Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 16:05, шпаргалка

Описание работы

Предмет и задачи дидактики. Сущность процесса обучения и его этапы. Структура учебного познания.
В современных работах по дидактике отмечается, что обучение является неотъемлемой функцией общества для всех народов и на все времена. Обучение становится массовым и требует создания постоянно действующего института, возникает необходимость в научном обосновании этой деятельности и привлекаемых для ее осуществления материалов и средств. Так появляется диадактика.

Файлы: 1 файл

Ответы к билетам по педагогике.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

 

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

 

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

 

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

 

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

 

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

29. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)\

История появления метода

 

О самом Александре Григорьевиче Ривине мы знаем немного. Известно, что 1918 году он уже учительствовал на Украине, в тридцатые годы прошлого века работал в Москве, а умер в доме престарелых в 1942 году. Всё, что дошло до наших дней, – это воспоминания учеников и немногих коллег, читая которые, однако, невольно удивляешься нестандартности мышления и подхода Ривина к обучению. Известно, что метод Ривина был опробован для обучения детей и взрослых, и что по инициативе самих учащихся в 1928 году были организованы группы для изучения материала ВУЗовской программы с использованием этого метода. Это были сотни людей, провозгласивших, что высшее образование можно получить без ВУЗа, и успешно справлявшихся с задачей самообучения.

 

В годы становления советской педагогической системы метод обучения, по которому практически каждый мог получать знания без всякой политической цензуры, конечно, был воспринят как небезопасный, и поэтому правящая партия начала ставить всевозможные препоны на пути его распространения и совершенствования. Но Ривин продолжал работать там, где это было возможно, проводя «подпольные» занятия для абитуриентов до самой войны. На таких занятиях, будучи десятиклассником, с Ривиным познакомился Виталий Дьяченко. Благодаря именно этому человеку через полустолетие метод Ривина оказался воскрешён в Красноярске, где до сих пор работу по КСО ведут несколько десятков школ, а о развитии метода говорит создание Красноярской ассоциации педагогов по работе КСО, ведущей активную и разнообразную деятельность в регионе и за его пределами. В двухтысячных же годах стало известно о появлении сообществ, работающих по методу КСО, в Якутии, Казахстане, на Северном Кавказе.

 

Очевидно, что для создающихся поселений с разновозрастным и разнохарактерным составом детворы, при наличии энтузиазма со стороны взрослых, такая работа может стать существенным подспорьем в быстром и качественном изучении школьного материала. Конечно, для запуска этого процесса потребуется большая подготовка, но, возможно, именно в эффективности метода КСО мы и найдём силы для успешных занятий с детьми.

 

 

 

В чём же заключается суть метода Ривина?

 

В его основе лежит несложная система, благодаря которой ученик может пройти материал самостоятельно, проработать его совместно в паре с другим учеником, получить в случае неточного понимания корректирующие указания преподавателя и, убедившись, что тема усвоена, перейти к следующей. Отдельно хочется отметить, что в системе заложено взаимодействие участников, при котором постоянно происходит смена ролей «учитель-ученик». При этом ученик может уделить необходимое время изучению тех тем, усвоение которых представляет сложность именно для него. По утверждению В.К. Дьяченко, «...В господствовавшем до Средних веков индивидуальном способе обучения организационная структура учебного процесса складывалась из индивидуальной и парной форм обучения, при этом парная форма являлась ведущей. То были постоянные пары "учитель-ученик"...». То есть, работа в парах была уже давно известна миру. Открытие Ривина заключается в создании новой формы коллективной организации обучения – работы в парах сменного состава, где перемена в паре участников происходит в минимально короткие сроки – каждые 5–10 минут, а в процесс оказываются вовлечены одновременно десятки обучающихся.

 

Материалом, помогающим в обучении, служит карточка, составленная определённым образом, в зависимости от цели, стоящей перед учеником. Например, когда взрослых людей необходимо было массово научить читать и писать, использовался такой вариант: «Группа неграмотных, 30–50 человек, работает в одной комнате. У каждого участника есть карандаш и бумага. Руководитель этой группы выступает как организатор работы. Он берет обиходные слова, которые хорошо знакомы каждому из учащихся. Все слова разделяются на слоги. Организатор пишет эти слоги и раздает их каждому учащемуся по одному. Первому – «по», второму – «не», третьему – «дель», четвертому – «ник». Каждый ученик копирует этот слог. Когда он научился писать свой слог, у него стимулируется потребность узнать следующий, пойти к учащемуся, который пишет этот слог. Учащиеся обмениваются слогами, и путем такого парного обучения происходит чрезвычайно быстрое и прочное усвоение…». (Из воспоминаний Бориса Таля). По утверждениям современников Ривина, «результаты применения этого метода были чрезвычайно быстрыми и превосходили результаты иных методических подходов».

 

Для проработки учебных текстов используются карточки, в каждой из которых изложена небольшая часть материала – предложение или абзац. Вот так описал занятие ученик Ривина Михаил Брейтерман: «За большим столом или несколькими сдвинутыми столами сидят пары беседующих людей. Желательно – вокруг, чтобы каждый видел лица собеседников, но это не главное. Они могут сидеть по двое за отдельными столами, как в школе. Перед каждым лежит книга, журнальная или газетная статья, у каждого своя тема, но могут быть различные источники на одну тему, различные главы одной книги. Через каждые 7–9 минут пара заканчивает беседу и расходится. Каждый из них вступает в умственный контакт с кем-нибудь из освободившихся. Это похоже на игру. Здесь действительно царит атмосфера легкости и непринужденности. Однако при этом исподволь выполняется глубокая творческая интеллектуальная работа».

 

 

30. Дистанционное образование.

Дистанцио́нное образова́ние — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.

Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.

Помимо Интернета, популярной технологией является пересылка учащимся образовательных контентов (электронных и бумажных учебников, лекционных видеокурсов, видеосеминаров и др.) посредством системы «университетский телепорт — спутник — спутниковая антенна студента — телевизор». Данная технология интерактивна: в режиме реального времени учащиеся проходят тестирование знаний, консультируются с педагогами и т. д.


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"