образования проявляется
в том, что организация
Но при всей своей автономности система образования передовых стран мира находится под контролем общественности, и ее работа практически постоянно подвергается критике, которая, впрочем, то затихает, то усиливается. Периодически на первый план выходят либо качественные параметры системы, либо количественные, либо те и другие одновременно. Перманентность критических настроений по отношению к системам образования и наличие таких настроений почти во всех развитых странах (хотя и страны разные, и системы образования у них не идентичны) заставляют предполагать действие каких-то объективных факторов, порождающих такие настроения. Попытаемся выяснить, существуют ли таковые и, если да, то в чем они состоят.
Объективные причины трудностей, переживаемых системами образования передовых промышленно развитых стран. Разрыв между требованиями к системе
образования и ее возможностями.
Основополагающей объективной причиной
переживаемых современными системами
образования трудностей является тот
факт, что за исторически короткий
период - примерно последние полвека
- уровень развития науки и техники
стал наиболее важным фактором, определяющим
благосостояние страны и ее позиции
на мировой арене. Такие традиционные
показатели, как размеры территории,
богатство природных ресурсов, численность
народонаселения, климат и т.п., отошли
на второй план. Значение научно-технического
потенциала в общей системе
Наука и техника развиваются
невиданными в прошлом темпами,
непрерывно появляются новые знания,
новые типы оборудования, новые производственные
процессы и, соответственно, новые профессии.
При этом речь идет не только о становлении
новых специальностей, но и об интенсивном
изменении количественных соотношений
в профессиональной структуре трудовых
ресурсов общества, об изменении привлекательности
и престижности разных профессий, а
также других качественных характеристик.
В силу этого к системе образования
предъявляются новые
Особо следует сказать о междисциплинарности большей части новых направлений в науке и технике. Тот факт, что наиболее значительные открытия и изобретения совершаются сегодня, как правило, "на стыке" различных дисциплин, свидетельствует о неадекватности традиционного предметного спектра наук, в том числе в системе образования, новым условиям исследований и производственного труда, о необходимости соответствующей перестройки предметной основы образовательного процесса.
Наконец, необходимо подчеркнуть
динамизм изменений, происходящих в
науке и, что для системы
В итоге сложилась ситуация,
когда значительные группы людей
за время своей трудовой деятельности
сталкиваются с реальной необходимостью
менять профессию или, по меньшей
мере, постоянно пополнять и
Все сказанное относится и к деятельности в самой системе образования. Меняются технические средства, используемые в процессе обучения: компьютерная техника, компьютерные сети, телекоммуникации открывают совершенно новые возможности построения методик обучения и организации учебного процесса. Сами учителя всех ступеней образования должны постоянно учиться, чтобы иметь право учить.
Перечисленные обстоятельства требуют новых "образовательной парадигмы", образовательных программ, учебных пособий, методик обучения и т.д.
Предмет, задания, и функции сравнительной педагогики
Сравнительная педагогика - это наука о сопоставлении особенностей общих и отдельных тенденций, законов и закономерностей развития образования в мировом, региональном, национальном и федеративном масштабах.
Это наука, которая преимущественно
в содержательном плане анализирует
состояние, основные тенденции и
закономерности развития образования
в глобальном масштабе, раскрывает
соотношения всеобщих тенденций
национальной или региональной специфики,
выявляет позитивные и негативные аспекты
международного педагогического опыта,
формы и способы
Сравнительная педагогика -
самостоятельная отрасль
Объект сравнительной
педагогики - образование как процесс
социально-культурного
Предмет сравнительной педагогики - состояние, тенденции и закономерности развития мирового (зарубежного и отечественного) педагогического опыта и национальных педагогических культур современности.
Основные задачи сравнительной педагогики:
системное описание новейших и малоизвестных фактов, отображающих реальные процессы развития образования в зарубежных странах.
систематизация и анализ количественных данных о развитии систем образования в этих странах.
выявление и анализ важнейших закономерностей и тенденций развития образования в различных странах.
разработка научно-обоснованных критериев оценки качества и эффективности образования в той или иной стране.
определение приоритетных направлений образовательной политики.
