Шпаргалка по "Технологии обучения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Технологии обучения".

Файлы: 1 файл

технология обучения.docx

— 36.75 Кб (Скачать файл)

1.Технология коллективного взаимодействия

Технология коллективного взаимодействия (организованный диалог, сочетательный  диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) разработана А. Г. Ривиным, его учениками и последователями  В. В. Архиповой, В. К. Дьяченко, А. С. Соколовым  и др. 
 
Технология коллективного взаимодействия включает три компонента: а) подготовку учебного материала; б) ориентацию учащихся; в) технологию хода самого учебного занятия. 
 
Подготовка учебного материала заключается в отборе учебных текстов, дополнительной и справочной литературы по теме; разделении учебного материала на единицы усвоения (смысловые абзацы); в разработке целевых заданий, в том числе и домашних. 
 
Ориентация учащихся включает два этапа: 
 
● подготовительный, цель которого состоит в том, чтобы сформировать и отработать необходимые общеучебные умения и навыки: ориентироваться в пространстве; слушать партнера и слышать то, что он говорит; работать в шумовой среде; находить нужную информацию; использовать листки индивидуального учета; переводить образ в слова и слова в образы и др. Эти умения отрабатываются в ходе специальных тренинговых занятий; 
 
● ознакомительный, имеющий различные модификации, общим элементом которых является сообщение целевых установок, усвоение «правил игры», способов учета результатов учения и т. д. 
 
Ход учебного занятия в зависимости от содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, возраста обучаемых, избранного варианта технологии может протекать по-разному. Наиболее характерный вариант технологии коллективного взаимообучения имеет следующие этапы: 
 
● каждый ученик прорабатывает свой абзац (это может быть предложение, часть текста, описание, характеристика, пункт или параграф учебника, статья, исторический документ и т. д.); 
 
● обмен знаниями с партнером, происходящий по правилам ролевой игры «учитель - ученик». Обязательна смена ролей. Обучающий предлагает свой вариант заглавия абзаца, свой план, отвечает на поставленные вопросы, предлагает контрольные вопросы или задания и т. п.; 
 
● проработка только что воспринятой информации и поиск нового партнера для взаимообучения и т. д. 
 
Учет выполненных заданий ведется либо в групповой ведомости, в которой указаны все учебные элементы и фамилии участников организованного диалога, либо в индивидуальной карточке. 
 
В условиях технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Технологии развивающего обучения

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

Прогрессивное развитие личности - процесс  физического и психического изменения  индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах  и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего  к высшему.

Развивающее обучение ориентировано  на "зону ближайшего развития", т.е. на деятельность, которую обучаемый  может выполнить с помощью  педагога.

Развивающее обучение проиходит в зоне ближайшего развития (по Л. С. Выготскому). Из всех технологий развивающего обучения наибольший интерес для эксперимента вызывают система Л. В. Занкова, технология Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова, технология саморазвивающего обучения Г. К. Селевко и система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Г.С. Альтшуллера. Указанные инновационные технологии, кроме последней, - это технологии школьной педагогики, но их дидактические принципы применимы к педагогике высшей школы и могут послужить базой для разработки их вузовской модификации.

Ценность концептуальных дидактических  положений Л. В. Занкова в системности и целостности содержания, обучении на высоком уровне трудности, быстром темпе продвижения, осознанной мотивации, вариантности, индивидуальности, применении индуктивного метода, проблематизации содержания и во включении в процесс обучения рационального и эмоционального мышления.

Технология Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова построена на "содержательных обогащениях", куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Акцент целей авторов указанной технологии:

• формировать теоретическое сознание и мышление;

• формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности - СУДы;

• воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Технология исследовательского обучения

Цель этой работы: подготовить школьников к самостоятельному поиску информации ее переработке, сформировать социально-активную жизненную позицию.

Научно-исследовательская  деятельность: 
-Обучает: навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации, организации наблюдений, применению научных приборов и оборудования, проведению опытов и экспериментов; 
-Знакомит: с методами и приемами системного анализа; 
-Развивает: умения вычленять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических, экологических условий и отражать новейшие достижения в определенной научной отрасли, творческую активность и самостоятельность; 
-Формирует логическое и научное мышление;Воспитывает : самостоятельность, коммуникативность, самоконтроль.

Научно-исследовательская  работа учащихся построена следующим  образом: 
Во-первых, учащиеся группируются по интересам, согласно выбранной теме, которая связана с ИЗО и другими смежными предметами изучаемыми школьниками.

 
Во-вторых, по данной теме учащиеся проводят информационный поиск.

