Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 19:33, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1: возникновение и развитие педагогической профессии.
Профессия педагога считается вечной, т.к. с момента своего возникновения чел-к испытывал потребность учить и учиться, т.е. передавать социально значимые знания и умения от старшего поколения к младшему. Пед деятть возникает приблизительно 35 — 40 тыс. лет назад параллельно с выделением семьи как ячейки общества.

Файлы: 1 файл

экзамен опд.docx

— 256.49 Кб (Скачать файл)

2. Демократический.

3. Попустительский. 

Вопрос 23: Педагогический такт.

Педагогический такт является важнейшим компонентом профессионального мастерства педагога. Слово такт используется в значении форма взаимоотношений людей, поскольку такт обеспечивает успешное взаимодействие людей друг с другом. Тактичному человеку легче сохранить хорошие отношения с большинством людей, принести им радость. Не тактичным людям это сделать сложнее, так как при общении у него возникают конфликты. Нетактичные учителя сами осложняют свои отношения с учениками, их родителями и коллегами.

Как известно, у тактичного человека обычно хорошее настроение, он способен понять состояние других людей, относится к ним доброжелательно, терпеливо, уважает их мнение, прост в общении - такими качествами, на наш взгляд, должен обладать каждый педагог. Он должен уважительно относиться к воспитанникам, независимо от их возраста, быть внимательным к их нуждам.

Понятия такт и педагогический такт очень близки, но не идентичны: каждый воспитанный, интеллигентный человек может быть тактичным, а педагогический такт - это особенное качество, необходимое педагогу для успешного взаимодействия с учащимися в ходе их обучения и воспитания. В широком смысле педагогический такт - это средство оптимального и эффективного решения проблем в конкретных педагогических ситуациях.

Педагог должен быть прост в общении, но по словам А.С.Макаренко, простота не означает грубость, излишнюю откровенность. Педагогический такт требует от учителя творчества, умственной активности, особенного мастерства. Тактичный педагог с особой осторожностью использует различные методы и средства общения, в этом ему помогают такие личностные качества, как наблюдательность, доверие, осторожность, справедливость, терпение, самообладание и другие.

Педагогический такт требует от педагога заранее предвидеть, как воспримут ученики ту или иную оценку, наказание, требование, при этом он должен учитывать их настроение, эмоциональное состояние и отношение к учёбе, труду, общественной работе.

Педагогический такт - не врождённое качество, оно формируется в процессе деятельности, путём проб и ошибок, поэтому требует глубоких педагогических и психологических знаний. Педагогический такт - это основа профессиональной этики (культуры поведения) учителя-воспитателя. Проблемная ситуация: Во вверенном вам классе (группе) между учащимися часто возникают конфликты. Что вы намерены предпринять в этой ситуации? Запомните: Чтобы эффективно работать с ученическим коллективом, недостаточно быть хорошим учителем, необходимо быть также хорошим воспитателем, то есть относиться к воспитанником доброжелательно, быть для них образцом нравственности и тактичности.

Вопрос 24: Этика и эстетика педагогического труда.

Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, или деонтология (от греч. deon - долг и logos - учение). Как известно, этика (от греч. ethos - нрав, обычай) - наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика (педагогическая деонтология) на основе общеэтических норм определяет те нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Гуманистическая педагогика на протяжении веков устами ее лучших представителей называла в качестве исходной этической нормы любовь к детям.

Этика педагога тесно соприкасается с эстетикой профессионального труда (одним из критериев высокого уровня педагогической культуры личности). Эстетика (греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - наука о природе эмоционально-ценностного отношения человека к миру, о прекрасном (красоте) в жизни и в искусстве. В истории эстетических учений наиболее известны две концепции прекрасного: идеалистическая и материалистическая. Сторонники одной концепции полагали, что "прекрасное должно быть постигнуто как идея" (Г. В. Гегель); другие, напротив, считали источником прекрасного объективную реальность (Д.Дидро, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский).

