Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 16:05, шпаргалка
Предмет и задачи дидактики. Сущность процесса обучения и его этапы. Структура учебного познания.
В современных работах по дидактике отмечается, что обучение является неотъемлемой функцией общества для всех народов и на все времена. Обучение становится массовым и требует создания постоянно действующего института, возникает необходимость в научном обосновании этой деятельности и привлекаемых для ее осуществления материалов и средств. Так появляется диадактика.
- обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук;
- включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение;
- исключение устаревших разделов;
- перераспределение учебного материала между основной и старшей школой с целью уменьшения учебной нагрузки учащихся основной школы.
Отражение основополагающих принципов обновления содержания образования по образовательным областям представлено в таблице (см. таб. 1).
Анализ концепций содержания образования по образовательным областям и учебным предметам показал, что только в некоторых концепциях принципы обновления содержания образования сформулированы явно в соответствующих разделах концепции (знак "X" в таблице 3). В большинстве же из них принципы обновления содержания четко не формулируются, а "вылавливаются" из всего текста концепции, как правило, из разделов "Содержание области" (курса) или "Структура курса" в описательном виде без акцента на обновление содержания (знак "1" в таблице 3). Так, например, в каждой концепции в разделе "Структура курса" заявляется о том, что старшая школа строится на основе профильной дифференциации. Но принцип профилирования и дифференциации содержания образования как условие выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных программ не выделяется. Такое положение, очевидно, объясняется отсутствием разработанных требований к целям, задачам и структуре концепций, а также единству подходов к формированию содержания образования в разных образовательных областях.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения утвержден приказом Минобразования и науки РФ 6 октября 2009 года. В основу положен проект, разработанный членом-корреспондентом РАО Александром Михайловичем Кондаковым. С 1 сентября 2011 г. ФГОС вступил в действие по всей России, в том числе в нашей школе.
Рассмотрим особенности стандартов второго поколения в сравнении с федеральными стандартами первого поколения.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования первого поколения содержал нормы и требования, определяющие:
обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
уровень подготовки выпускников образовательных учреждений.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения представляет собой совокупность трех систем требований:
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
к условиям реализации основной образовательной программы начального образования
Поскольку ФГОС НОО представляет собой совокупность трех вышеперечисленных требований, остановимся более подробно на каждой из этих систем.
1 система требований – требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Стандарт второго поколения устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов;
овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, бесконфликтность, искусство спорить;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
2. метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями:
3. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации;
активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации (выступления, презентации);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей;
готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументирование точи зрения;
определение общей цели и путей ее достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности;
готовность конструктивно разрешать конфликты;
овладение предметными и межпредметными понятиями.
Сравним требования к результатам обучения, заложенные в стандартах первого и второго поколения.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (образовательный стандарт первого поколения) приоритетом начального общего образования провозглашал
формирование общеучебных умений и навыков – в новом стандарте это, так называемые, метапредметные результаты обучения;
освоение предметного содержания начального общего образования – в новом стандарте это требования к предметным результатам обучения;
Таким образом, нововведение, регламентируемое ФГОС НОО – наличие требований к личностным результатам освоения образовательной программы. Многие возразят, что и учителя, и каждое общеобразовательное учреждение всегда стремились к формированию у обучающихся всех вышеперечисленных качеств. Однако это не было закреплено в государственном образовательном стандарте первого поколения.
Еще одна отличительная особенность заключается в том, что образовательный стандарт первого поколения содержал конкретный перечень требований только к результатам подготовки по предметам (требования к общеучебным умениям и навыкам носили «условный (примерный) характер»). В стандартах второго поколения четко определены конкретные требования ко всем трем составляющим результата обучения: личностным, метапредметным и предметным. Причем, именно в такой последовательности, что свидетельствует о приоритетах в современном обучении.
4. Функции обучения. Закономерности процесса обучения. Дидактические принципы.
Закономерности процесса обучения
По мнению Ю.К. Бабанского, «процесс обучения закономерно связан с процессом образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс». Первая закономерность - воспитывающий характер обучения. Вторая - процесс обучения носит развивающий характер.
Н.В. Бордовская (2003) выделяет внешние и внутренние закономерности обучения. К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования); ко вторым - связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения, смыслом учебного материала).
Охарактеризуем особенности и признаки лекционно-практической системы обучения.
Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (90 минут).
Практическое занятие - это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, контроля полученной учебной информации под руководством преподавателя вуза.
Основные функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая. Эти функции исторически закрепились за процессом обучения, их выполнение обеспечивает полноценное развитие и успешную социализацию личности учащихся. Образовательная функция заключается в формировании знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. Воспитательная функция связана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения. Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребёнка во всех направлениях: развивается его речь, мышление, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная и сенсорно-двигательная сферы личности.
Принципы дидактики
Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения.
Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения.
-Принцип наглядности. Выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений.
-Принцип сознательности и активности. В процессе обучения передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно. В процессе обучения необходимо учитывать общие признаки сознательного усвоения знаний. Знания должны облекаться в правильную словесную форму, сознательность выражается в положительном отношении к изучаемому материалу, в заинтересованности. Признаком сознательного усвоения материала является степень самостоятельности, чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания. Учащимся должен быть интересен сам процесс познания. «Убеждения не купишь в лавке, они формируются в процессе познавательной деятельности» (Д.И.Писарев).
-Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся. Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания материала, использованием наиболее эффективной системы его изучения, более рациональными методами работы, мастерством обучающего и т.д.
-Принцип научности. Главной целью принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. Предлагаемый учебный материал должен отвечать современным достижениям науки. Поэтому необходимо постоянно знакомить учащихся с новейшими достижениями научной мысли в соответствующем разделе учебной программы.
-Принцип индивидуального подхода. Осуществляя индивидуальный подход необходимо учитывать восприимчивость обучаемых к учебе т.е. обучаемость. К признакам обучаемости относится: запас знаний и навыков, умение осмысливать учебный материал, самостоятельно применять его при решении разнообразных задач, уметь обобщать, выделять существенные признаки нового материала и т.д.
-Принцип систематичности и последовательности. Изложение учебного материала доводится преподавателем до уровня системности в сознании обучаемых, знания даются в определенной последовательности и они должны быть взаимосвязанными. Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения т.е. логическую последовательность и связь между изучаемыми учебными предметами, новый материал должен базироваться на усвоенном раннее.
-Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками. Указанный принцип заключается в том, что прочность это не только глубокое запоминание, но и умение пользоваться тем, чем располагает память.
-Принцип связи теории с практикой. Практика является основой познания. Теоретические изыскания осуществляются не ради самой науки, а для совершенствования практической деятельности. Обучение всегда носит воспитательный характер. Обучение и воспитание - целостный процесс. Процесс обучения это процесс передачи знаний, а процесс воспитания - это процесс воздействия на систему отношений учащегося к окружающей его действительности.
5. Развитие личности как педагогическая проблема. Обучение и развитие. Понятие развивающего обучения.
1.10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Проблема развития личности изучается разными науками: физиологией, психологией, социологией и др. Педагогика выявляет и изучает наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе воспитания и обучения.