 

В- третьих, используя накопленную  информацию, находят пути решения  данной проблемы.

  
В-четвертых, оформляют результаты и представляют их на обсуждение товарищей. Данные работы проводятся как в течение учебного года, так и во время каникул.

 
Так история может изучаться с  помощью информационного поиска и постановки проблемного вопроса  по выбранной теме. Оформление работы в самостоятельные реферат, доклад, исследование, позволяет знакомиться  с научной деятельностью, которая  вполне может серьезно увлечь школьников. 
Итогом работы может быть выступление в классе, на школьной или городской конференциях. Но нужно помнить, что в отличие от «взрослых» конференций, где о достоинствах работ почти не говорят, а отмечают недостатки и спорные моменты, на детской конференции работу необходимо похвалить (независимо от ее качества). Это необходимо для того, чтобы у ребенка возникло чувство удовлетворения от выполненной работы и желание продолжать избранную деятельность. А неточности методики и анализа, допущенные руководителем, - не предмет для обсуждения на детской конференции, их полезно обозначать, а разбирать позже.

Обязательными структурными элементами письменной работы являются:

-Титульный лист.

-Оглавление.

-Введение.

-Основной текст.

-Заключение.

-Список использованной литературы.

-Приложение.

 

 

 

4.Технология проектного обучения 
Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки, так как оно побуждает учащихся проявлять способность 
к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами;  
-к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;  
-к самообразованию и самоорганизации;  
-к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;  
-видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;  
-делать выбор и принимать решения.

Основное целевое назначение проектной  технологии в профильном обучении заключается  в том, чтобы:  
1) познакомить учащихся на предметном и межпредметном материале с социально, научно и практически значимыми проблемами, которые характерны для профильного обучения и профессионального обучения и профессиональной деятельности, и со способами решения этих проблем;  
2) включить учащихся в активную, хотя преимущественно в квазиисследовательскую и квазипрофессиональную, но вполне реальную деятельность, в проживание реальных событий и чувств, позволяющих ученику осмыслить социальную и личностную значимость этой деятельности и ее результатов, оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными для того или иного профиля характеристиками;  
3) стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению проблем: 
к собственному приобретению знаний из разных областей и источников, которые могут быть использованы в жизни, в будущей профессиональной деятельности, в продолжении образования по выбранному профилю;  
к получению реального, имеющего социальный и личностный смысл результату;  
к творческой деятельности по конструированию новых объектов.  
 
Но, кроме специфичный профориентационных, проектное обучение преследует и общедидактические цели, такие, например, как  
4) создать условия для развития интеллектуальных способностей: 
критически мыслить;  
прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения на основе не только аналитического, логического, но и интуитивного мышления;  
мыслить на уровне широких обобщений;  
ориентироваться в окружающей действительности;  
 
5) Формировать ключевые умения и компетенции: 
проектировочные: определение цели, разработка проектного задания, планирование работы и распределение обязанностей, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия;  
познавательные; навыки самостоятельной работы с информацией, самостоятельного конструирования знаний, применения к решению новых познавательных задач.  
исследовательские: выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение;  
коммуникативные: передача информации, умение слушать и понимать другого;  
социальные: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за них на себя ответственность, регулировать конфликты;  
информационные: владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка информации и хранение. 

5.Проблемное  обучение 

Цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и  учителя. 
 
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.1.) создание проблемных ситуаций, 2.) обучение учащихся в процессе решения проблем, 3.) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде. 
 
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям. 
 
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1.) сложность, выступающая в форме противоречия, 2.) ёмкое содержание, 3.) увлекательная форма, 4.) доступный для ученика уровень сложности. 
Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы. 
 
Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности. 
 
Моделирование уроков. При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями: 1.) актуализации знаний и умений; 2.) осознания и осмысления блока новой учебной информации; 3.) закрепления и систематизации знаний; 4.) применения знаний в новой учебной ситуации; 5.) проверки уровня усвоения знаний и умений.

 

 

 

 

 

 

 

6. Технология  решения изобретательских задач

ТРИЗ – теория решения изобретательных  задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить  фантазию детей, а научить мыслить  системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому  воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Основным средством работы с  детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые  знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных  задач осуществляется в несколько  этапов.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и  детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти  общий язык, понять друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Здоровье сберегающие технологии

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это: 
1.условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); 
2.рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); 
3.соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; 
4.необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. 
 
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: 
-Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. 
-Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы. 
-Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии. 
-Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии обучения"