Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Технологии обучения".
1.Технология коллективного взаимодействия
Технология коллективного
Технология коллективного взаимодействия
включает три компонента: а) подготовку
учебного материала; б) ориентацию учащихся;
в) технологию хода самого учебного занятия.
Подготовка учебного материала заключается
в отборе учебных текстов, дополнительной
и справочной литературы по теме; разделении
учебного материала на единицы усвоения
(смысловые абзацы); в разработке целевых
заданий, в том числе и домашних.
Ориентация учащихся включает два этапа:
● подготовительный, цель которого состоит
в том, чтобы сформировать и отработать
необходимые общеучебные умения и навыки:
ориентироваться в пространстве; слушать
партнера и слышать то, что он говорит;
работать в шумовой среде; находить нужную
информацию; использовать листки индивидуального
учета; переводить образ в слова и слова
в образы и др. Эти умения отрабатываются
в ходе специальных тренинговых занятий;
● ознакомительный, имеющий различные
модификации, общим элементом которых
является сообщение целевых установок,
усвоение «правил игры», способов учета
результатов учения и т. д.
Ход учебного занятия в зависимости от
содержания занятия, объема учебного материала
и времени, отведенного на его изучение,
возраста обучаемых, избранного варианта
технологии может протекать по-разному.
Наиболее характерный вариант технологии
коллективного взаимообучения имеет следующие
этапы:
● каждый ученик прорабатывает свой абзац
(это может быть предложение, часть текста,
описание, характеристика, пункт или параграф
учебника, статья, исторический документ
и т. д.);
● обмен знаниями с партнером, происходящий
по правилам ролевой игры «учитель - ученик».
Обязательна смена ролей. Обучающий предлагает
свой вариант заглавия абзаца, свой план,
отвечает на поставленные вопросы, предлагает
контрольные вопросы или задания и т. п.;
● проработка только что воспринятой
информации и поиск нового партнера для
взаимообучения и т. д.
Учет выполненных заданий ведется либо
в групповой ведомости, в которой указаны
все учебные элементы и фамилии участников
организованного диалога, либо в индивидуальной
карточке.
В условиях технологии коллективного
взаимообучения каждый обучаемый работает
в индивидуальном темпе; повышается ответственность
не только за свои успехи, но и за результаты
коллективного труда.
2.Технологии развивающего обучения
Под развивающим обучением
Прогрессивное развитие личности - процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Развивающее обучение ориентировано на "зону ближайшего развития", т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.
Развивающее обучение проиходит в зоне ближайшего развития (по Л. С. Выготскому). Из всех технологий развивающего обучения наибольший интерес для эксперимента вызывают система Л. В. Занкова, технология Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова, технология саморазвивающего обучения Г. К. Селевко и система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Г.С. Альтшуллера. Указанные инновационные технологии, кроме последней, - это технологии школьной педагогики, но их дидактические принципы применимы к педагогике высшей школы и могут послужить базой для разработки их вузовской модификации.
Ценность концептуальных дидактических положений Л. В. Занкова в системности и целостности содержания, обучении на высоком уровне трудности, быстром темпе продвижения, осознанной мотивации, вариантности, индивидуальности, применении индуктивного метода, проблематизации содержания и во включении в процесс обучения рационального и эмоционального мышления.
Технология Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова построена на "содержательных обогащениях", куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Акцент целей авторов указанной технологии:
• формировать теоретическое
• формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности - СУДы;
• воспроизвести в учебной
3.Технология исследовательского обучения
Цель этой работы: подготовить школьников к самостоятельному поиску информации ее переработке, сформировать социально-активную жизненную позицию.
Научно-исследовательская
деятельность:
-Обучает: навыкам
самостоятельной работы с различными
источниками информации, организации
наблюдений, применению научных приборов
и оборудования, проведению опытов и экспериментов;
-Знакомит: с методами
и приемами системного анализа;
-Развивает: умения
вычленять и решать наиболее важные проблемы
с учетом социальных, экономических, экологических
условий и отражать новейшие достижения
в определенной научной отрасли, творческую
активность и самостоятельность;
-Формирует логическое
и научное мышление;Воспитывает : самостоятельность,
коммуникативность, самоконтроль.
Научно-исследовательская
работа учащихся построена следующим
образом:
Во-первых, учащиеся группируются по интересам,
согласно выбранной теме, которая связана
с ИЗО и другими смежными предметами изучаемыми
школьниками.
Во-вторых, по данной теме учащиеся проводят
информационный поиск.
В- третьих, используя накопленную информацию, находят пути решения данной проблемы.
В-четвертых, оформляют результаты и представляют
их на обсуждение товарищей. Данные работы
проводятся как в течение учебного года,
так и во время каникул.
Так история может изучаться с
помощью информационного поиска
и постановки проблемного вопроса
по выбранной теме. Оформление работы
в самостоятельные реферат, доклад,
исследование, позволяет знакомиться
с научной деятельностью, которая
вполне может серьезно увлечь школьников.
Итогом работы может быть выступление
в классе, на школьной или городской конференциях.
Но нужно помнить, что в отличие от «взрослых»
конференций, где о достоинствах работ
почти не говорят, а отмечают недостатки
и спорные моменты, на детской конференции
работу необходимо похвалить (независимо
от ее качества). Это необходимо для того,
чтобы у ребенка возникло чувство удовлетворения
от выполненной работы и желание продолжать
избранную деятельность. А неточности
методики и анализа, допущенные руководителем,
- не предмет для обсуждения на детской
конференции, их полезно обозначать, а
разбирать позже.
Обязательными структурными элементами письменной работы являются:
-Титульный лист.
-Оглавление.
-Введение.
-Основной текст.
-Заключение.
-Список использованной литературы.
-Приложение.