Эстетика, красота - незаменимый компонент педагогического мастерства, источник творчества учителя, воспитателя. В этом смысле каждый педагог должен быть хотя бы чуточку художником своего дела, поэтом, артистом. Особенно тесно соприкасаются педагогика и сценическое искусство.

Вопрос 25: Педагогическая карьера.

В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). При этом карьера представляется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности. Сущностной составляющей понятия «карьеры» является продвижение, т. е. движение вперед И чем стремительнее общее движение, тем опаснее замедление и тем необходимее человеку готовить себя к встрече с будущими событиями. Отсюда понимание карьеры как активного продвижения человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни.

Ступени профессионального роста учителя:

  1. педагогическая умелость
  2. мастерство
  3. творчество
  4. новаторство

Вопрос 26: Профессионализм учителя-логопеда.

Компонентами профессиональной компетентности учителя-логопеда являются: осуществление всех видов учебно-воспитательной и коррекционной работы в специальных учреждениях для детей с речевой патологией; адекватное использование логопедических технологий; владение педагогической техникой и мастерством, включая овладение коммуникативной культурой.

Важным показателем мастерства учителя является увеличение реыевой деятельности детей и уменьшения речевой деятельности учителя, уменьшение непродуктивного молчания детей, увелечение количества контактов.

Профессиональная деятельность учителя-логопеда осуществляется в многомерном пространстве.Её основными "плоскостями" выступают личность, деятельность и общение.

Профессионализм учителя-логопеда оценивается по следующим сферам:

  1. сфера профессиональной деятельности;
  2. сфера профессионального общения;
  3. сфера профессиональности личности.

Основу профессиональной компетентности учителя-логопеда составляют: использование правовых методов и этических норм, принципов диентологии в организации процесса коррекционно-педагогического воздействия с лицами, страдающими нарушениями речи; владение речевой и коммуникативной культурой, вербальными и невербальными средствами общения; владение методами логопедического обследования, дифференциальной диагностики детей; консультирования родителей и педагогв по проблемам обучения, развития детей и подростков; творческое применение дифференцированных логопедических технологий, методов и средств профилактики, коррекции и устранения речевых нарушений у детей; владение умением поиска и обработки информации, ведения логопедической документации; стремление к профессиональному совершенствованию.

Для учителя-логопеда обязательными качествами являются любовь к детям, интерес и уважение к их личности, увлечённость профессией, овладение нормами общения и этики, коммуникабельность, открытость для общения и духовного взаимообогащения.

Специалист в области логопедии должен обладать такими чертами, как: ответственность, гибкость, оперативность, творческий подход, адекватная самооценка, выборность стратегии и тактики для осуществления деятильности, установление профессиональных притязаний.

К организаторским качествам учителя-логопеда относятся: ориентация на деловое сотрудничество, организованность, ответственность, самокритичность, мобильность и адекватность при принятии решений умение организовывать деятельность детей с нарушениями речи.

К коммуникативным умениям учителя-логопеда относят: интерес к людям и к работе с ними; наличие потребности и умения общаться; умение адекватно пользоваться вербальными и невербальными средствами общения; умение организовывать и поддерживать диалог; умение использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

Вопрос 27: Препятствия на пути к профессионализму.

  1. Профессиональное старение
  2. Профессиональные деформации личности
  3. Профессиональные заболевания

Труд в целом положительно воздействует на человека и его личность, но в неблагоприятных условиях труда (перенапряжение нервной системы и двигательного аппарата, психотравмирующие факты, перегрузки, резкие изменения режима работы, монотонные условия труда, плохой психологический климат и конфликтная обстановка, плохие условия труда – недостаточное освещение, шумы, вибрации, производственная пыль и др.) могут возникнуть различные нарушения в профессиональном развитии, деформации и даже профессиональные болезни.