сопоставление достижений и
недостатков образования в
Главный методологический вопрос сравнительной педагогики состоит в том, какой мерой и в каких формах возможно и целесообразно использовать достижения современного зарубежного опыта в своей деятельности.
Основные функции
унификация и упорядочение терминов и понятий педагогической документации разных стран с целью облегчения изучения зарубежного опыта специалистами
сопоставление разных моделей образования и образовательной политики, теоретических установок зарубежных и отечественных педагогов и деятелей образования.
прогнозирование вероятных путей развития образования в будущем.
разработка планов развития образования.
Основные категории и
понятия сравнительной
образование, мировая система образования, социальный институт образования, стратегия развития образования, стандартизация образования, современный зарубежный педагогический опыт, национальная система образования и воспитания, педагогическая культура, образовательная политика, педагогическая документация.
2.Предмет, цели
и задачи сравнительной
Данная дисциплина относится
к факультативным дисциплинам ФТД.03
учебного плана подготовки педагога-психолога.
Она является многоаспектной синтезирующей
дисциплиной, способствующей более глубокому
анализу и обобщению изученных ранее педагогических
дисциплин.
Цель дисциплины – расширение общекультурного
и научного кругозора студентов, более
глубокое осмысление ими актуальных педагогических
проблем на основе изучения мировых и
региональных тенденций развития образования.
Основные задачи дисциплины:
1. Развитие интереса к использованию международного
опыта.
2. Стимулирование поиска собственной
позиции, своего педагогического мировоззрения
с учётом зарубежного опыта и специфики
педагогических традиций России.
3. Формирование представлений о состоянии,
основных тенденциях и закономерностях
развития образования в различных странах,
геополитических регионах и в глобальном
масштабе, соотношение всеобщих тенденций
и национальной и региональной специфики,
позитивных и негативных аспектах международного
педагогического опыта, формах и способах
взаимообогащения национальных педагогических
культур.
4. Углубление знаний об особенностях и
стратегических задачах обновления российского
образования и интеграции России в мировое
образовательное пространство.
5. Формирование взвешенного отношения
к изучению и использованию зару-бежного
опыта, умения переносить лучший опыт
на отечественную почву с учётом национальных
особенностей отечественной школы и педагогики.
6. Ориентирование в процессах интернационализации
разных сфер общественной жизни и своеобразии
стоящих перед нашей страной социальных
и культурных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен:
знать:
- основные понятия и категории сравнительной
педагогики, законы,
закономерности развития её как науки;
- состояние, основные тенденции и закономерности
развития образования в различных странах,
геополитических регионах и в глобальном
масштабе;
- позитивные и негативные аспекты международного
педагогического опыта, формы и способы
взаимообогащения национальных педагогических
культур.;
- процессы интернационализации разных
сфер общественной жизни и своеобразии
стоящих перед страной социальных и культурных
задач;
- особенности и стратегические задачи
обновления российского образования и
интеграции России в мировое образовательное
пространство;
уметь:
- обобщать и сравнивать опыт обучения
и воспитания в различных странах,
- выделять положительные тенденции образования;
- давать обоснования особенностям функционирования
систем образования различных стран и
регионов, сообразуясь с историческими
и социально-экономическими условиями;
- анализировать состояние и тенденции
развития системы образования в РФ, основываясь
на закономерностях развития образования
в геополитическом регионе и в глобальном
масштабе;
- взвешенно относиться к использованию
зарубежного опыта, возможности перенесения
его на отечественную почву с учётом национальных
особенностей и традиций российской школы
и образования;
- применять полученные знания и умения
при решении профессиональных задач с
целью адаптации чужого опыта;
- отличать инновационность в обучении;
- формулировать определения ключевых
понятий, составлять структурно-логические
схемы по теме, разделу, курсу, выполнять
задания по алгоритму,
- оформлять в виде рефератов, докладов
учебный материал, участвовать в обсуждениях
(дополнения, оппонирование, рецензирование,
визуализация, критика и пр.
владеть:
- методикой сравнительного анализа различных
образовательных систем, обоснования,
объяснения специфики образовательных
моделей и границ переноса опыта;
−навыками научно-исследовательской
работы по проблемам компаративистики.