Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"
3.Основные этапы
развития сравнительной
Средневековая Европа (5-14вв)
В эту эпоху, когда монополистом в образовательной сфере стала церковь, а национальные особенности не имели какого-нибудь существенного значения, изучение опыта других религий в образовании, например, ислама, который имел существенные успехи в этой области, не стимулировалось.
Эпоха Возрождения (14-17вв)
Образование вновь становится
делом «интернациональным». В это
время начинается формирование школьной
национальной системы, что закономерно
усиливает интерес к
Богатую историю имеет
изучение и внедрение зарубежного
педагогического опыта в
Второй период – 19 век – период заимствований, или описательный период. Попытку определить цели и функции сравнительно-педагогических исследований и обозначить некоторые методы сбора и систематизации соответствующего фактического материала по разным странам впервые предпринял М-А Жюльен Парижский (1775 – 1848). Поэтому в западной литературе его нередко называют «отцом» сравнительной педагогики.
Биография. Жюльен – активный
участник Великой французской революции,
сторонник Робеспьера. С начала 19
века – он видный публицист, его
перу принадлежат сотни статей и
брошюр по разным вопросам политики, социальных
отношений и культуры. Большой
интерес он проявлял к проблемам
воспитания и образования, посетил
воспитательное учреждение Песталоцци
в Швейцарии и стал горячим
поклонником его идей. Умер Жюльен
в 1848г. в бедности и безвестности.
Почти на целое столетие оказалось
забытым все его
- Именно в этой работе
впервые были употреблены
- С целью получения
репрезентативных данных
- он предлагал создать
общеевропейское научно –
В отечественной педагогике начало систематическому изучению зарубежных систем образования положил К.Д. Ушинский.
1.В ряде его работ
и прежде всего в известном
труде « О народности в
рассматривая французскую
систему образования, Ушинский отмечал,
что для нее характерны строжайшая
централизация и
обращаясь к системе образования
в Англии, он замечал, что наибольшее
внимание уделяется формированию характера:
«Главное в английском воспитании –
это характер, привычка владеть собой,
отличающая всякого истинного джентльмена»
Ушинский подробно описывал организацию школьного дела в Северной Америке, характеризовал ее отличия от европейских школьных систем, указывал на огромное разнообразие программ высших учебных заведений, на расширение женского образования и особенно отмечал большие успехи в развитии начального образования.
2. Он обратился к проблеме
заимствования иностранного
Т.о. в 19 - нач.20 ст. отечественная педагогика имела значительный опыт сбора и обработки материалов о состоянии образования и педагогической науки за рубежом. Однако большинство работ носили описательный характер. Анализ зарубежного опыта был зачастую не целью, а одним из способов, который использовался для исследования определенных аспектов развития отечественной системы образования.
Третий период- начало научных достижений в области сравнительной педагогики – нач. 20 ст. – до второй мировой войны (1939) связан с процессами институализации. Именно в этот период создаются первые национальные и международные научные и информационные организации, которые ставили целью своей деятельности сбор, систематизацию и обобщение фактов, которые относятся к развитию образовательного процесса и педагогической теории в разных странах мира.
1919 – Международная ассоциация образования в Нью-Йорке
1925 – Международный институт
интеллектуального
В Советском Союзе в 20-е года – 800 публикаций, где давался анализ зарубежного опыта. Акцент делался на исследования педагогики США. В Украине «путь на Запад» возглавил нарком республики Г.Ф.Гринько.
С. РУСОВА
1. Первой работой о проблемах
зарубежной педагогики стала
ее статья «Народное начальное
образование в Бельгии». В этой
статье использовала широкий
круг методов сравнительной
описательный( анализировала финансирование и управление начальным образованием, разновидность учебных учреждений, учебные планы)
- статистический, социологический ( характеризуя цели и задачи начального обучения и воспитания, их соответствие потребностям економич. И политич. Развития страны)
исторический.
Особое внимание обратила на решение языковой проблемы (в Украине в то время укр.язык был запрещен): вместе с обязательным изучением гос.языка обучение шло на языке каждой отдельной местности.
Предметом сравнительно-педагогических исследований Русовой стали различные учебные и воспитательные учреждения Запада: «Молодежная республика Америки», «Пестолоцци-Фребельский Дом в Берлине» «Французские летние колонии для школьников». В работах широко использовала разные статистические данные. Призывала своих соотечественников активно использовать опыт «каникулярных колоний».
2. Русова великолепно разбиралась в западных пед.концепциях и течениях. В «Теория и практика дошкольного обучения» она делает сравнительно-сопоставительный анализ основных пед., психолог., психиатрических концепций западноевропейских исследователей.
Четвертый период –50 – 70г. интернализация образования. Создание ООН и ее специализированного органа по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО.
Пятый период – начался в 80-е годы ХХ столетия – период теоретических соревнований. В Украине в 1992 году была создана лаборатория сравнительной педагогики.