Самым распространенным препятствием в профессиональном развитии являются возрастные изменения, связанные со старением (биологическое старение организма, социально-психологическое старение, профессиональное старение,  нравственно-эстетическое старение)

Отмечается , что представители профессий типа «человек-человек», постоянно работающие с людьми (врачи, педагоги, руководители, работники сферы обслуживания, сотрудники правоохранительных органов) имеют опасность подвергаться профессиональной деформации больше, чем представители профессий «человек-техника», «человек-природа». Это вызвано тем, отмечает автор, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъекта данного труда: общение с пациентом влияет на личность медработника, общение с осужденными – на сотрудников милиции и др. Неизбежен, по мысли того же автора, процесс «вживания» в роль другого, необходимость прожить часть жизни другого человека, что не проходит бесследно и для субъекта данной трудовой деятельности, оказывает влияние на его личность. Осуществляя эмпатию, сопереживание другому человеку, субъект некоторых видов труда (руководитель, врач, актер, сотрудник милиции и др.) как бы усваивают особенности личности партнера по деловому общению. «Вживание» в образы многих других людей является небезопасным для психического здоровья субъекта труда. У работников под влиянием профессии возникает одностороння профессиональная перцепция, восприятие других людей прежде всего с профессиональной точки зрения (как пациента, как осужденного и др.) и только затем как личности, как человека. В других профессиях, например, «человек-техника» тоже есть вероятность «вживания » субъекта деятельности в свой объект труда, и тогда возникает «технократическое мышление».

 

 

Вопрос 28: Профессиональное самовоспитание учителя-логопеда.

Движущей силой и источником самовоспитания учителя является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Самовоспитание начинается с момента появления конкретной программы – плана изменений своей личности. В основе этой программы – соотнесение уровня развития своей личности с требованиями, предъявляемыми к профессии.

Определяющей в сфере личности является мотивация профессиональной деятельности. Стать субъектом профессионального педагогического творчества – вот стержневое направление активности молодого учителя.

Как возникает потребность учителя продолжать свое образование и воспитание? Во-первых, желание стать мастером своего дела, желание походить на свой идеал. Учитель приходит к мысли о прямой зависимости успеха от своих личностных качеств (эрудиции, умелости, характера и т. д.), осознает необходимость своего дальнейшего развития, совершенствования. Это становится для учителя побудительным мотивом активности.

В других случаях мотивация профессионального самовоспитания возникает как следствие ряда социальных качеств личности учителя: чувства ответственности, профессионального долги и чести, здорового профессионального самолюбия и т. д.

За каждым мотивом стоит определенная потребность. Не будь этих потребностей, профессиональное самосовершенствование учителя осталось бы на уровне добрых намерений. Потребность порождает конкретную деятельность.

Педагоги отличаются друг от друга не только по уровню профессиональной подготовки, но и по психолого-педагогическим особенностям. От них зависит предрасположенность к некоторым видам педагогической деятельности, успешность в работе с учащимися различных возрастов.

Вопрос 29: методы и средства профессионального самовоспитания. Программа саморазвития.

Главным условием и средством успеха профес­сионального воспитания и самовоспитания педагога явля­ется адекватная реальная (теоретическая и практическая) педагогическая деятельность. Но и в реальной жизни человека достаточно всевозможных ситуаций, которые могут выступать в качестве условий для саморазвития, использование искусственных ситуаций в целях самовоспитания может быть оправдано только в том случае, когда они применяются как своеобразные учебные упражнения в процессе работы над собой.

К дополнительным средствам самовоспитания относят знакомство с различными видами искусства, предметами скульптуры и быта, в которых находит отражение человеческая жизнь, чтение книг, например из серии «Жизнь замечательных людей», в которых на высоком философском, идейном и нравственном уровне даны образцы личностей, достойных подражания.

К средствам самовоспитания следует отнести и орга­низационные формы: различные индивидуальные (а в случае группового или коллективного самовоспитания со­ответственно групповые или коллективные) планы и самообязательства как в письменных вариантах, так и в виде обещаний коллективу, авторитетным лицам или как осмысленные намерения.

 

По существу в роли средств самовоспитания выступает все, что можно использовать как орудие самопознани и самовоздействия. А. многообразие средств порождает такое же многообразие способов их применения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"