4.Технология
проектного обучения
Проектное обучение является той педагогической
технологией, которая в большей степени,
чем многие другие отвечает требованиям
профильного обучения и предпрофильной
подготовки, так как оно побуждает учащихся
проявлять способность
к осмыслению своей деятельности с позиций
ценностного подхода: социального, личностного,
связанного с познавательным интересом,
с жизненными и профессиональными планами;
-к целеполаганию, ориентированному на
значимые результаты;
-к самообразованию и самоорганизации;
-к синтезированию, интеграции и обобщению
информации из разных источников;
-видеть проблему, выдвигать гипотезы,
демонстрировать интеллектуальные умения;
-делать выбор и принимать решения.
Основное целевое назначение проектной
технологии в профильном обучении заключается
в том, чтобы:
1) познакомить учащихся на предметном
и межпредметном материале с социально,
научно и практически значимыми проблемами,
которые характерны для профильного обучения
и профессионального обучения и профессиональной
деятельности, и со способами решения
этих проблем;
2) включить учащихся в активную, хотя преимущественно
в квазиисследовательскую и квазипрофессиональную,
но вполне реальную деятельность, в проживание
реальных событий и чувств, позволяющих
ученику осмыслить социальную и личностную
значимость этой деятельности и ее результатов,
оценить свои склонности и возможности
в выполнении деятельности с определенными
для того или иного профиля характеристиками;
3) стимулировать интерес учащихся к самостоятельному
решению проблем:
к собственному приобретению знаний из
разных областей и источников, которые
могут быть использованы в жизни, в будущей
профессиональной деятельности, в продолжении
образования по выбранному профилю;
к получению реального, имеющего социальный
и личностный смысл результату;
к творческой деятельности по конструированию
новых объектов.
Но, кроме специфичный профориентационных,
проектное обучение преследует и общедидактические
цели, такие, например, как
4) создать условия для развития интеллектуальных
способностей:
критически мыслить;
прогнозировать результаты и возможные
последствия разных вариантов решения
на основе не только аналитического, логического,
но и интуитивного мышления;
мыслить на уровне широких обобщений;
ориентироваться в окружающей действительности;
5) Формировать ключевые умения и компетенции:
проектировочные: определение цели, разработка
проектного задания, планирование работы
и распределение обязанностей, реализация
проекта, оформление результатов, общественная
презентация, рефлексия;
познавательные; навыки самостоятельной
работы с информацией, самостоятельного
конструирования знаний, применения к
решению новых познавательных задач.
исследовательские: выявление проблем,
сбор информации, построение гипотез,
экспериментирование, обобщение;
коммуникативные: передача информации,
умение слушать и понимать другого;
социальные: умение сотрудничать в групповом
общении и принятии решений, принимать
собственные решения и брать за них на
себя ответственность, регулировать конфликты;
информационные: владение способами получения
информации из разных источников, в том
числе телекоммуникационных, обработка
информации и хранение.
5.Проблемное обучение
Цель – способствовать развитию
проблемного мышления учащихся и
учителя.
Проблемное обучение – это такая организация
педагогического процесса, когда ученик
систематически включается учителем в
поиск решения новых для него проблем.
Структура процесса проблемного обучения
представляет собой систему связанных
между собой и усложняющихся проблемных
ситуаций.1.) создание проблемных ситуаций,
2.) обучение учащихся в процессе решения
проблем, 3.) сочетание поисковой деятельности
и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального
затруднения, которое требует поиска новых
знаний и новых способов их получения.
Проблемные ситуации различаются по ситуации
неизвестного, по уровню проблемности,
по виду «рассогласования» информации,
по другим методическим особенностям.
Ситуации интеллектуального затруднения
чаще всего создаются с помощью проблемного
вопроса. В педагогической литературе
определены следующие отличительные черты
проблемного (продуктивного) вопроса:
1.) сложность, выступающая в форме противоречия,
2.) ёмкое содержание, 3.) увлекательная
форма, 4.) доступный для ученика уровень
сложности.
Алгоритм решения проблемной задачи включает
4 этапа. На первом этапе осознания проблемы
учащиеся вскрывают противоречие, заложенное
в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке
причинно-следственных связей. Это противоречие
может быть разрешено с помощью гипотезы.
Формулирование гипотезы составляет второй
этап. Третий этап решения проблемы –
доказательство гипотезы. Поиск путей
доказательства гипотезы требуют от учащихся
переформулировки задания или вопроса.
Заканчивается решение проблемы общим
выводом, в котором изучаемые причинно-следственные
связи углубляются и раскрываются новые
стороны познаваемого объекта или явления.
Это четвёртый этап решения проблемы.
Совокупность целенаправленно сконструированных
задач, создающих проблемные ситуации,
призвана обеспечить главную функцию
проблемного обучения – творческое усвоение
содержания образования, усвоение опыта
творческой деятельности.
Моделирование уроков. При моделировании
урока в режиме технологии проблемного
обучения важно учитывать, что учащимся
необходимо выполнить систему проблемных
заданий для самостоятельной работы на
каждом этапе урока. Задания для самостоятельной
работы должны быть взаимосвязаны по дидактической
цели и содержанию учебного материала.
Дидактические цели формируются в соответствии
со звеньями процесса обучения, следовательно,
в систему объединяются задания со следующим
дидактическими целями: 1.) актуализации
знаний и умений; 2.) осознания и осмысления
блока новой учебной информации; 3.) закрепления
и систематизации знаний; 4.) применения
знаний в новой учебной ситуации; 5.) проверки
уровня усвоения знаний и умений.
6. Технология решения изобретательских задач
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
Программа ТРИЗ дает воспитателям и
детям методы и инструменты творчества,
которые осваивает человек
7.Здоровье сберегающие технологии
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина,
- это:
|
8 |