Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 19:33, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1: возникновение и развитие педагогической профессии.
Профессия педагога считается вечной, т.к. с момента своего возникновения чел-к испытывал потребность учить и учиться, т.е. передавать социально значимые знания и умения от старшего поколения к младшему. Пед деятть возникает приблизительно 35 — 40 тыс. лет назад параллельно с выделением семьи как ячейки общества.

Файлы: 1 файл

экзамен опд.docx

— 256.49 Кб (Скачать файл)

Самопознание — процесс сложный и не одномоментный. Оно происходит в условиях взаимодействия с другими людьми: в процессе общения, совместной деятельности, на досуге и т. д. Завершается оно определенным оценоч­ным отношением к качествам своей личности. Что-то в себе рассматривается как хорошее, достойное, а чем-то человек оказывается недоволен. По существу самопозна­ние происходит в процессе самоиспытания, пристрастного отношения к проявлениям своей личности.

Самоанализ— второй способ познания себя. Этот про­цесс — более сложный, он требует критической оценки фактов, соотнесения их с определенными ценностями. Если самонаблюдение — процесс слежения за тем, что случа­ется, то самоанализ — процесс оценки, почему именно случается, вследствие каких качеств самой личности, что требует широты социального взгляда.

Одним из важнейших методов самовоспитания является само­критика. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успехов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали, нрав­ственных отношений, в жизнедея­тельности, особенно – на работе, «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противо­речий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо сознательное нравственное совершенствование. Важнейшее тре­бование действенности самокритики – учет собственного дос­то­инства, ибо подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цель самокритики – не самоуничтожение, а утверждение себя. Профессия и обстоятельства жизни требуют и таких ме­тодов самовоспитания аудиторов, как самоограничение и самоотказ, самообя­зательство и др. Самообязательство, в частности, широко приме­няется в процессе учебы, в ходе подготовки к экзаменам и т.д. Обязательства и самообяза­тельства возникают у аудитора после подписания молодым специалистом контракта с фирмой. Этот торжественный акт оставляет в сознании молодого человека глубокий след и навсегда сохра­няется в памяти как одно из самых значительных событий в его жизни.

Некоторые люди для выработки власти над собой при­меняют метод переключения. Метод этот заключается в том, что человек переключает свое внимание от вредной, ненужной мысли и направляет его на полезную, нужную. Переключать можно не только мысли, но и действия, поступки. В основе переключения лежит волевой акт, а лучшим средством переключения является самоотверженный труд. Развитию этого качества способствуют занятия спортом, художественной самодеятельностью, увлечение литературой и т.п.

Положительное влияние на процесс нравственного самовос­питания оказывает самоободрение. Трудная ситуация может по­влечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твердость духа. Сделать это помогает самоободрение. Оно может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредован­ным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего).

Программа самовоспитания педагога по необходимости должна отражать все основные требования педагогической профессии к его личности, к тому, что составляет в ней общее, особенное и индивидуально неповторимое. Соответственно выделяют три блока в структуре личности и три группы основных качеств личности, подлежащих самовоспитанию:

I. Социальные и общеличностные качества учителя:

1. Идейность. Гражданственность. Нравственность.

2. Педагогическая направленность.

3. Эстетические качества.

II. Профессионально-педагогические  качества:

1.Теоретическая и методическая  подготовленность по специальности.

2. Психолого-педагогическая подготовленность к профессиональной деятельности (теоретическая).

3. Развитость практических  педагогических умений и способностей.

III. Индивидуальные качества:

1. Особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, педагогическое мышление, педагогическая память и т. д.).

2. Эмоциональная отзывчивость.

3. Волевые качества.

4. Особенности темперамента.

5. Состояние здоровья.

Указанные качества личности учителя можно конкретизировать в их более частных проявлениях и представить в виде эталонной карты личности. Карта личности учителя как вариант программы самовоспитания может служить основой для составления проекта развития личности конкретного педагога.

Вопрос 30: Основы самообразования студентов педагогического вуза.

