Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 19:33, шпаргалка
Вопрос 1: возникновение и развитие педагогической профессии.
Профессия педагога считается вечной, т.к. с момента своего возникновения чел-к испытывал потребность учить и учиться, т.е. передавать социально значимые знания и умения от старшего поколения к младшему. Пед деятть возникает приблизительно 35 — 40 тыс. лет назад параллельно с выделением семьи как ячейки общества.
Самопознание — процесс сложный и не одномоментный. Оно происходит в условиях взаимодействия с другими людьми: в процессе общения, совместной деятельности, на досуге и т. д. Завершается оно определенным оценочным отношением к качествам своей личности. Что-то в себе рассматривается как хорошее, достойное, а чем-то человек оказывается недоволен. По существу самопознание происходит в процессе самоиспытания, пристрастного отношения к проявлениям своей личности.
Самоанализ— второй способ познания себя. Этот процесс — более сложный, он требует критической оценки фактов, соотнесения их с определенными ценностями. Если самонаблюдение — процесс слежения за тем, что случается, то самоанализ — процесс оценки, почему именно случается, вследствие каких качеств самой личности, что требует широты социального взгляда.
Одним из важнейших методов самовоспитания является самокритика. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успехов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали, нравственных отношений, в жизнедеятельности, особенно – на работе, «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противоречий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо сознательное нравственное совершенствование. Важнейшее требование действенности самокритики – учет собственного достоинства, ибо подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цель самокритики – не самоуничтожение, а утверждение себя. Профессия и обстоятельства жизни требуют и таких методов самовоспитания аудиторов, как самоограничение и самоотказ, самообязательство и др. Самообязательство, в частности, широко применяется в процессе учебы, в ходе подготовки к экзаменам и т.д. Обязательства и самообязательства возникают у аудитора после подписания молодым специалистом контракта с фирмой. Этот торжественный акт оставляет в сознании молодого человека глубокий след и навсегда сохраняется в памяти как одно из самых значительных событий в его жизни.
Некоторые люди для выработки власти над собой применяют метод переключения. Метод этот заключается в том, что человек переключает свое внимание от вредной, ненужной мысли и направляет его на полезную, нужную. Переключать можно не только мысли, но и действия, поступки. В основе переключения лежит волевой акт, а лучшим средством переключения является самоотверженный труд. Развитию этого качества способствуют занятия спортом, художественной самодеятельностью, увлечение литературой и т.п.
Положительное влияние на процесс нравственного самовоспитания оказывает самоободрение. Трудная ситуация может повлечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твердость духа. Сделать это помогает самоободрение. Оно может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредованным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего).
Программа самовоспитания педагога по необходимости должна отражать все основные требования педагогической профессии к его личности, к тому, что составляет в ней общее, особенное и индивидуально неповторимое. Соответственно выделяют три блока в структуре личности и три группы основных качеств личности, подлежащих самовоспитанию:
I. Социальные и общеличностные качества учителя:
1. Идейность. Гражданственность. Нравственность.
2. Педагогическая направленность.
3. Эстетические качества.
II. Профессионально-
1.Теоретическая и
2. Психолого-педагогическая подготовленность к профессиональной деятельности (теоретическая).
3. Развитость практических
педагогических умений и
III. Индивидуальные качества:
1. Особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, педагогическое мышление, педагогическая память и т. д.).
2. Эмоциональная отзывчивость.
3. Волевые качества.
4. Особенности темперамента.
5. Состояние здоровья.
Указанные качества личности учителя можно конкретизировать в их более частных проявлениях и представить в виде эталонной карты личности. Карта личности учителя как вариант программы самовоспитания может служить основой для составления проекта развития личности конкретного педагога.
Вопрос 30: Основы самообразования студентов педагогического вуза.
В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.
Классификация — распределение предметов, явлении и понятии по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
Анализ — метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.
Синтез — метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.
Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия;
устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;
рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;
гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Абстракция — отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя — разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.
Вопрос 31: Развитие личности учителя в системе педагогического образования.
В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного подходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем.
Названные противоречия обусловливают необходимость решения связанных с ними проблем в педагогическом образовании:
проблемы нового целеполагания;
проблемы новой структуры образования;
проблемы обновления содержания образования;
проблемы обновления организационных форм и методов.
Названные проблемы служат основанием для смены целевых ориентации, внедрения системы многоуровневого педагогического образования.
Цели многоуровневой структуры педагогического образования — расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.
Многоуровневое педагогическое
образование, реализующееся различными
по содержанию и срокам обучения преемственными
образовательно-
личности (студенту) — осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям;
обществу (системе образования, школе) — получить специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами;
преподавательскому корпусу (факультета, колледжа, университета, института) — с большей полнотой реализовать научные и профессионально-педагогические потенции.
Получение педагогического образования сопряжено со становлением специалиста разного уровня профессиональной квалификации, достигаемого при условии овладения соответствующими программами (см. схему).
Основу педагогического образования
составляет базовое высшее образование,
реализуемое образовательно-
Первый уровень — общее высшее
образование — достигается овладением
образовательно-
Вопрос 32: Современная система образования. Непрерывное педагогическое образование.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ)
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 92-ФЗ)
В статье 8 Федерального Закона «Об образовании» дается понятие «система образования» как совокупности взаимодействующих подсистем и элементов:
- преемственных образовательных
программ и государственных
- сети реализующих их образовательных учреждений;
- органов управления
Непрерывное образование как педагогическая система - это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости. Для каждого человека Н.о. выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путём самообразования.
Непрерывное педагогическое образование
Говоря о проблеме непрерывного образования, необходимо остановиться на таком важнейшем пункте, как непрерывное педагогическое образование.
Непрерывное педагогическое образование – это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки учителя, повышения его профессионального мастерства, развития личностных качеств и способностей в течение всей жизни.
В рамках непрерывного педагогического образования выдвигаются и рассматриваются три этапа (звена) профессионального становления учителя, которые функционируют в органическом единстве, образуя следующую систему:
I этап – допрофессионалъная подготовка;
II этап – профессиональное образование;
III этап – послевузовское образование.
I этап
Детские дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, педагогические классы
Допрофессиональная подготовка
II этап
Педучилища, педколледжи, пединституты, университеты, инженерно-педагогические факультеты
Основное профессиональное образование
III этап
Аспирантура, докторантура, ИПК, ФПК, курсовая сеть
Послевузовское образование
Вопрос 33: Система профессиональной подготовки педагогических кадров.
Вопрос 34: Индивидуальный стиль в педагогической деятельности (В. Н. Сорока- Росинский): понятие, характеристика, классификация.