В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попада­ют в новые условия, которые предъявляют к ним высокие тре­бования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.

Классификация — распределение предметов, явлении и понятии по классам, отделам, разрядам в зави­симости от их общих признаков.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления ги­гиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятель­ность, чтобы оставалось время и для самообразовательной рабо­ты, и для культурного отдыха.

Анализ — метод научного исследо­вания путем разложения предмета на составные части или мысленно­го расчленения объекта путем ло­гической абстракции.

Синтез — метод изучения предме­та в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.

Овладение навыками самостоятельной работы и умениями ра­циональной организации учеб­ного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, прояв­ляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классифи­кации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные но­вые условия;

устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;

рациональные приемы и ме­тоды самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;

гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Абстракция — отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленно­го отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отно­шений между ними с целью выяв­ления существенных признаков.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразо­вания учителя — разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.

Вопрос 31: Развитие личности учителя в системе педагогического образования.

В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного подходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем.

Названные противоречия обусловливают необходимость решения связанных с ними проблем в педагогическом образовании:

проблемы нового целеполагания;

проблемы новой структуры образования;

проблемы обновления содержания образования;

проблемы обновления организационных форм и методов.

Названные проблемы служат основанием для смены целевых ориентации, внедрения системы многоуровневого педагогического образования.

Цели многоуровневой структуры педагогического образования — расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.

Многоуровневое педагогическое образование, реализующееся различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами, обеспечивает решение следующих задач:

личности (студенту) — осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям;

обществу (системе образования, школе) — получить специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами;

преподавательскому корпусу (факультета, колледжа, университета, института) — с большей полнотой реализовать научные и профессионально-педагогические потенции.

Получение педагогического образования сопряжено со становлением специалиста разного уровня профессиональной квалификации, достигаемого при условии овладения соответствующими программами (см. схему).

Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами первого и второго уровней. Они предоставляют личности обучающегося возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических знаний по избранному направлению образования.

Первый уровень — общее высшее образование — достигается овладением образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение двух лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования по образовательно-профессиональным программам второго уровня. Кроме того, желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию.

Вопрос 32: Современная система образования. Непрерывное педагогическое образование.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

(в ред. Федерального закона  от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

(в ред. Федерального закона  от 01.12.2007 N 308-ФЗ)

органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

(в ред. Федерального закона  от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

(абзац введен Федеральным  законом от 18.07.2005 N 92-ФЗ)

В статье 8 Федерального Закона «Об образовании» дается понятие «система образования» как совокупности взаимодействующих подсистем и элементов:

- преемственных образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов различного уровня  и направленности;

- сети реализующих их  образовательных учреждений;

- органов управления образованием  и подведомственных им учреждений  и организаций.

Непрерывное образование как педагогическая система - это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости. Для каждого человека Н.о. выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путём самообразования.

Непрерывное педагогическое образование

Говоря о проблеме непрерывного образования, необходимо остановиться на таком важнейшем пункте, как непрерывное педагогическое образование.

Непрерывное педагогическое образование – это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки учителя, повышения его профессионального мастерства, развития личностных качеств и способностей в течение всей жизни.

В рамках непрерывного педагогического образования выдвигаются и рассматриваются три этапа (звена) профессионального становления учителя, которые функционируют в органическом единстве, образуя следующую систему:

I этап – допрофессионалъная подготовка;

II этап – профессиональное  образование;

III этап – послевузовское  образование.

I этап 

Детские дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, педагогические классы

Допрофессиональная подготовка 

II этап

Педучилища, педколледжи, пединституты, университеты, инженерно-педагогические факультеты

Основное профессиональное образование 

III этап

Аспирантура, докторантура, ИПК, ФПК, курсовая сеть

Послевузовское образование 

Вопрос 33: Система профессиональной подготовки педагогических кадров.

 

Вопрос 34: Индивидуальный стиль в педагогической деятельности (В. Н. Сорока- Росинский): понятие, характеристика, классификация.


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"